В России языкам малых народов не хватает учебных пособий и часов преподавания, педагоги уповают на семьи
Дата: 21/10/2011
Тема: Мир коренных народов


В школах российских регионов, где ведется преподавание языков коренных малочисленных народов, не хватает учебных пособий по родному языку. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга функционирования родных языков КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в образовательных учреждениях. О результатах мониторинга рассказал директор научно-технического центра «Перспектива» (Тюмень) Виктор Пить на семинаре по функционированию языков КМНС в сфере образования, который проходит в Сыктывкаре с 18 по 19 октября.

Социологическое исследование проводилось по заказу министерства регионального развития РФ в республиках Карелия, Коми, Саха, Ленинградской области, Ямало-Ненецком автономном округе. В данных регионах проанализировали статистику по школам, где ведется преподавание родных языков КМН – таких оказалось 81 учреждение. Выяснилось, в частности, что родные языки хантов, ненцев и селькупов ЯНАО преподаются с 1 по 9 класс не более 1 часа в неделю, тогда как в Карелии на вепсский, карельский и финский языки выделяется до трех часов еженедельно вплоть до 11 класса (на финском до 5 часов в 10-11 классах).

В качестве экспертов опрашивали учителей, преподающих родные языки КМН, работников сферы образования, имеющих отношение к этому направлению. Также опросили учеников средних и старших классов, изучающих родные языки КМН, их родителей и других взрослых носителей родных языков.

Из почти 200 опрошенных экспертов 24 процента назвали ситуацию с родными языками КМН критической – по их мнению, языки находятся на грани исчезновения. Еще 31 процент экспертов посчитал ее сложной, 29 процентов затруднились с ответом. 14 процентов сочли ситуацию нормальной, 1 процент – отличной.

Среди причин исчезновения родных языков КМН респонденты назвали смешанные браки представителей разных народов, малое число детсадов и школ, где преподаются языки КМН, отсутствие языковой среды «вокруг» учебных заведений, в то числе в семьях, ослабление национального самосознания носителей «малых» языков вследствие влияния современной масс-культуры, глобализации, развития маргинального мышления. Также происходит нарушение языковой преемственности поколений, опрошенные отмечали отсутствие национальных СМИ, книгоиздания на родных языках.

Дети не желают изучать родной язык в силу непонимания его значимости, отсутствия перспектив использования; зачастую в семье, школе и других сферах общение ведется на русском языке.
Обеспеченность школами преподаванием на родном языке оценили на «тройку» 60 процентов экспертов, на «двойку» - 39 процентов.

Обеспеченность учителей методическими пособиями для преподавания родных языков КМН назвали удовлетворительной 37 процентов экспертов, низкой – 27 процентов, очень низкой – 25 процентов, обеспеченность учебными пособиями по родному языку назвали достаточной 20 процентов, недостаточной – 80 процентов.

Отмечалась нехватка красочных, наглядных вспомогательных материалов в целом и недостаточное количество учебных пособий. Учебники не отвечают существующей языковой ситуации, так как рассчитаны на детей, отлично владеющих родными языками - сегодня их практически нет.

Примерно 60 процентов экспертов решили, что оптимальное количество часов в неделю для преподавания родного языка составит 2-3 часа, остальные предложили увеличить эту цифру. 42 процента респондентов отметили, что в начальных классах существенно не хватает часов по родному языку.

Практически все эксперты отметили, что они проводят внеклассные мероприятия по родному языку: дни и декады родной культуры, фестивали сказок и национальной книги, олимпиады по родному языку, экскурсии и занятия в музее. Также проводятся языковые лагеря, КВН, разнообразные конкурсы, национальные игры.

Однако при этом 82 процента экспертов заявили, что преподавание родного языка в школе не заменит общения с детьми дома на родном языке. Причем, по оценкам педагогов, сами родители в основном принимают решение о том, что их дети не будут учить родной язык в школе.

По мнению опрошенных, для возрождения исчезающих языков необходимо внедрение информационных технологий в преподавание родного языка, обновление учебно-методического оснащения, увеличение количества часов преподавания родных языков в школах. Эксперты высказались за сохранение уже действующих школ с преподаванием родного языка и создание малокомплектных школ в поселениях, где традиционно проживают КМН, а также за открытие различных кружков и факультативов.

Отмечалось, что необходимо повышать престиж языка, расширять сферы его функционирования, больше уделять внимание национальному фольклору, традициям, воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление знать его язык и культуру.

В целом Россия нуждается в создании систем национального образования регионов, причем сами программы обучения родным языкам должны быть модернизированы.

Источник: http://www.fennougria.ee/





Это статья Льыоравэтльан
http://indigenous.ru

URL этой статьи:
http://indigenous.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2330