БЮЛЛЕТЕНЬ № 19 

VIII группа стажеров
Октябрь 1998

СОДЕРЖАНИЕ

Новости, факты, события

 

Медики бастуют
Вот такая “перспектива”...
Новости из Госдумы РФ
Национальные школы на Чаун-Чукотке
Будет ли школа в Нельмин-Носе?
Энтузиасты деревни Шанда
Сахалин в опасности !
Нарушаются права человека !
Лаураветланы
Оленеводы России
Вернулся мастером спорта
Про эвенков и для эвенков

Народы Севера

 

Происхождение слова
Традиционное хозяйство у телеутов

Встречи стажеров

 

Защищая родную природу
Встреча с координатором Сети Спасения Тайги

Точка зрения

 

Фактически это геноцид
Возрождение через объединение

Наша почта

 

Питерские студенты пишут в ИЦ “Л”

 

 

 

 

 

НОВОСТИ, ФАКТЫ, СОБЫТИЯ

Медики бастуютВ Байкитском районе Эвенкийского автономного округа 6 октября 1998 года началась забастовка медицинских работников. Основные требования врачей: первое - выплата задолженности по заработной плате, которую они не получали с апреля 1998 года; второе - выделение средств на медикаменты, так как их очень не хватает в районе, а также повышение уровня рациона питания стационарных больных; и третье - равномерное для всех районов распределение трансферта с окружного центра Тура.

На момент выхода бюллетеня в свет забастовка медицинских работников была временно приостановлена, так как начали выдавать заработную плату за три месяца (апрель, май, июнь) и выделили немного средств на медикаменты. Если требования врачей будут выполнены не до конца, то они обещают в недалеком будущем продолжить забастовку.

Т. Гаврилова-Белолюбская,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Вот такая "перспектива" 

Катастрофическая ситуация сложилась в Чаунском районе Чукотского автономного округа. Экология в местах, где добывали и добывают руду, нарушена. Погибают реки и озера; в почву и водоемы текут потоки мазута и солярки. Вся тундра и побережье моря захламлены железными бочками. В антисанитарном состоянии находятся населенные пункты, отсутствуют очистные сооружения. Ущерб природе наносят и браконьеры, число которых резко увеличилось в последнее время.

В настоящее время разрабатываются проекты по добыче руды, нефти и газа на Чукотке, значит, в будущем неизбежна перспектива не только дальнейшего ухудшения окружающей среды, но и резкого уменьшения поголовья оленей, а также еще более ухудшатся здоровье и морально-психологическое состояние коренных жителей.

Н. Вуквукай,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Новости из Госдумы РФ6 октября 1998 года в Государственной Думе РФ состоялись парламентские слушания “О кризисной социально-экономической ситуации на Севере России и неотложных мерах по ее преодолению на осенне-зимний период 1998/99 г.”, на которых с докладами выступили представители Правительства РФ, министерств и ведомств, Госдумы, а также представители субъектов Федерации.

В докладах чиновников отмечалось крайне тяжелое положение во всех сферах жизни северных регионов. Одной из основных причин была названа проблема с северным завозом. Во многие регионы вовремя не завезены продовольствие, товары, топливо, а транспортные расходы в осенне-зимний период в несколько раз больше.

Было отмечено, что этот год выдался особенно тяжелым для Севера и Дальнего Востока. Небывалое наводнение в Якутии весной и масштабные лесные пожары в Хабаровском крае и на Сахалине летом и осенью повлекли за собой человеческие жертвы, нанесли значительный материальный ущерб хозяйству, а также непоправимый урон окружающей среде этих регионов.

На парламентских слушаниях было отмечено, что так как социально-экономический кризис на Севере РФ носит системный, всеохватывающий характер, то и намечаемые и предпринимаемые усилия и меры по его преодолению должны иметь многосторонний характер, вовлекать все уровни и ветви российской власти, все субъекты экономической деятельности.

Располагают более полной информацией о бедственном положении в регионах сами жители Севера, телеграммы и письма которых были зачитаны во время парламентских слушаний.

Чиновникам Правительства, которые не жили, а некоторые и не бывали на Севере, не понять проблем, которые там существуют. И они с легкостью говорят и принимают решения для Севера.

Направленность на выселение людей из районов Крайнего Севера не учитывает тот факт, что коренные народы никуда не уедут и для них тоже нужны продовольствие, топливо, школы, больницы, жилье и т.д.

Депутаты и представители северных регионов поставили вопрос: нужен ли Север России? И тут же ответили, что нужен, так как 90% стратегических ресурсов России сосредоточено на Севере. Не будет Севера - не будет и Российского государства.

Т. Гаврилова-Белолюбская,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Национальные школы на Чаун-ЧукоткеСейчас много говорится о воспитании подрастающего поколения в национальных традициях. В нашем селе Рыткучи Чаунского района Чукотского автономного округа есть две школы: средняя школа и детская школа искусств. Средняя школа считается национальной, так как в ней учится большинство детей коренной национальности. В программах обучения предусмотрен национальный компонент образования: с первого по восьмой класс дети изучают чукотский язык, число часов для изучения которого увеличилось по сравнению с прошлым десятилетием.

