Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Лаборатория межнационального взаимодействия
· О проекте
· Лаборатория в г.Томске
· Лаборатория в г.Горно-Алтайске
· Лаборатория в г.Абакане
· Стажировка в г.Москва
· Контакты
· Фотогалерея

   Поиск



   Информация

Rambler's Top100 Rambler's Top100


Бюллетень №10 Центра информационной поддержки коренных народов Красноярского края

С 26 мая по 13 июня 2008г. состоялась очередная стажировка «Образование в области прав человека и прав коренных народов». Необычном стало место проведения стажировки - г. Дудинка, центр Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (до этого стажировки проводились в г. Красноярске). Участие в стажировке приняли 8 представителей коренных малочисленных народов Таймыра:
1. Поротова А.И., долганка, Председатель Правления общины коренных малочисленных народов «Мукустур» (г. Дудинка);
2. Кашов С.В., ненец, МУК «Культурно-досуговый центр» г.п. Диксон, заведующий картинной галереей (пос. Диксон);
3. Каярина Р.В., ненка, воспитатель детского сада (пос. Тухард);
4. Эспек С.С., долганин, член общины коренных малочисленных народов – долган «Дааси» (пос. Хатанга);
5. Налтанова Л.Е., долганка, Председатель Правления общины коренного малочисленного народа долган «Бултчут» (г. Дудинка);
6. Чепалова М.П., нганасанка, ТМОУ «Усть-Авамская СОШ № 13» (пос. Усть-Авам);
7. Панова Т.И., долганка, участковый терапевт МУЗ ТЦБ, Председатель местной общественной организации «Союз долган Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района» (г. Дудинка);
8. Васылык Е.И., долганка, директор Дома культуры (пос. Хатанга).
Программа стажировки включала стандартный набор образовательных блоков. Также, были проведены встречи с представителями власти, общественных организаций коренных народов. Была проделана огромная работа, как со стороны организаторов, так и со стороны самих стажеров.
Желаю всем стажерам удачи в будущей деятельности, успехов в реализации полученных за время стажировки знаний.
Нечушкина Е.Н.,
Вице-президент МОО «Льыоравэтльан»,
Председатель Правления РОО
«Информационно-правовой центр коренных народов Красноярского края»





Скоро грядут перемены


На курсы я приехал из поселения Хатанга. Я член семейно-родовой общины «Дааси». Наша рыболовецкая точка «Обойная» находится в 90 км от Хатанги. Я там рыбачу вместе со старшим братом.
Социально – экономических проблем в Хатанге много: высокие цены на продукты, ГСМ, высокий уровень безработицы, упадок сельскохозяйственного сектора. Об этом много пишут и говорят, но пока ничего не меняется, как говорят «воз и ныне там».
В июне месяце (2008г.) в Хатангу прилетал сам Губернатор края Хлопонин А.Г. Вот, теперь надеемся, что скоро начнутся хоть какие – то перемены в лучшую сторону.
Для нас, общинников, да и для всех кто занимается промыслом, важно, чтоб был организован сбыт добытой продукции и не за «копейки», как сейчас, а за достойную цену, чтоб можно было расходы покрыть, и оснастить материально техническую базу. А это уже, я считаю, должны решать совместно руководство края и района.
Как хорошо это было поставлено в советские времена. Был крупный рыбозавод в Хатанге, специальные катера плыли до всех рыболовецких точек, и рыбакам приходилось только ловить и сдавать рыбу. Сейчас чтоб довезти добытую продукцию до Хатанги и потом ее еще как-то сбыть, рыба становится «золотой», то есть расходы превышают доходы. Отсюда последствия - единицы занимаются промыслом. Живем за счет одноразовых мелких продаж, про крупные объемы пока не мечтаем. Очень надеемся, что край поможет решить проблемы сельскохозяйственного сектора, раз наш округ присоединили к Красноярскому краю. Район наш богат экологически чистой белой рыбой и мясом дикого оленя и понятно, что в выигрыше будут все стороны.
Эспек С.С.




