БЮЛЛЕТЕНЬ № 15 

VII группа стажеров
Май - Июнь 1998

СОДЕРЖАНИЕ

Новости, факты, события

 

Парламентские слушания “О проекте федерального закона “О здравоохранении РФ”
Парламентские слушания по Северному завозу
Новости из Министерства культуры РФ
Республика Алтай
Первый шорский писатель
КВН по истории родного края в Горной Шории
Социальные проблемы телеутского народа
Земля моя - Ульчия!
Путина на Амуре
Подготовка специалистов для школ севера Республики Саха (Якутия)

Народы Севера

 

Нанайцы
Эвенки
Шорский фольклор

Встречи стажеров

 

Встреча в Московском исследовательском центре по правам человека
Встреча в Министерстве региональной и национальной политики РФ
В офисе ГРИНПИС России
Встреча с П.В. Суляндзига

 

 

 

 

 

НОВОСТИ, ФАКТЫ, СОБЫТИЯ

Парламентские слушания 
"О проекте федерального закона "О здравоохранении РФ"
В соответствии с решением Совета Государственной Думы (протокол № 124, п. 31 от 19 февраля 1998 года) Комитет по охране здоровья провел парламентские слушания на тему: “О проекте федерального закона “О здравоохранении Российской Федерации” в г. Санкт-Петербурге 13 - 14 апреля 1998 года.

Впервые собрались политики, депутаты Госдумы, ученые, врачи для определения стратегии закона, правового обеспечения деятельности национальной системы здравоохранения. В течение ряда десятилетий в СССР и России существовали только инструкции и приказы Минздрава. И в правовой системе здравоохранения возникла ситуация, когда действующее законодательство уже не позволяло в полной мере регулировать все аспекты деятельности здравоохранения.

Основные проблемы здоровья населения:

1. Высока заболеваемость, инвалидность и смертность (намного выше европейских показателей).

2. Рост социально обусловленных и инфекционных заболеваний: туберкулез, сифилис, СПИД и т.п..

3. Снижение доступности бесплатного медицинского обслуживания.

4. Практическое отсутствие реальных действий Правительства РФ и общества по снижению причин, вызывающих заболеваемость и смертность населения.

Эти отправные точки послужили главной идеей подготовки проекта закона.

На этих парламентских слушаниях выступила вице-президент Ассоциации КМНСС и ДВ Лариса Ивановна Абрютина. В своем выступлении она рассказала о практическом здравоохранении коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; заболеваемость туберкулезом среди коренных народов достигла масштабов эпидемии, повысилась смертность среди больных туберкулезом, ежегодно умирают молодые люди с открытой формой заболевания. Каждый четвертый ребенок инфицирован.

В местах традиционного компактного проживания коренных народов Севера отсутствуют больницы, люди не могут получить медицинскую помощь.

Были предложены дополнения к статье 79 об улучшении практического здравоохранения коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Г. Круглова,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

Парламентские слушания по Северному завозу19 мая 1998 года в Государственной Думе РФ состоялись парламентские слушания “О финансировании мероприятий по обеспечению завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера с ограниченными сроками навигации”, на которые были приглашены стажеры седьмой группы ИЦ “Л”.

На слушаниях с докладами выступили представители Правительства РФ, министерств и ведомств, а также представители субъектов РФ.

Северный завоз - острейшая проблема практически для всех коренных малочисленных народов России, которая усугубилась в последнее время, в первую очередь в связи с существенным сокращением объема финансирования из федерального бюджета, несвоевременным поступлением средств в регионы, а также в связи с их нецелевым использованием на местах.

В ходе слушаний по этим и многим другим проблемам высказались с трибуны различные чиновники, и было видно, что некоторые из них вообще далеки от обсуждаемых вопросов.

Очень интересно было наблюдать за тем, как представитель Правительства обвиняет во всех грехах (таких, как нецелевое использование бюджетных ассигнований, неподготовленность транспортной базы и т.п.) субъекты РФ, а представители субъектов, в свою очередь, “валят” все на Правительство, тоже приводя веские доказательства.

В итоге сошлись на том, что северному завозу стоит уделять больше внимания при составлении федерального бюджета и что необходимо ускорить процесс принятия федерального закона “О Северном завозе”. Также в результате парламентских слушаний были выработаны рекомендации Правительству, министерствам и ведомствам, субъектам РФ с целью повышения эффективности и полноты проведения мероприятий по обеспечению населения северных территорий необходимой продукцией и товарами.

