На Ямале священным местам селькупов оформляют паспорта
Дата: 13/09/2019
Тема: Новости


Больше тридцати объектов в Красноселькупском районе могут получить статус памятников историко-культурного наследия народов Российской Федерации.

В этот перечень входит три священных места. И вероятность того, что государство возьмет их под защиту, высока, считает Ришат Рахимов, генеральный директор «Центра музейных технологий и научных экспертиз «Музеум-Студия».

Паспортизация священных и памятных мест селькупского народа ведется совместно с Тюменским научным центром Сибирского отделения Российской академии наук. На данный момент выявлено и зафиксировано 34 объекта историко-культурного наследия.

На первом этапе, как рассказал Ришат Халитович, этнографы изучают сведения о священных местах из научных и открытых источников. Иногда таким образом удается получить до девяноста процентов информации об объектах. Затем организуют экспедицию, то есть натурное обследование. Этот процесс довольно трудоемкий: необходимо зафиксировать координаты каждого объекта, произвести топографическую и фотосъемку, картографирование, сделать описание. На третьем этапе научный отчет будет представлен на Ямале. Потом назначается историко-культурная экспертиза, и будет решено, пополнится реестр памятников историко-культурного наследия народов Российской Федерации или нет.

– Известны случаи, когда знаковые места уничтожались просто по незнанию, иногда из-за элементарного невежества, – отметил собеседник, подчеркнув, что когда объекты не учтены и не зарегистрированы, они, по сути, беззащитны.

К наиболее известным священным местам Красноселькупского района относят две Шаман-горы, одна – в устье Ширты, другая – на Лозыль-то, входящего в систему так называемых Чертовых озер. С этим местом связаны легенды. Немногочисленные путники, когда-либо забредавшие туда, видели на Лозыль-то стойбище, мерцающие огоньки, слышали собачий лай и людские голоса. Но стоило подъехать ближе – всё исчезало, как мираж.

Селькупы издревле почитают такие места, а при посещении совершают специальный обряд. Раньше приносили в дар оленя, теперь чаще всего это «бескровное» жертвоприношение. Даже просто проезжая рядом с этим местом, кидают монетку или какой-нибудь металлический предмет.

Источник: Газета «Красный Север»





Это статья Льыоравэтльан
http://indigenous.ru

URL этой статьи:
http://indigenous.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4040