Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Поиск




 Забавное время: никто не хочет быть русским – эксперты

Мир коренных народовНе утихают споры кого считать отдельным народом, адекватно ли проведена перепись населения, где граница между ролевыми играми в эльфов и троллей и «редкоземельными» народами России с непривычными экзотическими названиями? Сегодня на вопросы нашего правозащитного портала ответят чиновники и эксперты.

Михаил М., региональный чиновник, во многом ответственный за проведение переписи населения в нашем городе, вопросил не называть его фамилию из-за тех проблем, с которыми он может столкнуться по службе. Экспертное мнение также представит нам этноконфликтолог Виталий Трофимов-Трофимов, глава комитета мо межэтническому взаимодействию Общественной палаты Санкт-Петербурга.

Права Народов: Скажите, что нам ожидать от переписи населения? Насколько она прошла корректно?

Михаил М.: Я был одним из нескольких топ-координаторов переписи в нашем регионе. Скажу по своему собственному опыту: мы охватили около 65% всего населения вверенной территории. Считается, что это один из самых больших показателей в целом по стране. Когда мы поняли, что не успеваем всех переписать, я опубликовал вопрос «что делать?» на нашем закрытом форуме для переписчиков. Мне ответили, что две трети – это очень неплохой результат. За этот «неплохой результат» я получил довольно немаленькую премию. Самый плохой результат был в одном из центральных регионов России, там что-то около 40% переписали.

Виталий Т-Т.: В перепись населения никто не верит. Хотя это странно. Вообще у нас очень интересный народ. Он сперва «динамит» перепись, а потом искренне удивляется, почему не хватает детских домов, школ, больниц, рабочих мест. А потом, когда он сталкивается с проблемой нехватки этих детдомов и школ, то начинает поговаривать, будто это все правительство виновато, не смогло правильно всех переписать. Переписные службы тоже работают черт знает как: до меня переписчики не дошли ни во время переписи-2002, ни во время переписи-2010, хотя дом находится в двух шагах от метро.

ПН: Что вас больше всего удивило за время проведения переписи?

ММ: Меня больше всего изумило то, что никто не хочет быть русскими. Мои ребята-переписчики рассказывали: приходят они в квартиру каких-нибудь нацменов, проблем с графой «национальность» никаких нет, все называют. Стоит им зайти в «русскую» квартиру, там делают печальное выражение лица и начинается – «ну вроде русский», «считается, что русский», «почти что русский». Те, кто называет себя русским, говорят это после длительной задержки. Очень много ответов «россиянин», «петербуржец», «великоросс», «славянин».

Не знаю с чем это связано, но директивно нас обязали «сделать» как можно больше русских. Если человек сомневается или не хочет отвечать, тех записывать русскими. Забавное нынче время.

ПН: То есть русских по бумагам окажется больше, чем есть на самом деле?

ММ: Да. Всяких «эльфов» и «падаванов» нас тоже обязали записывать русскими. Такая же установка была на тех, кто выглядит как русский, но указывает, что он какой-нибудь сибиряк, казак или старообрядец. Не только у нас – по всей стране. Если человек указывает, что он саам или карел, а сам похож на русского, его тоже надо было записывать русским. И не отвертеться, договор так составлен, что если я вякну хоть слово – лишат денег и меня и моих работников, и ни в каком суде ничего не докажешь. Я должен буду им выплатить деньги за работу, а не комитет по переписи.

ВТТ: То, то люди не хотят быть русскими, это понятно. Не каждый хочет быть таким русским, как та расистская нежить, которая каждый год собирается 4 ноября и «кидает зигу». Других форматов русскости в нашей стране нет. Никто не может предложить. То, что предлагают молодежные движения (стиль яппи, успех и инновации), это не русское, это европейское. Для этого нужна европейская ментальность и свободное владение разными иностранными языками, что уже ментально делает человека менее русским.

Есть и другая сторона. Недавно я был на съезде поморов. Там поднимался вопрос, являются ли поморы русскими или это разновидность угрофиннов. А второй вопрос – как стать коренным малочисленным народом. Коренным малочисленным народом быть полезно, так как этим ты частично контролируешь хоть как-то свою территорию, которую регулярно разворовывают корпорации, браконьеры и коррупционеры. И опять же, будучи русским, ты вообще ничего не контролируешь. Даже рыбу ловить не можешь, чтобы на тебя штраф не повесили. Все понимают, что раз такой расклад, то русским быть просто глупо.

ПН: Поморов из-за русского происхождения не признают коренным народом?

ВТТ: Если ты какой-то субэтнос русских, шансов получить статус коренного малочисленного народа практически равен нулю. Согласно утверждаемому Правительством Российской Федерации перечню коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, из 40 народов, обладающих таким статусом, полно тюрков, угрофиннов, самодийцев, алтайских народов, палеоазиатов, маньчжурцев. Русских субэтносов нет. Есть камчадалы, которых можно считать русскими, если обладаешь приличной долей воображения. Но это, по сути, славянизированные ительмены.

Понятно, что российское правительство берет на себя опасное право проводить своеобразную политику ассимиляции, нарушая права народов. Если русские все разбегутся по разным «сибирякам» и «казакам», то кто останется? Бесправных русских должно быть много, а то название страны менять придется.

ПН: расскажите подробнее про ассимиляцию. Что это за политика? Почему она сейчас продвигается тихой сапой?

ММ: Ассимиляция, русификация – политическая и культурная кампания власти, призванная сгладить различия между русскими и нерусским населением на окраинах в ущерб последних. Это был комплекс мер. Среди них и кадровые вопросы, и унификация графики письма, арабский алфавит Кавказа переводился на кириллицу, например, и укрупнение народов за счет включения в их состав тех, кто таковым себя не считал. Например, разные маленькие народы записывали русскими, талышей записывали азербайджанцами, аджарцев грузинами и так далее.

Сейчас происходит практически то же самое, только в извращенной форме. Подделываются результаты переписи. Меня лично заставили переписать тысячи анкет, где надо было изменить только национальность – сменить ее на русскую. Причем не особо смущало то, что фамилия не совсем русская у человека.

Еще хочу заметить, что евреев тоже требовали записывать как русских. Очевидно боялись антисемитизма среди националистов. Надо было показать, что евреев в стране значительно меньше, чем есть на самом деле. Фамилии на «-штейн», «-нер» также требовали записывать русскими. В переписи же важны не фамилии, а процентное соотношение русских/нерусских. Еще требовали, чтобы родным языком указывали русский, если человек владеет несколькими. Например, если человек башкир и его родной язык башкирский, то «русский» надо было писать как родной, а «башкирский» в раздел «какими вы владеете иностранными языками». Что это, если не ассимиляция?

ВТТ: Существует несколько моделей взаимодействия этнически неоднородных обществ. Их можно разделить на две группы по методам и на две группы по целям. Методы – насильственные или ненасильственные, цели – сохранение или устранение различий. Насильственные методы: апартеид сохраняет различия, ассимиляция устраняет. Ненасильственные, соответственно, интеграция или мультикультурализм. Насильственные методы осуждаются международным законодательством, конвенциями о правах народов, правах человека, о беженцах, о противодействии расовой дискриминации и так далее. Никто не может быть записан кем-то другим в этническом плане. Это нарушение закона. Ассимиляция что в мягкой, что в жесткой форме – это тоже предосудительная политика. Человек может добровольно делать выбор на тему стоит ли ему менять свою этническую принадлежность, принудить его никто к этому не может. Это бесчеловечно.

ПН:А что можно считать правильным? Какая должна быть национальная политика?

ММ: государство должно позаботиться о том, чтобы в стране появилась единая гражданская нация, объединенная идеями демократии, свободы, равенства разных народов. Вот сейчас националисты запустили кампанию под лозунгом «Хватит кормить Кавказ». Это правильная идея, хотя я не поддерживаю националистов. Эти же люди украшают свои штабы картинами Гитлера, а вечерами колят из пивных бутылок «розочки» и режут ими гастарбатеров. Но сама идея правильная – люди, народы, регионы имеют право на равные дотации. Деньги не Аллах дает, деньги трудом достаются.

А разные нерусские народы пусть свои танцы, костюмы и песни финансируют из бюджетов своих НКА или республиканских бюджетов. Это культурная часть человеческой жизни, к национализму она отношения не имеет. Этническая нация – это культурное понятие.

ВТТ: Не соглашусь. От нашего государства больше пользы, когда оно не лезет со своими проектами классов, гражданских наций и исторических миссий, а дает народам самим возможность определить свою будущую судьбу. Слепили в 1991 году Российскую Федерацию. Где это федерация? Назначение губернаторов, 70% налоговых выплат в федеральный центр и отсутствие региональных силовых ведомств – это признаки как раз унитарного государства. С нацией точно также. Медведев говорит «эмет!» – и голем под названием «гражданская нация» появляется на телевидении, в прессе, в Интернете. Российские этнофанатики говорят «мет!» – и гражданская нация разваливается в прах.

Надо, прежде всего, прекратить заниматься социальным мистицизмом, создать сильные крепкие, способные сами себя обеспечивать регионы, которые будут сами себя кормить, а не дотации требовать. Еще надо установить сложные и прочные межрегиональные связи, без которых регион и отдельный народ быстро оскудеет и обнищает. Эти связи – между народами, регионами, городами – это и есть Россия, то, что делает нашу страну единой и сильной. Тогда только станет понятно почему сила – именно в единстве, а не паразитизме Москвы на регионах.

А что касается всяких национальных наименований – ну не хотят люди быть россиянами, ради Бога! Не хотите называться русскими – не надо! Называйтесь как хотите, создавайте свои народы! Россия – страна для всех народов! А кто переживает, что люди не считают себя именно русскими, пусть думают как сделать Русское привлекательным, новым, современным. Никогда не будут привлекательны те русские, кто ходит с бородой до пояса, в которой разводится разная живность, и которые требуют такой же русской бородатой власти в Кремль. ПН: Считаете ли вы, что все эти «национальные вопросы» – следствие экономической реальности? Социального неблагополучия? Виталий Дмитриевич упомянул поморов, Михаил Алексеевич, вы говорили о страхе политической элиты перед активностью меньшинств…

ВТТ: Поморская проблема – это проблема «кровавых алмазов». По аналогии с кровавыми алмазами Африки. Возможно в нашем случае человеческие жертвы и эксплуатация не имеют места, но зато коренные народы Архангельской области не признаются, их голос не учитывается, они не получают ни рубля с добычи алмазов на их земле. В результате хлипкие деревянные лачуги, проблемы с отоплением и транспортом, половина деревень вымерло.

Я не очень верю в правовые механизмы решения этого спора. Референдум никто не даст провести на эту тему. Надо действовать также как с теми кровавыми алмазами в Сьерра-Леоне: подключать мировую общественность и начинать кампанию по отказу от покупки кровавых алмазов из России.

Вот и весь национальный вопрос. Народ требует право собственноручно распоряжаться своими природными активами, и чтобы власти с корпорациями не лезли в их жизнь.

ММ: Активность меньшинств действительно является, прежде всего, экономической. Это и появление этнического бизнеса, который не брезгует нелегальными операциями, это и миграционный экономический демпинг. Коренное население это очень сильно оскорбляет.

Русские дезорганизованы, обманывают друг друга. Был недавно в узбекском кафе. Там готовят настоящую еду, а не полуфабрикаты размораживают. Цены очень гуманные, хотя ремонт хороший и место аренды не из дешевых. Да, цены ниже в 1,5-2 раза. Что это такое? Какая цена настоящая? Та, что русские выставляют в своем кафе или та, что здесь? Остается осадок, что русское – это что-то малопривлекательное, связанное с жульничеством и «обдираловкой». Национальный вопрос? Национальный. Что в основании? Экономика. Выгоняя такие узбекские кафе с помощью прутьев и «розочек», мы пытаемся убедить себя, что русские – это что-то более светлое и чистое. А это не так. Все равно чувствуется запашок.

Или вот еще одна тема для обсуждения. Что отстаивают на своих митингах бравые радикальные молодчики из правых организаций? Право русских работать на стройках вместо нелегалов. Теме строек, подметанию улиц и торговле на рынках посвящены разделы их форумов, группы «вКонтакте». Это очень важно понять. Сперва экономика, потом нация…

ПН: Радикальные молодчики? А как же умеренный национализм?

ММ: Если умеренный национализм – это национализм Путина и Медведева, то это тот национализм, который и нужен стране. Умеренный национализм это не бегать с дубиной за торговцем шаурмой. Умеренный национализм это когда Россия на первом месте. Как уже прозвучало – Россия для каждого.

В России есть умеренные националистические организации, с которыми можно сотрудничать. Они, правда, малочисленны и не представляют собой какой-то политической силы, но говорят правильные вещи: бороться с пьянством, вести здоровый образ жизни, помогать ближнему. Их сложно выявить, и некоторые из них оказываются просто клубами по интересам, но это именно та среда, откуда когда-нибудь вырастет здоровый умеренный национализм. Это же и среда для умеренных националистов в парламенте.

ВТТ: Умеренных националистов не бывает. Если собираются три националиста, то у одного уже были в прошлом какие-то мелко- и крупноуголовные эпизоды, а у второго где-то на теле есть татуировка Гитлера. Умеренный национализм это оксюморон. Судьба любого националистического движения – это быть признанным экстремистским сообществом, потому что они все к этому идут, все они рано или поздно начинают закрывать глаза на расизм и бредить погромами. Да и не национализм это. «Россия для русских» – это этнофанатизм, этнократия, никак не национализм.

ПН: Хорошо, тогда последний вопрос. Стоит ли нам ожидать событий наподобие погромов на Манежной площади? Или это был единичный эпизод, который больше не повториться?

ММ: Националисты находят все новые формы протеста. «Манежка» – одна из таких форм. Новая, потому массовая. Однако не только националисты учатся новым методам протеста, но и власти учатся новым формам предупреждения этого протеста. Косвенно это подтверждается и тем, что «вторая Манежка» была пресечена ОМОНом. Полиция хватала националистов еще на подступах к Манежной площади.

Еще один малоизвестный эпизод. Националисты после успеха на Манежной площади провозгласили «стратегию 11», ежемесячные «манежки» по всей России. В результате 11 января пришли десятки, а не тысячи. Причем некоторые были изрядно пьяны после гуляний с 8 января. Это единичный успех, который больше не повториться. Будут новые формы протеста, или как они говорят, сопротивления. Но они вряд ли будут значительно более массовыми, и уж точно не приведут к смене режима.

ВТТ: Все верно. Люди готовы выходить на улицу, когда у них появляются проблемы, вызывающие личные чувства. Убили друга-фаната – вот уже толпа выходит на улицы. А вот акция «Хватит кормить Кавказ». Вроде бы и раскрутили как могли, и в социальных сетях всех предупредили, и баннеры красовались везде, где только можно, и Костя Крылов дал интервью BBC, и вся блогосфера отгудела. А вышло всего ничего. В Петербурге это было 200 человек. Постояли, померзли.

Недовольные люди от национализма готовы требовать что-то у власти, но не готовы менять ее на «своих», тех самых «своих», кто застолбил за собой титулы «отцов русского национализма», «истинно русских». Потому что все понимают, что если зазывают на политические митинги, значит кто-то на этом зарабатывает. Зарабатывает за их счет. Поэтому «манежки» время от времени будут, их будут предупреждать, разгонять, кого-то штрафовать, но всех это будет устраивать. Все в рамках демократии. Все-таки не резиновыми пулями ОМОН стреляет и не слезоточивым газом травит, как в некоторых западных столицах. Вышли, получили удовольствия от «борьбы с системой», пошли отметили отменным пивом. Жизнь удалась

Источник:Информационно-правозащитный портал «Права народов»



 
   Связанные ссылки
· Больше про Мир коренных народов
· Новость от admin


Самая читаемая статья: Мир коренных народов:
Издана брошюра МОО «Информационно-Образовательная Сеть Коренных Народов «Льыоравэтльан»» на английском языке


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу



Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.01 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com