Народный калейдоскоп успешно реализуется в Каргасокском районе
Дата: 31/03/2017
Тема: Новости


Как известно, все значимые проекты рождаются во взаимодействии, когда мы вместе - нам многое по плечу, особенно, когда это самое взаимодействие происходит с людьми, с которыми находишься на одной волне и без лишних слов понимаешь друг друга.

Так, Каргасокский район Томской области с удовольствием принял приглашение участия в проекте «Народный калейдоскоп», в рамках которого состоялись этнокультурные уроки.

27 февраля в 4 «Б» классе Каргасокской школы-интерната №1 состоялся этнокультурный урок по теме «Хантыйские праздники».


Урок составили и провели Щепёткина Олеся Витальевна, педагог дополнительного образования дома детского творчества и Головкова Нина Александровна, учитель начальных классов школы №1. Темой урока стали хантыйские праздники. В начале урока педагоги познакомили ребят с этимологией слова «этнокультурный», которое оказалось новым и непонятным. Также для ребят из четвертого класса необычным показался тот факт, что на территории Каргасокского района проживает более 50 (!) представителей разных народов. И у каждого народа своя история, культура.

На уроке состоялось знакомство с малочисленным северным народом ханты, представители которого тоже проживают в Каргасокском районе, их обычаями и праздниками. Ребята активно принимали участие в беседе, задавали вопросы. С большим удовольствием инсценировали обряд, который проводился северными народами по случаю добытого медведя. Медвежью шкуру, сшитую педагогами из искусственного меха, украсили лентами, бисером и монетками. Подходя к месту, где находилась шкура медведя, участники обряда здоровались: «Здравствуй, большой хозяин!»

Не меньше заинтересовала ребят хантыйская легенда про ворону. У северных народов есть праздник «Вороний день», это день прилета ворон, время прихода весны. Этот праздник по праву считался праздником женщин и детей, поэтому пока мальчики класса занимались изготовлением масок для «Медвежьего праздника», девочки отправились на улицу, чтобы нарядить ленточками березку, совсем как ханты в «Вороний день». В конце урока ребята отвечали на вопросы о том, что узнали нового, а также поделились своими впечатлениями.

Вот некоторые из них.
Галина: «Было так интересно! Я узнала, кто такие ханты. О том, что они бережно относились к природе и даже, если убивали зверя для пропитания, то просили за это у него прощения!»
Иван: «Никогда не думал, что на территории нашего района проживает столько разных народов! Узнал, что такое этнос. Еще было очень интересно проводить обряд и рисовать медвежьи маски».
Милена: «Мне понравилось украшать березку, как делали это ханты, когда наступала весна и прилетали вороны. Очень интересная легенда про ворону, что когда-то она была белой, но когда ей было голодно, она наклевалась падали и стала черной. Было очень интересно. Приходите к нам еще!»
Дмитрий: «Было интересно разбирать слово «этнокультурный». Понравился обряд, особенно как Данил нес шкуру медведя, а девочки украшали ее разными ленточками и конфетами. Интересный народ ханты, о котором мы узнали, они бережно относились к природе. Обязательно узнаю о нем еще что-нибудь».

Еще один урок, состоявшийся в рамках проекта в Новоюгинской СОШ Каргасокского района, проведен Валентиной Михайловной Зарубиной, историком-краеведом. Новоюгинская СОШ является этнокультурной площадкой РЦРО г. Томска. Одной из форм работы по этому направлению являются тематические классные часы. 1 марта учащиеся 10-11 классов и их наставники через работу с притчей, этимологией тематических слов и топонимов знакомились с «Этнокультурной лингвистикой нашего края».


По завершению классного часа внимательные слушатели поделились своими впечатлениями:
« Мне было очень интересно и познавательно, я узнала много нового, меня удивила новая информация…»
«Ведь это полезно знать о обычаях народов, хотя для того, чтобы знать и случайно не обидеть другого человека…»
«Я узнала много нового о народах нашего края…»
«Я расширила свой кругозор»
«Интересна и поучительна притча о волках»
«Была интересная работа со словами…»
«Было интересно узнать новое и культуре и народах»
«Этнокультурная лингвистика очень интересная и полезная наука, которая пригодится в жизни» .


О проекте: С 01 января 2017г. на территории 3-х субъектов Российской Федерации (Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Томская область) стартовал проект «Народный калейдоскоп», который направлен на формирование у детей и молодежи позитивного эмоционального отношения к национальному многообразию нашей страны посредством ознакомления с культурными ценностями и национальными особенностями народов, проживающих на ее территории. При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.

Организатор: Межрегиональная общественная организация «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» при поддержке Комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям.

Щепеткина Олеся Витальевна





Это статья Льыоравэтльан
http://indigenous.ru

URL этой статьи:
http://indigenous.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3437