Большинство учащихся коренной национальности не знают родного языка. Поэтому те знания, которые учащиеся получают на уроках родного языка, воспитатели интерната закрепляют в беседах и играх. Кроме того, с воспитанниками интерната проводятся беседы о любви к родной природе, к своей культуре. В других школьных предметах учитываются элементы краеведения. Например, на уроках труда ученики изучают декоративно-прикладное искусство Чукотки. Введен новый предмет “Чукотская художественная культура”, который знакомит учащихся с литературой, историей и культурой родного края, а также Дальнего Востока.

В 1997 году был открыт краеведческий музей “Наша Чукотка”, куда учащиеся школы приглашают знатных оленеводов, мастериц, устраивают встречи с чукотской поэтессой Клавдией Геутваль. Здесь же проводятся районные конкурсы-викторины на темы краеведения, конкурс на лучшего знатока родного языка. В районном конкурсе по родному языку ребята из села Рыткучи заняли первое и второе место.

Есть в селе Детская школа искусств, в которой действуют два отделения - музыкальное и национальное. В национальном отделении дети обучаются по следующим направлениям: фольклорное, изобразительное, декоративно-прикладное искусство, резьба по кости и театр.

Наши школы выпустили ребят, которые продолжили учебу в окружном национальном колледже в г. Анадырь, где готовят учителей-многопрофильников. Выпускники наших школ считаются самыми талантливыми, одаренными и воспитанными.

Я думаю, что государству нужно в первую очередь уделять внимание детским учреждениям, так как они являются основой в воспитании подрастающего поколения в национальных традициях. В наших же школах не хватает оборудования, материалов, нет подписки на журналы и газеты и многого другого.

Н. Вуквукай,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Будет ли школа в Нельмин-Носе?В поселке Нельмин-Нос Ненецкого автономного округа, одном из самых крупных в округе, нет средней школы. Здесь проживает тысяча с лишним человек, почти 99 % составляют коренное население - ненцы. Если говорить относительно всех ненцев, проживающих в Ненецком автономном округе, то каждый четвертый ненец в округе живет в Нельмин-Носе. Здесь же работает начальная школа и недавно открыты пятые и шестые классы, но и в них могут учиться не все выпускники начальной школы, так как не хватает помещений. В старом здании начальной школы дети учились в две смены. С этого года приспособили здание колхозной конторы. Дети получают дальнейшее образование в соседней деревне Андег или в нарьян-марской школе-интернате, условия в которой давно оставляют желать лучшего, хотя администрация школы старается сделать все возможное для их улучшения. Но небольшие здания интерната и школы уже не могут вместить всех желающих учиться, потому что учащихся в них и так в два раза больше допустимой нормы. Нарьян-марская школа-интернат неохотно принимает детей из Нельмин-Носа, мотивируя это тем, что базовая школа для них находится в Андеге.

О строительстве школы в Нельмин-Носе говорят еще с тех времен, когда учились бабушки сегодняшних первоклассников. Деревянная школа была построена в начале 80-х годов, но благополучно сгорела, так и не дождавшись своих учеников. Позже было принято решение строить школу из кирпича. Но в связи в различными финансовыми катаклизмами был сооружен только фундамент, и на этом стройка школы завершилась. Уже много лет ведутся разговоры о новой школе, о том, какую школу лучше строить - из дерева или кирпича, закладываются деньги в бюджете, каждый раз раздаются обещания, что в этом году обязательно строительство школы будет продолжено. Но за это время фундамент пришел в полную негодность. Брошены огромные деньги на ветер, и найти сегодня виноватых в этом разгильдяйстве очень трудно. Почти каждый год родители грозятся не отпускать детей в интернаты, но все возвращается на круги своя.

Можно много говорить о целесообразности школы, о том какой она должна быть. Но те, кто пожил в интернате, кто поездил по морозам на лошадях, на грузовых машинах, походил пешком домой и обратно за 20 с лишним километров, кто не видел по нескольку месяцев родителей, может быть, не всегда был сыт, потому что более старшие и сильные ребята отбирали еду и некому было пожаловаться, потому что одного воспитателя явно не хватает на семьдесят-восемьдесят ребят, кто мерз по ночам, потому что система отопления полетела или опять кочегар пьян, кто вырос в интернате, тот поймет, что жить надо около родителей и учиться надо в соседней школе, чтобы никто не мог упрекнуть ребенка в том, что он сидит на шее у государства.

Я сама прошла через интернат, поэтому я очень не хочу, чтобы мои дети или дети моих родных жили там. Так, как уродуют интернаты, я больше не видела нигде. Это не в укор тем воспитателям и учителям, которые как-то стремились скрасить жизнь детей. Многие из них действительно искренне переживают за своих учеников, пытаются содействовать их устройству в будущей жизни, помогают поступить учиться дальше.

Родители не видят своих детей годами, если не считать 3-4 месяцев каникул в году, дети отвыкают от родителей. Не отсюда ли их взаимное безразличие и безответственность, которые появляются между ними со временем? Родителям становится все равно, как и чем живет их ребенок, как он учится, какие у него интересы, чего он хочет в жизни, да и учится ли ребенок вообще. Учится - ладно, не учится - тоже ничего страшного. Ведь человека можно узнать только тогда, когда живешь с ним рядом долгое время, даже если это собственные мать или отец. Я, конечно, не хочу сказать это обо всех родителях интернатских детей. Родители, не обремененные заботами о своих детях, тоскуя о них, начинают пить. Они теряют главный смысл своей жизни - воспитание детей. Когда дети после окончания школы-интерната возвращались домой, оказывалось, что родители не знают своих повзрослевших детей, не умеют и не могут с ними жить, дети, выросшие на всем готовом, не понимают своих родителей. Рвется связь между близкими людьми.

