Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Поиск




 Выступление директора РЭИПЦ "Аргиш" Надежды Новик на конференции "Этносы Сибири"

Мир коренных народовДля сайта проекта NPIR основные вопросы доклада научно-практической конференции "Этносы Сибири -прошлое, настоящее, будущее", г. Красноярск, 11-13 ноября, 2004.
Слово аборигена: Надежда Новик, директор Этноинформационного правового центра "Аргиш", г. Красноярск
Нам нужны научные идеи и практический результат как итог Десятилетия коренных народов мира в нашем крае!

Проблемы развития коренных народов, как и у всех россиян: семья, экологическая опасность, занятость, низкий уровень образования, культуры и здравоохранения, кадровый недостаток и низкая оплата труда тех немногих специалистов, которые трудятся на благо своих народов…Кризис внешний, внутренний преследует коренные народы. В кетской столице Келлог Туруханского района огромного края-донора осталось 12 носителей языка, культуры и традиций от 60 до 75 лет, в п. Мадуйка - 1… На Крайнем Севере старейшины получают пенсию от 40 - до 60 долларов в месяц, зарплата трудоспособных - от 20 до 100 долларов. Большая часть кетов - безработные. Бальдин Иван Трофимович, кето 75 лет, охотник из В-Имбатска, в советское время "Гвардеец пушного промысла", "Ветеран труда" за годы последних реформ в России пережил своих четверых сыновей: они погибли от алкоголя. Дети до сих пор не говорят на родном языке, потому что воспитываются в среде ложного стыда, стеснения за свое происхождение, доставшееся им от родителей. Девять первоклассников в Келлоге свой первый учебный год начали в этом году без учебного набора... Принимать особые меры по отношению к этой категории населения жизненно необходимо. Об этом неоднократно и на всех уровнях выступает Глава Туруханского района С.Г. Юрченко. Без понимания проблемы только районной администрации аборигенный вопрос не решить. Положение старейшин могла бы исправить озвученная информация в докладе Уполномоченного по правам человека в крае за год, локальные программы поддержки. Сразу оговариваюсь: речь идет в основном о детях, старейшинах и работе для трудоспособного населения из коренных народов края.

Появлению стабильной, подвигающей к действиям, информации на эту тему могла бы содействовать и краевая Ассоциация КМНС, другие общественные организации коренных народов. Со- участие, Со- действие, Со- чувствие, соблюдение конституционных гарантий прав человека, их защита, прав коренных народов края могут и должны демонстрировать прежде всего настоящие лидеры коренных народов.

Первое предложение для подведения итогов конференции: в рамках Десятилетия коренных народов мира реализовать совместный информационный проект на региональном ТВ о коренных народах трех объединяющихся территорий "Нам жить и работать на Севере", "Мы - дети Енисея" и т.д.

Письменность у кетов появилась недавно не без участия кетолога Г.К. Вернера. Его новая книга о кетах выходит в 2004 г., но на немецком языке: "Прочитав эту книгу, каждый убедится в том, что кеты - это индейцы Сибири, сохранившееся как великое Чудо до настоящих дней. И было бы грустно, если бы мы, современники, ничего не предприняли, чтобы спасти кетский язык, а вместе с ним и кетов - индейцев Сибири". Обязано появиться совместное предложение ученых и представителей народа: издать ее на русском языке непременно в нашем крае и как можно быстрее, чтобы она могла стать достоянием Красноярского края, быть доступной всем, кому небезынтересна история кетов - одного из аборигенных народов Сибири. На издание книги нужны средства. Прошу считать это моим обращением к потенциальным спонсорам. В детских учреждениях, библиотеках кетских поселений почти нет книг о собственном народе. Хотя исследований было достаточно. Сказки Романа Николаева "Девушка и месяц" последний раз были изданы в Красноярске в 1982 г. В 1999 г. при поддержке педуниверситета (ректор Н.И. Дроздов) была издана эпическая поэма "Песнь о моем брате" Г.К. Вернера и исследования В.П. Кривоногова. И это все, что известно кетам о деятельности ученых, которые бывают довольно частыми гостями в их поселках. Им нужна сегодня Ваша поддержка, господа!

Второе: срочное сохранение общими усилиями власти, бизнеса в лице "Роснефть", некоммерческими организациями КН края кетского языка как достояния региона должно стать одним из важнейших пунктов решения "Конференции "Этносы Сибири" с акцентом на сегодняшний день.

Серьезной проблемой наших северных народов в современной ситуации стали кадры или их отсутствие. Кадров из числа коренных народов, адаптированных к современным рыночным условиям в экономике, социальной сфере, нет. Приезжие специалисты, как бы они хороши ни были, ощущают себя временными жителями северных поселков. Подготовка кадров из числа коренных народов отброшена более чем на 30 лет назад. В вузы г. Красноярск почти не обучаются студенты из коренных народов Туруханского района: с ними много вопросов, на которые не всегда возможно ответить. Можем только сочувствовать и той, и другой стороне: качество знаний детей из национальных поселений не позволяет им поступать в учебные заведения не только высшие. Как преодолеть это препятствие?

