БЮЛЛЕТЕНЬ  № 34 

XV группа стажеров
Осень
2000

СОДЕРЖАНИЕ

Новости, факты, события

Учитель года России-2000 - эвенкийка!
Школьные дела
Баренцев секретариат объединяет женщин
Надежда на достойную жизнь
Тожулар
Гвасюги сегодня
Самолет хорошо, вертолет хорошо…
"Песнь о моем брате"
Тернистый путь к Олимпу
Северные депутаты объединились

Коренные народы России

Теленгиты
Эвенкия – край родной!
Прогноз погоды

Встречи стажеров

Изменения в комиссии
Еще одно преобразование
Программа в действии  
Встреча в музее
Н
ачало сотрудничества

Наша почта

 

Открытое благодарственное письмо А.И. Лебедю
Письмо с Чукотки
Будет ли тепло и светло на окраине России?

 

 

 

 

 

НОВОСТИ, ФАКТЫ, СОБЫТИЯ

Учитель года России-2000 - эвенкийка!

 

Информационный центр коренных народов России "Льыоравэтльан" с гордостью сообщает, что стажер IX группы ИЦ "Л" Феня Матвеевна Леханова, эвенкийка, учитель эвенкийского языка из села Иенгра Республики Саха (Якутия), стала победителем Всероссийского конкурса "Учитель года России – 2000", финал которого проходил со 2 по 12 октября 2000 года в городе Москве. В конкурсе приняли участие лучшие преподаватели во всех регионах Российской Федерации от Мурманска до Владивостока, из которых в финал вышли лишь 75 человек.

В итоге победителями стали 5 преподавателей – одна из них, Феня Матвеевна, победила в номинации "Сердце отдаю детям".

Мы поздравляем Феню Матвеевну, ее семью, ее сородичей и земляков с этим знаменательным событием!

 Говорит Феня Леханова:

"Акнил, экнил! Аят бидекэллу, горое бидекэллу. Дялдувэр, гиркилдувэр бэлэдэнэл уэнэкэллу. Бэсл биденэл, бэсл бикэллу, экэллу мэрвэр тикиврэ".

"Братья, сестры! Хорошей и долгой жизни вам. Своим сородичам и друзьям помогая, идите вперед. Мы родились Людьми, и в любых ситуациях не должны терять Человеческое лицо".

ИЦ "Л"

К содержанию

Школьные дела

 

Кепервеем – маленькое чукотское село, расположенное в Билибинском районе Чукотки. В нем проживает около 300 человек, из них представителей коренных малочисленных народов – 70.

В 60-е годы наш совхоз "Вперед" был миллионером. В 90-е годы он развалился. Появились фермерские хозяйства.

В настоящее время осталось одно фермерское хозяйство, а в нем всего лишь 300 голов оленей. Недавно приезжали из г. Анадыря, собирали стариков и предлагали им снова возродить совхоз. Но как это сделать? Это очень и очень трудно. Нужно решить множество проблем. И я думаю, что нужно создавать не совхозы, а колхозы.

Кепервеем – чукотское национальное село, но в нем проживают эвены, коряки, один ороч, русские, украинцы и другие. В селе есть средняя школа, но почему-то в прошлом году она перестала считаться национальной. В школе преподается чукотский язык, а эвенский язык не изучается, так как нет преподавателя. В школе создан небольшой музей силами местных учителей. Иногда в нем мы проводим уроки по истории Чукотки. Историей Чукотки интересуются не только местные детишки, но и приезжие. На уроки мы приглашаем старожилов, они рассказывают детям много интересного.

В школе создано методическое объединение "Возрождение", в котором участвуют не только учителя, но и техперсонал школы, а также жители нашего села. Каждый год к 10 декабря мы проводим декаду чукотского языка. Туда входит проведение соревнований по национальным видам спорта, выступление детского ансамбля "Нутэнгрэп", выставка-распродажа чукотских сувениров, меховой одежды, посещение открытых уроков чукотского языка, конкурсы рисунков, конкурс на лучшего чтеца стихотворений. Выпускаются плакаты, посвященные северной теме. В прошлом году была тема  - "Землепроходцы", а в этом году – "Чукотская национальная одежда". В это время проходят встречи со знаменитыми оленеводами, с искусными мастерицами, со старожилами нашего села.  Это стало традицией у нас в школе. И все это завершается большим концертом и чаепитием.

В настоящее время проблем на селе очень много. Это и безработица, люди не могут устроиться на работу, нет рабочих мест. Отсюда, как следствие, пьянство. А если родители пьянствуют, то страдают дети. Некоторые дети не могут поступить учиться и пополняют ряды безработных.

В школе ведется большая работа с трудными детьми. Классные руководители, заместитель директора по воспитательной части, инспектор по опеке часто посещают неблагополучных детей, беседуют с их  родителями. Следят за тем, чтобы ученики не пропускали уроков.  Однако есть и такая проблема, когда ребенок не желает учиться, пропускает занятия. Но школа обязана дать неполное среднее образование, поэтому начинают ученика "за уши тянуть". Я слышала, что в некоторых районах Чукотки эта проблема решена. Каким образом? Там дети могут пойти работать в фермерские оленеводческие хозяйства. А у нас такой возможности нет.

Татьяна Терлецкая, чукчанка,
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

Баренцев секретариат объединяет женщин

 

Сотрудничество в Баренцевом секретариате стало осуществляться с 1993 года.

Инициатором этого начинания выступила Норвегия. Одной из целей сотрудничества было желание содействовать улучшению положения коренных народов региона, а также установлению связей между общественными организациями, которые защищают их интересы.

К коренным народам в регионе относятся ненцы, саамы и вепсы Карелии. Представителей коренных народов региона насчитывается около 100 тысяч, из них саамов, которые живут в четырех странах - Норвегии, Швеции, Финляндии и России, - около 80 тысяч, ненцев 7 тысяч и вепсов 6 тысяч.

Для осуществления контактов и обмена опытом и информацией о положении коренных народов в этом регионе Баренцев секретариат проводит различные встречи и конференции. Так,  по инициативе организации в Мурманске была проведена конференция под названием "Жизнь женщины в Баренцевом регионе".

Темы докладов были очень разнообразны. Большое внимание вызвала тема "Женщина и предпринимательство", где речь шла о микрокредитовании проектов, предлагаемых и осуществляемых женщинами.