Не в отсутствии ли школы находится корень всех сегодняшних проблем, стоящих перед жителями Нельмин-Носа: пьянство, безработица, суицид и равнодушие к своей будущей жизни, к будущему своего народа?

Будет ли построена школа в Нельмин-Носе?

А. Канюкова,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

Энтузиасты деревни ШандаНесмотря на невзгоды нынешних времен, кризисы и другие проблемы, национальные традиции телеутского фольклора бережно хранятся.

Подтверждение этому - фольклорный ансамбль при Шандинском сельском клубе. На этот коллектив возлагают большие надежды. Здесь нашли подход к каждому - от дошкольников до пенсионеров. Ансамбль пользуется большим успехом не только в своей деревне, но и за ее пределами. Два раза в неделю проходят репетиции, на которые съезжаются со всех соседних деревень. Заинтересованность проявляют не только телеуты, но и представители других народов.

Коллектив выезжает на районные и областные смотры и, конечно, без призовых мест и подарков не возвращается. В последнее время они все чаще выступают на областном телевидении “Кузбасс”.

Репертуар ансамбля очень обширный. В первую очередь - национальный телеутский фольклор: праздничные, свадебные, дорожные песни и танцы. Также участники ансамбля изучают церковные и современные песни. Молодежь здесь обучается игре на балалайке, гитаре и баяне.

Есть задумки открыть детский театр, ведь клуб - единственное место сбора подрастающего поколения и молодежи.

Средства на культуру практически не выделяются, поэтому все держится на энтузиазме заведующего клубом Ольги Петровны Кистаровой и самих жителей деревни, которые вкладывают в работу всю душу.

Е. Сатина,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Сахалин в опасности!16 октября 1998 года в Центральном доме журналистов в Москве состоялась пресс-конференция “Антигосударственная стратегия Госкомэкологии РФ и администрации Сахалинской области при реализации проектов разработки нефти и газа на шельфе острова Сахалин” с показом видеоматериалов с мест.

В пресс-конференции принимали участие представители различных общественных организаций, Государственной Думы РФ, а также представители Сахалина.

Были подняты вопросы о нарушении российского экологического законодательства в проектах “Сахалин-1” (разработка месторождений Чайво, Аркутун-Даги, Одопту) и “Сахалин-2” (разработка Пильтун-Астохского и Лунского месторождений). С добывающих нефть и газ платформ в Охотское море сбрасываются нефть и буровые растворы. Под угрозой находится экология севера Сахалина, на бескрайних территориях которого занимаются традиционным хозяйствованием коренные народы - нивхи и нанайцы. Загрязняется море с его богатейшими ресурсами, которыми кормятся Россия, Япония, Корея, Китай и другие страны.

Согласно Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью, весь мировой океан закрыт для слива нефти и нефтеводяной смеси.

Эколого-правовая организация - Институт “Экоюрис” поставил своей задачей рассеять туман над попытками иностранных компаний при попустительстве российских властей приобрести за бесценок богатейшие ресурсы российского Дальнего Востока, превратить Охотское море из рыбной житницы мира в источник постоянной экологической опасности, грозящей жизнедеятельности коренных жителей нефтяными разливами из-за частых землетрясений, сильных штормов, течений и подвижек льда.

Н. Чербохова,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Нарушаются права человека!Работники образования, культуры и медицины в Чукотском автономном округе находятся за чертой бедности, так как с декабря 1997 года они не получают зарплату, а летняя отпускная кампания за 1998 год не проводилась из-за отсутствия финансов.

На встрече с В.Е. Серяковым, заместителем начальника Территориального управления Президента РФ стало известно, что задолженность по заработной плате бюджетным организациям не должна превышать 4 - 5 месяцев. Сотрудники Управления были очень удивлены, услышав о том, что на Чукотке зарплату учителям, медикам и работникам культуры не выплачивают уже около года. Это при том, что трансферты в регионы посылаются, хотя и с задержкой. Данная информация была зафиксирована сотрудниками Управления, и эта проблема будет решаться.

Хочется добавить, что в связи с этим нарушаются основные международные документы, принятые ООН, к тому же и ратифицированные Российской Федерацией. Это Всеобщая декларация прав человека (статьи 2; 23, пункт 3; 24; 25, пункт 1), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (часть 3, статья 6, пункт 1; статья 7, пункты i, d; статья 11, пункт 1), Конвенция Международной организации труда № 95 “Об охране заработной платы”. Кроме этого также нарушается и Основной Закон Российской Федерации - Конституция (глава 1, статья 2; глава 2, статья 37, пункт 5).

Каждый человек, проживающий на территории России, поддержит меня и согласится с тем, что права человека не должны нарушаться нигде.

