Развитие бренда в этнотуризме как ресурс для сохранения традиций коренных жителей Алтая. Опыт проекта «Этномастерская «АЙЧУС»»
Дата: 09/10/2019
Тема: Новости



Начало XXI века является временем бурного развития туристской отрасли: получают известность разные туристские направления, изменяются предпочтения туристов, туристские продукты становятся разнообразнее и учитывают разные стороны потребительского интереса.

Развитие информационных технологий благоприятствует росту интереса к межкультурному общению и сотрудничеству. Интеграция и глобализация формируют желание людей знакомиться с особенностями жизни разных этнических групп населения, приводят к частым путешествиям в самые удаленные уголки земли с целью возврата к «природе», общения с местными жителями, отдыха и работы. В результате увеличивается заинтересованность в этнотуризме как в отрасли развития экономики.

Необходимо отметить, что под этнотуризмом мы подразумеваем как этнокультурный, так и этнографический туризм. Этнотуризм представляет собой привлекательное направление культурно-познавательного туризма для многих стран мира. Причина этого заключается в том, что с помощью удовлетворения духовных потребностей человека создается возможность для успешного функционирования туристических фирм (на микроуровне), а, значит, и интенсивный рост для экономики страны в целом, т.е. происходит взаимно выгодный обмен, вызывающий положительные экономические результаты.


В России этнотуризм пока находится на первоначальной стадии развития. Количество предприятий, оказывающих подобного рода услуги, невелико. Тем не менее, можно привести примеры реализации довольно масштабных проектов, связанных с этнотуризмом, в регионах. Передовыми с точки зрения развития этнотуризма являются Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский округа Тюменской области, Краснодарский и Ставропольский края, Алтай, Якутия, Байкал. Но большинство российских регионов пока только начинает движение в этом направлении.

2018 год можно охарактеризовать как положительный для развития туристской отрасли в Республике Алтай по целому ряду показателей.

В 2018 году отдых туристов в Республике Алтай обеспечивали 902 субъекта туристской индустрии, в том числе 377 коллективных средств размещения и 434 сельских дома, 18 туроператоров и 73 турфирмы и турагентства. В период активного туристического сезона 2018 года загрузка коллективных средств размещения и сельских домов составила 80% в будние дни и 100% в выходные, мощность номерного фонда за отчетный год не снизилась.

Туристский поток в Республику Алтай за 2018 год составил 2 115 тыс. человек, что выше уровня 2017 года на 3,1%. В течение периодов отчетного года турпоток был распределен следующим образом:
- период май-сентябрь включительно – 1 356,2 тыс. посещений (64,1%)
- активный турсезон: июнь – август включительно – 943,76 тыс. посещений (44,6%)
- межсезонье: апрель, октябрь, ноябрь – 408,3 тыс. посещений (19,3%)
- зимний сезон: январь, февраль, март, декабрь – 350,4 тыс. посещений (16,6%).

Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай ежегодно в летний период туристического сезона (июнь – август) проводится анкетирование туристов (в 2018 году в опросах приняли участие 28,1 тыс. человек). Результаты анкетирования показали следующее:
- структура турпотока, по географии прибытия: 90% туристов, посещающих Республику, это по-прежнему гости из регионов Сибирского Федерального округа;
- структура туристского потока по видам транспортной доставки: доля туристов, прибывших на коммерческом транспорте (автобусы, микроавтобусы туристического класса) составила – 32%, доля прибывших на личном транспорте – 66%, доля прибывших на самолете – 2%;
- доля туристов, воспользовавшихся услугами КСР, составила – 46,1%, доля туристов, выбравших размещение в СД, составила 8,2%, доля туристов, выбравших отдых в палатках, составила 33,8%;
- доля туристов, пребывающих на 5-10 дней составила 25%, доля выбирающих отдых более 10 дней и составила 7%, доля туристов, приезжающих на срок менее 5 дней, составила 68%;
- средняя величина потраченных денежных средств на туристом в сутки (с учетом приобретенных дополнительных туруслуг) составила 4 033 руб.

Приоритетными направлениями развития являются экологический, этнографический, активный, событийный, водный туризм.

Исходя из желаний туристов, могут быть предложены следующие виды отдыха: от стационарного размещения до организации приключенческого путешествия в места с высоким содержанием культурных и религиозных традиций и обычаев с познанием и осмыслением самобытной культуры народов, населяющих Горный Алтай, наполненных определенными историческими знаниями и древними обрядами.

Республика Алтай является колыбелью нетронутой природы, а также она обладает богатым культурно-историческим наследием, сотворенным многими поколениями на протяжении тысячелетий. Поэтому развитие экологического и этнографического туризма в регионе является наиболее перспективным. Развитие этнографического туризма на основе культуры коренных этносов, проживающих в гармонии с окружающей их природой, является наиболее перспективным направлением.

В настоящее время мировая практика показывает, что этнические особенности, самобытность места и культуры все чаще становятся локальным туристическим брендом.

Актуальным инструментом привлечения внимания к Республике Алтай, к его уникальности, национальной самоидентификации является этнокультурный брендинг территории, продвижение которого осуществляется часто с помощью интернет-коммуникаций.

По мнению С. Баталовой, этнобрендирование территорий становится серьезной экономической платформой для сохранения и развития национальных культур в регионах. Также она отмечает необходимость профессионально заниматься развитием региональных брендов, так как в этом заинтересованы и местное население, и органы власти, и туристы.