Родной Тухард


Поселок Тухард на карте Усть-Енисейского района Таймырского автономного округа появился в 1970-е годы. Поселок расположен на берегу реки Большая Хета. Однако, до появления поселка, это место называлось Кислым мысом, здесь жил оленевод Пальчин Афанасий Афанасьевич. На территории поселка Тухард проживают 865 человек. Из них в поселке проживают только 245 человек, остальные кочуют по Тухардской тундре.
Сегодня в Тухардской тундре живут и работают крепкие хозяйственники, мастера своего дела. Коренное население (преимущественно, ненцы) сохранили свою самобытную национальную культуру, почитают традиции и обычаи предков, по-прежнему занимаются оленеводством и рыболовством. Оленеводство - главная составляющая традиционного северного хозяйства. В настоящее время в Тухардской тундре выпасают 22 тысячи оленей. Славится Тухардская тундра знатными оленеводами, в чьих семьях царит любовь и забота о стариках и детях. Я горжусь тем, что сама представляю знаменитую оленеводческую фамилию Каяриных. Молодое поколение успешно продолжает традиции, берет на себя руководство семейно-родовыми хозяйствами, артелями и бригадами. Один раз в год оленеводы собираются в поселке для празднования праздника «День оленевода». В Тухард съезжаются кочевники со всей округи и гости из центра.
Но, конечно, много в нашей жизни и проблем. Печалит факт все большего использования Тухардской тундры не для жизни коренных народов, а для промышленного использования - добычи газа. Все больше просторы тундры перерезают нити трубопроводов. Вот и в ближайшее время начнется строительство нового газопровода, соединяющего Дудинку с Пеляткинским месторождением. Опять погибнет много диких оленей, не смогших преодолеть преграду трубопровода. Опять оленеводы будут вынуждены менять маршруты своих кочевок. Все больше и больше коренные вынуждены бороться за выживание на своей земле.
Поэтому, мы надеемся, что представители местной, государственной власти разработают и примут такие нормативно-правовые акты, программы развития, которые защитят коренных и позволят им жить своей, традиционной жизнью.
Каярина Р.В.




Рассуждение


Я являюсь представителем самого молодого на Таймыре коренного малочисленного народа - долганы. После школы окончила Красноярский медицинский институт (ныне - Красноярская медицинская академия). Четырнадцать лет проработала в своем родном поселке Хета главным врачом участковой больницы. Мечтала быть земским врачом. Я считаю, моя мечта сбылась.
Но до сих пор меня волнуют неразрешенные проблемы социального характера, так как мне не безразлична судьба моего поселка. Постепенно, из-за происходящих перемен, мы, коренные, стали чувствовать, что попадаем под экономическую зависимость от властных решений. В перестроечный период колхозные земли, в которых каждый из нас имел свой пай, отошли неизвестно куда и кому. В приказном порядке были уничтожены не только колхозные олени, но и личные. Люди остались не только без оленей, но и без права на охоту, т.к. лишились земель. От этого никому не стало легче. Пришлось государственным чиновникам придумывать новое назначение жизни коренных народов. Может, хватит экспериментировать, дайте людям жить, так, как они привыкли жить испокон веков. В законодательстве по правам коренных народов сохраняется много пробелов, многие законы есть, но они не работают на местах, в том числе из-за отсутствия финансовой подкрепленности.
В муниципальной целевой программе «Народы Таймыра» на 2008г. не прописаны надбавки к заработной плате преподавателям родного языка. В настоящее время, это люди пожилого возраста, их знания и опыт не должны уйти бесследно, они обязаны выучить и оставить после себя преемников. И медлить в данном вопросе нельзя.
Поддержка национальной культуры должна быть организована в дошкольных и школьных учреждениях. В школах должны проводиться уроки выживания с элементами оказания первой помощи, должны прививаться навыки охоты и рыбалки на уроках труда. Должны проводиться молодежные фестивали для выявления и поддержки наиболее активной творческой молодежи.
Считаю, что выделенные по целевой программе 87 миллионов рублей для нашего района сумма незначительная и не может привнести значительные улучшения в жизнь коренных народов. Нужно искать дополнительные вложения. Предлагаю обратиться за государственной помощью, т.к. ущерб, нанесенный экспериментами правительства, исчисляется многими миллионами.
Считаю неправильным закрытие отделов Севера при институтах г. Красноярска, т.к. без их поддержки в течение лет мы недополучили многих специалистов. В Агентстве по поддержке коренных малочисленных народов должен быть человек, который не просто отправлял наших студентов учиться, но и оказывал им психологическую, иную помощь, мог договариваться с деканатом, ректоратом институтов. Желательно, чтобы выпускаемые специалисты были разные, а выпуск массовый - тогда эффективность будет больше.
Очень большой проблемой является отсутствие в течение многих лет строительства жилья в поселках. Строительство жилья решило бы несколько проблем: 1.
Улучшение социального положения коренного населения; 2.
Снижение психологической напряженности; 3.
Уменьшение количества детей, сдаваемых в детдом «Ромашка» (г. Дудинка); 4.
Привлечение новых, молодых специалистов в поселки; 5.
Уменьшение оттока молодежи в города.
Необходимо решение вопроса о предоставлении коренным территории, с отводом земель, которые они по праву занимали при колхозах.
Хочется надеяться, что решение данных проблем возможно. И не только власть, но, в первую очередь, мы сами должны предпринимать активные действия. Поэтому, например, мы создали и зарегистрировали местную общественную организацию «Союз долган Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района». Через деятельность данной организации мы планируем принимать активное участие, выступать с предложениями, участвовать в грантовых конкурсах с целью привлечения внимания, средств для решения проблем коренных малочисленных народов Таймыра.
Панова Т.И.




Родной Усть-Авам


Я живу в поселке Усть-Авам, городское поселение Дудинка, раньше - Дудинский район. В нашем поселке преимущественно проживают два коренных малочисленных народа - нганасаны и ненцы. Я сама нганасанка, работаю лаборантом в школе. В этом году получила средне-специальное педагогическое образование в Таймырском колледже. Осенью планирую поступить на дистанционное обучение, чтобы получить высшее образование. Я уверена, что образование позволит мне получить хорошую работу, добиться поставленных в жизни целей, положительно воспитать сына.
В нашем поселке существует масса не решенных проблем. Иногда зарплату нам выдают не деньгами, а талонами, которые можно обменять в магазине на продукты. Но покупательная способность этих талонов намного ниже, чем у денег - на определенную сумму деньгами можно набрать намного больше товаров, чем выдают на ту же сумму по талонам. К тому же, в магазине частенько продают испорченные товары. А жителям деваться некуда - и они покупают по дорогим талонам испорченную селедку. Мы жаловались местной администрации, но пока никаких результатов. В поселке плохо работает связь, сотовая связь не работает. В поселковой больнице не всегда принимают больных, отказываются выписывать положенные бесплатные лекарства. В общем, проблем много. Но и в других таймырских поселках проблем, наверное, тоже не меньше.
Раньше нганасаны были кочевым народом, отгоняли стада оленей далеко на север. Сейчас нганасанское оленеводство не сохранилось, исчезло, его возродить уже невозможно. Изменились миграции дикого оленя, из-за чего большие стада проходящих в этом районе диких уведут за собой всех домашних. Да и сами люди уже не смогут аргишить: кто уже утерял знания и навыки оленеводческого мастерства, кто просто не хочет. Молодежи это вовсе не интересно. А без оленеводства нганасаны уже не те. Ведь когда-то нганасаны были сами первыми и многочисленными жителями, населявшими полуостров Таймыр, даже ученые не могут сказать, кто именно до них обитал на этой территории. Сейчас нас осталось всего около 800 человек во всем мире, большая часть как раз и проживает в Усть-Аваме и соседнем поселке Волочанка. Не хочется думать, что не станет нганасан как народа, что вымрет наш этнос, но, похоже, этого уже не миновать. Останутся от народа только экспонаты в музеях да архивные фото и видеопленки с записями уходящего нганасанского творчества.
Чепалова М.П.