На конференции говорилось о том, как такого рода проекты зарождаются, например, в Норвегии, и как сейчас идет их реализация. Было отмечено, что норвежская сторона может помочь и своим российским подругам в организации мелких банков для женщин, желающих начать свое дело.

Достаточно интересными были циклы доклада по темам "Женщина в политической деятельности, профсоюзном движении и общественных организациях", "Арктическая кладовая", где обсуждались проблемы природопользования и экологии. Особый интерес был проявлен к эксплуатации ресурсов на землях, занятых коренными народами. Достаточно опустошить их земли, и народам будет угрожать опасность исчезновения. Пока с этим делом в Баренцевом регионе обстоит непросто. Айле Йово, член саамского парламента Норвегии, рассказала, что саамам вместе с Норвежским  правительством предстоит еще много совместно поработать, чтобы установить устраивающий обе стороны  порядок природопользования.

Еще более сложная ситуация с использованием природных ресурсов на  территории коренных народов России. Один из докладов на эту тему был сделан председателем Общества вепсской культуры Зинаидой Ивановной Строгальщиковой, который состоялся в рамках темы "Арктическая кладовая". Также был представлен анализ программы РЭСУРС (район экономической стабилизации устойчивого развития самоуправления) для Вепсской национальной волости. Она ориентирована на существенно полную и быструю добычу полезных ископаемых, хотя запас при запланированных темпах, например, диабаза рассчитан всего на 7,5 лет, кварцита-песчаника - на 56 лет. Причем для их эксплуатации из-за пределов волости должна быть привлечена дополнительная рабочая сила в количестве 440 человек. Разработчики даже не задались вопросом, а что будет при этом с вепсами? Если сейчас они составляют 40% среди населения волости, то после внедрения такой программы их, видимо, будет менее трети.

(Продолжение в следующем номере бюллетеня)

Лана Мигунова, вепсянка,
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

Надежда на достойную жизнь

 

14  апреля  2000 года  вышло  постановление  администрации Чукотского района Чукотского автономного округа о передаче развалившегося коллективного сельскохозяйственного предприятия (КСП) "Лоринское" в муниципальную собственность администрации Чукотского района.

Сельское хозяйство в Чукотском автономном округе начало свое развитие в первой половине  ХХ века, в том числе и в селе Лорино Чукотского района. В силу обстоятельств за годы существования сельского хозяйства менялись вывески, названия предприятия.

В 1925 году образовалось Товарищество охотничьих артелей, а в 1930 году артель приступила к коллективному ведения хозяйства. В 1935 году образован морзверобойный колхоз "Красный Охотник".

В 1940 году принято решение об организации оленеводческой артели имени Ленина. Это был первый жизнеспособный колхоз, который поднимался и развивался и был самым богатым в округе благодаря таким прекрасным председателям, как Тымлет, Хымой, Енок, Егоров, Гутников.

В 1975 году в мае колхоз имени Ленина преобразовали в совхоз. Под новой вывеской совхоз тоже был на высшем уровне, но до поры до времени. С начала 90-х годов совхоз стал постепенно разваливаться. В 1995 году его переименовали в КСП "Лоринское", но с новым названием сельское хозяйство не поднялось.

На общем собрании КСП "Лоринское", состоявшемся 4 мая 2000 года, коллектив единогласно проголосовал за его передачу в муниципальную собственность в целях преодоления спада производства. Провели государственную регистрацию муниципального унитарного предприятия сельхозтоваропроизводителей "Кэпэр". Основные виды деятельности предприятия сохранились от КСП "Лоринское". На должность генерального директора предприятия утверждена Любовь Николаевна Трифонова. Впервые созданный Устав предприятия обязывает каждого работника к ответственности и в то же время дает права. В беседе Любовь Николаевна сказала: "Устав - это цель, а цель – это основа жизни. Ты хозяин в своем доме, значит, будь хозяином на своей земле".

"Кэпэр" в переводе с чукотского языка означает "росомаха", а по природе она очень сильное животное, сама себя защищает, сама себя кормит. Коренные жители должны понять, что за них в это время никто и ничего не будет делать, все зависит от тебя самого.

С новым директором и с новым названием у работников предприятия "Кэпэр" появились новые надежды на достойную жизнь.

Александра Инанкеуясь, чукчанка,
специально для ИЦ "Л"

К содержанию

Тожулар

 

Оленей в Республике Тыва разводят только в Тоджинском и Кызылском кожуунах (районах). Тоджинский кожуун  расположен на северо-востоке республики. Площадь кожууна – 44,8 тыс. км2.

В геоморфологическом плане здесь расположены юго-западные склоны Восточных Саян, Тоджинская котловина, Восточно-Тувинское нагорье с хребтом Академика Обручева и нагорье Сенгилен.  Тоджинская котловина – межгорная впадина длиной 150 км в бассейне правых притоков Большого Енисея – рек Хамсара и Азас – и расположена между Восточными Саянами и хребтом  Академика Обручева.

Рельеф низкогорный, местами среднегорный, на западе холмисто-равнинный. В районе много озер (Азас, Маны-Холь, Ноян-Холь и др.). Растительность главным образом таежная: лиственница, кедр, ель, сосна, береза,  в западной части – лиственные леса и злаково-осоковые луга. Население Тоджинского кожууна составляет более 6000 человек, из них тувинцев-тоджинцев – около 3000.

С давних времен тоджинцы занимались охотой, оленеводством, рыболовством. Эти традиционные занятия получили свое дальнейшее развитие.

Значительную роль в жизни местного населения играет оленеводство. Площадь оленьих пастбищ – 2,7 млн. га, оленеемкость – 30 - 40 тыс. голов. Олени сосредоточены в трех хозяйствах – родовых общинах "Одуген", "Улуг-Даг" и "Хамсара", при этом свыше 80% оленей разводят в общине "Одуген". Существующая технология ведения оленеводства в Республике Тыва не позволяет в полной мере решить проблемы, связанные с увеличением производства.  Кризисные явления в последние годы не обошли оленеводов. Пострадали в первую очередь оленеводческие хозяйства, расположенные далеко от центральных районов и не имеющие возможности перерабатывать свою продукцию. Оленеводство является важной частью в жизни тоджинцев. Но в последнее время началось резкое сокращение поголовья оленей.