Будем надеяться, что все это принесет положительные результаты. Правда, есть одно “но”. Парламентские слушания по Северному завозу проводятся каждый год, доклады читаются, чиновники спорят, рекомендации выносятся, а народ на Севере по сей день выходит из ситуации собственными силами.

Может, в этом и заключается суть государственной поддержки?

Арат Хайдып
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Новости из Министерства культуры РФ12 мая 1998 года вышел приказ Министерства культуры РФ “О проведении выставки художников Севера”, текст которого мы решили представить вашему вниманию.

“На основании решения Координационного совета по проблемам развития культуры Севера и в соответствии с планом проведения Международного десятилетия коренных народов мира Генеральной Ассамблеей ООН приказываю:

1. Провести в Москве выставку художников северных территорий “Север - любовь моя”, посвященную Международному дню коренных народов мира (с 9 августа 1998 г.);

2. Координационному совету по вопросам развития Севера [А.С. Борисов, министр культуры Республики Саха (Якутия)] до 20 мая 1998 года подготовить концепцию выставки и состав выставкома. Организовать работу по обеспечению участия в выставке художников северных территорий;

3. Управлению национальной и региональной культурной политики (Г.А. Смирнов), Отделу изобразительного искусства (И.Б. Порто) оказать помощь в разработке проекта выставки “Север - любовь моя”;

4. Государственному музейно-выставочному центру “Росизо” (О.Е. Шандыбин) обеспечить подготовительные работы и проведение выставки;

5. Финансирование выставки предусмотреть за счет средств заинтересованных организаций, коммерческих банков и других внебюджетных источников;

6. Контроль за выполнением приказа возложить на Управление национальной и региональной культурной политики.

Первый заместитель министра В.С. Евстигнеев”.

К содержанию

Республика АлтайВ Республике Алтай проживают почти 210 тысяч человек, из них около 64 тысяч - алтайцы, коренное население республики. Самая сложная ситуация сложилась в тех районах РА, куда падают отработанные ступени космических ракет и ракетное топливо (гептил) запускаемых с Байконура аппаратов.

Эти районы - Кош-Агачский, Улаганский, Турачакский, Онгудайский, Усть-Канский и Усть-Коксинский - населяет коренной народ РА - алтайцы, причем в двух первых они составляют большинство. Поскольку ВКА РФ довольно индифферентно к заявлениям населения этих районов и РА в целом о тех масштабах загрязнения среды обитания, постольку нет и каких-либо исследований со стороны агентства по анализу обстановки и степени воздействия на здоровье народов. Если говорить только о коренном народе, то, используя данные проведенного в 1996 году мониторингового исследования, группой ученых Горно-Алтайского института гуманитарных исследований и врача-генетика, в Кош-Агачском районе выявлено патологически высокое число детей, страдающих заболеваниями центральной нервной системы и умственной отсталостью, а также ДЦП.

Если к тому же иметь в виду то воздействие, какое оказывают испытания на ядерных полигонах в Северном Китае и загрязненные химикатами потоки воздуха из Кузбасса, то совокупность всех трех факторов привела к тому, что средняя продолжительность жизни в Кош-Агачском и Улаганском районах (приравненных по условиям жизни к районам Крайнего Севера) составляет у мужчин 42 и у женщин 43 года. Кроме того, виден левый рост числа онкозаболеваний и смертности от них, а также от гипертонических и других сердечно-сосудистых заболеваний. Наиболее ужасающа ситуация с приобретенными генетическими заболеваниями у детей и смертностью детей - перинатальной и в возрасте до 1 года.

С. Тюхтенева,
Республика Алтай,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

Первый шорский писательИван Матвеевич Штыгашев - первый шорский писатель. Он родился в селе Матур (Хакасия), закончил Казанскую учительскую семинарию. Работал в миссионерских школах в селах Матур, Кондома - обучал детей грамоте, был миссионером Матурского стана Алтайской духовной миссии.

Его произведение “Поступление в училище и продолжение учения шорца (алтайца) Ивана Матвеевича Штыгашева”, которое вышло в Казани в 1885 году, является первым литературным произведением шорского народа. Он также написал “Записки о путешествии в Киев, Москву и ее окрестности”, где описывает свое путешествие по святым местам православной церкви. С его участием были подготовлены к изданию “Шорский букварь для инородцев восточной половины Кузнецкого округа” (вышел в 1895 году в Казани) и “ Словарь алтайского и аладагского наречий шорского языка” В.И.Вербицкого. И.М.Штыгашев написал много сочинений на религиозную тему, которые были опубликованы в религиозных журналах.

Иван Матвеевич Штыгашев умер 13 ноября 1915 года в Матуре.