При этнобрендировании территории в целях эффективного продвижения и обеспечения конкурентоспособности особое внимание должно уделяться интернет-ресурсам и иным способам коммуникации.

Развитие сети Интернет привело к настоящей революции в области ведения бизнеса и продвижения услуг. В настоящее время ведение крупного бизнеса без использования информационных технологий не представляется возможным. Для малого и среднего бизнеса интернет технологии становятся важнейшим инструментом для продвижения. Согласно многочисленным исследованиям, компании, которые не имеют в приоритете развитие бизнеса с использованием интернет технологий, могут утратить свои позиции под натиском конкурентов.

Преимущества использования маркетинговых технологий в сети заключаются в интерактивности технологий, отсутствии любых географических ограничений, значительной экономии средств на рекламу и доступности рекламных каналов.

Наиболее важными преимуществами применения инструментов интернет-маркетинга при продвижении этнотуризма в Республике Алтай можно назвать: широта охвата целевой аудитории, доступность, информативность, оптимизация рекламных затрат.

В настоящее время SMM (Social Media Marketing, SMM) наиболее часто упоминается экспертами как эффективный инструмент интернет-маркетинга.

Рассмотрим подробнее данный инструмент на примере опыта проекта «Этномастерская «Айчус»», который реализует мероприятия в сфере видового и событийного этнотуризма.

Продвижение в социальных медиа представляет собой комплекс мероприятий по использованию социальных медиа в качестве каналов для продвижения проекта «Этномастерская «Айчус»» и решения других бизнес-задач.

Маркетинг социальных связей включает рекламу в социальных сетях (VK, Facebook, Instagram), блоги и микроблоги (LiveJournal, Twitter), тематические сообщества (Last.fm), фото и видеохостинги (Flickr, Picasa, Vimeo, YouTube), социальные закладки (GoogleReader).

Взаимодействие между проектом «Этномастерская «Айчус»» и потребителями в социальных сетях содействует развитию сообщества вокруг бренда. Продвижение в социальных сетях позволяет точечно воздействовать на целевую аудиторию, искать площадки, где эта аудитория в большей степени представлена, и выявлять наиболее подходящие способы коммуникации с ней.

Важным отличием социальных сетей от традиционных СМИ является то, что коммуникация является взаимовыгодной. Существование представительств проекта «Этномастерская «Айчус»» в них является рациональным, поскольку:
- осведомление клиентов положительно отражается на продажах;
- с помощью социальных сетей, «Этномастерская «Айчус»» сообщает о свежих предложениях, ценах и акциях, таким образом улучшается осведомленность аудитории о компании;
- общение с потребителями дает возможность укреплять позитивные установки по отношению к бренду и управлять репутацией проекта «Этномастерская «Айчус»»;
- контент получает практически мгновенную обратную реакцию и распространяется пользователями, что благоприятно отражается на оценке бренда и привлечении новых клиентов в проект «Этномастерская «Айчус»».

Взаимодействие с основной целевой аудиторией проекта «Этномастерская «Айчус»» строится на публикации информационно-новостных материалов, генерации информационных поводов и использовании возможностей событийного pr в сети Интернет, с целью формирования лояльности, распространения сведений о продуктах и услугах, продвижения бренда этномастерской «Айчус».

Занимательное, разнородное и хорошо таргетированное информационное содержание (контент) является движущей силой социальных сетей, а жизнеспособность проекта «Этномастерская «Айчус»» зависит в первую очередь от того, насколько размещенная в нем информация соответствует интересам целевой аудитории. Именно поэтому на страницах проекта «Этномастерская «Айчус»» размещаются анонсы и релизы будущих событий и мероприятий, используется видео, размещаются фотографии, ведется диалог с участниками сообщества, изучается и оперативно регулируется ситуация с негативными отзывами и принимаются меры по устранению недостатков, стимулируются положительные комментарии и репосты информации, обсуждаются проблемы, собираются идеи для развития проекта, а также ведутся коммуникации с блогерами и СМИ. В современном мире становится важным присутствовать в информационном пространстве, применяя все возможные инструменты для успешной деятельности предприятия. Опыт проекта «Этномастерская «Айчус»» показывает, что безусловно стоит обращаться к продвижению страниц в социальных сетях. Социальные сети действительно трансформируют пространство коммуникации и становятся важнейшим каналом диалога между потребителями и этномастерской «Айчус».

По материалам:
1) Савченко И.М., Семенов В.А. Особенности развития этнотуризма в Республике Алтай (на примере этнографического автотура «Мир двух культур») // Проблемы региональной экологии. – 2012. – №6. – С. 81-85.
2) Сокольникова В.Н. Позиционирование этнобренда как фактора формирования положительного имиджа туристских территорий // Молодежь – науке – VIII. Актуальные проблемы туризма, спорта и бизнеса. – Сочи: Сочинский государственный университет, 2017. – С. 122-124.
3) Стрельникова М.А. Этнографический туризм: реальность и перспективы // Наука и мир. – 2014. – №10 (14). – С.178-180.
4) Этнобрендинг территорий: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Саранск, 22 нояб. 2013 г. / Сост. и науч. ред.: А.И. Карьгин, Е.Н. Ломшина, М.В. Логинова. – Саранск, 2015. – 150 с.
5) https://www.altai-republic.ru

(с) "Секрет успеха-быть собой! Твой родной язык – это новый тренд". Проект реализуется Межрегиональной общественной организацией «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.







Это статья Льыоравэтльан
http://indigenous.ru

URL этой статьи:
http://indigenous.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4066