Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Поиск




 9 августа - Международный день коренных народов мира

Мир коренных народовРешение об объявлении 9 августа Международным днем коренных народов мира было принято Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1994 года. Оно стало одной из первых символических акций начавшегося 10 декабря 1994 года Международного десятилетия коренных народов мира (1994-2004). Генассамблея обратилась с призывом к правительствам отмечать Международный день коренных народов с целью повышения внимания к их положению в своих странах. Начиная с 1995 года, ежегодно 9 августа в центральном офисе ООН в Нью-Йорке в связи с этим проводятся торжественные мероприятия, Генеральный секретарь ООН обращается в связи с Международным днем коренных народов к мировой общественности со специальным посланием. В нашей стране в связи с Международным днем коренных народов с обращением выступает руководство Министерства регионального развития, в полномочия которого входит защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации. Сообщалось, что 9 августа в Москве откроется VI Всероссийский фестиваль «Манящие миры. Этническая Россия», основными участниками которого станут профессиональные коллективы, представляющие культуру малочисленных народов Севера Камчатки, Таймыра, Чукотки, Ямала. Предполагается, что они выступят и в других регионах России, завершив свой тур в Краснодаре. Практика провозглашения ООН Международных десятилетий по конкретным темам, проводится с целью активизировать усилия мирового сообщества по решению проблем, стоящих в той иной области сфере общественного развития или перед определенными социальными группами. О необходимости проведения Международного десятилетия коренных народов мира было заявлено на Всемирной конференции по правам человека, состоявшейся в Вене в 1993 году. В итоговом документе конференции - Венской декларации - было сказано, что мировое сообщество «признает присущее достоинство и уникальный вклад коренных народов в развитие и разнообразие общества … и подтверждает свои обязательства о создании условий для экономического, социального и культурного благосостояния коренных народов». Это означало отказ от прежней политики «интеграции» по отношению к коренным народам, когда государства стремилось решить проблему коренных народов путем их полного включения, как менее «культурных» групп в доминирующее сообщество, а принятие всех решений, относящихся к их развитию, считалось делом государства, а не самих коренных народов. Такая политика уже в 60-70 -е годы ХХ века вызвала массовое движение коренных народов за сохранение своей этнической самобытности и требование самостоятельного определения приоритетов своего развития. Признание важности сохранения этнического и культурного разнообразия как всеобщей ценности мирового сообщества потребовало совместных усилий ООН, государств и коренных народов, что отражал девиз Международного десятилетия коренных народов мира - «Партнерство в действии».