Л.Чульжанова,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

КВН по истории родного края в Горной Шории16 мая 1998 года в ДК имени Ленина (г. Междуреченск) состоялся первый КВН по истории родного края. Инициатором проведения выступил Валерий Топаков, создатель ансамбля “Ойун”. В КВН приняли участие две команды: “Таг кижилер” (“Горные люди”) и “Суг эзи” (“Хозяин воды”).

“Таг кижилер” состояла из сегодняшних участников ансамбля “Ойун” (капитан команды - Вениамин Борискин), а “Суг эзи” - из прежде участвовавших в этом ансамбле (капитан - Валерий Топаков).

Программа соревнования была насыщенной и предполагала знание истории родного края, традиций и обычаев шорцев, знание шорского языка и природы Горной Шории.

До самого последнего конкурсного задания лидировала команда “Таг кижилер”, но после исполнения шорского обряда, последнего задания, вперед на один балл вышла команда “Суг эзи”, которая и стала победителем КВН. Свадебный обряд, показанный ими, покорил жюри яркостью и артистичностью исполнения, а главное - прекрасным владением шорским языком. В исполнении обряда приняла участие вся команда: Светлана, Людмила и Валентина Кискоровы, Николай Топаков, Анатолий Торчаков, Наталья Торушпанова.

Жюри отметило очень хорошую подготовку обеих команд, эмоциональность, артистичность и хорошее знание шорского языка большинством участников.

КВН состоялся благодаря финансовой поддержке директора национального предприятия “Дебр” Николая Тенешева, который выделил средства на приобретение призов победителям.

Л. Чульжанова,
из бюллетеня “Туган Чер”,
Кемеровская область

К содержанию

Социальные проблемы телеутского народаВ Кемеровской области проживают два коренных малочисленных народа, не имеющих национально-территориальных образований, - шорцы и телеуты. Телеутов насчитывается всего около 3 тысяч человек.

В условиях перехода к рынку телеутский народ, как и другие коренные малочисленные народы, оказался на грани экономической катастрофы, так как для большинства коренного населения характерны чрезвычайно низкий уровень жизни, безработица, не везде есть дороги, школы, медпункты, магазины, связь. Не во всех населенных пунктах компактного проживания телеутов имеются водопроводные сети.

За телеутами не закреплены территории их традиционного природопользования, в результате чего идет отчуждение земель угольной и металлургической промышленностью, катастрофически сужаются площади проживания и хозяйственной деятельности телеутов.

Из-за закрытия и затопления шахт поднялись грунтовые воды, вода из артезианских скважин уходит. В результате деревня Верховская и другие населенные пункты остались без питьевой воды.

Нищета и бесправие, длительное игнорирование проблем телеутов местными органами породили явление массового пьянства, деградации коренного населения, привели к упадку духовной культуры, подрыву нравственных устоев малочисленного народа.

Остро стоит вопрос этнического выживания телеутов, сохранения языка, культуры, подготовки национальных кадров, возрождения деревень, сохранения среды обитания.

Несовершенство избирательной системы лишает нас права иметь своих депутатов в Государственной Думе, Совете Федерации, Федеральном Собрании, областных и районных (местных) органах власти, способных отстаивать интересы народа.

Если со стороны Правительства не будет реальной помощи в разрешении проблем, телеутский народ обречен на ассимиляцию и этническое исчезновение. Неблагоприятная демографическая ситуация, повышение смертности, рост числа самоубийств, снижение рождаемости могут привести к вымиранию народа.

Марина Тодышева,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Земля моя - Ульчия!Наш район на карте Дальнего Востока появился поздно. До 1933 года параллельно существовали два райисполкома - ульчско-негидальский и русский. 30 января 1933 года два района объединились в один - Ульчский, с центром в селе Богородское. Так родился новый национальный район - “страна Ульчия”, по образному выражению М.И. Калинина.

В этом году Ульчскому району исполнилось 65 лет. Администрация района перенесла празднование юбилея на летнее время - на август.

От всей души хочу поздравить и пожелать администрации и всем жителям Ульчского района успешно отметить этот юбилей.

Не осталась в стороне Нижнегаванская школа, где была проведена декада краеведения “Земля моя - Ульчия” в январе. Был продуман и подготовлен сценарий устного журнала, в зале была вывешена фотогазета “Земля родная, Ульчия”. Организовали выставки рукодельных работ и поделок, блюд национальной кухни, рисунков.

Вокальная группа исполнила песни, посвященные родному краю. Также исполнялись частушки, танцы, инсценировки из сказок народов Севера, стихотворения “Слушай, река!” П. Лонки, ульчского поэта.

