Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Поиск




 Духовное наследие.

Мир коренных народовПо материалам директора Краеведческого музея Туруханского района Сергиенко Татьяны Юрьевны, которой за один год удалось открыть музей на самой северной территории Красноярского края практически без финансирования.

Рукопись Кострова К.Н. "Училище для инородческих детей при Туруханском Троицком монастыре"

В 2004 году, во время работы в Отделе письменных источников Государственного исторического музея, с целью обнаружить какую либо информацию о прошлом Туруханского края, мне довелось познакомиться с фондом 443, в котором насчитывалось 55 единиц хранения из 138 листов. Причем большая их часть - 133, определена как принадлежавшая Кострову К.Н. и обозначена - "Черновые рукописи работы о народах Сибири". Далее были перечислены следующие названия:

1. Кучум и Ермак;

2. Юридический быт алтайских инородцев;

3. Предания Томских инородцев;

4. Училище для инородцев…;

5. Вас-юганские остяки;

6. Испытание тугуном или кровью;

7. Юридический быт барабинских татар;

8. О катайских песнях 19 века.

Просматривая материалы я выяснила, что на с.71-78 содержится написанная тонким простым карандашом на плотных листах бумаги работа означенная как "Училище для инородческих детей при Туруханском Троицком монастыре". Последний до сих пор является достопримечательностью Туруханского района. Этот самый северный мужской монастырь был основан в 1660 году иеромонахом Тихоном по указу царя Алексея Михайловича, а в 1670 году в него были перевезены из Мангазеи останки первого сибирского святого - Василия Мангазейского. По сей день паломники приезжают поклониться его мощам.

Монастырь с конца семнадцатого века играл важную роль в экономическом освоении Енисейского севера и христианизации местного населения. С 1778 по 1806 год возводилась каменная церковь Троицы с приделом Благовещения, относящаяся к числу уникальных памятников сибирского зодчества и охраняемая государством. Именно в о время завершения ее строительства и развивались события описанные К.Н. Костровым. Текст его рукописи, проливающей свет на еще одну страницу истории православия Туруханского севера, будет приведен полностью. Места неясно читаемых слов выделены курсивом, а непонятое слово - пробелами и многоточием. Стиль и пунктуация - авторские. Итак…

"Архивное дело Томского приказа общественного призрения 1805 г. №43.

11 августа 1805 г. за №1349 Томский губернатор Хвостов представил Министру внутренних дел донесение следующего содержания.

"В бытность мою ныне в Туруханске имел я случай сделать посильное краю сему добро, в память искреннего усердия моего к его благу. Нашед в сем городе у разных людей пять мальчиков из тунгусов и остяков отданных на воскормление безвозвратно от бедных родителей, считавших себе отягощением пропитывать несчастных младенцев сих, по случившимся худым промыслом зверя и рыбы, отличить и взять их в содержание. Сообразив бедное состояние и самих воспитателей и не предвидя, кроме улучшения, иной цели в участии сих печальных детей, не трудно было мне убедить их, чтобы сии мне их поручили. Я прибегнув с просьбой к Игумену Троицкого Туруханского монастыря, в 35 верстах от города при устье р. Тунгуски лежащего, прося его Преподобие, чтобы он согласился на следующие мои предложения: взять в монастырь для поддержания пищею, одеждою и обувью сих пять мальчиков, с тем чтобы их обучить читать, писать и начальным правилам закона.

Сей, по истине достойный звания своего игумен на сие согласился.

Тем паче, когда получит он к сему и архипастырское начальническое ему подтверждение, о чем и просил я его Преосвященство архиепископа Тобольского и Сибирского. На содержание сих мальчиков дано от меня 200 рублей, с тем, что обязался я ежегодно начальству сей обители взносить каждогодно к 12 марта таковую сумму по смерть мою, предоставляя попечению его содержать безпрерывно пять сирот из ясачных края сего народов; при этом просил, чтоб по довольном научении всех или приготовя их к иночеству, относить уведомлением в Томский Приказ Общественного призрения.