О культуре

Вот уже много лет я работаю директором Дома культуры в поселке Хатанга. Бывали разные времена, но в последнее время, складывается ощущение, что становится только хуже. Я имею в виду очень низкий уровень заботы со стороны государства к учреждениям культуры. На плечи нашего ДК ложится проведение всех крупных праздников сельского поселения Хатанга. В помещении Дворца проводят занятия самодеятельные кружки, клубы, организуются репетиции и концерты музыкальных коллективов. С утра до ночи в стенах ДК кто-то поет, кто-то рисует, кто-то танцует. И это все приятно наблюдать, радоваться за своих земляков, что есть еще тяга к прекрасному, что тоскует народ по пище духовной. Однако само помещение ДК находится в плачевном состоянии. Здание год за годом разрушается, ветшает, деньги, не то что на капитальный ремонт, но даже на поддержание общего состояния здания, в районном бюджете не находятся. Бывает, придут ребятишки заниматься, нечаянно мячом стекло разобьют или ручку дверную сломают (мало ли чего случится во время занятий), а денег на починку у ДК нет, хоть из своих карманов бери, не будешь же с детей требовать. Так же и техника - что-то ломается, что-то просто устаревает. Не на чем и не с чем становится заниматься. А это ведь очень негативные тенденции, ведь без культуры нет народа, нет будущего.
Так же и в поселках. Например, в сельском поселении Хатанга несколько однонациональных поселков, в них проживают представители только коренного малочисленного народа долган. Хотят жители поселков сохранять, культивировать свою национальную культуру - но негде. Нет специальных помещений, нет оплачиваемых для специалистов ставок, нет техники, финансов для занятий традиционным творчеством. Организуют отдельные энтузиасты при школах, библиотеках (там, где они есть) национальные кружки, но на голом энтузиазме далеко не уедешь, тут нужно государственная поддержка. Вот я уже много раз предлагала создавать в поселках этнокультурные центры, которые бы становились центрами национальной традиционной поселковой культуры. Тут был бы и специалист, который этим занимался, зарплату за это получал, и техника хорошая, чтобы сохранять на память и для потомков наше творчество, материалы для рукоделия и многое другое. В общем, это было бы просто гостеприимное место, в котором бы каждый нашел, чем ему заняться для души. Предложения по созданию таких центров я много раз озвучивала, и проекты на эту тему писала, только, видимо, не нужна чиновникам наша культура, наши центры, не важно им наше будущее.
А для всего нужно место, нужен дом, - так и нашей хатангской культуре нужен Дом культуры, так и поселкам нужны этнокультурные центры.
Васылык Е.И.




Зачем оленеводу водка?


И, правда, зачем? Он же от нее не становится умней или сильней, не становится более работоспособным. Все происходит с точностью до наоборот. Конечно, это дело самого человека, пить ему или нет, но когда ему постоянно предлагают по дешевке купить водки, да еще и его друзья, которые рассказывают, как это прекрасно – выпить пару стопок после трудного рабочего дня, то и непьющий поверит, что нет ничего страшного в том, что можно выпить парочку стопок и все будет хорошо. А на деле получается совсем по-другому. Вместо задуманных пары стопок, выпивается пара бутылок, да еще в придачу происходит ссора с близкими и последующим скандалом. Хорошо еще если человек попался спокойный, который сразу ложится спать. А наутро тяжелое похмелье, плохое самочувствие, вследствие чего останавливается работа, которой в тундре очень много и которую нельзя откладывать на завтра. Везет тем, у кого есть взрослые дети, которые могут сами справиться с хозяйством. А если это молодая семья? Или, что еще хуже, дети тоже любят закончить день стопочкой водки? Не хочется, конечно, говорить, что кто-то виноват, но, в первую очередь, сам человек, ведь ему никто насильно в рот не заливает водки, он сам соглашается на уговор выпить и поднимает налитую до краев стопку. Но когда он приезжает в какой-нибудь поселок, где у него есть родственники или друзья, с чего начинается их долгожданная встреча? Правильно. Обильным застольем и выпивкой за встречу. Даже если человек не хочет пить, начинаются различные уговоры и выражения типа: «Ты что, не уважаешь нас?». И еще начинают приводить различные доводы в пользу того, что всего лишь надо правильно пить, да еще с утра и похмелиться. О каком правильном питье можно говорить, когда человек под воздействием выпитого, становится похож на бездушное создание и бросается на людей с топором? Когда забрасывается хозяйство и продаются олени, а оленевод переходит на оседлый образ жизни, чтобы продолжать «правильно пить»? А потом сыплются вопросы: «Почему это оленеводство пришло в упадок, местное население ассимилируется, а коренной народ стал забывать свои обычаи и даже родной язык?». И вы будете правы, если скажете, что всему виной «зеленый змий» и те люди, которые продают много, даже очень много, дешевой и доступной водки. Разговоров на тему спивающегося народа очень много, но нет ни одного по поводу того, как спасти этот народ и отрезвить его.
Наверно, можно понять тех, у кого большое счастье или, не дай Бог, большое горе, ведь они пьют для того, чтобы выразить свои чувства, а не для того, чтобы просто насладиться вкусом алкоголя. Но нельзя понять тех, кто, придя в магазин, в первую очередь берет бутылку водки, а потом думают, что бы взять домой детям покушать. И возникает вопрос: что государству важнее - здоровая нация или же та громадная прибыль, которую приносит спивающийся народ, которому кажется, что после пары стопок жизнь становится, хоть не намного, но лучше…
P.S. Все, что здесь написано, прошу не считать единственно правильным и верным. У каждого человека есть свое мнение, которое он вправе свободно выразить. Если кто-то согласится со мной, прочитав эти статьи, я буду очень рад тому, что у меня есть единомышленники.
Кашов С.В.




Организация самозанятости поселковых женщин


На Таймыре остро стоит проблема безработицы. Особенно данная проблема касается женщин из числа коренных малочисленных народов, проживающих в поселках. Мужчины в поселках могут охотиться, рыбачить. Некоторые женщины также занимаются промыслами, но далеко не каждая на это способна. А как быть с вдовами, разведенными, престарелыми, одинокими женщинами? Количество женских должностей в поселке строго ограничено количеством бюджетных ставок в учреждениях социально-бытовой сферы и на всех этих ставок явно не хватает.
Я сама много лет являюсь частным предпринимателем - община «Мукустур», которую я возглавляю, занимается производством и продажей изделий народных промыслов, одежды, предметов утвари, балков. А началось все несколько лет назад с выигранного международного гранта в 170 тысяч рублей. На полученные деньги были закуплены материалы, необходимое минимальное оборудование и начато производство. В настоящее время у меня в подчинении небольшой, но штат, притом, что работают представители коренных народов. В Дудинке рядом с цехом функционирует небольшой магазин, в планах - открытие магазина в г. Норильске, открытие интернет-магазина. В 2007г. «Мукустур» выиграл конкурс на изготовление балков для предоставления нуждающимся коренным в рамках муниципальной целевой программы «Народы Таймыра». Тогда же, в 2007г. изделия, произведенные общиной, участвовали в конкурсе «100 лучших товаров России». На федеральный уровень конкурса в номинации «Изделия народных и художественных промыслов» региональной комиссии по качеству под председательством заместителя Губернатора Красноярского края Э.Ш. Акбулатова были рекомендованы унтайки женские с нганасанским орнаментом, унтайки женские со сложной вышивкой бисером и унтайки детские с орнаментом - все производство «Мукустур».
Имея обширный собственный положительный опыт организации производства товаров и изделий народных промыслов, я не раз в адрес администрации Таймырского района выступала с предложениями об организации самозанятости женщин из числа коренных в поселках посредством создания небольших надомных мастерских. Я подготавливала смету, на основании которой выходило, что для организации небольшой мастерской по пошиву изделий традиционных промыслов не требуется больших финансовых вложений. Деньги требуются только на приобретение расходных материалов для деятельности (камус, бисер, войлок, сукно, кожа, клей, шкуры, ватин и др.). Однако плюсов от такой деятельности масса. Это и обеспечение заработком безработных женщин, и сохранение традиционных промыслов, популяризация традиционной культуры. Спрос на производимые товары будет, это я по опыту знаю. Для женщин, которые хотели бы заняться подобной деятельностью я готова провести обучающие семинары, рассказать им, как организовать свое дело, какие материалы лучше использовать, поделилась лекалами, образцами. Но самостоятельно поселковой коренной женщине трудно принять решение, самоорганизоваться, найти первоначальный капитал. По себе знаю, какие серьезные испытания необходимо преодолеть, чтобы дело, наконец, пошло на лад. Я готова поделиться опытом, знаниями, умением, но необходима поддержка администрации в данном вопросе.
Надеюсь, когда-нибудь мои предложения будут восприняты с пониманием и будет организована деятельность, ведь коренной женщине в поселке на Таймыре живется ой как не сладко.
Поротова А.И.