Мы благодарны администрациям села и школы, которые выделили средства на покупку призов участникам выставок.

Юлия Пызгун,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Путина на АмуреЗавершилась корюшковая путина на Амуре. Ульчскому району под трудозанятость населения было выделено 145 тонн этой нежной, вкусной деликатесной рыбки, достигающей размером сельди. Рыба была распределена между национальными предприятиями для их развития и первичными организациями ассоциации народов Севера для личного потребления.

Рыба поднимается для нереста от устья Амура вверх до 300 км с начала апреля, и колхозы вылавливают ее ставными неводами подо льдом. Население вылавливает рыбу закидными неводами по заберегам и после ледохода, и поэтому в это время кипит работа на берегу: надо очистить берег от льда, подготовить лодки, дрова и успеть выловить рыбу, так как она идет 2 - 3 ночи. Хороша свежая, пахнущая огурцами корюшка отварная, жареная, консервированная, но особенно вяленая. После 5 - 10-часового посола ее надо нанизать на палочки и вывесить для вяления. Через 7 - 10 дней корюшка готова для употребления с пивом, но для ребятишек она - лакомство вместо семечек. Вкусна вяленая корюшка в отваренном виде под молодую картошку и для приготовления национальных блюд.

В этом году корюшка шла хорошо, и только ленивый ее не заготовил. Ее охотно обменивают на муку, сахар, крупы, мясную тушенку, одежду и обувь коммерсанты из Хабаровска, Благовещенска и Приморья. Правда, стоит она там в 4 - 5 раз дороже, но что поделаешь, очень сложно ее вывозить, вот и вынуждены менять ее на месте за копейки. В это трудное время, когда задерживаются зарплата, пособия по безработице, отменены детские пособия, корюшка - это беда и выручка.

Сейчас национальные предприятия, школы, детские дома, больницы готовятся к летней лососевой путине. Району выделили 44 тонны горбуши и 10 тонн летней кеты. Лимитов недостаточно, особенно по кете, но мы их выловим, только бы был хороший подход.

А. Одоко,
президент Союза предприятий “Мангу” (“Амур”)
Ульчский район Хабаровского края,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

Подготовка специалистов для школ севера Республики Саха (Якутия)На филологическом факультете Якутского Государственного университета имени М.К. Аммосова открыта кафедра северной филологии, которая готовит учителей родного языка и литературы народов Севера, а также русского языка и литературы. На кафедре преподаются эвенкийский, эвенский и юкагирский языки. На очном отделении набор составляет 15 человек, на заочном - 25.

Несколько лет назад на кафедре была сделана успешная попытка подготовки учителей родного языка (эвенкийского) и производственного обучения. Для двух студентов, приехавших из поселка Иенгра, был составлен индивидуальный план обучения. По этому плану с III курса они изучали в Якутской сельхозакадемии следующие дисциплины: звероводство, оленеводство, охотничий промысел, пастбища.

Закончив университет, Андрей Семенов и Александр Колесов получили дипломы с правом преподавания основ национальных промыслов и оба вернулись в родную школу.

В. Флегонтова,
Республика Саха (Якутия),
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

НАРОДЫ СЕВЕРА

Нанайцы

 

Нанайцы относятся к южной ветви тунгусо-манчжурской группы. Их численность составляет 12 000 человек. Основная масса нанайцев живет на территории Хабаровского края (в Нанайском, Ульчском, Солнечном, Комсомольском и других районах), а также в Приморском крае и Сахалинской области. Самоназвание - нанай - означает “человек Земли”. Как и все другие народы, нанайцы имеют свой родной язык. В основу нанайского языка положен найхинский диалект. Он занимает срединное положение между верхнеамурским и нижнеамурским диалектами. А традиционное верование - шаманизм.

Основные занятия моего народа - рыболовство и охота. Кроме того, занимались сбором дикоросов, домашним производством, а с XIX века - огородничеством и домашним животноводством.

Нанайцы употребляют в пищу продукты рыболовного промысла. Известно несколько видов обработки рыбы для длительного хранения: вяление, замораживание, соление, копчение, квашение. Мясная пища у нанайцев тоже распространена. Едят в сыром виде мозг костей, печень, ноздри и некоторые другие части добытых животных. Из разделанной туши зверей отбирали мясо для вяления, копчения и соления. Остальное мясо варили и жарили на костре.

А из рыбьих, оленьих, лосиных кож и шкур и из других материалов изготавливали национальную одежду. У нанайцев тип одежды зависит от пола, сезона и назначения (повседневная, праздничная, промысловая, свадебная, погребальная, ритуальная).