Я осмеливаюсь всепокорнейше испрашивать Высочайшего повеления, чтоб Томскому приказу Общественного призрения постановлено было обязаностию о устроении участия прочной силою воспитанникам, губернаторскому уездному начальству, чтоб по отнесению подобных несчастных сирот из ясачных Туруханского края, к дополнению впредь вакансий, делало оно ………… распоряжения".

Вследствии такого ходатайства Хвостова, он получил 13 декабря 1805 г. следующий именной Высочайший указ от 30 октября:

"Господину действительному статскому советнику, томскому гражданскому губернатору Хвостову. Из представления Вашего к Министру Внутренних дел с удовольствием я видя похвальный Ваш поступок в призрении детей из Тунгусов и остяков, оставленных в городе Туруханске. Человеколюбие одно из существеннейших свойств Вашего звания. Мне приятно видеть отзвуки его во всех состояниях, но наипаче в начальниках края. Прочих его на получении ко добру побуждений.

Я одобряю предположения Ваши, чтобы дополнительно устроенной участи детей, благотворительнейшим распоряжением Вашим в монастыре воспитывать состояло на попечении и точной обязанности Приказа общественного призрения и чтобы губернское начальство избирало и наполняло число воспитанников, Вами определенное из ясашных народов Туруханского края. Александр Местечко Пулава 30 октября 1805"

Таким образом, в 1805 г. при Туруханском Троицком монастыре было открыто первое училище для распространение грамотности между инородцами. Кроме того архиепископ Тобольский и Сибирский Антоний, пользующийся случаем, поручил Игумену Иеофилакту стараться завести при монастыре небольшое духовное училище для детей священно-церковнослужащих, подобно тому, как подобные училища существовали при монастырях Томском, Енисейском, Березовском и Кондинском. Но игумен донес, что в Туруханском крае находится только четверо детей, из которых двое учатся дома, а двое по малолетству еще ни как не обучаются. По этому всей компании училище ограничивается только пятью мальчиками из инородцев.

Ученики помещались в двух кельях вместе с братией. Для учения были отведены особые покои. На пищу и сие употреблялось 100 р. в год, на одежду 90 р., учителю платилось 10 р. Учебные пособия доставлял монастырь и частные благотворители.

Учителем был сперва священник Ковригин. А потом отставной солдат Крашенинников, который вместе с тем был письмоводителем при монастыре. Ученикам преподавалось чтение и письмо: "А хотя, - писал игумен в июне 1808 г. Томскому Приказу Общественного призрения, - и обязан был преподавать ученикам русскую грамматику, но в монастыре такого сведущего учителя не имеется". Читали главным образом, по Псалтыри.

Мальчики отданные в училище Туруханским Городничим и Земским Судом, которым от Томского Губернского правительства даны были особые предписания, были дети тунгусов и остяков возрастом от 10 до 15 лет все круглые сироты. В числе их в первое время существования училища находится два мальчика - "тунгуса княжеской породы", как игумен уведомил приказ общественного призрения.

В 1807 г. Игумен Иеофилакт прислал в распоряжение Приказа первого мальчика из тунгусов, достойно обучившегося чтению и письму. По распоряжению Приказа, он отдан был для окончательного обучения в Томское народное училище, а в 1809 г. Губернское правительство признало за лучшее обучить его оспопрививанию и фельдшерскому искусству; при чем оно имело в виду и ту правду, "что тунгусы заражаются свирепствующею между ними жестокую оспою, но по непросвещению своему, по встрече себя уездным врачом избегают их, скрывают одежду и др. его, и тако заражаясь еще больше гибнут и все уверения о пользе через врачевание остаются всегда не услышаны, от одноясашника же своего, естественно не будут убегать, а он, видеть на ответь пользу и сделал навык к лучшему обращению и сродственик их нравом с мыслями, убедит их предаться врачеванию, и наконец практикою своею будет полезен и им и начальству; сверх того ожидать еще можно склонить отдавать детей для такого же обучения".

В 1808 г. прислано было в Приказ еще три мальчика, которые все отписаны для окончательного обучения чтению и письму в народное училище.

