Из центра "Аргиш": новости к последнему дню октября.
Дата: 31/10/2005
Тема: Мир коренных народов




Кусамин Николай, студент юридического колледжа, селькуп:
Региональные СМИ и коренные народы: гармония или антагонизм? "Енисей - регион" неоднократно обращалась к теме первых народов края. Это единственная телевизионная программа новостей, которая всерьез воспринимает наши народы, как составную часть населения региона, и оценивает их возможности в современных условиях. Если бы у нее появилась отдельная рубрика под названием "Реальность этносов Севера края" в период объединения

Эвенкии и Таймыра с краем, можно было бы сказать, что только разговоры об едином информационном пространстве прекратились, и начались конкретные дела. И проблему с кадрами из числа коренных народов (операторов, режиссеров, сценаристов и т.д.) тогда можно было бы решить. К сожалению, пока мы только говорим. У коренных народов сложилось особо доверительное отношение именно к этой программе и лично к госпоже В. Вараксиной. Ее информация правдива и вполне объективна, чего не всегда скажешь о других СМИ края, которые или вообще молчат о нашей жизни, или наговорят такого? Особенно во время выборов.

Губернатор края, "Енисей - регион": дорогу единому информационному пространству! И немного о сотрудничестве с миром бизнеса. К этому дню мне стало известно, что наш губернатор мечтает об едином информационном пространстве для всех жителей края. "Все, что происходит в крае, должны знать даже в его отдаленных поселках", - заявил А.Г. Хлопонин корреспонденту "Енисей - регион" Валентине Вараксиной. Губернатор пояснил, что заявленные проекты, связанные со строительством Богучанской ГЭС и освоением Ванкорского месторождения газа и нефти в нашем районе, расположенного на землях эвенкийских оленеводов, быстро не реализовываются. На жизнестойкость таких проектов нужно время. Но по ГЭС уже 15 ноября 2005 г. будут представлены предварительные итоги в Правительстве РФ. А вот Ванкорская нефть не пойдет на Диксон. Как говорят оленеводы из п. Совречка, у руководства "Ванкорнефти" так и не появились программы партнерства с коренными народами района. Вероятно, некому эти программы разрабатывать. Проблема есть, осталось немногое, но важное: принять решение (лучше совместное), взять ответственность партнерской группе и работать в команде. Пора, пора менять стереотипы советского времени и менять правила в подготовке управленческой команды. Среди коренных народов тоже. Говорят, на бога (то есть на государство в нашем случае) надейся, а сам не плошай!

Да, губернатор не крещен. Считает, что у каждого человека своя дорога к храму. Его дочь учится в Лондонской школе экономики.

Александр Рязанцев, студент КГПУ, кето: Проект председателя Союза общин коренных малочисленных народов Севера Красноярского края Александра Афанасьева. Привычка жить под опекой советского государства так прилила к нам, что избавиться от нее суждено только через поколение "интернатских" детей - наших родителей. Смогут ли исчезающие коренные народы дождаться этого времени? А пока им и нам, глядя на них, придется учиться выживать. Как? В первую очередь, нам надо учиться работать. То есть стать трудоголиками, какими были наши предки. Но сегодня жизнь кардинально изменилась, и стала совсем не такой даже в тайге. Самореализация, собственная конкурентноспособность - выход в сохранении и развитии традиционных промыслов, духовного наследия наших сородичей. А.Афанасьев видит этот путь через приобретение знаний в управлении своей жизнью. Он мечтает реализовать проект по обучению трех руководителей общин из Эвенкии, Таймыра и Туруханского района Красноярского края в школе экономики. Он считает, что главам, взявшим на себя ответственность за экономическое развитие общин необходимы практические навыки в различных сферах: системного анализа, бизнес - менеджмента, управления программой развития общины и даже умение говорить на английском языке, который дает возможность общаться с опытными традиционщиками Швеции, Канады, Финляндии. Если бы этими вопросами занимался и комитет по делам национальностей администрации края как государственная структура, реализовать проект не составило бы столько проблем. Особенно в части понимания жизненной необходимости такого рода проектов. К сожалению, сегодня эти знания не "по карману" нашим аборигенам. Дорогие тренинги, курсы - не для их материальной обеспеченности. Сможет ли государство эти курсы сделать общедоступными, и суждено ли сбыться мечте председателя регионального Союза общин - вот актуальный вопрос, дело времени и некоммерческих организаций коренных народов края.