Мнения о стажировке

Эспек С.С.

Стажировка мне очень понравилась. Я узнал много интересной и поучительной информации, в том числе о правах коренных малочисленных народов Севера.
Лекции о правах КМН читала нам Елена Николаевна. Из ее интересных рассказов я понял что, прав у нас больше чем я думал, просто надо быть самим смелее в жизни.
Были интересные встречи с руководителями власти и общественных организаций, которые рассказали какая существует правовая, социально-экономическая ситуация в районе по отношению к коренным жителям и перспективы развития.
Вэнго Валерий Хольмович обнадежил тем, что сказал что социально- экономические проблемы Хатанги на уровне власти края начинают уже обсуждаться.
Щукин Геннадий Кириллович рассказал, что организуются общественные организации – «союзы», от каждого этноса, чтоб можно было быстрее и эффективнее решать проблемы коренных малочисленных народов Таймыра. Союз долган уже официально зарегистрирован. Начинают оформлять документы на союз – нганасаны, ненцы, эвены. Сам Геннадий Кириллович, как известный общественный деятель, ведет переговоры с разными структурами власти по вопросам, связанным с территориями традиционного природопользования, так как этот закон в настоящее время практически не действует. Геннадий Кириллович хочет добиться, чтоб местные самоуправления, т.е. общины не платили аренду за исконные свои земли, а пользовались ими бесплатно и могли передавать эти земли из поколения в поколение.
Научился пользоваться компьютером, до этого не имел никаких навыков. Тоже очень нужные и полезные занятия.
Были занятия по психологии на тему целеполагание. Дарья Семеновна учила нас сначала разобраться с видением жизни, как мы видим свою жизнь через 10, 20 лет. И чтоб реализовать ту жизнь, которую мы хотим, каждый конкретно к своему видению, ставил сначала общие цели, потом долгосрочные, краткосрочные и каждодневные. Получилась интересная картина, почти полная пошаговая инструкция по достижении видения своей жизни. Также она учила нас позитивному мышлению, как работать с негативными мыслями. Для того чтоб добиться цели, нужны необходимые качества. Для этого, их образ оказывается надо искусственно навязывать на первых порах, чтоб они со временем стали частью тебя.
Я очень рад, что познакомился с таким замечательным душевным человеком, как Елена Николаевна, СПАСИБО ей и руководству Межрегиональной общественной организации «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» за проведение таких курсов, которые дают правовые знания и вселяют уверенность в своих силах. Если бы не ваши курсы, где бы еще, я, человек из поселка, мог узнать столько полезных знаний для себя.