Тоджа – это место добычи золота. До сегодняшнего дня конфликты между оленеводами и золотодобывающими компаниям в кожууне не возникали, но и прямого долгосрочного сотрудничества тоже нет.

Оленеводы живут в очень трудном положении. Не хватает продуктов питания, теплой одежды, палаток и т.п.  Палатка для оленевода является важнейшей вещью. Без этого в тайге жить очень трудно, практически невозможно.

У нас в общине "Одуген" нет оборудования для ловли рыбы. Нам не дают ссуды, чтобы поднять общину. Если общине дали бы льготные ссуды, мы возвратили бы, такая возможность у общины есть. Например, кедровым орехом, рыбой, пушниной, ягодой и т.д.

Долги совхоза "Тоора-Хем", который ликвидировали в 1995 году, почему-то стали долгами родовых общин. По этой причине мы не можем нормально работать и развивать свое хозяйство, никак не можем повысить поголовье оленей и социальное состояние оленеводов – долги совхоза тянут назад. Как их можно списать?

Администрация кожууна выделяет оленеводам по два  мешка муки на 2 – 3 месяца, а ее хватает только на один месяц.

Для того чтобы общины коренных народов встали на ноги, нужно придать им особый статус, списать старые совхозные долги, тогда мы сами сможем зарабатывать деньги, самостоятельно обеспечивать себя продовольствием, оборудованием, охотничьим и рыболовным снаряжением.

Родион Самбуу, тувинец-тоджинец,
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

Гвасюги сегодня

 

На территории Дальнего Востока из 26 малочисленных народов Севера проживает 15. Из них определенный интерес представляют удэгейцы – древние охотники и рыболовы, проживающие ныне в Хабаровском и Приморском  краях.

Места расселения удэгейцев относятся к таежным районам. В горно-таежных районах имеется множество больших и малых рек, по берегам которых живут удэгейцы. Реки играют очень важную роль в жизни народа, имеют большое значение для развития охоты и рыболовства. Таежные массивы богаты зверем и птицами. Обилие копытного и пушного зверя существенным образом повлияло на развитие охотничьего промысла удэгейцев. Также удэгейцы занимались собирательством (коренья, ягоды, травы). Поэтому хозяйство удэгейцев носило комплексный характер.

На берегу реки Хор в районе имени Лазо Хабаровского края живут удэгейцы в селе Гвасюги. Из 275 жителей села – 217 составляют коренные народы.

В селе есть средняя школа. Все учителя имеют высшее образование. В школе нет учителя иностранного языка. В начальных классах ведется изучение родного языка. Недавно был издан букварь удэгейского языка,        и дети по нему занимаются. Автор букваря Валентина Тунсяновна Кялундзюга. В последнее время сокращаются часы ведения национального языка.

Здание средней школы находится в плохом состоянии – требуется капитальный ремонт. Отопительная система  заморожена, и дети учатся в одной половине школы, которая немного теплее. Также требуется капитальный ремонт здания детского сада.

Чтобы пройти медицинское обследование, надо ехать на попутных машинах до районного центра. Но так как в селе нет транспорта, то и в районную поликлинику не так легко попасть. В последнее время увеличился уровень смертности от онкологических болезней.

У большинства детей больные зубы, плохое зрение. В сельском фельдшерском пункте не всегда бывают лекарства, особенно  когда идет эпидемия гриппа.

Безработных в селе 36 человек, в основном женщины, на учете в отделе по безработице в администрации района не стоят. Причина – нет транспорта.

Можно ликвидировать безработицу созданием новых предприятий. Одной из таких организаций мы считаем культурно-этнографический центр, ориентированный на иностранный туризм. Этот центр должен включать в свой состав традиционное стойбище и гостиничный комплекс для туристов.

В сельском Доме культуры работает ансамбль "Су гакпай". В репертуар ансамбля входят национальные танцы, песни, игра на музыкальных инструментах (кункай, кеунки, дзюланки). В августе 2000 года ансамбль приглашали в Республику Саха (Якутия) на конференцию по игре на кункае или на хомусе (разновидность варгана).

Сельский Дом культуры и библиотека располагаются  в одном маленьком здании, которое находится в очень ветхом состоянии. Районный отдел культуры для ансамбля ничего не покупает, не оказывает помощи в приобретении национальных халатов и прочих вещей, потому что нет денег. Поэтому необходимо открыть этнический культурный центр.

Руководитель ансамбля Валентина Тунсяновна Кялундзюга работает на общественных началах. Валентина Тунсяновна – уникальный человек, который занимается фольклором удэгейцев. Ее работы – букварь удэгейского языка, том "Фольклор народов Сибири и Дальнего Востока" - удэгейский фольклор, сборник сказок «Два солнца». Эти  сказки издали в Америке на английском и удэгейском языках. Сейчас Хабаровское книжное издательство готовит  выпуск ее сказок. В Прибалтике издалось три тома удэгейского словаря. Тридцать пять лет она проработала председателем сельского Совета. Только по болезни   оставила работу.  Ее основная работа не мешала ей заниматься возрождением культуры удэгейцев.

В данное время она возглавляет национальную общину "Удэ", которая организовалась в феврале 2000 года. Учредители общины "Удэ" – в основном все охотники, которые перешли из общины "Джанго". Община "Удэ" занимается охотой, рыболовством, собирательством и другими видами деятельности. Но за общиной не закреплены охотничьи угодья. Причина здесь такая, что ранее в селе была ТОО НПО "Джанго", за которой были закреплены охотничьи угодья. Но благодаря пришлым руководителям община "Джанго" обанкротилась. Охотничьи угодья, таким образом, перешли в резервный фонд администрации края и будут распределяться в закрытом конкурсе. Кто заплатит долги общины "Джанго", тому и отдадут охотничьи угодья – так решила администрация края. Все охотники написали коллективное письмо в администрацию края и подписались, чтобы охотничьи угодья передали в общину "Удэ", потому что все охотники перешли в эту общину. Территория традиционного природопользования составляет примерно 840 тыс. га.

Администрация края решила провести закрытый конкурс на территорию охотничьих угодий среди тех, кто подал заявления.

В селе также есть вторая община- "Були", которая занимается лесозаготовкой. Количество представителей коренных малочисленных народов, работающих на лесозаготовке, составляет всего несколько человек, потому что у них нет специального образования  тракториста, вальщика.

