Оптимизация или ликвидация
|
|
Пятнадцать лет прошло с момента первого
съезда карелов. За этот период в Республике Карелия в учреждениях дополнительного
образования и культуры было создано большое количество детских карельских
творческих коллективов. Их возникновение обусловлено объективными причинами:
в семье утрачивается общение на родном языке и в учреждениях образования
не в полной мере возможно восполнить его знания.
Коллективов в республике родилось много и это радует представителей национальной
общественности. Но в условиях процесса повсеместной оптимизации расходов
в том числе Министерстве Культуры и Министерстве Образования стал возникать
вопрос о ликвидации части коллективов и, прежде всего, в городе Петрозаводске.
На сегодняшний день, по данным Министерства образования Республики Карелия,
изучают карельский язык в г. Петрозаводске - 444 учащихся: из них -252
учащихся финно-угорской школы и 192 - средней школы № 2.Это составляет
20% или пятую часть от общего числа изучающих карельский язык в республике.
Таким образом, город Петрозаводск является местом компактного проживания
карелов и, согласно Конституции Российской Федерации, карельский народ
нельзя лишить культурной потребности изучать родной язык, творчески реализовывать
себя в рамках национальной культуры, приобщаясь к культурным ценностям
своего этноса.
Проблема сокращения детских коллективов остро обозначилась с момента предъявления
к ним требований не как к коллективам экспериментальным , а как к коллективам
с традициями и нормами профессиональной культуры таким как: детские академические
хоры, хореографические коллективы, театральные коллективы. Часто чиновники
не осознают и не понимают, что развитие карельской культуры складывается
вокруг проблемы развития и функционирования родного языка, так как без
языка национальная культура невозможна.
До сегодняшнего дня репертуар детского карельского коллектива зависит
от знаний, умений и навыков в области карельского языка и культуры, опыта,
интуиции и такта его руководителя. У руководителя такого коллектива помимо
задач художественного воспитания и развития творческой личности ребенка,
стоят дополнительные задачи. Он должен быть еще и исследователем, ученым,
отчасти - литературоведом, отчасти - фольклористом, отчасти - композитором,
хореографом и этнографом. Не каждому по плечу такая ноша. Поэтому так
важно, что в Республике Карелия работают базовые детские и молодежные
коллективы, где накапливается и пропагандируется опыт, а сам коллектив
является постоянно действующей экспериментальной площадкой. Такие коллективы
действуют и в республике и в городе Петрозаводске и, в частности, на базе
Республиканского Центра национальных культур. Как известно, эксперимент
- явление сложное. Он может быть удачным, а может быть и не удачным. И
не все, что нарабатывается в повседневной жизни коллектива, выносится
и не должно выноситься на суд зрителя. На данном этапе в Республиканском
Центре национальных культур, где совместно работают детские, молодежные
и взрослые карельские творческие коллективы, сложились хорошие условия
для межпоколенной передачи, языковых и культурных традиций карельского
народа.
В таком ключе в Карелии работают многие взрослые творческие коллективы,
имеющие в своих составах детские и молодежные коллективы - спутники.
В данный период, как нам кажется, в Республике стоят несколько серьезных
задач: первая задача заключается в чтобы не только сохранить, но и расширить
формы художественного любительского творчества детей и молодежи - как
фактора, обеспечивающего перспективы развития национальной культуры карелов;
второе - чем больше форм деятельности вводится в круг национальной культуры,
тем больше появляется перспектив для сохранения и развития языка и традиций
карельского народа, являющихся предпосылками для развития профессионального
творчества: литературы, музыки, хореографии и театра.
Очень важно развивать национальную культуру карельского народа как комплексное
явление и наряду с художественными - должны развиваться и материальная
культура творчества, такие как ремесла и промыслы, которые имеют то же
значение, что и культура духовная. А к комплексным формам деятельности,
в силу психолого-возрастных особенностей, наиболее расположены дети и
молодежь.
Детские и молодежные карельские коллективы должны быть во всех учреждениях
образования, где изучается карельский язык, во всех учреждениях культуры
в местах компактного проживания карельского народа.