Н.Вуквукай,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

ЛаураветланыВеками лаураветланы Чукотки выращивали свою породу оленей, которую нынешние специалисты назвали словом “харгин”. Эта порода отличается высокой мясопродуктивностью по сравнению с другими породами домашних оленей на Севере. Людей, занимающихся оленеводством, на Чукотке называют “к’аарагинрэтыл’ит”, что в переводе означает “искусно выпасающие оленей”. Так, в течение длительного времени сложилась система чукотского оленеводства с породой харгин и определенными способами выпаса оленей. Отличительными чертами чукотского оленеводства являются круглогодичный выпас, многочисленность оленьих стад, особенная оленеводческая культура выпаса оленей с высоким профессионализмом пастухов, особые транспортные средства. Оленю лаураветланы посвятили целые созвездия, с ним связаны обряды и традиции оленеводов.

Вмешательство извне нарушило сложившуюся чукотскую систему оленеводства. Сначала насильственная коллективизация с подавлением восстаний чукотских оленеводов, затем не менее насильственный отрыв молодых поколений от традиций народа; современное государственное регулирование этой сельскохозяйственной отрасли привело к резкому спаду оленепоголовья примерно с 500 тысяч в прежние годы до 190 тысяч в 90-е годы. Изменилось не только количество оленьих стад, стали угасать традиции народа...

Невозможно выразить тоску старого оленевода, на глазах у которого уходит надежда на будущее. Исчезнет олень - потеряется смысл жизни оленного народа, пропадет уникальная система чукотского оленеводства, созданная многими поколениями лаураветланов.

Оленеводческие хозяйства брошены государством на произвол судьбы в условиях рыночной экономики. Наверное, только родная земля придает силу духа пастуху Нувано из ваежской тундры и только память о деле предков помогает оставаться настоящими оленеводами моим братьям и знакомым.

Г. Дьячкова,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Оленеводы РоссииРеорганизация оленеводческих хозяйств страны в начале 90-х годов привела к снижению оленепоголовья, к ухудшению социально-экономических условий жизни оленных народов. В связи с этим несколько лет назад был создан Союз оленеводов России (СОР). Из двухсот хозяйств шестьдесят стали учредителями Союза. Было избрано правление Союза оленеводов из 30 человек: совещательный орган - президиум правления и исполнительная дирекция.

На недавнем совещании правления Союза оленеводов России в октябре 1998 года было выделено три группы регионов страны, находящихся на разных уровнях состояния оленеводства.

В первую группу вошли такие территории, как Чукотский автономный округ, Корякский автономный округ, Хабаровский край, Магаданская область, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва и Эвенкийский автономный округ. Именно в этой группе произошел резкий спад оленепоголовья - примерно до 60 % по сравнению с прошлым десятилетием. Значительно ухудшилось ветеринарное обслуживание, отсутствует горючее для транспорта. Одной из задач этой группы является необходимость восстановления оленепоголовья, ветеринарное обеспечение, выделение государственных дотаций на развитие оленеводства.

Во вторую группу вошли Ненецкий автономный округ и европейский Север (Мурманская область и др.). В этих регионах произошел незначительный спад оленепоголовья.

В третью группу вошел Ямало-Ненецкий автономный округ, в котором по сравнению с другими группами стоит другая проблема - остановить рост оленепоголовья, для того чтобы сохранить оленьи пастбища.

Одним из направлений деятельности Союза оленеводов является участие в законотворческом процессе, касающемся оленеводства. Так, в феврале 1998 года в первом чтении был обсужден Федеральный закон “О северном оленеводстве”. Стоит заметить, что многие законопроекты о коренных малочисленных народах большинством депутатов Государственной Думы не принимаются, поэтому на совещании правления Союза оленеводов отметили необходимость принятия законов на региональном уровне. Законы об оленеводстве уже приняты в Республике Саха (Якутия), в Ямало-Ненецком автономном округе. Закон “О территориях традиционного природопользования в Корякском автономном округе” принят весной 1997 года.

Другими направлениями деятельности Союза оленеводов являются научное обеспечение развития северного оленеводства и система социальной защиты оленеводов.

Организационно движение оленеводов России сформировано, но все же положение оленных народов до сих пор находится в тяжелейшем социально-экономическом кризисе, а государство, по всей видимости, не может оказать этим народам существенной поддержки.

Г. Дьячкова,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Вернулся мастером спортаНа проходившем в Горно-Алтайске в августе 1998 года III Фестивале Сибири и Дальнего Востока по национальным видам спорта выступили шорские спортсмены. Соревнования проходили по восьми видам национального спорта: три вида национальной борьбы (тувинская, алтайская, бурятская), перетягивание палки, гири, якутские прыжки, прыжки через нарты, шатры (национальные шахматы).

Лучше всех из команды Кемеровской области, в которую входили 16 шорцев и 11 телеутов, выступил шорец Роман Сыркашев. Он завоевал три призовых места: первое - в бурятской национальной борьбе “барилдей”, второе - в алтайской “куреш” и третье - в тувинской “хуреш”. И это при том, что в соревнованиях принимали участие титулованные спортсмены - призеры чемпионатов России, Европы и мира в вольной, классической борьбе и самбо.

Согласно правилам Фестиваля спортсмену, занявшему первое место, присваивается звание мастера спорта. Так что на родную землю Роман вернулся из Горно-Алтайска мастером спорта России по национальной борьбе.