Мы предлагаем решить эту проблему таким образом: к позитивным усилиям администрация района (глава С.Г. Юрченко) привлечь внимание Губернатора края А. Г. Хлопонина, председателя Законодательного Собрания края А.В. Усса, руководства компании "Роснефть": НК ведет разработку Ванкорского нефтяного месторождения в местах поселения одного из пока оленных коренных народов Туруханского района - 163 эвенков п. Совречки с учетом того, что "Роснефть" - государственная НК, имеющая гораздо больше социальных обязательств, чем частная. Возможно, совместная программа сотрудничества, договор, соглашение по вопросу подготовки кадров из КН позволит привести ситуацию в более стабильное положение. На нашей конференции мы обращаемся за поддержкой к Вам, уважаемые представители региональной власти и бизнеса, претворяя девиз Десятилетия "Партнерство в действие!" в жизнь "Кузницы" высоко профессиональных кадров, лидеров из числа аборигенных народов в крае не будет, пока не будет реализована законная возможность их представительства во власти края. Декоративным президентом, руководителем общины может стать кто угодно: за последние годы в России появилась неплохая школа "строгания" неярких деятелей, которые усаживаются в высокие кресла. Чтобы преодолеть своими силами приобретенный кризис, нам нужны лидеры, пережившие все вместе со своими народами и оставшиеся верными им. Нам не выжить, если не будет ведущих с качествами: острым умом, политической интуицией и волей, популярностью и умением нравиться людям, организаторским талантом, готовностью брать ответственность на себя, с яркой и реальной программой развития, отвечающей интересам своих сородичей со всем современным набором практическое руководства вверенными организациями: знанием стратегии социального, культурного, экономического развития, умения и навыки современных методов планирования, инструментов маркетинга, кадрового, проектного, финансового менеджмента, политического диагноза, анализа ситуации и т.д. Лидер - это инициатор обновлений, генератор оптимизма и социальной энергии, объединяющей коренные народы. Это гарант справедливости, законности, порядка, устойчивости, социального арбитража и патронажа. Кому сегодня в крае из представителей коренных народов по силам такая ноша? Но их надо выращивать, терпеливо, настойчиво вооружая практическим опытом работы. Это и называется поддержкой коренных народов, ориентированной на развитие. Тогда известный ученый, политик, руководитель Ассамблеи народов России, умнейший человек нашего времени Р.Абдулатипов может быть неправым, когда говорил о будущем российских этносов: "…этнические сообщества поставлены в социально-экономическом отношении на грань вымирания, в демографическом - на грань депопуляции и вырождения, а в политическом - отчуждения от власти".

Не хочу в это верить. Пусть это будут преобразованные на современный лад, но сохранившие духовные ценности своих предков, коренные народы. Поэтому для выживания сородичей и реализовывается образовательная программа по правам человека, правам коренных народов по проекту, который не получил ни одной копейки на региональном уровне. Хотя мы неоднократно в течение 2004 г. обращались за необходимой нам финансовой поддержкой. Ни одного нашего предложения в краевой программе на этот год не появилось. По действующей же программе есть вопросы. Особенно в части ответственности за ее реализацию, соответствии целей и задач мероприятиям.

Отсюда предложения: приступить к практической реализации краевого закона о гарантиях прав коренных народах, в частности ст. 24 об их представительстве в Совете администрации края. Он у нас один о коренных народах. И мы хотим, чтобы он заработал полнокровно и стабильно.

Бывает стыдно за родной край, богатый человеческими и природными ресурсами, когда встает в полный рост проблема принятия тех же мер в отношении коренных народов Севера, что и век назад (стиль и орфография сохранены по тексту): "…укажу на те меры, которые могли бы содействовать увеличению благосостояния инородцев и их культурному подъему. Меры эти в общем следующия: упорядочить производство рыбных и звериных промыслов, для чего необходимо разграничить рыболовные угодья между инородцами и местными крестьянами и запретить хищнические приемы лова как рыбы, так и зверя, из которых в последнем случае служат добыча песцов и лисиц в молодом возрасте, бой зверя во время теления и лов птиц во время линки загородками и сетями. Организовать хорошо поставленные и оборудованные склады предметов первой необходимости. Открыть учреждения мелкого кредита. Облегчить инородцам сбыт продуктов своих промыслов, для чего учредить ярмарки и организовать посредничество по продаже продуктов промыслов помимо местных скупщиков. Устроить показательныя рыболовные хозяйства, а также показательную мастерскую для выделки замши из оленьих шкур (для кетов и селькупов в этом веке это уже поздно - они потеряли оленеводство, в этом веке они близки к потере всего опыта традиционных знаний, накопленных за предыдущие века). Упорядочить и развить оленеводство. Поставить на должную высоту медицинскую помощь, а также надзор за тайным ввозом спиртных напитков в Туруханский край. Облегчить бремя от платежа податей и несения подводной повинности, учредить школы грамотности и пересмотреть законы об инородцах, которые совсем не отвечают требованиям жизни севернаго инородца. А чтобы этим законам не суждено было существовать лишь на бумаге, необходимо, чтобы они имели тесную связь с жинью, дабы в случае трудной минуты или столкновения интересов разных лиц, закон, благодаря своей логической стройности и отсутствия противоречий, всегда мог указать справедливый и верный из них выход. На все эти меры уже не раз указывали различные исследователи Сибирского севера, но, к сожалению, все эти перечисленные меры, могущих содействовать улучшению благосостояния инородцев и их культурному развитию, в большинстве случаев остаются перечисленными на бумаге. Между тем пора уже переходить и к делу, так как, если до настоящего времени инородцы, ценою огромных усилий, кое-как справляются еще с теми требованиями, которые ставит им их жизнь, то нельзя думать, что это может продолжаться еще долго, ибо доступныя в настоящее время инородцам естественные богатства Туруханского края истощаются, а меры, которые могли бы дать инородцу возможности перейти к иным методам хозяйства, не принимается никаких" (Управление Земледелия и Государственных Имуществ Енисейской губернии. Материалы по исследованию р. Енисея в рыбопромысловом отношении. Выпуск IX. Инородцы Туруханского края, выходящие на берега р. Енисея в районе с. Дудинка - ст. Осиновый, и их рыбные и другие промыслы. В.Л. Исаченко, 1915, стр. 61-62).

Таких рекомендаций ученых много, но власть их не видит и не слышит. Возможно, они непригодны в современности, но содержат определенные подсказки, полезные в сегодняшней законотворческой и иной государственной деятельности. В этом плане может быть поучителен уникальный Устав об управлении инородцами 1822 г., впервые в мировой практике зафиксировавший статус аборигенов с ориентировкой на защиту их образа жизни с охватом наиболее важных сторон их жизнедеятельности. Предоставляемые им права подкреплялись соответствующими обязанностями тех, от кого зависело их реализация.

Стажеры, участники центра "Аргиш" убеждены, что проблемы безопасности жизни человека зависят от того, какие ресурсы вкладывает государство на выполнение обязательства содействовать "повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития" (из Устава ООН), и какое участие принимаем в этом процессе мы с вами. Один из стажеров нашего проекта обращается по этому поводу к народам: "Не нужно говорить много о том состоянии, в котором находится сегодня наш российский народ. Масса проблем, которые требуют конкретных действий с чьей-либо стороны. Мы все об этом прекрасно знаем, и каждый по-своему хочет что-то изменить в лучшую сторону. Есть желание и это очень хорошо. Но прежде чем что-либо предпринять, нужно хорошо подумать над тем, хватит ли сил. Путь, который мы выбираем, не из тех, с которого можно сойти. Встав на ноги, нужно идти до конца. Необходимо осознавать, какой выбор был сделан. Можно подумать, что это слишком серьезное заявление, но сложившаяся ситуация требует именно такого подхода. У нас есть еще шанс встать в полный рост, потому что есть дух, бесценная духовность. Нам надо знать, как правильно это использовать. И если вы не изменили своего решения, остается помнить, что требовать чего-либо нужно, прежде всего, от себя. Это правило, которое должно стать самым главным в жизни. Довести это до сознания другого человека - правило второе. Взявшись за руки, встав плечом к плечу, мы осилим самую непосильную ношу. Вот истина, которая должна стать нашим девизом. Один в поле не воин. Кто-то скажет, что нас слишком мало, но это не факт, что у нас ничего не получится. Не забывайте: "Велико стадо - но овцы, мала стая - но волки". Не надо отчаиваться, забиваться в угол от страха и бедности: мы просто аргишим (переходим) на другой уровень развития. За век мы прошли их уже несколько. Справимся и с этим переходным, смутным периодом в нашей истории, так как с нами всегда наши добрые духи:
Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку - каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы,
Шпагу для дуэли, меч для битвы каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе щит и латы, посох и заплаты каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже, как умею.
Ни к кому претензий не имею: каждый выбирает для себя. (Ю.Левитанский)

В России только официально зарегистрированных 5 млн. беспризорных детей. Что нас всех, большие и малые народы, ждет в будущем? Пока не будет устроена их судьба, будущего у России нет. Прочный мир, безопасность и устойчивое развитие возможны лишь в том случае, когда будет обеспечено экономическое и социальное благосостояние граждан, в числе которых займут достойное место аборигенные народы. Это зависит от усилий прежде всего Человека, не потерявшего своего достоинства! Это зависит от достойного государства!




 
   Связанные ссылки
· Больше про Мир коренных народов
· Новость от admin


Самая читаемая статья: Мир коренных народов:
Издана брошюра МОО «Информационно-Образовательная Сеть Коренных Народов «Льыоравэтльан»» на английском языке


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу



Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.02 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com