Община "Були" взяла на себя обязательства по социально-экономическому развитию села Гвасюги, потому что им дали возможность выиграть конкурс по лесозаготовке на долгий срок. И по договору община должна обеспечивать село дровами, дизельным топливом. В селе уже три года нет регулярной подачи электроэнергии: летом вообще нет света, а зимой только вечером на четыре часа, потому что нет дизельного топлива.

В селе многие дома в плачевном состоянии и им требуется капитальный ремонт. Создаются молодые семьи, а жить негде, и они все ютятся с родителями в одном доме. Дома в последнее время не строятся, а своими силами построить дом нет средств.

Но несмотря на все трудности, народ надеется на лучшее.

Галина Алотова, удэгейка,
стажер ИЦ "Л

К содержанию

Самолет хорошо, вертолет хорошо...

 

Создается впечатление, что в Байкитском районе  Эвенкийского автономного округа отменены рейсы "Красноярских авиалиний" и население будет отрезано от мира. Кроме как в знаменитой песне "на оленях лучше…", в краевой центр не попадешь. Многие из приезжих, для которых Эвенкия стала второй родиной, годами не могут выехать на "материк". Цены на авиабилеты многим не по карману. Альтернативы нет.

Такая же обстановка с населенными пунктами района. Жители маленьких селений района прилетают на вертолете в районный центр по различным делам (медосмотр, оформление документов, по болезни и т.д.). Затем долгое время не могут вылететь обратно – то непогода, то из-за двух-трех пассажиров пилоты отказываются лететь. Остается надеяться на друзей, знакомых, на больницу, чтобы где-то ночевать – ждать летной погоды. Большую помощь оказывает отдел социальной защиты, начальник В.Г. Епифанцева. Есть ли выход из этого положения?

Было много просьб, пожеланий и предложений, чтобы в округе было свое речное пароходство. Ведь почти все поселки находятся у рек Нижняя и Подкаменная Тунгуска, а они впадают в Енисей, что даст возможность в летнее время выехать на "материк".

Галина Шутова, эвенкийка,
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

"Песнь о моем брате"

 

Вышла в свет книга Г.К. Вернера "Песнь о моем брате". Кроме своего основного предназначения книга дает учащимся старших классов много сведений по истории, этнографии и фольклору кетского народа, а учителю - материал для нравственного, патриотического и экологического воспитания учащихся.

Эпическая поэма "Песнь о моем брате" – это, по существу, жизнь малочисленных народов Сибири, впервые показанная на примере кетов в эпической форме, взгляд пожилого поколения кетов 60 - 80-х годов, которые затрагивали этот народ непосредственно. События показаны так, как их видит простой таежный житель – охотник, рыбак, собиратель; именно это видение событий и их оценка легли в основу того устного народного творчества кетов (песни, сказки, предания, рассказы), в котором они и нашли свое отражение.

В поэме прослеживается нарастающий трагизм и  заканчивается  криком певца, криком безысходности в судьбе кетов, находящихся на  грани полного исчезновения как самостоятельного народа.

И все же в заключении звучит, хотя и слабая, надежда на то, что молодому поколению небезразлична судьба родного народа и что это поколение, возможно, воспротивится той печальной безысходной неизбежности, на которую этот народ был обречен.

Помимо сугубо лирических мотивов в поэме затронуты следующие моменты: образ жизни кетов раньше, темы мифов, сказок и преданий кетского народа, стихийные бедствия и катастрофы, роль шаманов в жизни кетского общества, народные культы и обряды, народные верования, охрана природы, алкоголизм, христианизация, нравы и угасание родного языка, царские ссыльные, советские переселенцы, вторая мировая война глазами участников – кетов, отношение к животным, оленеводство, проблема различных религий, упоминание исторических событий, топонимика кетского происхождения в Сибири, семья и школа и т.д.

Автор использовал часто встречающуюся в кетском устном народном творчестве тему брата трагической судьбы как сюжетную канву, которой  связал в единое целое различные мотивы и ситуации, услышанные в кетских поселках на Енисее и его притоках. В книге отмечается несколько ведущих мотивов: человек и Вселенная, тема ответственности за прошлое, настоящее и будущее человеческой цивилизации, проблемы «болевых» противоречий исторического развития северных народов, темы родины, родного языка.

Произведение написано автором на южном диалекте кетского языка с использованием нового кетского алфавита (Г.К. Вернер. Новый кетский алфавит. Красноярск, 1989). На страницах приводится поэтический перевод песни на русский язык. С 1 сентября 1988 года было введено обучение кетов родному языку. Это крайне важно, так как в последние годы кетский язык начал быстро угасать, а вместе с ним и национальная культура.

Я говорю об этом и как соавтор кетского букваря, ибо знаю, с каким интересом дети, да и их родители, принялись за изучение родного языка.

Сегодня тревожна судьба кетов. Вытеснены традиционные виды хозяйственной деятельности, разрушено национальное самосознание, отчуждение от всего самобытного, национального, от родного языка и от родной культуры.

Выход книги Г.К.Вернера – это приход новых импульсов для духовного и социально-культурного развития кетского народа. Новизна книги в возрождении языка, а практическая значимость ее во включении в комплект учебных книг факультативного курса "Современная литература малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока".

Книга предназначена учителям, воспитателям и учащимся старших классов кетских школ, адресована специалистам в области сохранения биоразнообразия, охраны природы, которым небезразлична судьба российской природы.

Тираж книги невелик, и необходимо массовое издание для национальных школ России. Однако ее экземпляры есть  в крупнейших библиотеках России.

Г.Х. Николаева, кето,
специально для ИЦ "Л"

К содержанию

Тернистый путь к Олимпу

 

Посмотрев по ТВ выступление наших дзюдоистов на XXVII Олимпийских играх в Сиднее, не удивляюсь слабым результатам наших спортсменов.

Я семь лет работаю тренером по борьбе самбо и дзюдо и понимаю, с какими трудностями приходится сталкиваться спортсменам и тренерам.

Для примера расскажу о работе Улаганской детской юношеской спортивной школы (ДЮСШ) Республики Алтай, которая была основана Ю.М. Тринихиным в 1989 году. Начали свою работу секции по греко-римской борьбе и борьбе самбо. В то время спортзал занимал подвал детского сада. Был неплохой борцовский ковер, были тренажеры, теннисный стол.