С учетом того что в этом году в Женеве на 16 сессии Рабочей группы ООН по коренным народам мира обсуждался вопрос о проведении в 2003 году в Афинах (Греция) Всемирной Олимпиады коренных народов мира, то победу Романа можно рассматривать как реальную заявку на участие в ней.

Л. Чульжанова,
из бюллетеня “Туган Чер”,
г. Междуреченск Кемеровской области

К содержанию

Про эвенков 
и для эвенков
В начале нынешнего года в Красноярском издательстве “Буква” вышла в свет книга “Эвенки”. Это очерк о государственном регулировании занятости малочисленных народов Севера в Эвенкийском автономном округе. Автором данной работы является Анатолий Егорович Амосов, экономист по образованию, длительное время работавший первым заместителем главы администрации округа, ныне член Совета Федерации РФ.

Книга посвящена социально-экономическим проблемам округа, и автор ищет пути адаптации коренного населения к складывающимся рыночным отношениям в современном обществе, которые бы способствовали усилению социальной защищенности коренных народов. Эта работа очень важна, так как многие проблемы, которые поднимаются здесь, присущи практически всем северным регионам России.

Также к началу этого учебного года сотрудники санкт-петербургского издательства “Просвещение” выпустили учебник “Эвенкийский язык” для школьников 6 - 7-х классов, авторами которой являются В.Колесникова, З.Пикунова и Ю.Сверчкова. Книга - а это уже ее четвертое, существенно переработанное издание - была выпущена тиражом 865 экземпляров.

Т. Гаврилова-Белолюбская,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

НАРОДЫ СЕВЕРА

Происхождение слова

 

Исконное самоназвание чукчей - “лаураветлан”, что в переводе означает “настоящий человек”. Оно и по сей день употребляется среди народа.

Впервые название “чукчи” появилось в XVII веке в списках русских казаков-землепроходцев и прочно закрепилось в терминологии. Это было первым названием, из которого затем возникли топонимы Чукотка, чукотский и т.д.

Известно, что русские землепроходцы, продвигаясь на северо-восток, в первую очередь указывали названия племен и народностей со слов их ближайших соседей. Исходя из этого, данное название пошло от юкагиров, которые были проводниками у русских и называли чукчей словом “чакча”.

Н. Вуквукай, чукчанка,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Традиционное хозяйство у телеутов

 

На землях исторического проживания телеутов сложились два основных хозяйственно-культурных типа: кочевых скотоводов горно-таежной зоны и пеших охотников притаежной зоны. Разводили преимущественно лошадей и крупный рогатый скот.

Хозяйство телеутов оставалось комплексным, с преобладанием стойлового животноводства с заготовкой на зиму кормов. Выращивали рожь, ячмень, пшеницу, овес; в огородах - картофель, дыни, лук, капусту и т.п. К концу XIX века при сокращении свободных пастбищ резко уменьшилось поголовье лошадей, а поголовье КРС, наоборот, увеличилось. В этот период также начали заводить овец, свиней, домашнюю птицу.

Дополнительной формой хозяйства продолжала оставаться охота: верхом - на зайцев, лис, волков с использованием ловчих соколов; на лыжах - на медведей, колонков, соболей, косуль, маралов, диких коз. Из птиц добывали рябчиков, глухарей, куропаток, а из мелких грызунов - сусликов, сурков, барсуков.

Меньше распространены были рыболовство, пасечное пчеловодство, собирательство, заготовка ковыля для белильных щеток. Также телеуты занимались выделкой кож, овчин, войлока, пошивом кожаной обуви и конской сбруи, изготовлением берестяной и деревянной утвари, различных украшений, плетением из лыка тальников ремней.

М. Тодышева, телеутка,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

ВСТРЕЧИ СТАЖЕРОВ

Защищая родную природу

 

Экологические проблемы в связи с хозяйственным освоением северных территорий всегда вызывали обеспокоенность коренных народов. По этой причине состоялась встреча стажеров VIII группы ИЦ “Л” с президентом Региональной общественной организации Института эколого-правовых проблем “Экоюрис” Верой Леонидовной Мищенко.

Следует сказать, что здесь объединили свои усилия юристы-экологи, и одной из задач этой организации является оказание правовой помощи гражданам и неправительственным организациям в защите прав на благоприятную среду и других конституционных прав (на информацию, на судебную защиту, на участие в управлении делами государства).

При защите экологических прав специалисты “Экоюриса” рекомендуют использовать Конституцию РФ (1993), статьи 42, 30, 31, 46; Закон РСФСР “Об охране окружающей природной среды” (1991), статьи 11, 12, 13, 36; Федеральный закон РФ “Об экологической экспертизе” (1995). Последний закон отмечает, что экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта. Принципами экологической экспертизы являются презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой деятельности и обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта. Объектом экологической экспертизы могут быть не только намечаемая хозяйственная деятельность, но и проекты актов высших органов государственной власти, включая проекты законов РФ и указы Президента.

В случае необходимости обращения в суд или прокуратуру следует использовать Закон РФ “О прокуратуре Российской Федерации” (1995), статьи 26-28, Закон РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”(1993), дополнения к Закону (1995) и Гражданский процессуальный кодекс РСФСР.