Возрождаются культура, язык нанайцев в Нанайском, Комсомольском районах, где созданы общественные организации и Ассоциация. Стали выходить книги, учебники на нанайском языке, есть музеи. Проводятся фестивали, праздники.

Все это важно сохранить и развивать не только в этих районах, но и в других, где проживают нанайцы. Есть у моего народа нерешенные вопросы, один из них - это вопрос о земле, о территориях традиционного природопользования.

Юлия Пызгун, нанайка,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Эвенки

 

Эвенки (самоназвание - орочон) расселены от левобережья Енисея до Охотского моря и от Заполярной тундры до Ангары и Амура.

Общая численность в России, по данным последней переписи (1989 г.), составляет 30 908 человек. В Республике Саха (Якутия) проживает 15 106 эвенков, в Алданском улуе - 1890 человек, Анабарском - 372 человека, Булунском - 2086, Жиганском - 1836, Олекминском - 942, Оленекском - 2179, Усть-Майском - 1945, Нерюнгринском - 960, в г. Якутске - 861 человек.

Происхождение эвенков связано с районами Прибайкалья и Забайкалья, откуда они расселились по территории современного обитания. Раньше вели кочевой образ жизни. Основными занятиями были охота, рыболовство, оленеводство, а также они владели кузнечным делом, обрабатывали кость, рог, шкуры животных, шили из них одежду, мастерили лодки, лыжи, нарты, домашнюю утварь из дерева и бересты.

Жили эвенки обычно в чумах, летом крытых берестой, а зимой - оленьими шкурами.

С установлением советской власти коренным образом изменилась жизнь эвенков. Кочевые группы перешли к оседлости. Наряду с традиционными отраслями начали развиваться земледелие, животноводство, звероводство.

А. Флегонтов, эвенк,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Шорский фольклор

 

В прошлом у шорцев было богатое устное творчество в виде сказок (ныбак) бытового и фантастического содержания, небольших рассказов и легенд типа преданий или бывальщины (пурунгу чоок), поговорок (кер сос), загадок, песен (сарын), эпических богатырских поэм.

Пурунгу чоок - это рассказы исторического содержания, обычно о набегах киргизов, о легендарных народах, о битвах, об охоте. Среди легенд большое место занимают охотничьи легенды, легенды о “хозяевах” гор и воды. По внешнему строю это прозаические рассказы, небольшие по размеру, не имеющие ни определенного начала, ни трафаретной концовки. Многочисленны и космогонические легенды (мифы о сотворении Земли, людей, о потопе и т.д.).

Поговорки имеют обычно форму двустиший и входят как составной элемент и в общую композицию героических поэм:

Киик туктиг полчан, Косуля бывает с шерстью,
Кижи адыг полчан... Человек должен иметь имя...

(Слова богатыря, требующего, чтобы ему дали имя.)

Речь стариков пересыпалась такими пословицами. Загадки служили развлечением в долгие осенние и зимние вечера главным образом для молодежи и детей.

Песни слагались на различные случаи жизни, имели строфическое строение стиха, часто импровизировались. Пелись соло или хором, хором обычно в унисон. На один и тот же мотив пелись самые разнообразные песни. Часто они исполнялись под аккомпанемент комуса (двухструнный инструмент) или балалайки. Песни по содержанию были следующие: плачи (сыгыт), исполняемые при оплакивании умершего; свадебные, игровые, любовные, бытовые, исторические, как, например, про богатырей-предков отдельных родов, про битвы и столкновения. По форме песни разделяются на длинные (протяжные) обычно лирические, и двустишья или четырехстишья (такпак), типа частушек. Особый вид коротких песен составляли согиш - насмешливые песни или пословицы, слагаемые представителями одного рода (сеока) для высмеивания тех или иных черт представителей другого рода, жителями одного селения для вышучивания жителей других селений. Отдельные песни исполнялись в виде дуэта. Двое исполнителей, обычно юноша и девушка, состязались в остроумии и образности речи. Один из них начинал песню, слова другого были для него ответом. В старину устраивались состязания известных певцов. Певец, вызванный на такое состязание, должен был отвечать импровизацией своему сопернику, и так продолжалось до тех пор, пока один из состязующихся не умолкал, истощив свое красноречие.