Так сколько же стоит жизнь человека на Севере? А не на Севере?

На это вопрос попыталась ответить корреспондент газеты "АиФ на Енисее" №43, 2005 г. Евгения Андрианова. Правда, жители Туруханского района говорят, что высокопоставленные гости из администрации края, сопровождавшие первого заместителя губернатора Красноярского края Льва Кузнецова во второй половине октября, были в районе не две недели, а только два дня. Но важно не это. Интересны выводы, которые были сделаны по итогам поездки. Особенно в отношении коренных народов Севера. С некоторых пор нас очень волнует, как видится властям и СМИ края будущее наших народов. Кому интересны только факты, их наверняка можно найти на сайте газеты.

Но вот мнение первого лица делегации Л.Кузнецова: "Мы должны четко знать, сколько нам стоит содержание одного человека на Севере. И, исходя из этого, понимать, для чего нам нужен этот человек здесь, какие задачи он выполняет. Если это необходимо для реализации государственных задач, это аргумент. Если просто, потому что так распорядилась судьба, - это проблема, которую необходимо решать". И далее в статье "по словам Льва Кузнецова, север не является естественной средой для жизни людей (исключение составляют коренные народности), во всем мире Севера осваивают вахтовым методом. Речь не идет о том, чтобы совсем забросить Север, а том, чтобы сделать присутствие там осмысленным, а жизнь людей - комфортной". Об элементарном комфорте, конечно, мечтают и наши сородичи. Но это все, что было сказано о нас. Так, собственно, мы и не узнали видения властью решения проблем народов Севера Туруханского района.

Поэтому позволяем еще раз вспомнить, как все - таки живет человек на Севере. Не секрет, что в северных поселениях на пенсии стариков живут семьями. Причины разные.

Из бюллетеня 4 группы центра "Аргиш", июль - август 2004 г.: - пенсия бывшего кетского пастуха - оленевода Бальдина Виктора Харлампьевича, 01.07.1930 г.р. в 2003 г. составляла 894 руб. 96 коп. или $30,84; в 2004 г. ? 1205 руб.47 коп. или $41,57. Самая высокая пенсия у бывшего медработника эвенки Когановой Л.А. - 1793 руб. 20 коп. в 2003 г. и 2761 руб.88 коп. в 2004 г.

Газета Туруханского района ?Маяк Севера? за 13.08.2005 г. немного приободрила наших пенсионеров - северян. Размер увеличения их пенсии, разумеется, индивидуальный, но средний размер трудовой пенсии уже составлял:

- на 1 января 2005 г. - 2699, 15 рублей;

- на 1 марта 2005 г. - 3071, 48 рублей;

- на 1 августа 2005 г. - 3391,60 рублей.

А как живет человек в более комфортных условиях не на Севере? Неприлично заглядывать в чужой карман. Но о доходах наших олигархов, которые "качают" свои средства из недр северных земель, мы наслышаны. "Комсомольская правда" Москвы от 16 июля 2005 г. совсем по - комсомольски заглянула в карман своих чиновников в статье "Это сладкое слово "пенсия"! Заголовки разделов статьи говорят сами за себя: "Кто может рассчитывать на привилегии", "Какие блага положены отцам города", "Что останется у мэра после отставки", и кстати "У кого какая зарплата".

Нет, это не черная зависть, это поиск ответа на вопрос: в какой стране мы живем - в развитой, или стране третьего (еще развивающегося) мира?







Это статья Льыоравэтльан
http://indigenous.ru

URL этой статьи:
http://indigenous.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=110