Право на получение информации гарантируется статьей 19 Всеобщей декларации прав человека (ООН, 1948), статьями 13, 31, 25 Декларации прав и свобод человека и гражданина (РФ, 1991), статьями 15, 18 Конституции РФ, статьями 12, 10, 24 Закона “Об информации, информатизации и защите информации” (1995), а также Указом Президента РФ “О дополнительных гарантиях права граждан на информацию” (1993). Согласно Закону РФ “О государственной тайне” (1993) засекречиванию не подлежат сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии; о фактах нарушения прав и свобод.

Так, например, на территории Чукотки и Дальнего Востока намечаются проекты по добыче нефти и газа, но большинству населения не известно, насколько эти проекты экологичны. За информацией о проектах и государственной экологической экспертизе проектов ассоциации коренных малочисленных народов могут обратиться в местную администрацию. В случае неудовлетворительной информации любого характера ассоциации могут обратиться во Всемирный Фонд Дикой Природы (WWF), крупнейшую в мире неправительственную природоохранную организацию. Деятельность этого фонда направлена на сотрудничество с коренными народами. В Москве российское представительство WWF находится по адресу: 125319, Москва, а/я №55.

В настоящее время острая экологическая проблема возникла на Сахалине, где ведется незаконная добыча нефти. Для сохранения богатых рыбных ресурсов и защиты традиционной территории природопользования нивхов и нанайцев объединились “Экоюрис”, Гринпис и ассоциация коренных народов острова.

Контактный адрес института “Экоюрис”:
103009, Москва, а/я №172,
тел./факс (095) 921-51-74.

Г.Дьячкова,
стажер ИЦ “Л”
(по материалам выпуска “Экоюрис”
“Как защитить ваши экологические права”. Москва, 1996)

К содержанию

Встреча с координатором Сети Спасения Тайги

 

27 октября 1998 года стажеры VIII группы ИЦ “Л” встретились с координатором международной экологической организации Сеть Спасения Тайги (Taiga Rescue Network - TRN) Элизой Петер, которая рассказала о своей деятельности. Эта встреча была организована при содействии Гринпис-Россия.

Центральный офис Сети Спасения Тайги расположен в Швеции, и действует эта организация уже не первый год. Первоначально она занималась изучением проблем тропических лесов, но со временем ее внимание привлекли и бореальные (высококачественные) леса. И в рамках именно этого направления Сеть сотрудничает с коренными народами, населяющими данные территории.

Эта организация не занимается напрямую разрешением каких-то конкретных экологических проблем, а, что немаловажно, оказывает значительную информационную поддержку, содействует распространению информации об экологических нарушениях и проблемах, тем самым привлекая к их решению различные правительственные и неправительственные организации по всему миру. Сеть Спасения Тайги выпускает свой экологический бюллетень “Новости тайги” (“Taiga News Special”), который имеет около 4000 подписчиков в разных странах за рубежом.

Эта организация может и готова оказывать содействие коренным народам России в решении экологических проблем и настроена на плодотворное сотрудничество.

С Сетью Спасения Тайги можно связаться по следующему адресу:
Taiga Rescue Network, Box 116,
S-96223, Jokkmokk, Sweden
tel. +46-971-17039, fax. +46-971-12057
e-mail: taiga@jokkmokk.se

Я. Юшков,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Фактически это геноцид

 

Саами являются коренным малочисленным народом европейского Севера России. Они издавна проживают на Кольском полуострове: занимаются своими традиционными видами хозяйствования, которые являются непременным условием сохранения этноса, его материальной и духовной культуры.

Если говорить об оленеводстве саамов, то этот вид хозяйствования помимо всего прочего является еще и средством существования народа. Именно благодаря оленеводству выживают в настоящее время многие семьи Ловозерского района Мурманской области. На сегодняшний день Ловозерский район является местом компактного проживания российских саамов (коренных жителей Мурмана), помимо которых здесь проживают и также занимаются оленеводством некоторые другие народы Севера - коми, ненцы.

В недалеком прошлом саами могли заниматься своими традиционными промыслами на всей территории Кольского полуострова, и представители центральных и местных властей уважали и охраняли их обычные права. В целом, отношения между коренным и некоренным населением Кольского полуострова строились на взаимном уважении, и администрация края выступала гарантом соблюдения прав обеих сторон, при этом официально подчеркивая, что коренное население края - саами имеют преимущественное право на владение и пользование земельными и водными угодьями Мурмана по праву давности владения. Но шли годы, прошли десятилетия и теперь о праве давности владения органы представительной власти вспоминают редко и с неохотой. Несмотря на то, что в Уставе Мурманской области есть статья, которая официально признает саамов коренным народом, их права на развитие языка, культуры и традиционных видов хозяйствования, органы власти, по-видимому все же не заинтересованы в каком бы то ни было развитии саамов и поддержании их традиционных видов хозяйствования (оленеводство, рыболовство, охота).

Администрация области в настоящее время, принимая решение об отчуждении значительных территорий оленьих пастбищ, не считает необходимым согласовывать подобные вопросы с коренным малочисленным народом Кольского Севера. В условиях, когда территории традиционного природопользования саамов и без того значительно сокращены (самая высокая плотность поголовья оленей в России), подобные решения властей ставят под угрозу само существование оленеводства, а вместе с ним и одну из древнейших культур мира.