Эпические богатырские поэмы, полустихотворные, полупрозаические (кай), рассказываемые нараспев под аккомпанемент кай комуса, сказитель обычно начинает с прелюдии, во время исполнения которой он как бы обдумывает свою поэму. Затем он начинает петь низким горловым голосом. Поэму кайчы поет по частям, заканчивая каждую часть пением без слов или одним лишь аккомпанементом без пения. Богатырские или героические поэмы имеют строго выработанную форму, определенные, почти стандартные начала и концовки. Они очень длинны, кайчы начинает поэму вечером и исполняет ее всю ночь, а некоторые поэмы даже несколько вечеров. Комус изготовляется из тала или кедра. Он имеет 2 струны из конского волоса. Дека делается из деревянной пластинки. В наше время существуют все виды устного народного творчества, кроме согиш. Но они находятся в упадочном состоянии, несмотря на усилия самодеятельных шорских фольклорных ансамблей.

И. Улагашева, шорка,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

ВСТРЕЧИ СТАЖЕРОВ

Встреча в Московском исследователь-
ском центре по правам человека

 

Центр создан в 1990 году его нынешним директором Алексеем Олеговичем Смирновым (“зеком в третьем поколении”, как он сам представился). Находится он в здании Российского общественно-политического центра (бывшее здание ЦК ВЛКСМ) по адресу: 103982, Москва, Лучников переулок, 4.

Алексей Олегович кратко рассказал об истории диссидентства вообще и в России в частности; о личных причинах прихода в руководство общественного движения; об издержках и проблемах деятельности общественных организаций. Он считает их действенным инструментом диалога между властями и народом.

Третий сектор, в свою очередь, состоит из трех составляющих: политических партий, профсоюзов, других общественных объединений (благотворительных, гуманитарных, правозащитных). Как явствует из названия, Центр, возглавляемый А.О. Смирновым, принадлежит к числу последних и, по его убеждению, является единственно эффективной формой ненасильственного сопротивления власти. “Несмотря на название Центра, главная его цель - не исследования, а работа напрямую с населением. Во время войны в Чечне 5 организаций были в “поле” и одна из них - Комитет солдатских матерей - была выдвинута на соискание Нобелевской премии мира”.

В Центр приезжают люди в поисках правды не только из России, но и из других республик СНГ. Кредо Смирнова: “Мы должны строить такое общество, где человеку есть куда пойти со своими проблемами”. Консультации юристов в Центре бесплатные, финансируются они из западных благотворительных фондов. Иногда сотрудники по наиболее сложным делам выезжают за пределы Москвы. Сейчас Центр занят поддержкой программы развития региональных партнеров (таковых по СНГ 500). Эта программа предусматривает чтение лекций, семинары для активистов, обучение компьютерной грамоте, создание компьютерной сети правозащитных организаций.

Смирнов считает, что лучший опыт для российских правозащитных организаций -это опыт стран Восточной Европы, прежде всего Польши. Особо он отметил опыт Дании по возрождению Гренландии, проводимый без нарушения этнической самобытности коренных народов.

Что касается структуры любой общественной организации, личный опыт Смирнова позволил ему сделать вывод: структура общественной организации, как и структура государственной власти, эффективна, когда есть три ветви: законодательная (правление, собрание руководителей организаций - членов Центра), исполнительная (дирекция Центра), судебная (контрольно-согласительная комиссия).

КПД Центра определяется количеством обученных людей и их дальнейшей эффективной деятельностью, количеством принятых и “защищенных” людей, тиражом интересной литературы, прекращением военных действий в “горячих точках” и т.п. Признанием эффективности деятельности Центра является полученная недавно награда Европейского Союза.

Известный российский правозащитник, лауреат Нобелевской премии С.А. Ковалев вообще не признает прав группы, он считает, что это лишь сумма прав отдельных личностей. Но когда народ находится на грани вымирания, то говорить о правах отдельной личности как-то неуместно, надо спасать весь народ.

Алексей Олегович посоветовал коренным малочисленным народам создавать общественные приемные, которые занимались бы защитой прав людей. А для того чтобы международная общественность знала о нарушениях прав в регионах, следует писать отчеты. Центр ставит себе цель издать сборник, где будут показаны нарушения в каждой области России.

И. Улагашева,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Встреча в Министерстве региональной и национальной политики РФ

 

5 июня 1998 года состоялась встреча стажеров седьмой группы с Цыреновой Зоей Юмцараевной, заместителем руководителя департамента. В начале беседы она обозначила тот круг проблем, которыми занимается департамент. Это проблемы национально-культурных автономий, проблемы языка и образования (совместно с Минобразования), проблемы социально-культурные (совместно с Госкомсевером).

