В Республике Саха (Якутия) продолжается реализация проекта «Народный калейдоскоп»
Дата: 13/04/2017
Тема: Новости


В Республике Саха (Якутия) продолжается реализация проекта «Народный калейдоскоп». За период с февраля по март 2017г организовано и проведено 7 этнокультурных уроков в школах г.Якутска, с.Иенгра, г.Нерюнгри. Общее кол-во детей, принявших участие в уроках – 152 школьника. На уроках ребятам рассказали о коренных малочисленных народах, проживающих на территории республики. Одним из народов, проживающих в Якутии, являются чукчи.

Команда проекта совместно со школьниками собирали информационный материал, который будет использован при написании сценариев. Помимо этого, они связывались с прямыми носителями родного языка для уточнения правильного названия рек, гор, священных мест, написания и произношения слов, используемых в качестве субтитров.

Из полученной информации ребята узнали много нового для себя. Например, что чукчи (самоназвание народа - Льыоравэтльан - "настоящие люди") - древнейший народ, проживающий на территории Республики Саха (Якутия), Чукотского и Корякского автономных округов. Современное название народа, происходит от самоназвания тундровых чукчей "чаучу" - "богатый оленями". Береговые чукчи называли себя "анк’альыт" - "морской народ" или "рам’аглыт" - "прибрежные жители".

К XVII–XVIII векам основной общественно-экономической единицей была патриархальная семейная община, состоявшая из нескольких семей, имевших единое хозяйство и общее жилище. В состав общины входило до 10 и более взрослых мужчин, связанных родством.

Каждое стойбище жило своей жизнью, иногда объединяя усилия с другими стойбищами для охоты или войны. По чукотским преданиям военными отрядами руководили "силачи" - эрмэчьын, которые просто объезжали разные стойбища, предлагая присоединиться к ним для похода.

Существовало два типа хозяйства. Основу одного составляло оленеводство, другого - морской зверобойный промысел. Рыболовство, охота и собирательство носили вспомогательный характер.

У береговых чукчей производственные и социальные связи складывались вокруг байдары, размер которой зависел от количества членов общины. Во главе патриархальной общины стоял старшина - "лодочный начальник".

И оленные, и береговые чукчи рыбу ловили сетями, сплетенными из китовых и оленьих сухожилий или из кожаных ремней, а также сачками и удилами, летом - с берега или с байдар, зимой - в проруби. Горных баранов, лосей, белых и бурых медведей, росомах, волков, лисиц и песцов вплоть до начала XIX века добывали луком со стрелами, копьем и ловушками; водоплавающую дичь - с помощью метательного орудия и дротиков с метательной дощечкой.

Развивались ремесла. Женщины выделывали мех, шили одежду и обувь, плели сумки из волокон кипрея и дикой ржи, делали мозаику из меха и тюленьей кожи, вышивали подшейным волосом оленя, бисером. Мужчины обрабатывали и художественно резали кость и моржовый клык. Непременной принадлежностью каждой семьи был снаряд для добывания огня в виде доски грубой антропоморфной формы с углублениями, в которых вращалось лучковое сверло. Огонь, добытый таким способом, считался священным и мог передаваться родственникам только по мужской линии.

По поверью, промысловыми угодьями, отдельными местами обитания людей ведали мистические существа-хозяева, им приносились жертвы. Особая категория благодетельных существ - домашние покровители, в каждой яранге хранились ритуальные фигурки и предметы.

Структура мира у чукчей включала три сферы: земную твердь со всем сущим на ней; небеса, где живут предки, умершие достойной смертью во время сражения; подземный мир - обиталище носителей зла - кэле, куда попадали люди, умершие от болезни. Борьба с болезнями, затяжными неудачами в промысле и хозяйстве была уделом шаманов. На Чукотке они на равных участвовали в промысловой деятельности семьи и общины. От других членов общины шамана отличало умение общаться с духами-покровителями, разговаривать с предками, имитировать их голоса, впадать в состояние транса. Основной функцией шамана было врачевание. Он не имел специального костюма, его главным ритуальным атрибутом был бубен. Шаманские функции мог выполнять глава семьи.

Домашняя утварь кочевых и оседлых чукчей содержит лишь самые необходимые предметы: различного вида чашки собственного изготовления для бульона, большие деревянные блюда с низкими бортами для отварного мяса, сахара, печенья и пр. Ели в пологе, сидя вокруг столика на низких ножках или непосредственно вокруг блюда. Посуду хранили в ящичке.

Основным средством передвижения по санному пути были олени, запряженные в нарты нескольких видов: для перевозки груза, посуды, детей (кибитка), жердей остова яранги. По снегу и льду ходили на лыжах-"ракетках"; по морю - на одноместных и многоместных байдарах и вельботах. Гребли короткими однолопастными веслами. Оленные, в случае необходимости, строили плоты или выходили в море на байдарах зверобоев, а те использовали их ездовых оленей.

Способ передвижения на собачьих упряжках, запряженных "веером", чукчи позаимствовали у эскимосов, цугом - у русских. "Веером" обычно запрягали 5–6 собак, цугом - 8–12. Запрягали собак и в оленьи нарты.

Вся полученная информация будет использована для написания сценарий к мультфильму о чукчах.

При реализации проекта «Народный калейдоскоп» используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.

Пресс-центр МОО «Льыоравэтльан»





Это статья Льыоравэтльан
http://indigenous.ru

URL этой статьи:
http://indigenous.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3446