Несмотря на это, власти Мурманской области в июле этого года провели конкурс между соискателями на право ведения геолого-разведочных работ с последующей добычей золота, меди, молибдена на территории оленьих пастбищ Ловозерского района. Предполагается, что на этой территории у оленеводов будет отчуждена территория размером в 420 кв.км и в будущем появится дорога, мост через р. Воронья, а возможно, и рабочий поселок.

Для этой цели заинтересованные лица с российской стороны и шведский концерн “Булиден” создали ОАО “Воронья-минералс”.

Местное население Ловозерского района не раз обращалось к администрации и местной и областной с тем, что подобные решения нарушают жизненно важные интересы не только коренного малочисленного народа -саами, но и многих других жителей района. Вероятно, администрация Мурманской области решила отделаться от коренных жителей Кольского полуострова, откровенно и бессовестно пользуясь их правовой беззащитностью, дабы и впредь не знать и не задумываться об их проблемах, об их социально-культурном и тем более правовом развитии. Администрация и без того игнорирует программные документы центральных органов власти, направленные на поддержание и улучшение положения коренных народов и, вероятно, не знает того, что еще в 1994 году ООН объявила Международное Десятилетие коренных народов мира. Ведь если задуматься, власти и так не помогают этим народам из-за хронического кризиса в стране, из-за отсутствия финансовых средств и прочих политических и экономических неудач. Так мало того, они стараются подорвать саму основу существования коренных народов - их традиционные виды хозяйствования. Фактически это геноцид, и ярким примером этого геноцида, уважаемые братья и сестры, является сегодняшняя политика администрации на Кольском полуострове.

Я. Юшков,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Возрождение через объединение

 

Положение в стране сейчас такое, что законы, не финансировавшиеся и ранее, теперь напрочь отметаются властями - нет средств. Понятно, что от Правительства ожидать нечего. В общем-то и ранее ожидать было нечего. Однако, ранее была какая-то надежда, к тому же власти постоянно обещали улучшение в будущем. Будущее наступило, а улучшения как не было, так и нет.

Ранее мы рассчитывали на Закон “О национальной культурной автономии”. Для эвенков, разделенных многими границами, этот закон давал многие надежды. Однако, юристы не были готовы к такому формированию. Все ждали пионеров этого закона. Наконец, они появились - это были немцы и евреи, живущие в России. Казалось бы, чего ждать, надо работать, но где взять средства хотя бы на организацию связи. Не в пример с немцами или евреями, у которых за спиной богатые страны, заботящиеся о своем народе, мы оказались без денег.

Оставили пока этот проект на будущее - решили идти от малого к большему. Собрались родней и организовались в “Общественную организацию материнского рода Нёдёс (Нq дg q с)”. Тем более что на это больших расходов не требуется. Собрались вместе, выработали устав, где помимо прочего заручились друг другу помогать, и решили создать свой фонд. В дальнейших планах решено было создать и коммерческую организацию, работающую на фонд. Но августовский кризис эти планы основательно подпортил. И не только нам: известно, что многие даже солидные предприятия оказались недееспособными после кризиса.

Вот круг и замкнулся. Снова нашим надеждам поставлен заслон.

Хотелось бы также отметить, что наша родовая организация поставила задачей- минимум проведение разъяснительных работ. Вот что написано в уставе в пункте 1 Общее положение:

Апросимова Надежда Васильевна, Нq дg q с - родилась в Кюпском наслеге Алдано-Майской волости Якутской губернии.

У нее было четыре дочери: Евдокия, Александра, Анна, Матрена. До настоящего времени от ее материнского корня живут и здравствуют более 190 потомков. Однако многие из них своего корня не знают, родственных связей не поддерживают, друг другу не помогают, иные, по незнанию, женятся на родственниках, некоторые конфликтуют между собой и, по незнанию, вредят своим же.

В целях сохранения, возрождения рода назрела необходимость объединения, упорядочения и направления дальнейшего развития рода в новейших условиях.

В своей деятельности материнский род Нq дg q с, в дальнейшем Род, руководствуется Конституциями РФ и РС(Я), законом РФ об “Общественных объединениях”, иными законодательными актами РФ, РС(Я) и настоящим Уставом.

Деятельность Рода основывается на принципах кровной связи, духовном единстве, материальной заинтересованности, моральной ответственности, добровольности, равноправия, самоуправления и законности. В осуществлении своей деятельности Род тесно сотрудничает с государственными органами, общественными объединениями и с отдельными гражданами....

Среди задач Рода хотелось бы отметить:
- участие в разрешении и восстановлении земельных владений, исконных территорий традиционного природопользования - сенокосных угодий, пашен, пастбищ, охотничьих угодий и рыбных водоемов;
- участие в проектах и программах неистощительного пользования природных ресурсов, полезных ископаемых, охраны окружающей среды;
- организация социологических, медико-биологических и других исследований;
- создание информационного центра, издательской и рекламной деятельности;
- создание новых рабочих мест, обеспечение работой, внедрение новых технологий;
- создание условий и идей для духовного воспитания, успешной учебы детей, школьников и студентов, творческой производительной работы членов Рода, улучшения уровня здоровья, развития языка, культуры, традиций и обычаев Рода.

Заинтересованным можно выслать Устав полностью.

Только мы сами и можем помогать друг другу. Правительству во многих случаях это не под силу.

От лица своих сородичей искренне прошу эвенкийские и эвенские ассоциации прислать свои адреса.