Успех первого Международного десятилетия коренных народов мира в решении насущных проблем коренных народов - в области их правого положения, улучшения социально-экономических условий их жизни, в защите их языков и культур - по общему признанию коренных народов, оказался значительно более скромным, чем ожидалось. Поэтому ООН приняла решение о проведении с 2005 по 2014 годы Второго Международного десятилетия коренных народов мира, под девизом «Партнерство во имя действий и достоинства». Было решено продолжить и празднование 9 августа Международного дня коренных народов.
Выбор даты проведения Международного дня коренных народов не случаен - 9 августа 1982 года состоялось первое заседание Рабочей группы по вопросам коренных народов – нового специализированного органа в ООН по защите и поощрению прав коренных народов, как особой группы национальных меньшинств, сохранившихся на землях исконного обитания своих предков. Считается, что численность таких сообществ, проживающих примерно в 70 странах, не превышает 370 млн. человек на планете. Но именно они остаются основными хранителями мирового этнического и культурного разнообразия, которое провозглашается всеобщей ценностью человечества, но зачастую реально поддерживается лишь усилиями самих коренных народов, преодолевающих с большим трудом равнодушие, а иногда и противодействие государств и давление доминирующего населения.
К периоду принятия решения ООН о провозглашении 9 августа Международным днем коренных народов мира, для всех была очевидна важная роль Рабочей группы по вопросам коренным народам в формировании особой политики ООН по отношению к коренным народам. Рабочая группа, созданная как структура Подкомиссии по поощрению и защите прав человека – «мозгового центра» Комиссии по правам человека ООН, стала настоящим выразителем интересов коренных народов в ООН. Ей поручалось на ежегодных открытых десятидневных сессиях рассмотрение ситуаций, связанных с реальными ситуациями жизни коренных народов. Первый председатель Рабочей группы – Эрика Ирен А.Даес, возглавлявшая её 19 лет, назвала её «вратами, через которые коренные народы вступают в ООН и весь остальной мир». В работе сессий, которые проходили в Женеве, самой активной стороной являлись представители общественных организаций коренных народов. Благодаря их выступлениям мировая общественность из «первых рук» узнавала о проблемах коренных народов разных регионах и странах мира, выслушивала мнение представителей правительств о ситуации с правами коренных народов, экспертов и специалистов по данной теме. По итогам сессий Рабочая группа представляла доклад о положении коренных народов для Комиссии ООН по правам человека. Рабочая группа превратилась в самый доступный для общественности орган ООН, в её сессиях принимало участие до тысячи человек, в том и представители различных учреждений ООН, заинтересованных в информации о коренных народах.
Вскоре возникло понимание необходимости принятия в ООН специального документа о правах коренных народов с учетом их специфики, как первопоселенцев на территории своего проживания, само существование которых во многом зависит от возможности использовать её природные ресурсы на свое развитие. По поручению Комиссии ООН по правам человека его подготовку в 1985 году начала Рабочая группа. Впервые в мировой практике правовой документ международного уровня готовился с участием группы населения, наиболее заинтересованной в его создании. Проект Декларации ООН о правах коренных народов был одобрен в 1993 году Подкомиссией по поощрению и защите прав человека и передан в Комиссию ООН по правам человека. Работа над ним продолжалась еще более 10 лет в Рабочей группе по проекту Декларации, созданной в 1995 году под эгидой Комиссии по правам человека. В неё вошли представители правительств и члены наиболее влиятельных неправительственных организаций коренных народов. В 2006 году проект Декларации был одобрен большинством голосов на первом заседании нового органа в структуре ООН – Совета по правам человека, заменившим Комиссию по правам человека, которому предстояло принять решение о вынесении проекта на голосование в Генассамблею. Проект поддержали 30 государств-членов Совета, 12 стран воздержались, делегации России и Канады голосовали против.
Только через год – 13 сентября 2007 года, после внесения поправок в текст Декларации, она была вынесена на голосовании Генеральной Ассамблеей. За принятие Декларации ООН о правах коренных народов проголосовало 143 страны, 11 - в том числе и Российская Федерация, воздержались, 4 - Австралия, Канада, США и Новая Зеландия - проголосовали против. Генеральный секретарь ООН г-н Пан Ги Мун в своем послании в 2008 году по случаю Международного дня коренных народов отметил особую значимость её принятия для коренных народов, заявив, что это событие «стало вехой в борьбе коренных народов за справедливость, равноправие и развитие. … Декларация предоставляет государствам и коренным народам важную возможность укрепить их взаимоотношения, содействовать примирению и избегать ошибок прошлого, … создает основу для новых отношений государств со своими коренными народами». Глава ООН призывал государства–члены и коренные народы объединить свои усилия в духе взаимного уважения и использовать Декларацию в качестве действенного документа, с тем, чтобы она оказывала реальное и позитивное воздействие во всем мире.
Призыв Генерального секретаря был услышан, все страны, голосовавшие против её принятия, заявили о её поддержке. Последней это сделала США в апреле 2010 года. Посол США при ООН Сюзан Райс, сообщая о данном решении администрации президента г-на Обамы, заявила, что «Мы признаем, что для многих людей во всем мире эта Декларация обеспечивает основу для решения проблем коренных народов». В 2009 году состоялась встреча президента США г-на Обамы с представителями почти 400 индейских общин, где Президент США обещал придерживаться в своей политике международных норм по правам коренных народов.
