Жизненная сила в фольклоре селькупов
Дата: 12/07/2018
Тема: Новости


Селькупы (сёльӄуп, суссе ӄум, чумыль-ӄуп, шельӄуп, шешӄум) – малочисленный народ русского Севера. По данным переписи 2010 года их численность составила 3649 человек. Селькупы живут на севере Томской и Тюменской областей, а также в Красноярском крае. По мнению историков, селькупы являются прямыми потомками носителей Кулайской культуры, возникшей в Среднем Приобье в V веке, с которой связывают происхождение всех самодийских народов.

Селькупы делятся на две этно-территориальные группы: северную ( самоназвание «солькуп», «шолькуп») и южную (самознавание — «чумыль куп», «суссе кум» или «шош кум»). Северные селькупы проживают на востоке Ямало-Ненецкого автономного округа (Красноселькупский район) и севере Красноярского края (Туруханский район), южные – на севере Томской области.

От слова шоль — ‛пуп’ произошло название селькупов — шоль-куп . Это значит „человек, имеющий пуп, то есть рожденный“. Пуп в представлениях селькупов связывается с жизненным началом и душой человека. По народному преданию, появление у человека пупа является причиной того, что бессмертные когда-то люди стали умирать: «Остяки раньше были без пупа. Когда родился с пупом, старики сказали: „Теперь недолговечный народ будет“». Пуп у людей появился потому, что людей стала рожать земная женщина. До этого предки селькупов — богатыри — «спать ложились, потом плевали в чашку, и там заводился ребенок». К беспупым бессмертным духам относятся также таккыль эмыты — северный дух, черт, нижняя мать, не имеющая пупа, которая живет на севере и питается душами людей, и шонкытыль явол — беспупый дьявол; он живет на небе и тоже питается мясом мертвых людей. Душа-пуп здесь имеет опять-таки две контрастные характеристики: пуп — источник жизни, так как все живущие на земле люди рождены земной женщиной (имеющей пуп?), и пуп — причина смерти, потому что с появлением у них пупа люди стали умирать. Через «беспупость» утверждается один принцип бессмертия, а через наличие пупа — другой: люди обретают бессмертие, умирая и возрождаясь.

Важнейшей характеристикой пупа как образа души является связь. Жизненная сила санг, идущая от солнца, по пупу приходит в тело человека. «Жизненная сила задерживается в теле новорожденного только после того, как зарастает его пуп. Тогда начинают крепнуть кости новорожденного. О том, что жизненная сила укрепилась в теле ребенка, свидетельствует появление зубов». После смерти через пуп сила санге выходит из человека. Когда у старика выпадают зубы, это значит, жизненная сила начинает уходить из него. В фольклоре пуп выступает и как образ обратной связи — от человека к богу: «Герой Итте использует свой пуп для обращения к богу: просит старую женщину разрезать его живот, затем выбрасывает свой пуп вверх, к богу. Пуп является своего рода посредником между Иттей и богом. Выполнив свою функцию, пуп возвращается обратно».

Щан — «мистическая» сила иного мира приходила к шаману через пуп. «Через пуп шаман мог воздействовать на санге другого человека». Пупом шамана трактовалась металлическая подвеска-бляха, пришиваемая к шаманскому нагруднику, она же считалась шаманским сердцем (но эта же подвеска могла интерпретироваться как прорубь, в которую нырял шаман, попадая сквозь нее в иные миры). Полисемантизм данной подвески позволяет считать пуп человека одним из образов входа в иной мир.

Межрегиональная общественная организация «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» реализует проект «Создадим мультфильм вместе!». В рамках проекта будет создан анимационный фильм, посвященный культуре селькупского народа. Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Пресс-центр МОО «Льыоравэтльан»





Это статья Льыоравэтльан
http://indigenous.ru

URL этой статьи:
http://indigenous.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3718