Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Поиск




Проблемы организации обучения родным языкам коренных народов в cиcтеме образования РФ

Russian Federation
Item 4 d
6 th session of UNPFII, New York
14-25 May 2007

Evgenia Shustova,
Vice-President of LIENIP
(LIENIP, Russia)

Tel/Fax: +7 (8142) 76-46-89
E-mail: nevond@mail.ru, karelia@indigenous.ru

Проблемы обучения языкам коренных народов в системе образования Российской Федерации.

Уважаемая госпожа Председатель!
Уважаемые представители коренных народов и государств!
Меня зовут Евгения Шустова, я представляю неправительственную организацию "Lauravetlan Information and Education Network of Indigenous People" (LIENIP), которая объединяет региональные организации коренных народов из шести регионов России.
Я являюсь представителем народа вепсов. Это - один из коренных народов Северо-Запада России. Вепсы не имеют единого национально-территориального образования, и как следствие такого расселения, нет единого административного управления.
Я бы хотела обратить Ваше внимание на проблемы обучения родным языкам коренных народов в системе образования Российской Федерации.
Большинство языков коренных народов, находятся под угрозой исчезновения и принадлежат народам, не обладающими реальными формами самоуправления, политической автономией и возможностью воздействия на политику и практику государств, зачастую определяющих без их участия языковые приоритеты в сфере образования, культурном развитии, СМИ. Это ведет к нарушению коллективных языковых прав коренных народов и индивидуальных прав их представителей, снижению престижа их родных языков.
Организация обучения в школах языкам коренных народов Российской Федерации не находит должной поддержки и контроля со стороны органов федеральной власти и оказалась во многом зависимой от отношения к этой проблеме региональных и местных властей, что ставит в неравные условия не только языки разных народов, но и носителей одного языкового сообщества, проживающих в разных регионах страны, что нарушает конституционный принцип равенства прав народов России и провозглашенное Конституцией Российской Федерации право для всех народов на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Рассматривая Концепцию модернизации российского образования до 2011 года, в ходе которой преподавание родных языков коренных народов и дисциплин, связанных с их национальной культурой, историей в основном ограничивается временем, выделенным на преподавание дисциплин так называемого регионального (национально-регионального) компонента в объеме, не превышающим 10 процентов учебного плана, что недостаточно для их эффективного освоения в школах. С введением Единого государственного экзамена, возможные дополнительные часы так называемого школьного компонента, которые ранее могли использоваться для преподавания дисциплин национально-регионального компонента, в том числе и родных языков, как правило, сейчас передаются для преподавания дисциплин, по которые проводятся экзамены. Эти преобразования уже привели к значительному сокращению времени, выделяемому в учебном плане на обучение родных языков коренных народов и даже полному переводу некоторых из них на факультативное обучение.
Следует отметить, что длительное целенаправленное исключение языков многих коренных народов из сферы образования, культуры, государственного и местного управления привели к языковой ассимиляции, резкому уменьшению числа носителей родных языков, особенно среди представителей молодежи. Активным фактором также оказывающим влияние на утрату языков народов, является урбанизация, переселение их носителей из мест традиционного проживания, смена форм трудовой деятельности. Последствия такой политики по отношению к языкам коренных народов привели к утрате у значительной части их представителей осознания ценности своих языков, восприятию их как «непрестижных», затрудняющих социальный рост и получение качественного образования.
Исходя из вышесказанного, необходимо рекомендовать:
1. Правительству Российской Федерации внести в Государственную Думу закон «О ратификации Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств», подписанный Российской Федерацией 10 мая 2001 года.
2. Министерству образования и науки Российской Федерации и Министерству регионального развития Российской Федерации с участием научной и педагогической общественности, неправительственных организаций
- регулярно проводить мониторинг по исследованию реальной ситуации по организации преподавания родных языков коренных народов в целях оценки его эффективности и соответствия принимаемых мер действующему законодательству и международным обязательствам РФ в области защиты прав и свобод человека и гражданина и национальных меньшинств;
- обсудить Концепцию модернизации образования с целью определения последствий её реализации на организацию обучения родным языкам;
- учитывая дисперсность расселения коренных народов, рассмотреть вопрос о создании в федеральных округах Учебных центров по разработке учебников и учебных материалов нового поколения по обучению языкам коренных народов;
- подготовить и принять специализированную федеральную программу «Родной язык в дошкольном образовании»;
3. В целях пропаганды значимости сохранения и развития родных языков, повышения их престижа, поощрения языкового разнообразия и многоязычного образования, повышения осведомленности о языковых и культурных традициях, привлечения молодежи к преподаванию родных языков разработать комплекс мероприятий поощрения учителей родного языка в рамках реализации заявленной Президентом РФ инициативы по ежегодному поощрению лучших учителей.
Спасибо за внимание.









Copyright © Льыоравэтльан Все права защищены.

Опубликовано на: 2007-06-09 (2254 Прочтено)

[ Вернуться назад ]

Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.01 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com