Фонд “Возрождение культуры народов России”, созданный в Миннаце РФ, в 1997 году финансировал издание учебных и методических рекомендаций. Сейчас стоит вопрос о закрытии этого фонда, поэтому финансирование временно приостановлено.

В связи с приходом нового Правительства РФ министром стал Е.С. Сапиро, а также министерству придан статус координирующего.

Недавно у Миннаца появилась новая функция - право определять и координировать проблемы, связанные с социально-экономическим и культурным положением в регионах.

З.Ю. Цыренова рассказала о работе своего отдела, о проведенных и запланированных мероприятиях, направленных на конструктивное решение проблем малочисленных народов и национальных меньшинств.

М. Тодышева,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

В офисе ГРИНПИС России

 

22 мая 1998 года состоялась встреча стажеров седьмой группы ИЦ “Л” с Владимиром Чупровым, координатором ГРИНПИС России. Он рассказал об истории создания ГРИНПИС, основных направлениях его работы: лесном, нефтяном, токсичном, антиядерном. Также он отметил, что ГРИНПИС за пять лет существования в России сделал важные дела: 1. Остановил золотодобычу в Республике Коми. 2. Остановил деятельность финских лесозаготовительных корпораций в Карелии. 3. Остановил строительство АЭС в Костроме. 4. Провел презентацию нового дополненного издания книги “Отравленные города”, открывающей одну из самых страшных страниц в истории нашей страны - “диоксиновой агрессии” и многое другое.

В.Чупров дал конкретную программу действий общественных организаций по защите экологических прав: 1. Найти сторонников на местах. 2. Сбор видео и фотоматериалов. 3. Провести социологический опрос жителей. 4. Распространять материалы по вопросу (привлекать журналистов, выпускать листовки), проводить пресс-конференции. 5. Информировать правительства, мировую общественность.

В крайнем случае требовать проведения референдума (для этого надо привлечь юриста, создать и зарегистрировать инициативную группу). При этом использовать все средства массовой информации (радио, телевидение, прессу).

Всем стажерам будут высылаться бюллетени “ГРИНПИС”.

Ю. Пызгун,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Встреча с П.В.Суляндзига

 

21 мая 1998 года седьмая группа стажеров ИЦ “Л” посетила Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Павел Васильевич Суляндзига - вице-президент Ассоциации по работе с регионами, а также координатор Датско-Гренландского проекта и куратор Канадско-Российского проекта - подробно рассказал о двух международных проектах, в которых Ассоциация принимает активное участие. Это Канадско-Российский проект “Институционное строительство коренных малочисленных народов РФ” и Датско-Гренландский проект.

П.В. Суляндзига условно выделил три фазы (ступени) Канадско-Российского проекта:

1. Финансовая помощь Ассоциации КМНСС и ДВ и региональным ассоциациям в приобретении офисного оборудования, мебели и т.п.

2. Стажировка представителей из числа коренных малочисленных народов Севера в Канаде (по направлению региональных отделений Ассоциации КМНСС и ДВ).

3. Финансовая и информационная поддержка региональных отделений Ассоциации.

Девять регионов (Таймырская окружная, Туруханская, Эвенкийская “Арун”, Корякского АО, Чукотского АО, Юпиков Чукотки, Камчатская областная, Приморская краевая и Ассоциация кольских саамов) в марте 1998 года получили оргтехнику (компьютеры, факсы, модемы, копировальные машины). Были выделены средства на установку и на эксплуатационные расходы.

Финансирование Канадско-Российского проекта рассчитано до 31 марта 2000 года.

Вторым проектом является “Датско-Гренландская Инициатива” - проект двухэтапный. Первый этап - формирование базы данных по коренным народам России (статистика, демография, региональные законы), обозначение зон экологического бедствия в местах компактного проживания коренных малочисленных народов России, сбор проектов и программ по этим народам. Московский офис Датско-Гренландского проекта подготовил банк данных по коренным малочисленным народам, собрал проекты и предложения. В настоящее время готовит отчет “Коренные народы и окружающая среда российского Севера”, который будет представлен в штаб-квартиру Комиссии по охране окружающей среды ООН, в Арктический Совет, в Правительство России. Датский офис подготовил базу данных международных фондов и организаций, работающих с коренными народами.

С 1 июля 1998 года начинается второй этап проекта, основным направлением которого будет поиск доноров для финансирования полученных проектов и программ.

Желающие получить информацию могут обращаться в центральный офис Ассоциации по адресу: 117415, Москва, проспект Вернадского, 37, корп. 2, комн. 527. Телефон: (095) 938-95-45, Факс: (095) 432-9992.

