Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Поиск




ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ №1 ИНФОРМАЦИОННОГО ЦЕНТРА КОРЕННЫХ НАРОДОВ КУЗБАССА

Поздравляем Вас с выходом в свет первого номера бюллетеня Информационного центра коренных народов Кузбасса! Его подготовили мы – 1 группа стажеров Центра. Знакомьтесь!

Слева направо: Марина Тодышева (телеутка, проживает в п. Телеут, г. Белово, предприниматель), Татьяна Барсукова (телеутка, проживает в п. Телеут, г. Белово, активист молодежи п. Телеут), Эдуард Тодышев (телеут, проживает в г. Белово, активист молодежи п. Телеут), Юлия Колчегошева (телеутка, проживает в п. Телеут, г. Белово, директор ИЦ коренных народов Кузбасса), Людмила Кормина (телеутка, проживает в с. Новобачаты Беловского района, представитель общины с. Новобачаты), Оксана Тарасова (телеутка, проживает в с. Шанда Гурьевского района, депутат Раздольненского сельского совета), Светлана Чебелькова (телеутка, проживает в г. Белово, предприниматель), Светлана Файзрахманова (телеутка, проживает в с. Новобачаты Беловского района, активист с. Новобачаты).






ВСТРЕЧИ И МНЕНИЯ СТАЖЕРОВ

Мы, стажеры первой группы Информационного центра коренных народов Кузбасса, кроме изучения международных, российских и региональных законов, правовых и нормативных документов по коренным народам, провели ряд интереснейших встреч и с полученной информацией хотим поделиться с Вами, дорогие наши читатели.
23 ноября 2006 года начался учебный курс «Образование в области прав человека и прав коренных народов» в Информационном центре коренных народов Кузбасса. В состав первой группы стажеров вошли семь представителей из числа коренного населения, проживающих в г.Белово, Беловском и Гурьевском районах.
С началом занятий нас пришел поздравить и дать напутственное слово председатель Национального Культурного Центра телеутов «Тазылдар» Барсуков Виктор Александрович. Он рассказал нам об истории развития нашего народа. Мы узнали, что наши предки кочевали на территории современного Северного Китая до 3 века до нашей эры. Племена наших предков составляли основу военной мощи Тюркской державы, они выставляли 60 туменов, то есть 600 тысяч воинов. А в настоящее время численность нашего народа составляет всего около 2500 человек.
Также он рассказал нам о традициях и обычаях нашего народа, как, например, проведение национальной телеутской свадьбы. Основным украшением свадебного телеутского стола является национальная кухня: кайнаткан пёрёктор и калачиктар (пироги и калачи, вскепяченные на раскаленном масле), катама (хворост), табак курсак; на второй день свадьбы молодожены и родственники жениха делают пельмени и угощают родственников невесты. Раньше на свадьбах существовал такой обряд как «кюре»: мужчины собирались во дворе вокруг костра и ели свежесваренное мясо, а женщины хлопотали в доме. К свадьбе родственники невесты готовили много национальных платьев, которые одевали близким родственникам жениха. Так же у нас существует такой обряд как «поклонение духу огня»: невеста, придя в дом жениха, просит, кланяясь у очага дома, принять ее в новую семью, она должна три раза поклониться огню (на печи при этом стоят три глиняных горшочка с тремя березовыми ветками) и сомдорга (березкам), бегая под национальным покрывалом (кёжёгё) со своим родным дядей и дядей жениха.
В завершении нашей встречи Виктор Александрович искренне пожелал нам не забывать свой язык, сохранять и развивать культуру своего народа, а также пожелал успешной и плодотворной работы нашему информационному центру.

Оксана Тарасова и Марина Тодышева




2 декабря группа стажеров первого Информационного центра коренных народов Кузбасса посетила этнографический музей «Чолкой» села Беково Беловского района.
Музей «Чолкой» был организован в 2000 году Владимиром Ильичем Челухоевым. Благодаря его старанию, терпению, упорству, создан уникальный музей телеутского народа. Знакомство начинается с легенды о двух влюбленных телеутах, которые изображены на стенах при входе в музей. Далее мы проходим в зал, в котором отображен быт, традиции наших предков, здесь мы видим в разрезе землянку со всей утварью того времени. На стенах данного зала изображен природный ландшафт и будни наших предков.
Далее наша группа посетила зал, где отражена среда обитания, животный мир, окружающая среда теленгитов в прошлом. Посетили выставку картин художников Кузбасса. Наряду со знаменитыми художниками также выставлены поделки школьников, рукоделия мастериц. В музее собран огромный материал истории нашего народа.

