Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Лаборатория межнационального взаимодействия
· О проекте
· Лаборатория в г.Томске
· Лаборатория в г.Горно-Алтайске
· Лаборатория в г.Абакане
· Стажировка в г.Москва
· Контакты
· Фотогалерея

   Поиск



   Информация

Rambler's Top100 Rambler's Top100


Бюллетень №3 Карельской Региональной Общественной Организации ''Молодежный Информационно-Правовой Центр Коренных Народов ''Невонд''

Боль души.

 

На северо-западе республики Карелия, в живописном уголке на берегу Лексозера, находится древнее карельское село Реболы. Нашему селу уже более пятисот лет. Еще несколько десятилетий назад Резолы были процветающим, ухоженным селом. Взрослое население работало в леспромхозе. На территории села находился погранотряд. Когда родители солдат приезжали со всего союза на присягу к сыновьям, они восхищались красотой и неповторимостью природы, укладом нашей жизни, возможностью культурного отдыха с рыбалкой, охотой, туризмом.
Ежегодно в Реболы приезжают дети, внуки, родственники и друзья моих односельчан. И не только их, но и нас, жителей села, волнует один вопрос: ЧТО СТАЛО С РЕБОЛАМИ?
Последнее десятилетие Реболы медленно умирают. В постперестроечные годы были закрыты Дом быта, столовая, парикмахерская, баня, сеть магазинов: от книжного до хозяйственного. Леспромхоз стал Муезерским- в Реболах остался лесопункт. Именно тогда семьи стали уезжать из Ребол.
Большим ударом стало расформирование пограничного отряда, 78 лет существовавшего на территории нашего села. Брошенными и никому ненужными оказался целый комплекс жилых кирпичных многоэтажных зданий. Там где еще недавно в домах горел свет, детский сад посещали ребятишки, из дома культуры с огромными, величественными колоннами лилась музыка - сейчас руины и разруха. В/Ч 2146-это не только гордость и история нашего села, но и рабочие места для местного населения, возможность проведения ЛЭП, обустройство дорог, квалифицированные кадры для больницы, школы, культуры.
После окончания учебных заведений, службы в армии молодёжь не хочет возвращаться на свою малую родину. Пока ещё работает лесопункт, школа, Дом Культуры, амбулатория, детский сад, но где гарантия, что не закроют и их? Всё чаще и чаще возникает тревога, что Реболы повторят судьбу близлежащих заброшенных деревень: Лужмы, Колваса, Конец-острова…
Тот, кто хоть однажды побывал в Реболах, оставил здесь частицу своей души… Но в сердце каждого живет тревога, боль и отчаяние за судьбу родного края…

Батухтина Светлана,художественный руководитель Дома Культуры с. Реболы

Веры свет пречистый…

 

Во время учебы в Молодежном информационно-правовом центре "Nеvond" , нашей группе удалось побывать в Монастыре Александра Свирского.
Свято-Троицкий Александра Свирского Мужской Монастырь расположен в 24 км от города Лодейное Поле Ленинградской области. Он находится в красивом селе Свирское, на берегу озера Рощинское
Монастырь был основан 500 лет назад Александром Свирским. По преданию, Святая Троица в образе трех ангелов явилась к чудотворцу Александру и велела ему воздвигнуть храм на этом месте.
По дороге в монастырь экскурсовод рассказала нам историю этого святого места и историю отшельника Александра. Было очень интересно и занимательно.
Подъезжая к монастырю, мы увидели величественные белые стены, купола башен, золоченые кресты, и появилось предчувствие чего-то необыкновенного и величественного.
Когда мы подходили к Преображенской церкви, где находятся мощи преподобного Александра, начался колокольный звон. Это было что-то невероятное. Завораживающий, мелодичный перезвон больших и маленьких колоколов очищал душу, становилось легко и радостно на сердце.
В церкви среди множества икон и свечей стоит рака с мощами Святого Александра. Люди с благоговением подходили к ней. Мне было страшновато, но я подошла и приложилась к ней, как того требует православный обычай. Я никогда не верила в Бога, но, увидев все величие и великолепие монастыря, поставила свечи.
Также мы ходили в Троицкую церковь, которая сейчас реставрируется. Снаружи посмотришь - просто старинные развалины, а внутрь и захватывает дух. От пола до потолка все расписано старинными фресками, сценами из Ветхого и Нового завета. А под самым куполом, запрокинешь голову, и увидишь лик самого Творца. Его образ успокаивает, его глаза смотрят на тебя, проникая в самую душу, и так и хочется сказать: "Господи, спаси и сохрани". Поневоле, увидев такую красоту, начинаешь верить что все-таки Он существует.
Это здорово, что у нас в России хоть что-то восстанавливают, во что-то верят. Я не могу передать все свои чувства, которые я испытала, но могу точно сказать: это должен увидеть и почувствовать каждый человек

Кулакова Елена
г. Костомукша

 

Время, потраченное не даром…

 

Я родилась в с.Винницы Подпорожского района Ленинградской области. По национальности - вепсянка. О стажировке в Информационно-правовом центре коренных народов "Nevond" я узнала от члена общества вепсской культуры "Вепсян ма" Медведева Павла, и мне стало интересно какими же правами обладают коренные малочисленные народы.
Руководитель данного проекта - Евгения Александровна Шустова, энергичный, общительный, интересный человек. Она и другие квалифицированные специалисты этого центра и других организаций преподносили нам информацию в доступной форме, таким образом, ни у кого из стажеров не возникло трудностей с восприятием информации. За все дни, проведенные в центре, где всегда царила непринужденная обстановка, всем была дана возможность свободно общаться не только во время перерывов между занятиями, а также во время занятий.
За небольшой срок обучения в Информационно-правовом центре мы ознакомились с международными, федеральными, региональными документами, которые непосредственно касаются реализации прав коренных малочисленных народов. Кроме этого Евгения организовала нам посещение Законодательного Собрания Республики Карелия, Конституционного Суда РК, регионального отделения Совета Министров Северных Стран, Верховного Суда РК, где нам качественно и интересно рассказали о работе этих органов. Также наша группа стажеров посещала театры, различные выставки, музеи, фестивали, концерты, но больше всего поразила экскурсия в мужской Монастырь Александра Свирского, который находится недалеко от нашего района в п. Свирский.
Надеюсь, что знания, полученные во время стажировки, принесут пользу не только мне лично, но и другим представителям коренных малочисленных народов.

Конанова Юлия с. Винницы Подпорожского района

Замечательный праздник татарского народа.

 

-Сегодня у меня самый счастливый день в году.
-Почему?
-Сегодня "Сабантуй"
-Ох, повеселимся!
(Из диалога двух малышей).

3 июля 2004 года под г. Петрозаводском, на берегу озера Лососинное на территории спортивного лагеря "Айно" прошел традиционный национальный татаро-башкирский праздник "Сабантуй", организаторами которого выступили общество татарской культуры "Дуслар", Министерство Культуры РК, Государственный Комитет по делам национальной политики, Администрация города, Центр национальных культур Республики Карелия.
В это время я проходила стажировку в центре национальных культур Республики Карелия и получила предложение принять в нем участие. Меня как работнику сферы культуры и просто - человека интересующегося различными национальными праздниками всегда увлекали мероприятия подобного рода, ведь именно здесь открывается вся красота и глубина традиций и обычаев народа.
Карелия приветствовала гостей и участников праздника по-летнему солнечной погодой. На берегу озера были установлены сцена, трибуна, настил для борьбы, различные приспособления для традиционных состязаний, торговые ряды. "Сабантуй" проводится в Карелии уже седьмой раз и становится интернациональным. Карелы, вепсы, финны, украинцы, русские с большим радушием принимали выступления творческих коллективов из Татарстана, Москвы; с азартом болели за юных и взрослых участников соревнований по национальной борьбе. Никого не оставили равнодушными песни в исполнении Виля Усманова, И молодежь и пожилые с удовольствием под них танцевали. Приятно видеть, как представители татарско-башкирской диаспоры бережно относятся к своему языку, традициям, прививают уважение к национальной культуре младшему поколению. И хочется надеяться, что жители Карелии будут проявлять интерес к культурам других народов.

Художественный руководитель
Дома культуры с. Реболы
Батухтина С. Н.

Здесь родины моей начало.

 

Морей и стран я повидал немало,
чужие города меня влекли,
и странствовать по свету не устала
душа, но что милей родной земли ?
В. Брендоев

6 сентября 2004 г. в городе Олонец Республики Карелия состоится IV республиканский фестиваль карельской поэзии "Tas synnunrann minun algu" - "Здесь родины моей начало", посвященный памяти олонецкого поэта Владимира Егоровича Брендоева.
Владимир Егорович Брендоев родился 6 сентября 1931 года в деревне Бережная Олонецкого района. Он окончил Беломорскую мореходную школу, работал на рыболовецких судах Беломорской базы гослова. В 1983 году В. Брендоев оставил работу на флоте, около года работал в Институте языка, литературы и истории КНЦ РАН, некоторое время исполнял обязанности уполномоченного Литературного фонда Союза писателей Карелии.
Владимир Брендоев первым, кто начал писать стихи на ливвиковском диалекте карельского языка. В 1980 году в издательстве "Карелия" вышла его книга стихов "Anusrandaine" ("Край мой олонецкий"), которая вызвала большой интерес не только в Карелии, но и за рубежом. В свет вышло семь сборников В. Брендоева, включая сборник прозы. Поэзию Брендоева отличали близость к народному творчеству, музыкальность, любовь к карельской земле, родному языку.
За заслуги в развитии карельской литературы В. Брендоев был награжден почетной грамотой Президиума Верховного Совета Карельской АССР.
Первый фестиваль карельской поэзии состоялся 6 сентября 2001г. Воспевателю карельского слова исполнилось бы тогда 70 лет.
В рамках ежегодных фестивалей проходили всевозможные познавательные и памятные мероприятия, конкурсы рисунков по творчеству карельского поэта, конкурсы чтецов стихотворений на карельском языке, экскурсии и т. д.
Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры РК и Государственного комитета РК по делам национальной политики.
Олонецкая Национальная библиотека приглашает всех желающих 6 сентября 2004г. на IV республиканский фестиваль карельской поэзии. Дополнительную информацию о фестивале вы можете получить по адресу:

Кондратьева Юлия, Библиотекарь, г. Олонец

Красота и уродство.

 

Как прекрасна в Петрозаводске набережная.
Закованная в гранит Онега величаво несет свои воды. Разнообразие оригинальных скульптур и памятников подчеркивают красоту и живописность пейзажа. Пароходы, корабли и яхты скользят по темной глади озера, а над ними мечутся белые, крикливые чайки.
Гуляя по набережной, забываешь все мелкое и суетное, становится радостно и спокойно на душе от общения с природой и с этим простым, ярким и романтичном местом. Она хороша в любое время года, недаром в этом живописном уголке всегда многолюдно. Гуляют мамы с колясками, юноши и девушки парочками и компаниями сидят на каменных плитах, прогуливаются люди преклонного возраста.
Одно только неприятное обстоятельство портит радужное настроение. Груды из пивных банок и бутылок, пакетиков от чипсов и оберток от мороженного уродуют этот райский уголок. Особенно больно и обидно смотреть, как этот многочисленный мусор плавает в Онеге и прибивается к берегу. Неприятно и смотреть на разрисованные подростками памятники.
Хочется сказать, крикнуть: "Люди! Вы же разумные существа! Зачем вы так ужасно относитесь ко всему прекрасному, что создано для вас же, зачем варварски уродуете и портите? Красота хрупка и ранима, любите, цените и берегите ее".

Отвиновская Елена
Библиотекарь
пос. Муезерский

Только в сказке жизнь красива…

 

В мае этого года исполнилось сто двадцать лет со дня рождения знаменитой сказительницы Марии Ивановны Михеевой. Может быть, некоторым покажется, что это достаточно большой срок, чтобы помнить человека, но эту богом одарённую женщину в Карелии будут помнить всегда.
Мария Михеева родилась в деревне Алаярви Кемского уезда Архангельской области, ныне Калевальского района. В большой крестьянской семье росло шестеро дочерей и один сын, потому ещё ребёнком она была вынуждена выполнять тяжелую работу по дому. Трудолюбивая семья в основном занималась ловлей рыбы и летом и зимой. Её сушили, солили, а затем отец ездил в соседнюю Финляндию продавать. Иногда он брал дочь с собой. Именно там ей удалось научиться финскому языку .Всего одну зиму будущая сказительница проучилась в селе Ухта. На этом образование закончилось.
Родители Марии были знатными исполнителями рун, хотя школу тоже не заканчивали, но обладали хорошей памятью. В доме часто останавливались проезжие гости. Они рассказывали много интересных историй и просто новостей. Именно тогда смышленая девочка начала запоминать всё самое примечательное.
От матери Мария успела получить драгоценное наследство - руны . Уже в тринадцать лет, когда не стало матери, она начала пересказывать сказания подружкам. Где бы она ни находилась её сопровождали руны, песни и сказки. Однажды она заметила, что только в сказках жизнь можно описать красиво.
Впоследствии Михеева сама начала сочинять новые песни и руны о жизни карельского народа.
После Великой Отечественной Войны, во время которой семья сказительницы была эвакуирована в Архангельскую область, она вернулась в родные края и приняла активное участие в восстановлении разрушенной родины. Работая в колхозе, сочиняла новые руны и стихи, воспевая о счастливой жизни народа в свободном карельском крае.
К сожалению, я не успела повидаться со знаменитой прабабушкой, её не стало, когда моей маме было всего десять лет. Но память об этом человеке навсегда останется в наших сердцах, как об одной из лучших хранительниц традиций карельского народа.

