СЕЛЬКУПЫ

Исторически селькупы населяли территорию Западной Сибири между Обью и Енисеем. Селькупы состоят из двух основным групп: южной или обской, проживающей в Томской области по Оби и ее притокам (Тым, Васюган, Кеть, Парабель), и северной, или тазовско-туруханской, проживающей в Тюменской области по реке Таз и в Красноярском крае по притокам Енисея.

Селькупы живут совместно с русскими, ханты, эвенками, кетами и ненцами. До недавнего времени селькупы состояли из отдельных родоплеменных групп, не связанных между собой ни территориально, ни экономически.

В 30-х годах Г.Н. Прокофьев предложил все этнические группы именовать селькупами. Это стало официальным названием народа.

В дореволюционный период селькупов называли остяками или самоедами. Остяк – слово татарского происхождения. Самоеды – это слово указывает на вхождение селькупов в самодийскую группу языков. Слово “самоед” может быть расшифровано из финно-саамского языка как самэ-една – земля саамов. От саамов это слово распространилось на ближайшие народы, в том числе и на селькупов.

Остяко-самоеды, или селькупы, впервые были определены как звено в непрерывной цепи самодийцев, тянувшейся из северной тундры на Саяны.

Из этого можно сделать вывод, что самодийцы пришли на Север из этих мест. Можно искать следы их родства с алтайскими аборигенами и прочими уралоязычными людьми. Переход из самоедов в угры выглядит неким скачком. Но только не у селькупов. Селькупы одни несут в своем языке признаки и самоедских, и угорских языков в равной степени.

Кто же они? Может быть, они жители древней ойкумены самоедского мира, которые так и остались на своем месте, когда через них переселялись поздние пришельцы – самодийцы-оленеводы, ушедшие с юга в тундру со своими стадами? А может быть, они та самая часть древнего населения, которая не разделялась четко на самоедов и угров? Есть еще третье предположение: может быть, селькупы - продукт смешения самоедов и угров?

Эти вопросы так и остались вопросами. И оценить селькупов очень трудно, так как они по всем своим культурным привычкам близки и к уграм, и к самодийцам.

Трагедия нынешней ситуации заключается в том, что селькупы как этнос находятся под угрозой полного исчезновения, и может так случиться, что эти вопросы уйдут с этим народом в небытие.

Хочу отметить, что вопросы такой высокой теории перед многими из нас не стоят, да порой мы просто не знаем жизни своих прадедов. Конечно, в этом не только наша вина, но сейчас главная ответственность за выживание лежит на нас самих. И в идеале было бы очень хорошо, чтобы каждый селькуп пытался побольше узнать об истории своего народа.

Ирина Шафранник,
селькупка, г.Томск,
стажер ИЦ “Л”

Фото А. Головнева