Уже в настоящее время Датско-Гренландский проект начал расширяться - совместно с организацией “Гренландик-Статистик” и группой ученых-энтузиастов разрабатывается проект по изучению жизни коренных народов Чукотки и Кольского полуострова. Вести данный проект будет Лариса Абрютина - вице-президент Ассоциации.

Как вице-президент по работе с регионами Павел Васильевич выезжал на места - в Хабаровский, Приморский, Красноярский края, Сахалинскую, Томскую области - с целью ознакомления с ситуацией на местах, сбора информации, обсуждения вопросов о сотрудничестве на перспективу. Были встречи с представителями коренных малочисленных народов Севера и с руководителями подразделений, органами власти (департаменты, отделы), которые занимаются проблемами коренных народов. К сожалению, ситуация в этих регионах остается сложной. Опыт показал, что там, где больше дается подробной информации о необходимости таких программ, больше эффективности и больше предложений.

С учетом опыта работы Ассоциации с регионами определены следующие основные направления:

- разработка законодательства по коренным народам в регионах;

- развитие коммуникаций и связи между коренными народами, получение и обмен информацией;

- улучшение экологической обстановки в местах проживания и хозяйственной деятельности коренных народов;

- поддержка местных общин, организаций и предприятий коренных народов, работающих в национальных селах.

Во всех мероприятиях, проводимых федеральными органами власти с участием Ассоциации, поднимаются проблемы регионов и вносятся конкретные предложения по улучшению ситуации.

В декабре 1997 года Павел Васильевич участвовал в совещании по подготовке конференции неправительственных организаций по вопросу разработки нефтегазоносных месторождений в шельфе Сахалина. Многие неправительственные международные и российские организации экологов выразили свою озабоченность по поводу будущих разработок. Они также призвали участвовать в их процессе организации коренных народов, так как эти разработки могут задеть их интересы. Экологические организации считают, что с точки зрения будущей экологической катастрофы сахалинский шельф необходимо объявить “горячей точкой”.

За истекший период Павел Суляндзига участвовал в работе двух совещаний коренных народов мира по претворению в жизнь пункта 8j Конвенции по сохранению биоразнообразия в Испании. Работа была очень интересной и важной.

Очень важной по значимости было участие в заседании Европейской Комиссии в Брюсселе, которое состоялось с 9 по 15 марта. Было очень интересно и в то же время трудно убеждать Европейскую Комиссию включить коренные народы России в сферу сотрудничества с Европейским Сообществом. Дело в том, что Европейское Сообщество не включало коренные народы России в связи с тем, что существуют документы, в которых сотрудничество предусмотрено только с коренными народами развивающихся стран, а Россия считается развитой страной. На этом совещании рассматривался проект нового документа политики Европейского Союза по отношению к коренным народам. Большую роль в том, чтобы ЕС не стало делить коренные народы по странам, сыграли представители Циркумполярной Конференции инуитов и Союза саамов. Более того, после доклада Павла Суляндзига ряд организаций коренных народов предложили даже отметить в итоговом документе, который должен был быть представлен правительствам для подписания в мае на Братиславской встрече, особое, очень тяжелое положение коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Однако, по словам членов Европейской Комиссии, в связи с тем что документ имеет общий характер, нельзя указывать какой-либо регион мира. Но, получив конечный документ, было видно, что в нем есть упоминание о тяжелом положении коренных народов России и Ботсваны.

С 22 по 24 апреля С.Н. Харючи и П.В. Суляндзига участвовали в третьей конференции парламентариев стран арктического региона, которая проходила в г. Салехарде. Конференция прошла на очень высоком уровне. Главным итогом для Ассоциации было то, что она была включена в состав Постоянного Комитета парламентариев стран арктического региона для работы в области законодательства. На этом форуме все без исключения парламентарии в своих выступлениях отмечали очень важную роль, которую играли, играют и должны играть коренные народы в устойчивом развитии Арктики.

В период проведения конференции состоялись переговоры со Свейном Твейдал (ЮНЕП/ГРИД-Арендал), Тове Совендал-Петерсон (Секретариат коренных народов) и президентом Норвежского Саамского парламента по открытию Норвежского проекта оказания помощи коренным малочисленным народам России, обсуждена дальнейшая работа по подготовке окончательного отчета в рамках проведенного семинара в Москве в марте этого года. Договорились, что Саамский парламент решает вопросы с норвежским правительством по открытию бюджетной линии, российская Ассоциация совместно с Датско-Гренландской Инициативой и ЮНЕП/ГРИД-Арендал занимаются подготовкой предложений к проекту.

А. Флегонтов,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию