В БАРНАУЛЕ ПРОШЛИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОГРАММЕ "НАРОДНАЯ МОЗАИКА"
Дата: 09/10/2020
Тема: Новости




В начале месяца (с 03 по 05 октября 2020) на базе двух общеобразовательных учреждений г.Барнула - МБОУ «Лицей № 22» и МБОУ «Школа №49» состоялись этнокультурные уроки и мастер-классы, посвященные коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Цель программы - гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений, обеспечение поддержки коренных малочисленных народов Российской Федерации, включая сохранение и защиту их исконной среды обитания и традиционного образа жизни.

Во время уроков ребята познакомились с мифами и легендами Алтая. В частности, школьники узнали, что в поверьях коренных жителей Алтая стихия воды занимает особое место. Здесь находится множество святых источников, рек, озер, а также ледников и нетающих снежных шапок на горах. Согласно легендам центром Земли является гора, на вершине которой располагается молочное озеро (сӱт-кол). На восток от молочного озера, где очищается душа шамана на пути в верхний мир, располагается особое место как «пуп земли и воды». Именно отсюда через камлание шаманы получают информацию о возможности получения зародышей (кут) на скот, зародышей (јула) на детей. В названии Jер-суу обращает на себя внимание нерасчлененность и взаимосвязанность — «пуп земли-воды». Такая связка есть символ животворящего женского начала, где акт рождения связан с водой, чревом и пуповиной.
В мифах коренных малочисленных народов Алтая дух воды считается творцом и хозяином всех водных пространств Алтая. Как и прочие могущественные духи, дух воды не считается однозначно добрым или злым. Все зависело от человека… Наряду с духом всех алтайских вод почитали и хозяев каждого водоема. Запрещается загрязнять «текущую воду»: реки, ручьи, источники. Дух-хозяин воды, согласно поверьям, рано или поздно наказывает нарушителей различными неприятностями и болезнями. Хозяина воды описывали как огромного зверя, что своими рогами и зубами взламывает весною лед на реках.
Коренные жители Алтая особо почитают вытекающие из земли источники — аржан суу, считавшиеся лечебными. Пребывание на аржане требовало соблюдения правил: около него нельзя копать землю, ломать кустарники, ветки деревьев, рубить деревья, кричать и ругаться.

Аржан суу лучше посещать только в дни новолуния. Особенно весной, когда распустятся листья на деревьях, просыпаются духи Алтая и необходимо почтить их обрядами. Поход к целебным источникам на Алтае принято с угощениями, ленточками-jалама. Сами люди должны быть "чистыми", то есть не употреблявшими алкоголь в течение месяца или более, не потерявшими из своих близких и родных, не участвовавшими в течении года в траурных мероприятиях.
Подойдя к аржану, предварительно очищают старые останки деревьев, кустарников и другой мусор, мешающий аржану, убирают окрестности. Только после всего обряда поклонения, берут воду из источника, пьют, моются и берут воду к себе своим родным, предварительно назвав их и попросив разрешения на них.
Важно при посещении источника совершить обряд привязывания лент-кыйра и обряд угощения огня и окуривание арчыном (можжевельником).

Для справки: Программа «Народная мозаика» финансируется за счет субсидии из средств федерального бюджета, выделенной на поддержку федеральных национально-культурных автономий и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации на 2020г.
Организатор проекта - Межрегиональная общественная организация «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» (г.Москва).

Источник: МОО "Льыоравэтльан"





Это статья Льыоравэтльан
http://indigenous.ru

URL этой статьи:
http://indigenous.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4229