Нужно сохранить "окно в Китай", прорубленное Петром I на Иртыше: горно-алтайская пресса о строительстве газопровода "Алтай" из Сиб
Дата: 02/04/2006
Тема: Мир коренных народов


Обзор прессы Республики Алтай за 27-31 марта

Надо следовать примеру Петра Первого и строить газопровод в Китай вдоль Иртыша через Казахстан. Бывший глава республики вспоминает, как говорил Владимиру Путину о необходимости строительства газопровода и дороги в Китай через Республику Алтай. Игорь Яимов не считает себя бывшим спикером Госсобрания. Члены "Ротари" назвали в честь клуба одну из вершин Горного Алтая
Газета "Листок" 29 марта пишет, что недавно провела опрос своих читателей на тему отношения к возможному строительству газопровода по территории Республики Алтай в Китай. Как сообщало ИА REGNUM, 21 марта во время визита в Китай президент России Владимир Путин заявил о намерении российских властей в ближайшее время построить два газопровода в Китай из Сибири. По словам президента, возможно создание новой трубопроводной системы с условным называнием "Алтай" через западную границу РФ и КНР. Как заявил президент, Россия будет поставлять в Китай 60-80 млрд. кубических метров газа в год.
При этом "Листок" предположил, что одновременно со строительством газопровода будет строиться и прямая автодорога на Китай. В опросе приняли участие 117 человек, 77 из которых - 65,8% - высказались против строительства газопровода. "При этом следует отметить, что 16 человек [из высказавшихся против - ИА REGNUM] заметили, что строительство только газопровода, без строительства дороги, их бы устроило. В первую очередь эти опрошенные опасаются экспансии китайцев. Вот их характерные высказывания: "В Китае большая плотность населения, они постараются заполонить всю республику и близлежащие территории", "Наш край экологически чистый и вообще коренные жители нашей республики против этого проекта". 36 опрошенных (30,8%) положительно отнеслись к данному проекту. "Лучшего варианта для развития республики, чем строительство газопровода и прямой дороги на Китай быть не может, поэтому решение Путина надо поддерживать и всячески способствовать ему", - говорит один из сторонников проекта. 4 опрошенных затруднились ответить на этот вопрос, поскольку плохо информированы о предмете опроса".
Газета "Постскриптум" 30 марта опубликовала статью редактора Николая Витовцева, посвященную проблемам российско-китайских и российско-казахстанских отношений в свете предполагаемого строительства газопровода из Западной Сибири в Китай. Автор напоминает, что, обсуждая тему транспортных коридоров на Китай, нельзя забывать дорогу вдоль Иртыша - ту самую дорогу, которую пробил в свое время Петр Первый. Именно при Петре вдоль диких берегов Иртыша пошли из России в Китай и обратно первые торговые караваны. Кому невыгодна в наши дни дорога на Китай через Усть-Каменогорск и Чугучак? Ответ очевиден: американцам и их союзникам. Они мечтают о том, чтобы окончательно вывести бывший Рудный Алтай из зоны влияния России. Но в Астане понимают, что наше присутствие в этом регионе необходимо - прежде всего как сдерживающий фактор перед лицом растущей экспансией со стороны Китая. Если казахстанская сторона заявляют о политическом дрейфе в сторону России, то эти слова должны подкрепляться реальными делами. Что значит экономическая интеграция в условиях Рудного Алтая после недавних заявлений президента Путина в Пекине о строительстве газопровода с условным названием "Алтай"?
Мы должны понимать, наверное, что "условное название" для газопровода, который должен пройти по Алтаю, таит в себе геополитический смысл. Страной руководят питерские - выходцы из "северной столицы", построенной Петром Первым одновременно с крепостями на Иртыше и в устье Катуни. У нынешних питерских, надо полагать, достанет политической воли к тому, чтобы завершить начатое Петром Первым и сохранить "окно в Китай", прорубленное на Иртыше. Маршрут газопровода может пройти через Барнаул - Усть-Каменогорск - Чугучак - Урумчи. Кто сказал, что его нужно задирать до высот перевала Канас (перевал на участке российско-китайской границы в Республике Алтай - прим. ИА REGNUM)? Идеальный маршрут для транспортировки газа - вдоль Иртыша. Если, конечно, российские власти способны вспомнить о том, что нам завещал царь Петр".
В номере "Листка" от 29 марта бывший в 1998-2001 годах главой Республики Алтай Семен Зубакин предпринял экскурс в историю строительства дороги и газопровода через плато Укок (высокогорное плато, по границам которого проходят государственные границы Китая, России, Монголии, Казахстана - прим. ИА REGNUM). "Авторами идеи строительства дороги на Китай через перевал Канас являются Алексей Ялбаков и Сергей Пекпеев (сейчас - депутат Госдумы - прим. ИА REGNUM). Сами ли они придумали или позаимствовали у кого-то идею - не знаю. В 1992-1993 году ко мне, председателю постоянной комиссии Верховного Совета Республики Алтай по вопросам экономической реформы и собственности часто заходил Сергей Тимурович (Пекпеев - прим. ИА REGNUM), который делился со мной разными идеями развития экономики Республики Алтай. Тогда я особо не обратил внимание и на мысли о строительстве дороги на Китай. Пекпеев говорил о том, что с целью решения вопроса строительства дороги на Китай создано АО "Алткимон", учредителями которого были Ялбаков, Пекпеев, Владилен Волков. "Алткимон" - это Алтай, Китай и Монголия. Инициаторами была проведена некоторая работа: изучена ситуация, организованы встречи, переговоры, осуществлялся поиск инвестиций. Через некоторое время ознакомился с документами АО "Алткимон", в которых была указана одна из целей создания общества - строительство дороги на Китай. От Пекпеева впервые услышал, что через перевал Канас технически возможно построить дорогу.
Так что первым известным мне автором идеи строительства дороги на Китай через перевал Канас является Сергей Пекпеев. Я эту идею только подхватил и развил, сделал все возможное в то время для того, чтобы из нее вырос реальный проект. Сейчас могу с гордостью сказать, что являюсь автором идеи параллельного строительства газопровода на Китай. В те же годы в Республике Алтай и на территории Китая мною проведены переговоры с представителями органов власти Синцзян-Уйгурского автономного района и Алтайского округа Китая по вопросам дорги и газопровода. Установлено, что непосредственные соседи были заинтересованы в этих проектах и поддерживали их. Но ждали решения центральных органов и говорили о том, что вскоре, после смены руководства страны эти проекты центральными властями будут поддержаны. Также могу сказать, что Леонид Драчевский (бывший до 2004 года полпредом президента в Сибири - прим. ИА REGNUM) был противником и дороги и газопровода на Китай. Он говорил мне, что бы я не лез в это дело, так как политика государства по отношению к Китаю иная и не способствующая решению таких вопросов. Полагая, что это мнение полпреда действительно сформировано в высших кругах, я на закрытой встрече президента России с губернаторами в Новосибирске в 2000 году высказал Владимиру Путину свое мнение по вопросу строительства дороги и газопровода в Китай. Примерно было сказано следующее.
Если один сосед видит через высокий забор у другого соседа богатый огород, то у него, не имеющего у себя такого же богатства, возникнет желание получить его. Если этот забор наращивать, укреплять и заколачивать все щели, то дело может дойти до стремления к слому забора и захвату богатства силой. А не лучше ли сделать калитку в заборе и через нее организовать обмен и дать соседу то, чего у него нет. В таком случае у соседа не будет стремления к слому забора и захвату чужого огорода силой. Поэтому предлагается сделать такую калитку на территории Республики Алтай и дать Китаю через нее газ и другие товары. Ситуация была такова, что Путин не должен был отвечать на мое выступление, поэтому его мнение осталось неизвестным. Сейчас думаю о том, что возможно, президент России все-таки обратил внимание на мое выступление и запомнил его. Может быть, мои слова послужили толчком для размышлений и последующих серьезных выводов. Как знать".





Это статья Льыоравэтльан
http://indigenous.ru

URL этой статьи:
http://indigenous.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=253