Панова Т.И., Поротова А.И.
Мы рады, что приняли участие в стажировке. Узнали много полезных и нужных вещей. Кое-что мы уже знали, т.к. активно занимаемся общественной деятельностью. Но повторение никогда не повредит. Особенный интерес вызвало изучение международной Декларации о правах коренных народов. Также, интересным оказалось изучение Конвенции МОТ № 169, истории ее принятия и ратификации. Надеемся, что доживем до того времени, когда Россия ратифицирует эту Конвенцию. Было много полезных и интересных встреч, во время которых мы смогли напрямую задать проблемные вопросы. Важно, что на встречах присутствовали все стажеры и, поэтому, чиновники не могли давать голословные обещания - если встречаешься лично, тебе наговорят всякого, ты обрадуешься, а потом обещанное исполнять никто не торопится. Порадовало, что стажировка проходила непосредственно в Дудинке. До этого мы уже знали о проведении таких стажировок в г. Красноярске, но выехать не могли - семья, дети, их не бросишь на целый месяц. А тут можно спокойно ходить на занятия, возвращаться вечером домой. Даже вспомнилось студенческое прошлое.

Кашов С.В.
Стажировка. Для многих это слово кажется пустым и бессмысленным. Для других это что-то такое, что может дать им важную и полезную информацию. И в том и в другом случае, сторонники этих мнений будут считать, что правы именно они. Первые считают, что бессмысленно тратить время на то, что не пригодится в жизни (если речь не идет о повышении квалификации работника), вторые считают, что та информация, которая дается на стажировках, будет очень полезна и поможет им в продвижении по карьерной лестнице или повышении социального статуса. Можно вести много разговоров и дискуссий по поводу стажировок и степени полезности для людей, но правда остается одна – стажировки нужны тем, кто считает, что та информация, которая им дается, будет полезна и необходима, и которую они смогут применить на деле.
Есть ещё третий тип людей, которым важны не сами знания, а только документ, бумажка, которым они могут помахать перед своими домочадцами и знакомыми, «смотрите, мол, какой я». Этим людям абсолютно все равно, какие знания им давались. Им важен не процесс, как таковой, а именно документ, удостоверяющий, что они проходили данную стажировку.
По поводу стажировок, которые дают знания в области прав человека, можно сказать одно – они нужны населению, даже необходимы. Особенно это касается людей проживающих в отдаленных поселках и деревнях. Ведь, по сути, что простое население знает о своих правах? Да практически ничего. Не считая отдельных личностей, которым по роду своей деятельности, необходимо знать различные законы и отстаивать в многочисленных инстанциях свои права. Складывается такое впечатление, что, чем меньше знает народ, тем спокойней спится власти. По сути, у народа множество прав, о которых много говорится и пишется, а на деле никто их не знает, и тем более не отстаивает. Наверное, тем, кто стоит у руля власти и не нужно, чтобы народ знал свои права, но зато они уверены, что все должны знать свои обязанности. Заплати налоги - и спи спокойно; умри за Родину - и мы несемся сломя голову в атаку с криком «Ура!» (не касается войн против захватчиков, там не грех было погибнуть за Родину); поднялись цены на продукты – затяните потуже ремни и терпите; где-то просят взятку – ничего страшного, мы сами берем.
Многие люди так и умирают, не узнав, что они имели на что-то право. Может они не имели возможности получить знания в области прав человека, а может и не хотели. Но, если говорить честно, большинству людей такие знания и не нужны, потому что все думают одинаковым образом: разве нужно простому рыбаку из маленького поселка знать, что он имеет право на владение каким-то участком земли, если он знает, что никогда не сможет стать процветающим фермером и получать прибыль с этого участка земли? Ему главное, чтобы была в реке рыба и человек, которому он смог бы продать пойманную рыбу.
Но если люди будут всю жизнь так говорить, и думать, что от них ничего не зависит, то оно так и будет. И никогда народ не сможет осуществить свою мечту: быть свободным и независимым обществом, которое само распоряжается своей судьбой и не зависит от прихотей власти.

Васылык Е.И.
Такие стажировки проводить необходимо, но лучше всего их проводить на местах, ближе к территориям проживания коренных. В правовом плане местное население необразованно. Чтобы жить в правовом государстве, необходимо ориентироваться в издаваемых законах, а также самим принимать активное участие в их формировании на местном и государственном уровнях.









Copyright © Льыоравэтльан Все права защищены.

Опубликовано на: 2008-11-03 (4639 Прочтено)

[ Вернуться назад ]

Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.32 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com