Декларация охватывает широкий круг прав коренных народов, включая право на самоопределение, при условии сохранения целостности государств, в которых они проживают. В Декларации отмечается, что «коренные народы при осуществлении их права на самоопределение имеют право на автономию или самоуправление в вопросах, относящихся к их внутренним и местным делам, а также путям и средствам финансирования их автономных функций». Декларация призывает государства воздержаться от любых действий, направленных на лишение коренных народов своих земель, территории или ресурсов, или на их переселение с мест исконного проживания. В последние годы своими решениями ООН подтвердила свою приверженность политике партнерства с коренными народами, реализовав практически все свои обещания, данные в преддверии Международного десятилетия коренных народов мира, что значительно повысило её возможности влияния на политику государств по отношению к коренным народам. В 2000 году при Экономическом и Социальном Совете ООН был создан специальный экспертный совет - Постоянный форум ООН по вопросам коренных народов. Из 16 его членов, половину составляют представители коренных народов, назначенных председателем ЭКОСОС по рекомендации неправительственных организаций. По примеру Рабочей группы коренных народов она проводит в Нью-Йорке весной ежегодные двухнедельные тематические секции, в которых участвует до тысячи наблюдателей. В этом году на сессию Постоянного Форума Консультативным комитетом финно-угорских народов был делегирован Президент Международной молодежной ассоциации финно-угорских народов Алексей Цыкарев.
В 2001 году Комиссия по правам человека ООН учредила должность Специального докладчика по вопросу о положении в области прав человека и основных свобод коренных народов. В настоящее время им является г-н Джеймс Анайя. С 5 по 16 октября 2009 года он впервые по приглашению правительства России посетил Россию с официальным визитом. На заключительной пресс – конференции в Москве по итогам визита, г - ну Джеймсу Анайя были вручены тексты Всеобщей декларации прав человека, переведенные на шесть языков коренных народов России. Среди них были её переводы на вепсский и карельский языки.
После принятия Декларации ООН о правах коренных народов Рабочая группа по проекту Декларации завершила свою деятельность, а Рабочая группа по вопросам коренных народов была преобразована в 2007 году в новую структуру – Специальный механизм по правам коренных народов при Совете по правам человека из пяти экспертов. Их могут рекомендовать как правительства, так и организации коренных народов. Ежегодно в Женеве проводятся её заседания с участием представителей коренных народов.
Политика ООН по коренным народам, оказывает существенное влияние на принятии конкретных мер правительствами стран по отношению к коренным народам, проживающим в их странах. В России основным объектом применения международных норм о правах коренных народов является группа коренных малочисленных народов, перечень которых утвержден правительством. Сейчас в него входят 47 народов, из финно-угорских и самодийских – бесермяне, вепсы, водь, ижора, саами, сету, ханты, манси, ненцы, энцы, нганасане, селькупы. Водь Ленинградской области вошла в него в 2008 году, сету Псковской в этом.
В 2009 году Правительство России приняло ряд важных решений, направленных на и поддержку коренных малочисленных народов. В феврале утвердило Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Концепция должна стать основой действий органов власти по отношению к народам Севера на 2009 - 2025 годы. Реализация концепции будет происходить в три этапа: 2009 - 2011, 2012 - 2015, 2016 – 2025 годы. Министерством регионального развития уже подготовлен план мероприятий на 2009 – 2011 годы. В мае был утвержден «Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и Перечень видов их традиционной хозяйственной деятельности». В декабре Минрегион своим приказом утвердил методику исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.
С 2009 года правительство изменило форму финансовой поддержки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока из федерального бюджета. Ранее они выделялись по целевой федеральной программе «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года» при условии паритетного софинсирования со стороны регионов. С 2009 года средства на поддержку коренных малочисленных народов направляются в регионы в виде субсидий. Размер выделяемых субсидий зависит от численности коренных народов в регионе и уровня бюджетной его обеспеченности. Поэтому особую важность приобретают материалы предстоящей переписи населения, как официальные сведения об этническом составе населения.
Последние решения правительства России по вопросам коренных малочисленных народов свидетельствуют о стремлении найти механизмы решения сложнейших проблем их жизнеобеспечения, эффективных форм поддержки их культуры и языков, основываясь на международных стандартах о правах коренных народов. Всем известная статья 69 Конституции РФ, где даются гарантии соблюдении прав коренных малочисленных народов «в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права» дает полные основания считать обязательным при формировании законодательства по коренным малочисленных народам в России учет норм Декларации ООН о правах коренных народах. А это очень трудная и сложная задача, решение которой крайне необходимо для наших коренных малочисленных народов.
Зинаида Строгальщикова, ст. научный сотрудник ИЯЛИ КЦ РАН, член Общественной палаты Республики Карелия



 
   Связанные ссылки
· Больше про Мир коренных народов
· Новость от admin


Самая читаемая статья: Мир коренных народов:
Издана брошюра МОО «Информационно-Образовательная Сеть Коренных Народов «Льыоравэтльан»» на английском языке


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу



Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.01 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com