С первых соревнований на уровне республики наши спортсмены начали показывать хорошие результаты. За два года мальчики и девочки из новичков превратились в опытных борцов и участвовали на соревнованиях в составе сборной республики. Не было проблем с финансами для выезда на соревнования.

В начале 90-х открылись филиалы в селах района. Тренерами работают бывшие воспитанники ДЮСШ. На районных соревнованиях стало участвовать больше спортсменов.

Но также появилось и множество проблем. Нет необходимого инвентаря для проведения тренировок: борцовских матов, курток кимоно, борцовок, мячей, тренажеров, очень трудно выезжать на соревнования из-за нехватки денег. То оборудование, которое было в начале работы ДЮСШ, безнадежно устарело, спортивный зал находится в аварийном состоянии, не подходит требованиям видов спорта, в частности борьбы, плохо работает система теплоснабжения. В школе райцентра уже который год находится на ремонте спортзал. В таких условиях спортсменам трудно реализовать свои потенциальные возможности полностью.

Несмотря на трудности, тренеры работают, стараются как можно чаще проводить соревнования на уровне района и выезжать на республиканские, зональные, российские турниры, где наши воспитанники показывают хорошие результаты, хотя трудно держаться на одном уровне с борцами, которые занимаются в нормальных условиях.

Подумав немного, приходишь к выводу, что если не повысится уровень обеспечения спортсменов и к ним не станут относиться серьезно на сельском уровне, не стоит ждать лучших результатов на соревнованиях мирового масштаба.

Азамат Тадыкин, теленгит,
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

Северные депутаты объединились

 

6 октября 2000 года в Государственной Думе РФ объявлено о создании межфракционной депутатской группы (МДГ) "Север России". В новую группу вошли Артур Чилингаров, Елена Мизулина, Андрей Николаев, Виктор Черномырдин, Роман Абрамович, Валерий Дорогин, Владимир Буткеев и другие депутаты от северных регионов России, общим числом более 60. В МДГ "Север России" представлены все фракции и депутатские группы Государственной Думы.

Как заявила на пресс-конференции председатель МДГ "Север России" Валентина Пивненко, "в условиях, когда расформирован отвечающий за государственную политику на Севере орган исполнительной власти, группа "Север России" объективно станет одним из мощных и авторитетных депутатских объединений, призванных отстаивать интересы избирателей северных регионов".

По словам Валентины Пивненко, "государству необходима единая политика в отношении северных территорий. Сегодня такая политика отсутствует". По ее убеждению, "государство должно понять свою выгоду от освоения северных территорий. Северяне, жители богатейших регионов, не сидят и никогда не будут сидеть на шее у федеральных властей, как это представляют отдельные политики. Жители Севера умеют самостоятельно зарабатывать. Государство не должно им мешать".

Валентина Пивненко отметила, что новое межфракционное депутатское объединение намерено активно сотрудничать с правительством и регионами по созданию единой нормативной базы для регулирования политики государства на Севере. Она сообщила, что 5 октября представители группы провели рабочую встречу с вице-премьером правительства России Алексеем Кудриным. Как отметила председатель МДГ, вице-премьер обещал увеличить финансирование переселения жителей Крайнего Севера и ряда федеральных программ, заложенное в проекте государственного бюджета на 2001 год. Она сообщила, что в ближайшие дни планируется проведение встречи представителей группы "Север России" с министром экономического развития и торговли Германом Грефом, на которой также будут обсуждены насущные проблемы северян.

Информация Комитета Госдумы РФ
по проблемам Севера и Дальнего Востока

К содержанию

КОРЕННЫЕ НАРОДЫ РОССИИ

Теленгиты

 

Теленгиты относятся к южной группе алтайцев и наиболее компактно проживают в Улаганском и Кош–Агачском районах, расположенных в юго-восточной части Сибири. Исторически уклад жизни, как кочевников, предопределил их место обитания. Теленгитами обжиты самые высокогорные территории Алтая с резко-континентальным климатом, которые подвержены продолжительным и холодным зимам с перепадами температуры до 20 градусов в течение суток. Производственная деятельность населения осуществляется на высоте около 2000 метров.

Районные центры расположены от республиканского на расстоянии 500 км за тремя перевалами Улаган и 600 км за четырьмя перевалами Кош-Агач. Сообщение между районами – автомобильное. А внутри районов расстояния до 150 – 200 км преодолеваются преимущественно верхом на конях или верблюдах.

В силу своего географического расположения, сложной социально-экономической обстановки уровень жизни населения Улаганского района значительно ниже среднереспубликанского. Район практически не имеет  реальных экономических рычагов для решения создавшихся проблем в силу сложившейся структуры экономики, где ведущее место традиционно отдано отгонному животноводству. Экономические реформы, проводившиеся на протяжении нескольких последних лет, довели отрасль животноводства района до распада.

Население осуществляет свою трудовую деятельность в экстремальных природно-климатических условиях. Материально-техническая база учреждений здравоохранения неудовлетворительна. Высокие темпы снижения рождаемости и недопустимый уровень младенческой смертности – 74,6 – в Улаганском районе. Высокий уровень заболеваемости беременных, рожениц и родильниц. Крайняя ограниченность диагностических возможностей ЛПУ.

Улаганский район расположен в зонах рудных поясов (ртутный, молибденовольфрамовый, железорудный). На территории района  располагаются  ракетные полигоны Министерства обороны РФ и Космического агентства РФ, район находится под трассой вывода космических объектов с космодрома  Байконур  и территория захламлена и засорена отработанными топливными баками, ступенями ракет и ракетным топливом (гептилом), на что общественность района выражает категорический протест.

В целях стабилизации экономики района, выравнивания жизненного уровня населения района до республиканского необходима государственная поддержка, способствующая эффективному использованию внутренних ресурсов региона: его лесов, месторождений полезных ископаемых, продукции сельского хозяйства.

Азамат Тадыкин, теленгит,
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

Эвенкия - край родной!

 

Поселок Байкит – районный центр, в поселке находятся администрация района и администрация села. Есть районный узел связи, средняя школа, музыкальная школа, детская спортивная школа, четыре детских сада, школа-интернат и интернат. Также в поселке находятся предприятие коммунального хозяйства, лесхоз, лесоучасток, электростанция, аэропорт, две поликлиники, пять лечебных отделений. Есть Дом быта, райпотребсоюз, сбербанк, филиал банка "Енисей", районное отделение милиции, районный отдел образования, аптека, библиотека, Дом культуры, загс, краеведческий музей, нефтебаза, пожарная часть.

В районном центре доминирующее население – русские. Коренное население в основном проживает на факториях. Население Байкитского района на 1 января 2000 года составляло 5960 человек, из них коренного населения  1458 человек.

Ни один коренной народ в мире не имеет такого обширнейшего ареала проживания, как эвенки. Численность нас в России составляет почти 30 тысяч человек (по переписи 1989 года). При этом на территории сегодняшнего Эвенкийского автономного округа проживает незначительная часть эвенков – всего около 4 тысяч человек. Остальные расселены на огромной площади от побережья Охотского моря до правобережья Средней Оби. Поселения эвенков есть в Забайкалье, Якутии и даже в Монголии и Китае, где их проживает около 10 тысяч.

Такая обширная, беспрецедентная расселенность одного из малых (по численности) народов России прежде всего свидетельствует о его мобильности, легкости на подъем, облегченной приспосабливаемости к природным и социальным условиям. Действительно, эвенки, ранее известные как тунгусы, еще сравнительно недавно вели кочевой образ жизни. Их прародина – Забайкалье и Приамурье. Есть свидетельства в Китайских хрониках VII века о причастности уваней (так китайцы называли этот народ, принадлежавщий к манчжурской группе) к скотоводству. Теснимые более сильными и многочисленными соседями, эвенки постепенно покидали степи и уходили в трудно проходимые местности гористой тайги Восточной Сибири, на Север и по Амуру – на восток, в Приморье.

В Сибири эвенки сменили лошадей на оленей, сохранив тем самым присущий им вьючно-верховой способ передвижения. Здесь появляется еще одно самоназвание народа - орочены, то есть "оленные люди" (от эвенкийского "орон" – олень). Эвенки становятся оленеводами. Вместе с тем обилие в тайге дикого зверя, добыча которого обеспечивала ороченам необходимые запасы продовольствия, мехов и кож для изготовления предметов одежды и обуви, делает их заправскими охотниками. Таким образом закладывались основы традиционного природопользования, включающего в себя оленеводство, охотпромысел и рыбную ловлю. (Эвенкия изобилует множеством рек и озер, богатых самой разнообразной рыбой).

До появления русских в местах нынешнего обитания эвенков: междуречье двух Тунгусок - Подкаменной и Нижней  таежные новоселы так и продолжали добывать зверя исключительно для удовлетворения собственных нужд.

Что представлял собой Эвенкийский автономный округ к началу реформ в стране? Население его составляло 24 тысячи человек (1989 год), удельный вес коренного населения в общей численности составлял 15,3%. В сельскохозяйственных предприятиях округа было занято около 1200 человек, в том числе свыше 700 непосредственно на производстве (150 человек в оленеводстве, свыше 200 в охотпромысле и т.д.).

Переезд сельчан, особенно представителей коренных малочисленных народов Севера, в окружной и районные центры нисколько не улучшает их жизни. Они сталкиваются со многими проблемами на новых местах - это отсутствие жилья, а главное - очень малая вероятность найти работу, поскольку большая часть перебравшихся из сел в рабочие поселки не обладает нужными здесь специальностями. Из безработных коренных северян 90% не обладают никакими рабочими специальностями и, если повезет, устраиваются на низкоквалифицированные тяжелые работы с малой оплатой труда. Все это ведет к деградации и алкоголизации коренных северян, а в итоге угрожает всему народу самовырождением, демографической катастрофой. Например, если в благополучной в прежние времена Суринде в 1995 году при смертности 5 человек на свет появилось 20 новорожденных, то уже через два года эти показатели выглядели самым ужасающим образом: при смертности в 10 человек родилось 4 младенца. Все эти факты свидетельствуют, что эвенки сегодня находятся в состоянии депрессии под натиском жестких рыночных законов. Но означает ли это, что в сегодняшней ситуации для малочисленных народов Севера ничего сделать нельзя и они обречены на вымирание? Нет, конечно, с этим никто и никогда не согласится.

Сейчас идет объявленное Генеральной ассамблеей ООН Международное десятилетие коренных народов мира. Это, конечно, несколько парадоксально, что в России, например, десятилетие заботы об аборигенном населении пришлось как раз на такую пору, что коренные народы стали здесь страдать более, чем когда-либо.

Галина Шутова, эвенкийка,
стажер ИЦ "Л"
По материалам книги А. Амосова "Эвенки", 1998 г.

К содержанию

Прогноз погоды

 

Мы внимательно смотрим программу "Время", пропускаем спортивные новости и подбегаем снова к телевизору, чтобы узнать прогноз погоды. Такой возможности у оленевода и охотника нет. Ему самому нужно точно определить погоду, чтобы не попасть впросак, чтобы при угрозе гололеда или пурги вовремя увести стадо оленей, морскому охотнику – не попасть в шторм. А для этого ему нужно знать местные признаки погоды:

-    если иней кругом и вдруг лес становится черным – будет небольшое потепление;

-    если лес шумит, а ветра нет – это тоже к потеплению;

-    если посмотришь вокруг и видишь, что на белом фоне сильно выделяется черное – это к непогоде;

-    если зимой вокруг солнца аура – это к морозу;

-    если по бокам солнца на расстоянии небольшая радуга – это к морозу;

-    если солнце красное садится – это к хорошей погоде;

-    если восход красный и облака красные – это  к ветру;

-    если падает снег до 10 октября – будет зима снежная;

-    если до 10 октября снега не будет – зима будет холодной;

-    если собака катается по земле – летом это к ветру, а зимой к пурге;

-    если 3 марта погода будет ясная – весна будет солнечная;

-    если сосульки длинные – весна будет дружная;

-    если сосульки короткие – весна будет затяжная, прохладная;

-    если весна дружная – будет наводнение, а если весна затяжная, то не будет;

-    если рано прилетают пуночки – будет ранняя весна;

-    если появляется радуга – скоро прекратится дождь и пойдут грибы;

-    если птицы низко летят – это к дождю;

-    если сильно роятся комары – это к дождю;

-    если за лето трава выросла короткой – зима будет бесснежной, а если длинная – снежной;

-    если ольха начинает желтеть снизу, а ива сверху – будет ранняя осень.

