Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Поиск




 Состоялись нулевые чтения законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон"Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов"

Новости

21 ноября 2016г в Общественной Палате РФ состоялись нулевые чтения законопроекта № 1184180-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Среди участников – члены Общественной Палаты РФ, региональных парламентов, общественных объединений коренных малочисленных народов. От МОО «Льыоравэтльан» принимала участие Куценко Гульвайра Куденовна, член Совета при Президенте России по межнациональным отношениям.

Необходимо отметить, что практически единодушно всеми участниками слушаний была дана отрицательная оценка представленному проекту закона. Какие доводы приводились со стороны коренных малочисленных народов, разъясняет Гульвайра Куденовна.

Куценко Г.К.: Проектом федерального закона предлагается внести 2 изменения:
первое – запретить представителям коренных малочисленных народов быть членами/учредителями в 2 и более общинах;
второе – представители других этнических общностей по решению общего собрания общины коренных малочисленных народов могут приниматься в ее члены.

Начну со второго изменения. Здесь я хотела бы отметить, что данная норма уже содержится в действующей редакции закона (пункт 4 статьи 8) и успешно реализуется на практике во многих регионах. В новом законопроекте она переносится из статьи 8 в статью 11, но не полностью! Из нее изымается очень важное условие – то, что представители других этнических общностей должны проживать на одной территории с коренными малочисленными народами и вести традиционный образ жизни. Таким образом, вместо уточнения нормы (как указано в пояснительной записке), мы получаем ее размывание.

Относительно запрета на членство в 2 и более общинах.
Федеральным законом «О некоммерческих организациях» предусмотрено создание множества форм некоммерческих организаций (партнерства, фонды, учреждения, союзы, общественные организации, общины коренных малочисленных народов и др.). Ни одна из существующих форм не предусматривает ограничение на одновременное членство в нескольких НКО одной и той же формы. Попытка ввести данное ограничение для общин коренных малочисленных народов, может быть истолкована как ограничение их прав и свобод. Статьей 15 федерального закона «О некоммерческих организациях» определен круг лиц, которые не могут быть учредителями НКО, среди них - иностранные граждане или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации, лица, занимающиеся легализацией (отмыванием) средств, полученных преступным путем, общественные или религиозные организации, деятельность которых приостановлена в связи с экстремистской деятельностью и др. «Соседство» в данном списке представителей коренных малочисленных народов, которые являются учредителями хотя бы в одной общине, как минимум, не справедливо.

В пояснительной записке к законопроекту приводится пример со сложившейся ситуацией вокруг предоставления квот добычи водных биоресурсов. Предполагаем, что имеется в виду прежде всего ситуация с общинами на Камчатке и, отчасти, на Сахалине. На этом, пожалуй, перечень субъектов исчерпывается. А ведь коренные малочисленные народы Севера проживают в не в двух, а в 28 субъектах Российской Федерации. И их деятельность не сводится исключительно к добыче водных биоресурсов. В Перечень традиционных видов хозяйствования КМНС включены и оленеводство, и овцеводство, и бортничество, земледелие, промысловая охота, сбор лекарственных растений, строительство национальных жилищ, художественные и народные промыслы. Почему представитель коренного малочисленного народа должен делать выбор – быть членом общины, которая занимается оленеводством, или членом общины, занимающуюся художественными промыслами? Членом только семейно-родовой общины, или только территориально-соседской? И почему нельзя быть членом обеих общин, если речь идет о сохранении их самобытного уклада.

Нас также беспокоит тот факт, что данный законопроект не облегчает положение общинников, а ложится дополнительным финансовым и организационным обременением. Представьте, большая часть руководителей общин проживает в удаленных северных территориях. Регистрационные действия возможны только в региональных/районных центрах. Руководителям общин необходимо за счет собственных средств провести собрания членов общин (для внесения изменений в Устав), подготовить необходимые документы, заплатить государственную пошлину, нотариальные сборы за заверение документов, оплатить почтовые расходы.

Мы с пониманием относимся к инициативе ФАДН упорядочить процесс создания и функционирования общин коренных малочисленных народов. Но предлагаемая мера может быть эффективна только в краткосрочной перспективе, т.е. спустя 1,5 года после его принятия, те общины, которые созданы одним и тем же кругом физических лиц, должны будут самоликвидироваться, либо будут ликвидированы по суду. В среднесрочной перспективе ничто не мешает этим же лицам создать такое же (если не большее) количество общин, вписывая в учредители родственников, проживающих в городах и далеких от традиционного образа жизни. А поскольку представителей коренных малочисленных народов, не проживающих постоянно в местах традиционного проживания и соответственно, не осуществляющих традиционные виды хозяйственной деятельности больше чем тех, кто ведет традиционный образ жизни, то вместо сокращения общин, можно ожидать их рост. К сожалению, представленный законопроект не снимает проблему в принципе, а только отодвигает ее решение на неопределенное время.

Мы признаем, что проблема есть, и что она носит комплексный характер. Для ее решения необходим системный, более детализированный подход. Вместо попытки механического сокращения общин предлагаем сформировать реестры хозяйствующих субъектов, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность в местах традиционного проживания коренных народов. Такие реестры могут формироваться органами местного самоуправления, которые хорошо знакомы с ситуацией на местах, по согласованию с общинами и общественными объединениями коренных малочисленных народов. На основании членства в указанных реестрах могут предоставляться соответствующие преференции. Данная практика уже применяется в некоторых регионах и может служить примером для создания возможных моделей государственной поддержки.

Возможен и другой вариант - законодательно закрепить статус «лиц, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность в местах проживания коренных малочисленных народов». Причем, данный статус не должен иметь этнический характер. Следующим шагом могло бы стать создание реестров лиц и общин коренных малочисленных народов, которые ведут традиционный образ жизни и претендуют на получение преференций со стороны государства. И только после этого целесообразно вводить ограничение на одновременное членство в нескольких общинах.

Пресс-центр МОО «Льыоравэтльан»




 
   Связанные ссылки
· Больше про Новости
· Новость от admin


Самая читаемая статья: Новости:
Издано правовое пособие «Право коренных народов на землю и природные ресурсы»


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу



Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.01 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com