Людмила Кормина
7 декабря 2006 г. наша группа встретилась с главным специалистом по п. Телеут Корбиной О. Н. Она рассказала нам о том, что проходила двухнедельную стажировку в Кемерово в общественной организации «НАБАТ» под руководством Тимура Калишева.
На вопрос о территориальном самоуправлении она ответила, что посёлки Телеут, 8 Марта, Черта, с. Заречное и Бабонаково объединены в одно Территориальное Управление, т. е. на все данные посёлки один бухгалтер и один начальник управления Кудрявцев А. Н.. Бюджет на все посёлки также один. Все это означает, что если у нас раньше был национальный территориальный комитет самоуправления, т.е. мы были более ли менее самостоятельными, то сейчас мы просто являемся маленьким звеном общего Территориального Управления.


Татьяна Барсукова





8 декабря наша группа встречалась с Тодышевым Валентином – третьим стажером из числа телеутов Кузбасса Информационного центра «Льыоравэтльан» в городе Москва 1999 года. На данный момент Валентин является юристом ассоциации телеутского народа «Эне-Байат» и проводит консультации по правам коренных народов.
Валентин рассказал о своей стажировке в Москве: они изучали международное и российское законодательство в области прав и свобод человека и коренных народов; получили навыки работы с компьютером как пользователи, научились работать в сети Интернет, с электронной почтой; во время стажировки встречались с должностными лицами, посетили Министерство топлива и энергетики, Государственную Думу, встречались с должностными лицами Российской ассоциации коренных малочисленных народов Севера и Уполномоченным по правам человека в РФ, так же встречались с представителем коренного населения Канады, участвовали в разработке устава Всероссийского союза молодежи.
В 2004 году Валентин в течение пяти дней прошел индивидуальную стажировку в Москве у почетного адвоката России Ольги Алексеевны Яковлевой. Во время данной стажировки акцент делался на экологию и земельные права коренных малочисленных народов.

Марина Тодышева




15 декабря наша группа встретилась с начальником Земельного комитета Чернецовым Николаем Степановичем. Он рассказал нам об общих принципах работы Комитета, который был создан в 1991 году по указу Президента по земельной реформе. Комитет занимается регулированием земельных отношений, охраной земельных ресурсов. С созданием Комитета стало больше порядка в вопросах землепользования, в 200 раз увеличилась собираемость налога. Николай Степанович рассказал, что за каждый земельный участок платится земельный налог или арендная плата. Арендная плата зависит от целевого назначения земельного участка. С этого года начисления будут производиться в зависимости от кадастровой оценки (расчёта стоимости каждого земельного участка). В задачи Земельного комитета входит охрана земельных ресурсов, что в настоящее время задача не из легких. Приходится бороться с угольной промышленностью, которая является ведущей в нашей стране. По технологии образовавшиеся провалы после использования природных ископаемых должны рекультивироваться, то есть засыпаться и засаживаться саженцами, чего не делает ни одно угольное предприятие.
Сегодня угольщиков поставили перед новыми условиями: чтобы использовать 1 га новой земли под добычу, они должны рекультивировать такое же количество земли.
Николай Степанович так же ответил на наши вопросы, касающиеся приватизации земельного участка, о разграничении территорий между близлежащими поселками и другие вопросы по земле.
Оксана Тарасова




СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ТЕЛЕУТСКОГО НАРОДА

Этническая история телеутов в ретроспективе прослеживается до начала 1-го тысячелетия до нашей эры (до рождества Христова).
Предки телеутов под этническим названием ЧИ-ДИ до III века до нашей эры кочевали на территории современного Северного Китая. В III веке до рождества Христова были вытеснены китайцами в степи по южную сторону пустыни Гоби. В китайской летописи Вэй их стали именовать ГАОГЮЙЦАМИ (ГАОГЮЙ или ГАОЦЗЮЙ, то есть высокая телега.).
В 297 году гаогюйцы попали в подчинение сяньбийцев Тоба, основавших династию Вэй. В летописях династии Вэй так описывались их нравы: «У них нет едино начальствующего великого вождя, каждый род имеет своего вождя. По характеру они грубы и свирепы. Члены рода единодушны между собой, когда подвергаются набегам, дружно помогают друг другу. В сражениях не создают боевых рядов, а нападают на врага разрозненно, внезапно появляясь и внезапно отходя… По существующим обычаям сидят на корточках… При заключении браков представляют в качестве сговорных даров крупный рогатый скот и лошадей, считая это за честь. В день свадьбы жених и невеста подают кобылий кумыс и горячее мясо. На домашнем скоте имеются метки и, хотя он свободно пасется в степи, никто никогда не ворует его. Любят удары грома. При каждом ударе грома кричат и стреляют в небо, а затем покидают это место и переходят в другое… Когда у них все спокойно, совершают благодарственные моления, во время которых забивают много разного скота, сжигают его кости, скачут вокруг этого места на лошадях несколько сотен кругов. Все мужчины и женщины, независимо от возраста, собираются на эти сборища… Гаоцзюйцы переезжают с места на место в зависимости от наличия травы и воды, одеваются в кожи, едят мясо, имеют крупный рогатый скот, овец и прочих домашних животных. Их повозки имеют высокие колеса, с большим количеством спиц… Они постоянно враждовали с жужанами (монголоязычные кочевые племена), а также часто нападали на государство Вэй и грабили его».
Гаогюйцы (различные названия: гаогюйские ДИНЛИНЫ, народное название – ЧИЛЕ, трансформированное в ТЕЛЕ) кочевали на территории современной Монголии и частично Тувы.
В конце V века значительная часть гаогюйцев (около 100 тыс. кибиток, или около 500-600 тыс. человек) перекочевали из Монголии через Алтай в долину Иртыша, в район современного Турфана (Семиречье) и, сокрушив государство Юэбань – последний остаток хуннской эпохи, в 42 году основали свою державу ГАОГЮЙ (по Л.Н.Гумилеву – Телеутское ханство).
Но в динамичном кочевом мире век телеутского государства был недолог.
Гаогюйцы, которых стали именовать ТЕЛЕ, вели постоянные войны с Жужанским каганатом. Подвергались нападениям эфталитов.
В 540 году последний правитель государства Гаогюй Биди был разбит жужанами, и держава народа теле перестала существовать, а сами теле попали в зависимость от жужанского каганата.
Западные телесцы тяжело переносили жужанское иго, и в 550 (?)г. они восстали и двинулись походом против жужан, намереваясь разгромить их в Халке – центре Жужанского каганата. Когда телесцы были на середине пути, из ущелий гобийского Алтая выехали стройные ряды тюркютов в пластинчатых панцирях с длинными копьями, на откормленных боевых конях во главе с Бумынем из рода Ашина. Так как телесцы собирались воевать с ненавистными жужанами, имея этническое родство с тюркютами, которые также находились в вассальной зависимости от жужан, они немедленно изъявили покорность Бумыню и вошли в его орду. Покорность в степи понятие взаимообязывающее. Иметь в подданстве 50 тыс. кибиток (около 300 тыс. человек) можно лишь тогда, когда делаешь то, что они хотели. Теле хотели сокрушить ненавистных жужан, этого хотели и соплеменники Бумыня. Война тюркских племен, объединенных Бумынем, с Жужанским каганатом стала неизбежной.
Зимой 552 года Бумынь выступил в поход против жужан и полностью разгромил их. Отныне гегемония в Центральной Азии переходит к тюркам во главе с родом Ашины.
Бумынь принял титул Иль-хана, стал основателем Великого Тюркского Каганата. С этого времени и до 745 года история телеутов тесно связана с историей «Тюркского Вечного эля» (эль - держава).
Здесь следует сделать необходимое замечание. Историки, описывающие этот период в истории Центральной Азии, оперируя терминами «теле» и «тюркюты», считают, что за ними скрываются два народа. По нашему мнению, речь идет об одном народе. Термин «теле» является этнонимом родственных тюркских племен Центральной Азии. А термин «тюрк» обозначает принадлежность к телескому роду Ашины и его непосредственным подданным, проживающим на Алтае. Ведь в одной из транскрипций данная группа называется «тюгю» или «тукуэ». Последним термином обозначалось географическое место проживания этой группы народа теле. Тукуэ является сложным словом: Туу-куэ, где туу – на языке некоторых современных тюркских народов, в том числе и у телеутов, переводится как гора, а куэ – окраина, край. А по данным китайских летописей, род Ашина после разгрома хуннов укрылся в южных предгорьях Алтая. Далее, Бумынь объединяет тюркские племена с помощью своего брата Истема, великого полководца, который был предводителем ряда племен, кочевавших в Семиречье. Но в Семиречье кочевали племена теле, которые именно здесь основали государство Гаогюй. Это дает основание, что род Ашина по своей племенной принадлежности был телеским родом. Что дополнительно подтверждает слова Бильге-кагана (Могилян), что тогуз-огузы (межплеменное объединение теле) его собственный народ.
Этого мнения придерживался академик В.В. Бартольд, считавший, что термин «тюрк» не этническое название, а политический, обозначавший политическое объединение ряда племен. По нашему мнению, ядро этого объединения составляли предки телеутов – древние теле.
Племена теле составляли основу военной мощи Тюркской державы. По выражению известного востоковеда Н.Я. Бичурина-Иакинфа, основанного на китайских источниках, «древние тюрки силами теле геройствовали в пустынях севера», то есть в степях Евразии. В этот период, по данным тех же источников, теле выставляли 60 туменов, то есть 600 тыс. воинов. Возможно, данные несколько преувеличены, и эта цифра отражает общую численность, но, тем не менее, она дает представление о многочисленности племен теле – предков телеутов.
Не удивительно, что, имея столь грозную силу в лице воинов - телеутов, тюркский каган буквально за 3 (!) года сумел подчинить себе всю Великую Степь от Тихого океана до Северного Причерноморья.
Этот уникальный момент в основном связан с именем великого тюркского полководца Истеми, брата основателя Великого тюркского каганата, Бумынь-кагана.
Тюркский каганат в этот период, наряду с Китаем, Византией и Ираном, стал мировой державой. При этом Китай и Византия были вынуждены платить скрытую или явную дань Кагану Вечного эля.
В 745 г. с крушением державы тюрков племена теле оказались рассеянными по всей Великой степи: от «восточного» до «западного» морей. Часть теле в VIII веке были включены в состав каганата, основанного уйгурами одним из племен теле в бассейне Верхнего Енисея и просуществовавшего до 840 года. Как и в случае с Тюркским каганатом, ядро новой державы составили тюркоязычные телеские племена во главе с уйгурами.
В 840 году двадцатилетняя война уйгуров с государством «Хягас» закончилась поражением первых, и до завоевательных походов Чингисхана народы Саяно-Алтайского нагорья оказались в сфере политического господства древних кыргызов. В этническом отношении население кыргызского государства было довольно пестрым. Основное ядро, видимо, составляло отюреченное местное население и древняя тюркоязычная группа кыргызов, переселившихся на землю к северу от Саян в период III – I веков до нашей эры из Северо-Западной Монголии. Танская летопись указывает: «Жители перемешались с динлинами». Отсюда можно сделать вывод, что в этническом составе это были местные племена, называвшиеся раньше динлинами, позднее теле.
Древнеханское государство просуществовало до завоеваний Чингисхана, окончательно была уничтожено в 1293 году.
Процессы государствообразования активно сопровождалось процессом этногенеза. Отдельные племена теле, обособляясь, становились самостоятельными этносами: тувинцы, уйгуры, якуты, телеуты (в различной транскрипции: теленгеты, теленгиты, теленгуты).
В 1367 году телеутский род Чорос объединил и возглавил мощный племенной союз под названием Ойрот, на протяжении трех веков державший в страхе Китайскую империю.
С экспансией России на восток, в начале XVII века, сложился ее военно-политический союз с телеутским князем Абаком.
В 1606 году 31 марта, после войны с джунгарами Абак принял шерть царю в Томске. Данный акт историк А.П. Уманский справедливо считает фактом заключения военно-политического союза между телеутами и Российским государством. Данный союз был необходим России для своего утверждения и расширения владений на юге Сибири, в период «смутного» времени в Московии, когда ее основные силы были задействованы для отпора западным интервентом и подавления выступлений различных сословий, недовольных царской или боярской властью. Телеутам союз был необходим для защиты своих владений от джунгарских казахских захватчиков. Верные своему союзническому долгу телеуты неоднократно с местными воеводами выступали против тех или иных сибирских князьков, не признающих власти России.
В 1635 г в Западной Монголии образовалось мощное феодальное государство – Джунгарскогое ханство, быстро набиравшее силу, которое сумело за короткий срок обложить явной или скрытой данью Китай и государства средней Азии.
Стремясь защищать свою независимость, телеуты были вынуждены вести изнурительные войны с джунгарами, закончившиеся признанием наших предков вассальной зависимости от Джунгарского ханства.
В начале XVIII века на востоке усиливается борьба между тремя империями: Китаем, Джунгарией и Россией. Это стало началом первого акта исторической драмы, разыгравшейся чуть позднее и продолжающейся в наши дни.
В этой схватке телеуты использовались Россией порой как буфер, порой как военная сила в ее противостоянии с Китаем и Джунгарией.
В середине XVIII века, в 1756-58 гг., наши предки оказались втянутыми в истребительскую войну между Китаем и Джунгарией. В результате войны около 1 миллиона джунгар было убито, их государство было полностью уничтожено, а телеуты, неся большие потери, частью укрылись в горах Алтая, частью – отступили к приграничным крепостям России. Стремясь противостоять агрессии Китая, они просили свою союзницу Россию принять их с землями в подданство. Россия, после некоторого колебания, дала согласие, но при этом было решено подавляющую часть новых подданных переселить в Поволжье.
При осуществлении этой акции значительная часть переселенцев погибла от голода и болезней. Меньшая часть, вернувшись обратно, совместно с оставшимися соплеменниками составили этническую основу современных телеутов.
Дальнейшая история древнего народа связана с судьбой России. Первоначально царская власть, в силу малонаселенности земель в регионе юга Сибири, была вынуждена согласиться на закрепление за телеутами территории, необходимой для ведения традиционного кочевого хозяйства, основанного на скотоводстве. Но уже с XIX века с началом заселения региона переселенцами с запада России, территория расселения телеутов стремительно сокращается. Причем этот процесс сопровождается усиленной ассимиляцией автохтонного населения. Параллельно этот процесс сопровождается усиленной христианизацией местного населения со всеми ее положительными и негативными сторонами.
После установления в России Советской власти телеутский этнос-народ с древней многовековой историей был вообще исключен из официального списка народов СССР. Так на десятилетия древнейшей из народов России превратился в народ-призрак: вроде он «де-факто» существует со своей духовной культурой и самосознанием, но официально его нет.
Только в начале 1990-х годов, благодаря начавшейся демократизации советского общества, инициативе лидеров национального возрождения и деятельности Ассоциации «Эне-Байат», была восстановлена историческая справедливость в этом принципиальном вопросе – телеуты признаны самостоятельным этносом.
История телеутов фрагментарно излагается различными авторами, чье видение часто подвержено большой доле субъективизма. В этой связи необходимо критическое осмысление ряда исторических работ.
Необходимы исследования по периоду становления Великого тюркского каганата периоду 9-12 века. «Белым» пятном выглядит период 13-16 веков.
Принимая, что история практически является прикладной наукой, и что ее изложение во многом зависит от личности автора, его этнической принадлежности, нам необходим собственный взгляд на свою историю, свободный от штампов, расхожих клише, имеющих до сих пор место в исторической науке.

В.А. Барсуков

СТАТЬИ СТАЖЕРОВ


Я - Тодышева Марина Евдокимовна, родилась и проживаю в г.Белово, посёлок Телеут.
По маме шорка, по отцу телеутка, принадлежу к роду "Тодош". Мне 42 года, у меня двое детей. Меня, как мать волнует, в каких условиях будут жить наши дети и будущее наших детей.
У нашего народа много проблем связанных с сохранением и развитием нашей самобытной национальной культуры: родовой памяти, родного языка, традиций и обычаев своего народа. Кроме того, проблема экологии и загрязнение окружающей среды расположенными вблизи посёлка организациями, проблема занятости коренного населения, а особенно молодого поколения.
Для повышения уровня юридической и культурной грамотности приняла участие в учебном курсе "Образование в области прав человека и прав коренных народов", организованной Межрегиональной общественной организацией "Информационно-образовательная сеть коренных народов "Льыоравэтльан" в Кузбассе.
С огромным интересом прослушала лекции президента "Льыоравэтльан" Шерматовой Г. К. по международному, российскому законодательству в области прав и свобод человека и прав коренных народов.
Были организованы интересные встречи с представителями общественных организаций, органами местного территориального самоуправления и земельным комитетом, которые рассказали о своей деятельности. Посетили национальный музей "Чолкой" в селе Беково, в котором воссоздана история рождения и развития телеутского народа. Встречались со стажером, который рассказал о своей стажировке 1999г. в г. Москве.
Прослушав курс лекций, я осознала важность и необходимость правового просвещения коренного населения, так как большинство не знает своих законных прав и свобод.

Марина Тодышева




Меня зовут Тарасова Оксана. Живу я в деревне Шанда Гурьевского района. Наше село расположено между двух богатых угольных разрезов. Это разрез «Шестаки» и разрез «Бачатский». Казалось бы, живя в таком соседстве, мы должны процветать, как в сказке. В действительности все наоборот. Экологическая проблема стоит очень остро. Отвалы пород подступают вплотную к деревне. При взрывах на деревню надвигается облако угольной пыли, которое долгое время не рассеивается. Сенокосы и пастбища уже завалены угольными отвалами. Заниматься подсобным хозяйством становится труднее, а устроиться на работу на предприятие нужен великий блат. Таким образом, деревня на грани вымирания.
Мы знаем, что уголь является одним из основных богатств, которыми славится наша страна, и угольная промышленность является ведущей отраслью, но не стоит забывать и о людях, оказавшихся рядом. Молодежь уезжает, детей все меньше и меньше. Меня это пугает. Страшно представить, что будет лет через 10.
У меня растут сын и дочь, и мне бы очень хотелось, чтобы они выросли здоровыми и умными, чтобы помнили свои корни, своих предков, ценили свою культуру и традиции. И поэтому мы хотим, чтобы наши власти прислушались к нам сейчас, чтобы не забывали, что мы часть большого и великого народа России. Есть некоторые конкретные вопросы, которые хотелось бы реализовать с помощью администрации, это: построить детскую площадку в центре деревни, отсыпать дороги и, наконец, самый больной вопрос, обеспечить людей нормальной питьевой водой. Если решить эти проблемы, то я думаю, что это будет большой шаг навстречу со стороны власти.
У нас очень много вкусных национальных блюд, одно из которых я хочу описать. Называется оно «Тутмаш». Это блюдо готовится из мяса. Отваривают отдельно мясо, отдельно ливер, отдельно кишки. Затем всё это мелко крошится и вместе соединяется. Ещё нужно отварить тесто и тоже мелко накрошить и соединить с мясом. Все это заливается мясным бульоном, лук каждый добавляет себе по вкусу.

Также у нас очень вкусные калачи и пироги (кайнаткан перектар и калачиктар), вскипяченные на раскаленном масле; пельмени, закрученные косичкой (чекырлаган), табак курсак, катама…
Оксана Тарасова



Я – Файзрахманова Светлана Петровна, живу в Новобачатах, посещаю курсы "Образование в области прав человека и коренных народов" в Белово с 23 ноября по 23 декабря 2006 года. Я принадлежу к роду мундус. Я коренная телеутка.
В нашей деревне проживают 167 телеутов. Дети не знают родного языка, и поэтому в школе создан кружок, которым руководит Колчегошева Валентина Ильинична. К главе администрации Михайловой Т.В. просьба выделить нам комнату для проведения занятий.
«Ташкомир» в переводе означает каменный уголь. С двух сторон открывают разрезы. Губят нашу экологию. Нам, как коренным жителям, небезразлична судьба нашей деревни. Население малочисленно, так как понижена рождаемость. Дети, заканчивая школу, остаются в городе, так как руководство не предоставляет работу молодым специалистам.
У нас у телеутов есть много обычаев и обрядов. Об одном я хотела бы рассказать.
Почему и как появились «эмегендер» (куколки) у телеутов? Телеуты считали, что эмегендер имеют важное значение в их жизни: являются хранителями их жилища, очага. Их изготавливали из материи, набивали льном или коноплей, рук и ног у эмегендер не было, вместо глаз пришивали бусинки, рот и нос рисовали. Хранились они в мешочках из холста в укромном месте, чтобы никто из посторонних не видел их и не трогал. Ежегодно весной и осенью куколок вынимали из хранилищ для кормления. Кормили специальной кашей, которая называется «саламат». Она готовится из молока, сливочного масла и муки простого помола. Ни соли, ни сахара не кладут. Куклы олицетворяли собой предков нескольких поколений и наследовались по материнской линии. Когда дочь выходила замуж, мама готовила эмегендер, чтобы дать их дочери с собой.