В 1810 г. прибыло еще два. Один из них оказался совершенною заикою и, по неспособности к дальнейшему обучению, возвращен обратно в Туруханск, а другой препровожден в народное училище, а потом во Врачебную управу для обучения оспопрививкам. Мальчики, поступившие в народное училище, а равно для обучения оспопрививанию и фельдшерскому искусству, содержались за счет Приказа. Годовая сумма расхода на одежду и обувь каждого простиралась до 28 рублей, на пищу и квартиру отпускалось каждому по 2 рубля 50 копеек в месяц.

В 1809 году губернатор Хвостов оставил службу в Сибири и уехал в Россию. Но следовавшие от него деньги по 200 рублей в год за содержание и обучение при Троицком монастыре сирот из инородцев он высылал исправно до 1813 года.

После игумена Феофилакта, в означенном монастыре были игуменами Уювеналий и Тихон.

В сентябре 1812 г. Тихон сообщил Приказу, что проходит другой год, как воспитывающиеся в монастыре мальчики-инородцы остаются без всякого призрения, по причине неимения способного к обучению их учителя; из числа находящейся в монастыре братии ни кто не может детьми заняться "по слабости ея", а как в городе Туруханске городничий Саранчов завел училище и обучает в сем грамоте до 20 мальчиков, то Игумен просил Приказ общественного призрения, не благоугодно ли ему будет находившихся в монастыре мальчиков взять из его ведома и отдать под присмотр городничего, "дабы в его оные мальчики, будучи без призрения и ведя распутную жизнь, не подпали таковому игу, как из числа их Макар Вахрушев, которого отличало немаловажное воровство и содержание третий месяц в остроге; я же - , заканчивает игумен свое отношение в Приказ, - надсмотре за ними иметь во все не в силах по слабости здоровья моего". С таковым ходатайством игумен Тихон вышел в Тобольскую Духовную консисторию.

Помянутый выше мальчик Макар Вахрушев украл из монастырской кладовой 400 рублей, и умер, содержась в остроге.
В мае месяце 1813 года игумен писал в Приказ, что он находящихся в монастыре 3 мальчиков сдаст ……… для отправления в Томск, "а на место их других брати и обучати не намерен, ибо", говорит игумен, "я весьма устарел, за ними хождения иметь не могу, а братия весьма стары, да и пьяницы и меня гнусно ругают и бьют, о чем мною неоднократно было предъявлено Его Высокопреосвященству, но от него не могу дождаться повеления, та братия не берется учить, мала де плата за учение, да и на содержание их положенной суммы не достать, потому что цена на съестные припасы очень дорога, ржаная мука не менее, как по 1 рублю 50 копеек за пуд, присылается же денег всего 200 рублей".

Между тем, в том же мае месяце 1813 года, Тобольская Духовная консистория, в силу свидетельства Игумена Тихона, отписала в Томское Губернское Правительство и просила его взять в свое распоряжение находившихся в Туруханском монастыре мальчиков. Однако же они оставались там до марта месяца 1814 года, когда игумен отправил их в числе четверых к городничему Саранчову. Саранчов в ноябре 1815 года троих мальчиков представил в Приказ, а о четвертом донес, что он, будучи одержим сильною золотухою, не может продолжить учения, а потому отдан на попечение дальних родственников.
Из числа этих инородцев воспитанников Хвостова, один отправлен был Приказом общественного призрения во Врачебную управу для обучения оспопрививанию и фельдшерскому искусству, другие два, для окончательного обучения в Томское народное училище. Но там они скоро умерли. Около 1814 года умер и сам Хвостов, а с тем окончена всякая переписка об училище для инородцев при Туруханском Троицком монастыре".
Заканчивается история училища, завершена рукопись К.Н. Кострова. Остается вопрос кем был автор, кто он?




 
   Связанные ссылки
· Больше про Мир коренных народов
· Новость от admin


Самая читаемая статья: Мир коренных народов:
Издана брошюра МОО «Информационно-Образовательная Сеть Коренных Народов «Льыоравэтльан»» на английском языке


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу



Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.01 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com