Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Поиск




 Самый знаменитый вепс в мире.

Мир коренных народовЖителям Карелии не надо объяснять, кто такие вепсы. А вот остальным россиянам и "разным прочим шведам" это немногочисленное финно-угорское племя не очень-то известно. Но те, кто хоть раз слышали о вепсах, наверняка могут назвать имя самого знаменитого представителя этого древнего племени. Наш современник, житель села Шелтозеро Рюрик ЛОНИН с некоторых пор стал самым известным карельским вепсом в мире. Точнее даже сказать, что он представляет все мировое сообщество этого народа, так как за пределами нашей республики в разных странах существуют несколько вепсских этнических сообществ.

Среди них много действительно высоко ученых людей. Исследователей языка, фольклора, вообще истории и культуры своих предков. А вот организовать самый настоящий музей, посвященный самобытной жизни своего народа, удалось человеку с семилетним образованием, слесарю-инструментальщику по профессии.

Почему такое стало возможным? Наверное, все дело тут в личности, в характере конкретного человека. И еще - в благоприятном стечении обстоятельств. Такого знатока вепсской культуры и не менее ревностного подвижника, как бывший директор Краеведческого музея Степан Макарьев, в сталинские времена просто обвинили в национализме и расстреляли в 1937 г.

Заниматься краеведением и утверждать, что до октября 1917 г. существовала развитая культура и полнокровная интересная, богатая традициями жизнь, как видите, было смертельно опасно. Иное дело шестидесятые годы. Но и тогда приходилось преодолевать укоренившийся страх, въевшееся в души нежелание "высовываться", стремление "быть как все" в любой сфере бытия.

Фабзаяц с княжеским именем.

Началась эта история удивительно просто. В послевоенном Петрозаводске поселился новый временный житель - маленький подросток, которого государство обрядило в ремесленную форму, дало общежитие и стало обучать специальности слесаря-инструментальщика. Уроженец Шелтозерскoro района Юра (в детстве он стеснялся своего княжеского имени Рюрик) Лонин голодал, но учился на совесть. Поэтому через два года ему был присвоен высокий четвертый разряд и обеспечено почетное распределение на самый большой и престижный завод - Онежский машиностроительный. Профессия ему нравилась, и четыре года, положенные по закону каждому фэзэушнику ( в обиходе их еще именовали фабзайцами), он отработал, что называется, от звонка до звонка. После службы в армии снова вернулся в Петрозаводск и пришел на завод. Но там прежнее производство уже сворачивалось - Онегзавод готовился выпускать трелевочные тракторы. Рюрик не захотел менять специальность, а через некоторое время вдруг собрался и уехал в Шелтозеро, в совхозные ремонтно-механические мастерские. Это легко сказать - переехал. А вот что за этим решением стояло? Почему рабочий высокой квалификации, живущий обычной жизнью и потому по-пролетарски "в меру выпивающий", как заметила о нем режиссер фильма Алла Сурикова, затосковал по своей малой родине? Ему, коренному вепсу, вдруг стало обидно, что соотечественники, переехав в город, уже не говорят по-вепсски, забывают культуру своих предков и едва ли не стесняются называть себя вепсами! Разве их язык беден и немелодичен, разве услышанные от бабушек сказки и песни не прекрасны? А древние хоромные строения по береry Онего, родные просторы наконец! Разве можно их забыть? И однажды слесарь в минуту вдохновения пишет стих. На своем языке он пытается выразить красоты родины, ее полей, лесов и озер. Но в республиканской газете творение не стали переводить и посоветовали отнести в Институт языка и литературы.

Там профессор-фольклорист Виктор Евсеев, разглядев в молодом рабочем неподдельный интерес к своей науке, посоветовал: "Займитесь-ка собиранием национального фольклора среди петрозаводчан-соплеменников. У нас его очень мало. Мы вам и документ соответствующий выдадим… ." Многие охотно делились с молодым исследователем заветными сказками, песнями и легендами. Но некоторые недоумевали: зачем рабочему парню бабушкины байки? О семье надо думать молодому человеку, о приличном заработке... Право слово, этот Лонин какой-то опасный чудак. За такого свою дочку мы бы не отдали!

Счастье Рюрика, что его избранница землячка Анна сначала снисходительно отнеслась к его увлечению, а потом незаметно стала союзницей Лонина и одобрила его решение о переезде в Шелтозеро.

Слесарь, основавший национальный музей.

Работа в совхозных мастерских ему нравилась, но все же душа больше тянулась к истории культуры своего народа. В 1963 г. он даже отпуск потратил на собирание фольклора ленинградских вепсов. И однажды простая мысль о6ожгла его: "Разве мой народ не заслуживает хотя бы небольшого музея, где молодежь получит представление о культуре и быте своих предков?" Памятников материальной культуры в районе вполне достаточно, надо только собрать их и организовать экспозицию. Обратившись по местному радио к землякам, он принялся за дело. Сразу же удалось получить несколько довольно габаритных предметов. Первый будущий экспонат - старинную наковальню - он раскопал в подвале собственного только что купленного дома. А где хранить ткацкий стан и различную домашнюю yтвapь, которую дарили односельчане? Сарай и чердак скоро были зaгpoмождены, а экспонаты все прибывали и прибывали. Их было уже более трех сотен.