Светлана Файзрахманова



Я Барсукова Татьяна – телеутка, мой сёк (род) - тёлёс. Проживаю в г.Белово Кемеровской области, в небольшом посёлке ТЕЛЕУТ.
Под нашим посёлком проходит шахта, из-за этого дома, в которых мы живём, с каждым годом деформируются, что очень меня тревожит. Также рядом с посёлком расположена Центральная Обогатительная фабрика, что пагубно влияет на воздух, которым мы дышим.
Вообще, мне бы хотелось затронуть тему по возрождению нашей культуры, традиций, языка, этноса. Ведь всё с каждым годом забывается.
Если наши бабушки и дедушки ещё и говорят на родном языке, то уже наши родители больше общаются на русском, не говоря уже о нас – современной молодёжи. А что будет дальше?

Мне очень хотелось бы, чтобы в школах, в которые мы ходим, ввели телеутский язык. Я считаю, что для каждого человека очень важно знать именно свой, родной язык!
У нас очень красивые и своеобразные национальные наряды
Платья (кунек) – шьются из ярких, красивых тканей, в основном это парча. Крой свободный, длина – по икрам, верх оформлен нагрудником (тёштёк), он обычно расшит золотыми и серебряными нитками, украшен большими пуговицами и различной тесьмой. Воротник (тяка) украшен берестой и также расшит нитками, он пришивается отдельно. Платье подвязывается поясом (кур), который ткётся на ручном станке.
Верхняя одежда – шуба из овчины (тон), её поля полностью обшиваются мехом из ондатры; осенне-весенняя (сырмал) – простёгивается тонким слоем ваты, поля украшаются бархатной оборкой; летняя (телен) – шьётся из костюмной ткани, украшается тесьмой и большими пуговицами.
Головным убором служит большой цветастый платок с кисточками, а также шапки (пёрук). Летняя обувь (чарыктар) шьётся из кожи, внутренний край обшивается мехом.
Татьяна Барсукова


Я Тодышев Эдуард Владимирович, мой род – ууты. У нас у телеутов очень большая проблема – наша молодежь не умеет разговаривать на родном языке, а еще у нас в Телеуте плохо развит спорт. В том плане что, например, мы выезжаем на спартакиаду без подготовки, так как у нас в поселке нет спортивного зала, спортивной формы, да что об это говорить, у нас даже спортивного инвентаря нет, приходиться все покупать на свои деньги. С каждым годом все хуже и хуже.
У нас клуб очень маленький, и молодежь туда почти и не ходит, т.к. там делать нечего. А как хотелось бы, чтобы у нас был "нормальный" клуб, куда можно было бы ходить, и там было интересно, т.е. проводились мероприятия не только для отчетности, но и для народа…Вот если бы у нас был спортивный зал, то у молодежи появился интерес заниматься спортом, и они уже не болтались бы по улице и не распивали спиртные напитки, то, глядишь, скоро и наркоманить начнут, а так хочется, чтоб у нас была здоровая молодежь.
А у нас же есть и подрастающее поколение, совсем еще маленькие дети, а что с ними будет, если все будет продолжаться в том же направлении. У нашего народа очень много проблем и для решения всех проблем надо потратить не мало времени и сил. Мои друзья, проживающие в Телеуте, большинство из них очень седые, такое впечатление, что им лет под 40, а внешне выглядят молодыми, как будто хорошо сохранились.
Рядом с Телеутом расположена Центральная Обогатительная Фабрика "Беловская", и без обеда и выходных дымит в 5 труб, это ядовитое облако поднимается в небо, а там летают разной породы птицы и задыхаются от такова воздуха, потом это облако выпадает с осадками на землю.
И ведь задыхаются не только птицы, но и мы – люди!!! Скоро придется искать другую планету, потому что будет невозможно вздохнуть чистым воздухом, и переселять людей и животных, короче всех.
Еще у нас такая проблема, как отсутствие круглосуточного магазина или ларька. Ближайший магазин находится на расстоянии более одного километра. На нашей территории, конечно, есть магазин, но он работает только до 8 часов.
Также у нас даже нет медпункта, да какой там медпункт – хотя бы аптека была бы. Иногда ведь бывает, что нужны лекарства, а за ними надо ехать, а если ты еще и болеешь, то это вообще проблема… у нас много пожилых людей, которые с трудом передвигаются.
Я считаю, что очень хорошо, что у нас в городе Белово открылся Информационный центр коренных народов Кузбасса, я раньше даже не знал своих прав и свобод до сегодняшних дней. За все время стажировки я очень многое узнал и думаю, что это нужно знать каждому человеку, ведь если мы сами не будем отстаивать и защищать свои права, за нас этого никто не будет делать. Знать и пользоваться нашими правами – это в наших же интересах!
Эдуард Тодышев