Денисова Елена,
Г.Костомукша

 

Творить благо

 

Из словаря: "Благотворительность,
оказание материальной помощи
нуждающимся частными организациями"

Слово благотворительность имеет два корня: благо и творить, что означает делать добро, помогать незащищенным слоям населения частным образом.
У нас в г. Костомукше понятие "благотворительность", видимо, понимается некоторыми частными предпринимателями, как "делать вид, что делаешь благое дело".
Каждый год во всех школах города раз в неделю выдают молочные продукты в виде благотворительной помощи. И все бы хорошо, если бы не одно "но", продукты эти
просрочены, в лучшем случае последние сроки реализации.
Бывает, несет ребенок домой сметану, любезно подаренную "благотворителем", а упаковка в портфеле взрывается. Итог: испорчены учебники, тетради и ребенок наказан. То, что мои дети приносят из школы, я не позволяю им есть, все идет только на выпечку.
Уважаемые благотворители! Творите благие дела, но только не для "галочки" в отчете! Поверьте, сделанное добро для детей вернется к вам бумерангом! Будьте достойны высокого звания называться благотворителем!

Кулакова Елена


Услышьте нас!

 

Конституция Российской Федерации гласит: " каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь…"
Мы, жители с. Реболы Муезеркого района, этого права были фактически лишены. 1 января 2004 года в нашем селе была закрыта участковая больница. 1284 человека лишились возможности получать своевременную медицинскую помощь. Теперь жители могут обращаться лишь в амбулаторию с 9.00 до 17.00
Наша больница пережила времена перестроечных передряг, а сейчас, когда глава республики во всех средствах массовой информации говорит о стабилизации экономического развития, больницу закрыли. Около 15 человек остались без работы, это те люди, которые все свои силы, опыт, знания отдавали родным односельчанам. Поскольку амбулатория работает не круглосуточно, жители села вынуждены обращаться в ближайшее медицинское учреждение (Муезерскую районную больницу), которая находится на расстояние 80 километров… А что делать людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы или с бытовыми и производственными травмами? Ведь есть случаи, когда от быстрых реанимационных мероприятий зависит дальнейшая жизнь человека. Но в нашем селе об этом не может быть и речи.
Для того, чтобы получить профилактическую консультацию или пройти медицинскую комиссию необходимо ехать на автобусе за 80 километров. Но автобусы бывает, не выходят на маршрут неделями. Как поступать людям в такой ситуации? Можно нанять частный транспорт, но дорога обойдётся в 550 рублей, а не у каждого есть такая возможность.
Уважаемые представители власти! Почему вы оставили Реболы на вымирание, закрыв нашу больницу? Возможно, ваши родители и дети, родственники и друзья живут в тех городах и сёлах, где есть возможность получать квалифицированную медицинскую помощь своевременно. Поймите, у нас тоже растут дети, душа болит за наших родителей, стариков-односельчан! Больно и горько понимать собственную ненужность родному государству…
Пока прошло не так много времени может быть можно вернуть всё на "круги своя". Без вашей помощи нам не обойтись!

Художественный руководитель
Дома Культуры с. Реболы
Батухтина С.Н.

 









Copyright © Льыоравэтльан Все права защищены.

Опубликовано на: 2006-09-30 (5627 Прочтено)

[ Вернуться назад ]

Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.02 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com