Татьяна Терлецкая, чукчанка,
стажер ИЦ "Л"
со слов Ивана Петровича Папальгина,
жителя села Кепервеем

К содержанию

ВСТРЕЧИ СТАЖЕРОВ

Изменения в комиссии

 

С 1993 года при Президенте России работает Комиссия по правам человека. С 1996 года она работает под председательством В.А. Карташкина. Все члены комиссии работают на общественных началах и подчиняются только Президенту. В предыдущих бюллетенях Информационного центра не раз говорилось о структуре, функциях и работе комиссии.

В сентябре 2000 года по указу Президента РФ произошли изменения в структуре комиссии. Теперь кроме тех, кто работал здесь ранее, видных деятелей, ученых, журналистов, в комиссию входят заместители руководителей ведущих министерств и ведомств, таких как Минобороны, МВД, Минтруда, Минздрав и т.д. На мой взгляд, эти изменения должны повысить эффективность работы комиссии.

Комиссия выпускает отчеты о своей работе, публикует литературу, к которой можно обратиться для защиты своих гражданских прав, подготовлены учебники для вузов, в том числе для военных.

 Азамат Тадыкин, теленгит,
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

Еще одно преобразование

 

В Министерстве по делам федерации, национальной и миграционной политике РФ (бывшее Миннац РФ) появилась новая структура – Управление по делам коренных малочисленных народов. Это, по сути, единственное "профильное" управление по коренным народам в федеральных органах исполнительной власти. Начальником управления является Лидия Чимитовна Нимаева, которая имеет большой опыт работы в этом направлении.

В данный момент в ведение Управления по делам коренных малочисленных народов переданы федеральные целевые программы "Дети Севера" и "Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера РФ до 2010 года". Последней из них еще предстоит стадия утверждения на уровне Правительства РФ.

Будем надеяться, что с этими изменениями повысится эффективность деятельности органов федеральной власти в области защиты прав коренных народов России.

Родион Самбуу, тувинец-тоджинец,
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

Программа в действии

 

3 октября 2000 года стажеры ИЦ "Л" встретились с Андреем Георгиевичем Чиликиным, руководителем Федеральной целевой программы "Дети Севера". На встрече они смогли получить подробную информацию об этом проекте, касающемся детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Программа предусматривает следующие направления:

1. Обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей.

2. Улучшение условий обучения.

3. Содействие развитию творческих способностей, детского самодеятельного художественного творчества.

4. Содействие развитию детской и юношеской физической культуры и спорта.

5. Обеспечение ввода социально значимых объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта для детей.

В этом году заканчивается третий этап программы "Дети Севера", и в августе 2000 года она была утверждена на срок до 2002 года. Размеры финансирования программы "Дети Севера" на 2000 год составляют 60 млн рублей, столько же предусмотрено на 2001 год.

Галина Алотова, удэгейка,
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

Встреча в музее

 

27 сентября 2000 года состоялась встреча стажеров XV группы ИЦ "Л" с Михаилом Моковичем    Бронштейном и Юрием Александровичем Широковым в Государственном музее искусств народов Востока.

Мы  прошли по залам, посвященным   Армении, Корее, Китаю. Михаил Мокович рассказал о художниках, о мастерах прошлых веков, где и когда были найдены поделки из разного природного материала, где были экспедиции на раскопках.

Также было приятно и интересно узнать, что в Государственном музее отведен небольшой зал народам Севера и Дальнего Востока, в частности  нанайцам, якутам, долганам и  жителям Чукотки.

Поразили своим уникальным умением мастера в вышивке, резьбе по кости, по дереву. Много интересного было в залах Вьетнама, Кореи, Китая. Многие из группы стажеров впервые увидели уникальные экспонаты  наяву.

На этом наше знакомство с искусством народов Востока не окончено, мы назначили новую встречу с прекрасным.

Галина Шутова, эвенкийка,
 
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

Начало сотрудничества

15 – 16 сентября 2000 года в городе Плес состоялась международная конференция под названием "Гендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы". В числе приглашенных на конференцию была и XV группа стажеров центра. Надо сказать, что это был первый опыт участия стажеров в мероприятии, посвященном гендерной проблематике, то есть вопросам, касающимся взаимоотношений полов. В рамках конференции были также проведены "круглые столы", темами которых были гендерные исследования в социологии, политологии, экономических науках. На конференции было положено начало деловым контактам между представителями Ассоциации американских юристов и стажерами ИЦ.

Буквально через неделю состоялась вторая встреча стажеров с директором программы по защите прав женщин Людмилой Николаевной Завадской. В ходе встречи  мы смогли получить более полную информацию о деятельности ассоциации и различных гендерных программах. Людмила Николаевна объяснила цели и задачи Ассоциации юристов, в которой занимаются трудовыми, социальными, семейными правами женщин, в частности, при поддержке ассоциации создаются кризисные центры для женщин, подвергающихся домашнему насилию. По словам Людмилы Николаевны, более продуктивно реализовывать программы помогают регулярные встречи и семинары с заинтересованными в решении этих проблем людьми.

На одном из таких семинаров и побывали стажеры центра, темой обсуждения семинара были стандарты гендерного баланса власти, где речь шла о равном участии как женщин, так и мужчин в общественной и политической жизни и об их равном представительстве в структурах власти. Также был сделан доклад, касающийся опыта западноевропейских стран в этом вопросе. Все участники семинара после докладов могли принять участие в дискуссии, они пытались ответить на вопрос "Есть ли будущее у женских организаций в нашей стране?". Назывались как плюсы, так и минусы, которые могут тормозить деятельность женских организаций. Хотелось бы отметить прекрасную дружественную обстановку, которая царила на семинаре, и это помогало нам, стажерам, которые еще несведущи в гендерных вопросах, попытаться спокойно разобраться в некоторых моментах, касающихся гендерной проблематики. Мы надеемся и впредь продолжать наши встречи и деловые взаимоотношения с ассоциациями, организациями, представляющими интересы женщин.

Лана Мигунова, вепсянка,
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

НАША ПОЧТА

Открытое благодарственное письмо губернатору Красноярского края А.И. Лебедю от Ассоциации малых и коренных народов Севера Туруханского района

 

Уважаемый Александр Иванович!

Сердечно благодарим Вас в связи с проведением в жизнь столь важного для северных народов Туруханского района - кетов, селькупов, эвенков - мероприятия, каким является краевая целевая программа "Социально-экономическое развитие территорий  проживания коренных малочисленных народов Севера Красноярского края на 2000 – 2003 годы".

Мы ждали! Очень ждали передышки! Кризис экономический, социальный, управленческий, культурный, творческий оказывается для нас весьма длительным и небезопасным. С появлением на свет региональной программы обрели надежду, что он перестанет быть системным и жизнь войдет в свое стабильное и надежное русло. В Вашем лице мы нашли понимание наших проблем.

Особенность и значительность момента появления и уже действия программы заключается в том, что создаются серьезные предпосылки действительно ГОСУДАРСТВЕННОГО управления, регулирования вопросами аборигенных народов в эколого-экономической и социально-культурной сферах.

От имени всех северян большое спасибо за помощь, оказанную Вами в трудное время. Кеты говорят об этом так: "Ка эбан табутго" ("Слова лежат на поверхности"). И они не расходятся с делом! Настоящий человек всегда остается Человеком!

Сердечная благодарность за кропотливый труд Управлению по делам Севера, лично Ивану Ивановичу Орлову! От старейшин, матерей, детей!

Сибирского здоровья вам и вашим семьям! Да благословят вас наши боги!

С уважением,
президент Ассоциации КМНС 
Туруханского района
Надежда Новик

К содержанию

Письмо с Чукотки

 

От лица всех жителей села Усть-Чаун Чукотского автономного округа мы хотим выразить свою сердечную признательность нашему депутату Госдумы РФ Роману Аркадьевичу Абрамовичу за ту помощь, которую он оказывал и оказывает нам, в частности, в проведении мероприятий, направленных на оздоровление детей Чукотки. 1800 детей этим летом побывали на Черноморском побережье, некоторые из них отдыхали даже за рубежом. Ребятишки, нуждающиеся в операциях, были прооперированы. Но не все дети смогли выехать на отдых этим летом. И Роман Аркадьевич попросил составить списки детей, которым нужна медицинская помощь, и те, кто не отдыхал, будут отправлены летом 2001 года.

Библиотеки Чукотского округа стараниями нашего депутата были пополнены новыми изданиями. А также Роман Аркадьевич помогает издать книгу Клавдии Ивановне Геутваль, заслуженному работнику культуры РСФСР, чукотской поэтессе.

Роман Аркадьевич не забывает и оленеводов. Он оказал помощь округу в приобретении ветеринарных препаратов. В частности, он помог в этом совхозу "Певек".

Жилищно-коммунальное хозяйство – это вообще больной вопрос на Чукотке. Работники ЖКХ в течение долгого времени не видели зарплату. Благодаря Роману Аркадьевичу эту задолженность погасили.

Депутат помнит о вкладе старшего поколения в освоение Севера. Ведь они отдали свое здоровье и молодость этому краю. Для них он приобретает жилье в центральных районах страны.

Особая благодарность от наших детей, выпускников 2000 года, которым он оказал по окончании школы финансовую поддержку: отличникам – по 10 000 рублей, а остальным – по 6000.

От всей души благодарим нашего депутата Романа Аркадьевича Абрамовича !

Жители села Рыткучи Чаунского района
Чукотского автономного округа:
Хабалова Зоя Цыденовна,
Ночина Светлана Юрьевна,
Вуквукай Наталья Борисовна
5 сентября 2000 года

К содержанию

Будет ли тепло и светло на окраине России?

 

Обеспечит ли нас Чукотский район или округ необходимыми ремонтными материалами, запчастями, автотранспортом  - всем тем, что необходимо для капитальной подготовки жилищно-коммунального хозяйства нашего села Лорино к долгой холодной зиме? Хотя что чиновникам напоминать, они это и сами знают.

Чиновники знают, а мы напомним. Для оснащения котельных нужны: запорные материалы, электроды, стройматериалы для ремонта котлов – цемент, кирпич, мел, насосы, осветительные приборы. Рабочим нужна спецодежда и спецпитание.

Для ремонта теплотрасс нужны запорные арматуры, трубы разного диаметра, минвата, электроды.

На дизельной электростанции дизель-генератор ДК-300 нуждается в капитальном ремонте. Не поступают запасные части для текущего ремонта дизелей, хронически не хватает дизельных масел М-10Б2 и М-8Б2. По причине большого амортизационного износа нужны новые генераторы. Само помещение дизельной электростанции нуждается в ремонте.

Для гаража необходимо обновление автотранспортного парка: две большие машины "Урал" для подвоза воды, два бульдозера. А также нужны запчасти для капитального ремонта действующих "Уралов": резина, рессоры, осветительные приборы, ремни, смазочные материалы (нигрол). На действующий трактор требуются гуськи, катки, звездочки, и т.д.

Совершенно нет стройматериалов для ремонта жилых домов: краски, мела, цемента, пиломатериала, гвоздей и т.д. После аварии 26 марта 2000 года в жилых квартирах поставили в малых количествах радиаторы.

И еще один самый главный вопрос, который задают работники ЖКХ: "Когда мы получим долги по зарплате и будем получать заработанные деньги ежемесячно?"

Действительно, когда? Заработную плату труженики ЖКХ не видели с 1996 года, а об отпускных и мечтать перестали. Как обеспечить семью питанием, одеждой? Может быть, будет ответ, что такая ситуация не только у нас, вся Россия так живет. Мы согласны, но у нас особый регион, особые климатические условия, которые создали не мы, а сама матушка-природа. Это только сверху кажется, что много земли. На самом деле ее всего на 15-20 см вглубь, дальше галька, песок до одного метра, ну а дальше – лед. На такой земле (15 см глубиной) не растут картофель, морковь, хлеб, лук, капуста и другие овощи. Да и предки коренного населения никогда не занимались земледелием.

Хотелось бы услышать или где-нибудь прочесть ответ наших властей на вопросы, заданные жителями села Лорино в этом письме.

Александра Инанкеуясь, чукчанка,
специально для ИЦ "Л"

К содержанию