Однажды тесть, понаблюдав над попытками Рюрика втиснуть в сарай очередной дар, по-доброму предложил: "Давай я выхлопочу грузовик, помогу погрузить туда это "богатство" вывезем подальше в поле и сожжем!" Вежливо отказавшись от столь "заманчивого" предложения, Рюрик Петрович для себя решил, что самая пора хлопотать у сельсовета помещение для музея. Только в 1967 г. oткyдa позвонили: есть для тебя помещение. Рюрик Петрович тогда поправил председателя: "Не для меня, жилье я и так имею. Музей - для всего народа!" . Сам заказал и готовил стенды, сам создавал интерьер старинной вепсской избы, экспозиции по истории совхоза, местной промышленности, военной истории... Райсоветовская комиссия с непременным участием пенсионера, старого коммуниста, дала "добро". 28 октября 1967 г. две комнатки в местной библиотеке приняли первых посетителей.

И здесь Лонин не ошибся в расчетах. Ведь музеем он заведует на общественных началах. Основное его повседневное место работы - РММ. Поэтому музей будет открыт... утром, с 7 до 8 часов. Дело в том, что как раз в эти часы в доме напротив шла торговля молоком. Поэтому множество детей с бидончиками сходились сюда со всего села. И, конечно же, с любопытством заглядывали в новый музей. Спрашивали: что это такое, для чего эта штука? А он выступал в роли экскурсовода... И так продолжалось многие годы.

В 1974 г. прошел республиканский смотр народных музеев, и шелтозерский был назван лучшим. От Карелии в Москву на всесоюзную конференцию ездил Рюрик Лонии.

В январе 1980 года его всесоюзно признанный музей получил новый статус и теперь его именовали Вепсский этнографический отдел Карельского государственного краеведческого музея. А это значит госструктура с должностями директора, научного сотрудника, смотрителя, сторожа... Рюрику Петровичу директором стать не предложили. Руководитель Краеведческого музея Ефрем Рыбак оправдывался: "Понимаешь, во главе должен стоять вепс с высшим образованием и партбилетом. А ты беспартийный с семилетним. Однако на всякий случай сходи к министру, он, может, сделает для тебя исключение".

На прием к министру Лонии не пошел. Стал научным сотрудником единолично созданного им музея, который к тому времени занимал уже целый этаж помещения для яровизации картофеля. Обидно быть на вторых ролях в своем собственном доме. Но работать над дальнейшим усовершенствованием экспозиций Рюрик Петрович не бросил. Главная его задача - добиться реставрации старинного купеческого дома Мелькиных, уже порядком к тому времени обветшавшего. Лучшего помещения для музея во всем Шелтозере трудно было и сыскать. И когда реставрация, тянувшаяся десятилетие, была завершена, музей, к его великой радости, с января 1991 г. наконец-то обрел тот вид, которым гордится и поныне.

Лауреат премии "За подвижничество".

В музее четыре экспозиционных зала и два выставочных. В залах - вепсская изба конца XIX - начала ХХ века; экспозиция, посвященная промыслам и ремеслам вепсов; хозяйственный двор; в четвертом зале представлены современная культура и образование вепсов.

О музее прекрасно знают в Финляндии. Туристы из Суоми - наиболее частые гости в Шелтозере. Бывают даже те, кто в 1941 - 1944 годах вколачивал (иногда в прямом смысле: с помощью линейки или указки) маленькому Юре Лонину премудрости начальной школы. Естественно, на финском языке, так как Прионежье было оккупировано армией Маннергейма. Об этом времени Рюрик Петрович недавно написал небольшую книгу. Кстати, с 1986 года, со времени выхода на пенсию, он написал не одну книгу: среди них сборники "Фольклор моего народа" и "Частушки" (на вепсском языке), "Записки краеведа" и уже упоминавшуюся "Детство, опаленное войной" (на русском)...

В 2000 г. Рюрику Петровичу Лонину была присуждена престижная премия "За подвижничество", учрежденная Институтом "Открытое общество" (Фонд Сороса), ему было, присвоено звание заслуженного работника культуры РК.

В просторном доме Лониных, обустроенном, кстати, исключительно руками самого Рюрика Петровича, главное помещение - кабинет хозяина. Здесь храниться его личная библиотека, архив. С гордостью показывает он книги, изданные на вепсском языке: перевод "Калевалы", школьный учебник. Во всем этом, несомненно, есть и доля его труда.

- Мои предки, вепсские каменотесы и плотники, строили Петербург, создавали памятники и архитектурные шедевры, - говорит Лонин. - их трудом возделаны все вот эти поля, которые вы видите вокруг села. Обидно, что сейчас эти земли в основном пустуют… Но я как отец семейства горжусь, что мои сыновья и внуки остались в родном Шелтозере, на земле предков… Главная мечта таких подвижников, как Рюрик Лонин, наверное, в том чтобы земляки с гордостью говорили: "Я - вепс и в ответе перед внуками за все, что происходит на моей земле". 22 сентября Р. П. Лонину исполняeтcя 75 лет. Доброго здоровья и долгих лет жизни Вам, Рюрик Петрович, на благо родного края, а значит, и всего доброго люда.

Николай Кутьков
По материалам газеты "ТВР-Панорама" №38 от 21.09.2005г.

Молодежный информационно-правовой Центр коренных народов "NEVOND"
Шустова Евгения
тел/факс: (8142) 76-46-89.




 
   Связанные ссылки
· Больше про Мир коренных народов
· Новость от admin


Самая читаемая статья: Мир коренных народов:
Издана брошюра МОО «Информационно-Образовательная Сеть Коренных Народов «Льыоравэтльан»» на английском языке


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 5
Ответов: 1


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу



Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.02 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com