677013, г. Якутск, ул. Каландарашвили, 27, кв. 8.

А. Исаков,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

НАША ПОЧТА

Недавно к нам пришло письмо из Санкт-Петербурга, отправленное в марте (!) 1998 года. Мы приносим свои извинения авторам письма и читателям бюллетеня за то, что почтовые отделения не в состоянии своевременно доставить корреспонденцию по назначению.

 

К вам обращаются студенты факультета народов Крайнего Севера Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена, г.Санкт-Петербург (проспект Стачек, 30).

Мы вынуждены обратиться в Центр в связи с тем, что в течение четырех месяцев (январь-апрель) нам не выплачивается дотация на питание; несколько лет не выплачивается дотация на питание в период летних каникул, несколько лет мы не получаем государственного обеспечения. С января 1998 года мы не получаем стипендии (кроме отличников).

Вам известно, что на Севере зарплату не выплачивают, поэтому у родителей нет возможности поддерживать нас материально. Многие студенты ФНКС падают в голодные обмороки, возникают проблемы со здоровьем из-за плохого питания. На нашем факультете учатся матери-одиночки, которым нечем кормить маленьких детей. Многие студенты не посещают занятия, так как не имеют возможности купить студенческий проездной билет.

В связи с невыплатой денег на питание было проведено первое собрание студентов 02.03.98 года, на котором мы выдвинули решение о забастовке до 13.03.98 года и решение объявить голодовку с 14.03.98 года. Никакой реакции со стороны деканата и ректората университета не последовало. Мы собрались вторично 08.04.98 года и решили делегировать инициативную группу в Министерство образования, так как в деканате сказали, что дотация на питание в университет не поступала. В инициативную группу вошли: Светлана Никитина (IV курс), Татьяна Эван (II курс), Татьяна Каменева (IV курс) во главе с преподавателем Диной Васильевной Герасимовой.

Эта группа была в Москве в Госкомсевере, где встретилась с И.А.Дегтярь - начальником управления по делам коренных малочисленных народов Севера, с К. Д. Аракчаа - ответственным секретарем национального оргкомитета по проведению Международного Десятилетия коренных народов мира. В Министерстве общего и национального образования РФ группа встретилась с С.А.Беляковым - начальником управления экономики, Л.А.Кравцовой - куратором вузов. Делегатам удалось встретиться и с заместителем министра общего и профессионального образования РФ В.А.Галановым; с президентом ассоциации КМНСС и ДВ РФ С.Н.Харючи и его вице-президентом П.В.Суляндзигой.

В Министерстве образования наши студенты получили информацию о том, что деньги на питание в университет перечислены. После возвращения группы в Санкт-Петербург 17.04.98 года состоялось собрание студентов. Разговор был серьезный и нелегкий как для студентов, так и для администрации университета. Из объяснений проректора по учебной части С.А.Гончарова мы так и не поняли, где наши деньги. О том, в каких условиях живем, мы писать не будем, но требуем выполнения тех статей и положений, которые предусмотрены Законом РФ. Поэтому мы обращаемся в ваш Информационный центр “L’auravetl’an”, чтобы вы проинформировали общественность о нашем бедственном положении.

Студенты ФНКС: М.В.Фраинд, П.Н.Чуприн, Т.Г.Эван, М.Д.Садовская, Э.В.Иванова и другие.

ИЦ "Л": C этим письмом группа стажеров обратилась к начальнику управления по делам коренных малочисленных народов Госкомсевера РФ И.А.Дегтярь, которая сообщила о мерах, предпринятых для улучшения положения студентов. Во-первых, управление совместно с президентом ассоциации коренных народов г.Санкт-Петербурга Н.Я.Булатовой обсудило бедственное положение студентов на встречах с представителями Министерства общего и профессионального образования РФ, Российского госпедуниверситета имени А.И.Герцена. Во-вторых, Госкомсевер разрабатывает положение об оказании единовременной безвозмездной материальной помощи студентам из числа коренных малочисленных народов, обучающимся в высших учебных заведениях РФ.

Известно, что из числа коренных малочисленных народов в РГПУ им.А.Герцена обучаются 280 студентов (из них 94 сироты) и в Госуниверситете технологии и дизайна 94 студента (из них 9 сирот). Ухудшение материального положения студентов привело к заболеванию туберкулезом (8 случаев). И.А.Дегтярь обращается через Информационный бюллетень к местным администрациям, региональным ассоциациям коренных народов с просьбой о проявлении внимания к жизни студентов.

В целом, как отметили в Госкомсевере, тяжелое положение студентов России привело и к такому беспрецедентному случаю, когда студенты Мурманского пединститута вынуждены были предъявить судебный иск из-за невыплаты стипендий против собственного ректората и в результате выиграли судебный процесс.

По последним данным Минобразования, студентам факультета народов Крайнего Севера РГПУ имени А.И.Герцена перечислено 259 тысяч рублей на питание за ноябрь. Деньги перечислены на общий счет университета, но вполне возможно, что они вновь не дойдут до адресата, как об этом написали в письме. Может быть, университету стоит открыть расчетный счет или субсчет ФНКС в качестве одной из мер защиты интересов студентов, среди которых большое число сирот.

Подготовила Г.Дьячкова,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию