Популяризации культуры эвенков посвящен проект «Народный калейдоскоп»
Дата: 24/05/2017
Тема: Новости


С 01 января 2017г на территории 3-х субъектов Российской Федерации (Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Томская область) реализуется межрегиональный проект «Народный калейдоскоп». Проект осуществляется в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и направлен на формирование у детей и молодежи позитивного эмоционального отношения к национальному многообразию нашей страны посредством ознакомления с культурными ценностями и национальными особенностями народов, проживающих на ее территории.

Эвенки – один из самых древних коренных народов Восточной Сибири, а также Прибайкалья. На момент присоединения к Русскому государству в XVII веке вели кочевой образ жизни, занимались в основном оленеводством, скотоводством, коневодством, охотой, рыболовством. До 1931 года были известны как тунгусы. Поскольку эвенки проживают на территории двух субъектов, участвующих в проекте - Красноярского края и Республики Саха (Якутия) – они были выбраны для создания анимационного фильма.

К традиционным занятиям народа относятся художественная резьба по кости и дереву, вышивка изготовление изделий из металла и кожи, а также бересты, для посуды и средств передвижения: лодок, нарт (саней). Из шкур оленя эвенки шьют кафтан и головной убор; кроме того, в состав общетунгусского костюма входят нагрудник, натазник, ноговицы и унты. Бисером, мехом, конским волосом выполняется отделка костюма. Женский в отличие от мужского более украшен и немного длиннее, но покрой для всех един.

Традиционным жилищем для эвенков является чум: конической формы шалаш из жердей, обтягиваемый берестой (летом) или шкурами оленей (зимой). Эвенки отличаются не только близостью своего жизненного уклада к природе, но и уважительным, внимательным к ней отношением: для них существует мир духов природы, каждое проявление которой почитается, будь то дерево, камень, источник воды, вырубка деревьев ведется осознанно, как и убийство дичи – в необходимом количестве, избегая избытка; почитаются также звери-тотемы.

Между “миром духов” (божествами природы) и “миром людей” (душами людей) существуют посредники – шаманы (эвенк. šаmаn "буддийский монах"; от глагола са – знать). Само слово было взято из тунгусо-монгольских языков путешественниками и исследователями. Будущий шаман всегда избирался духами: его посещали видения, в личной жизни происходили несчастья, душой ощущался некий дискомфорт. Эти особенности психического состояния известны как “шаманская болезнь”. Необычный дар передавался от деда к внуку, становление шамана происходило в возрасте от семи до двенадцати лет. Не обходилось без обряда посвящения и последующего обучения вместе с наставником. К шаману обращались за исцелением, предсказанием, а также с просьбой устроить проводы души.

Так, в мировоззрении эвенков человек является одной из частей необъятного Космоса и тесно связан с остальными – людьми, животными, деревьями, насекомыми и травами, водоемами и стихиями вообще, – и поэтому призван охранять вселенскую гармонию, действовать согласно правилам и отвечать за каждый свой поступок. В частности, отношения между людьми до сих пор регулируются у эвенков неписаным сводом заповедей: добыча безвозмездно передается сородичам, самое удобное место в чуме отводится только для гостей, младший брат наследует вдову старшего брата и др.

Напомним, что при реализации проекта «Народный калейдоскоп» используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.

Пресс-центр МОО «Льыоравэтльан»





Это статья Льыоравэтльан
http://indigenous.ru

URL этой статьи:
http://indigenous.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3478