Я Чебелькова Светлана Евдокимовна, представительница двух малочисленных народов: мама Арлинекова А.А. – шорка, папа Алаганчаков Е.С. – телеут, Кемеровской области город Белово.
Меня очень волнует вопрос сохранения и развития культурного наследия нации. С этой целью в 2003 году мы с сестрой Тодышевой Мариной Евдокимовной хотели создать культурный центр коренных малочисленных народов Сибири. Мы считаем, что важно не только сохранить свой язык и традиции, но и объединить разрозненные по Сибири народы, чтобы делиться опытом и знаниями в области культуры, традиций, искусства.
На своем личном опыте убедилась, что наши проблемы – это только наши проблемы, и никто помогать нам не собирается.
Чиновники местной администрации заставили почувствовать меня униженной, оскорбленной, нищей и просящей подаяния у нашей местной власти. Для меня было дико узнать, что и наши телеутские общественные организации против создания такого центра и видят во мне только конкурентку, я же, как педагог по образованию, хочу, чтобы подрастающее поколение знало не только свою культуру, но и культуру наших народов – соседей.
Три года все попытки пресекались на корню. Я практически жила в администрации.
В 2006 году в нашем городе открылся информационный центр «Льыоравэтльан», который начал проводить курсы для коренных жителей в области прав и свобод человека. Впервые об этой организации «Льыоравэтльан» я услышала на круглом столе в городе Кемерово, который был организован господином Калишевым Тимуром и Шерматовой Гульвайрой Куденовной. Я прошла курс обучения и узнала много нового о международном и российском законодательстве в области прав человека, о структуре власти и общественных организациях. Я выросла среди русских, не зная своего языка и традиций, поэтому с большим интересом прослушала лекцию Барсукова В.А. на родном языке, в которой он рассказал нам о культуре, традициях и истории нашего народа. Меня поразило в Викторе Александровиче то, что он патриот своего народа.
Также мне очень понравилось занятие, когда президент МОО «Льыоравэтльан» Шерматова Г.К. и директор ИЦКН Кузбасса Колчегошева Ю.А. вместе со стажерами провели пресс-конференцию по поводу открытия центра в городе Белово, куда были приглашены журналисты с газеты «Мега-экспресс» и «Сельские зори». На этой пресс-конференции была организована выставка, где я впервые увидела национальные украшения, элементы телеутской одежды. Я очень рада, что наше взрослое поколение сохранили язык, культуру своего народа и передают все эти знания молодому подрастающему поколению.
Еще я бы хотелось поблагодарить директора телеутского музея «Чолкой» Челухоева Владимира Ильича за интересную наглядную информацию об истории, быте нашего народа.
Спасибо Шерматовой Гульвайре Куденовне за создание такого центра в городе Белово, хотя изначально этот центр планировался открыться в городе Кемерово, так как компактное проживание телеутов сосредоточено в городе Белово и Беловском районе. Теперь я знаю, что должна, а что обязана делать власть для защиты и поддержки малочисленных народов, как правильно отстаивать свои права и защищать свои интересы.
Светлана Чебелькова











Copyright © Льыоравэтльан Все права защищены.

Опубликовано на: 2007-02-02 (19927 Прочтено)

[ Вернуться назад ]

Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.02 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com