Сохранение языка и культуры коренных народов является Конституционной
нормой и Государство обязано дать каждой личности, особенно детям и молодым
людям, дать возможность реализовать свои творческие запросы и потребности,
среди которых национальная культура всегда являлась приоритетным направлением.
Мне бы хотелось, от лица руководителей детских и молодежных коллективов
Республики Карелия, обратиться к Министерству Культуры и Министерству
Образования Республики с просьбой, рассмотреть возможность сохранения
уже имеющихся в Республике Карелия детских и молодежных творческих коллективов,
а также способствовать увеличению их числа. Очень важно, чтобы эти коллективы
работали на основе Государственного финансирования, так как Государство
обязалось быть гарантом сохранения и развития языка и культуры народов
Российской Федерации и, в частности, карелов.
Эмма Елына
руководитель детской музыкально-театральной студии "Iloine".
|
Помнить и простить
|
|
Если
разорить птичье гнездо, то пичуга будет с криком отчаяния летать над тем
местом, где был ее дом. Выгнанный из берлоги медведь становится опасным
для окружающих. Человек, лишенный крова по вине другого человека, остается
бессильным. Но у него остается память… А если у человека отнять жизнь
близкого человека: отца, матери, брата, сестры, ребенка, что остается
тогда?.. Все та же память, но только она уже не оставляет ни на минуту.
Со временем боль утихает, но память не дает ей исчезнуть, она делает боль
бесконечной, ноющей. Я не думала об этом, пока, перелистывая семейный
архив, я не натолкнулась на заявление моей бабушки Розы с просьбой выслать
ей справку о реабилетации мужа, которое раньше я оставляла без внимания.
В нем содержались такие строки "…Я уверена, что его дело подлежало
оправданию, т.к. он на допущенном свидании сказал: " Невыносимыми
пытками принуждают на себя клеветать, но чтобы вы в жизни знали, что я
подлецом никогда не был". И это он сказал не только в отношении себя,
но и в отношении всех пострадавших. Эти строки очень сильно меня взволновали.
Всю ночь я думала о том, какие горькие чувства скрывались за этими словами,
о том, что мне следует узнать больше об этом происшествии. Я слишком мало
знаю об истории моей семьи, а дочь моя не знает и того. Значит, скоро
исчезнет память, а вместе с ней - гордость за свои корни, за прадедов,
которые никогда не шли против своей совести, исчезнет связь поколений.
Возможно, этот пробел возник оттого, что все наши родственники остались
в Пярну, а мы волею судьбы живем в Карелии, хотя я родилась в Эстонии,
а дочь - в Латвии. А ведь мы не одиноки в этом, оказалось, что вокруг
нас есть люди, для которых, как и для нас, Карелия и Эстония стали близки
и неразделимы. Чтобы сблизить два народа, связанных общими языковыми корнями,
мы создали Общество эстонской культуры в Петрозаводске.
11 июля 2005 г. Общество эстонской культуры посетило экуменическое богослужение
в Санкт-Петербургской церкви Святой Марии, посвященное Дню траура прибалтийских
народов или иначе - дню народной памяти. Оно включало: музыкальное введение,
шествие, зажжение свечей памяти генеральными консулами Латвии, Литвы,
Эстонии, поминовения усопших, выступление детского национального хора.
После богослужения наша группа поехала на Левашовское мемориальное кладбище.
Это оказался уголок лесной тишины, огражденный высоким забором с колючей
проволокой поверху. Ухоженные дорожки. Редкий звук колокола. "Могилки",
устроенные посетителями совсем не так, как на обычных кладбищах: на деревьях
- портреты расстрелянных; на земле - выложенные шишками или камушками
холмики….
История тайного могильника НКВД, расположенного неподалеку от поселка
Левашово, началась в 1937 году - в год 20-ти летнего юбилея Октябрьской
революции и органов ВЧК-ОГПУ-НКВД, год первых свободных выборов в Верховный
совет СССР по новой, сталинской конституции. Предположительно, тела казненных
в Ленинграде людей возили в Левашово на автомашинах с августа 1937 по
1954 год. По официальным данным, в эти годы в Ленинграде расстрелян 46
771 человек, из них 40 485- по политическим обвинениям. Кладбище оставалось
засекреченным до 1989 года и содержалось Ленинградским управлением госбезопасности
практически в первоначальном виде. С осени 1991 года архитекторы - авторы
проекта благоустройства кладбища, городские общества репрессированных
и городская администрация последовательно поддерживали инициативу общин
и землячеств С. - Петербурга по обустройству кладбища в Левашово. Так
постепенно были установлены белорусско-литовский, русский православный,
польский католический, ингермаландский финский, еврейский, немецкий, псковский,
норвежский, эстонский, вологодский ( насельницам Горицкого монастыря),
ассирийский, украинский памятные знаки к которым можно теперь принести
цветы. Сюда приходят те, кому посчастливилось перенести все тяготы, приходят
их дети. Приходят все те, для кого людская боль проходит через его собственное
сердце. Всматриваясь в фотографии близких, которые выглядят моложе своих
детей и внуков, каждый решает для себя - простить или не простить, ведь
бездушную машину репрессий придумали и запустили живые люди, такие же,
как те, кого они убивали. "Может, кто-то считает, что через столько
лет можно забыть все, что тогда произошло - сказал один из выступающих.
- Но нет, забывать этого нельзя. Наоборот, надо сделать все, чтобы наши
дети и внуки знали и помнили о сталинских репрессиях…. Да, время залечивает
раны и приглушает боль, но мы по-прежнему мечтаем о том времени, когда
на земле не будет бед и жизнь человеческая станет самой большой ценностью".
Остается только преклонить голову перед тем поколением, на долю которого
выпало столько трудностей, но которое до сих пор не потеряло веры в торжество
справедливости.
Елена
Рябикова
|
Традиционное природопользование ненцев в
Ненецком автономном округе.
|
|
Из
векового опыта выживания народов Севера в экстремальных условиях выработалась
форма хозяйствования, названная традиционным природопользованием. Согласно
Федеральному Закону от 7 мая 2001 года № 49 ФЗ "О территориях традиционного
природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока Российской Федерации" под традиционным природопользованием
понимается - исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное
природопользование способы использования объектов животного и растительного
мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами Севера,
Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
В давние времена ненцы пришли и поселились на просторах тундры Ненецкого
автономного округа, в настоящее время на этой территории проживает около
6000 представителей этого не многочисленного народа, которые ведут кочевой
и оседлый образ жизни. За годы существования и развития ненецким народом
была сформирована уникальная культура, богатые традиции, национальная
психология, которые позволяли выжить в суровых климатических условиях
Крайнего Севера. Выработались основные черты характера: отзывчивость,
дружелюбность, доброта, уважение к страшим и особое отношение к окружающей
среде, как к родному дому.
Основными видами традиционной хозяйственной деятельности ненецкого народа
является оленеводство, охота, рыболовство и собирательство, которые служат
основой жизнеобеспечения, самоорганизации, необходимым условием сохранения
и развития культуры, традиций и обычаев народа.
В настоящее время данные отрасли переживают глубокий социально - экономический
кризис. Общины ненцев занимающиеся оленеводством несут ежегодные убытки,
несмотря на предоставляемые льготы по налогообложению и государственные
дотации. В связи с ухудшением экологической обстановки и браконьерством
меньше становится дичи в лесах и рыбы в водоемах. Происходит снижение
занятости в традиционных отраслях и в следствии этого снижение уровня
жизни. И самое негативное последствие - падение интереса, стремления сохранять
и развивать свою культуру и традиции.
В наше время в процессе научно - технического прогресса совершенно очевидны
следующие факты: неэкономичности всех отраслей сектора традиционного хозяйства,
не конкурентноспособности, отсутствия рынков сбыта продукции, недостаток
квалифицированных специалистов области экономики и управления традиционным
природопользованием ненецкого народа. Поэтому развитие народа возможно
по пути восстановления прежних форм хозяйствования и соответствующих форм
организации труда, естественно при современном их организационно - техническом
и технологическом обеспечении. Традиционное хозяйство и природопользование
ненцев - основа их обеспечения, важнейший фактор сохранения традиционного
образа жизни, культуры, языка, национальной психологии.
Ледков
Николай
Село Несь, НАО
|