Лесной кодекс: семь раз отмерь, один раз отрежь.
Дата: 03/11/2006
Тема: Мир коренных народов


Президент РФ Владимир Путин развеял миф о передаче лесов в частную собственность после принятия нового Лесного кодекса. «В наших условиях пока еще рановато переходить к тому, чтобы передавать такое национальное достояние, как лес, в частные руки. Я такой закон не подпишу», — сказал президент во время «прямой линии» с народом. При этом Путин отметил, что леса нужно передавать в аренду на длительный срок. Подробнее о принципах лесопользования, прописанных в Лесном кодексе, «Росбалту» рассказал председатель подкомитета Госдумы по лесу Владимир Крупчак.

- Президент отметил, что частная собственность на лес не будет введена кодексом. Однако многих беспокоит вопрос, сможет ли население после принятия Лесного кодекса пользоваться лесами, как и раньше?
- После рассмотрения Лесного кодекса в первом чтении был внесен ряд очень значимых поправок по этим вопросам. В частности, одним из важнейших моментов является пункт, в котором устанавливается федеральная собственность на лесные участки из состава земель лесного фонда. В собственности субъектов РФ, муниципальных образований, граждан и юридических лиц могут находиться лесные участки из состава земель особо охраняемых территорий и земель, занятых городскими лесами.
Также была дополнена возможность заготовки древесины гражданами для отопления, для ремонта жилфонда и жилищного строительства, иных собственных нужд. Введена новая статья — «Создание и эксплуатация лесных плантаций», позволяющая создавать целевые хозяйства по выращиванию древесных пород для переработки на крупных лесоперерабатывающих комбинатах. В законопроекте приведен практически исчерпывающий перечень случаев ограничения пребывания граждан в лесах, а также обозначены органы, устанавливающие эти ограничения.
- А какие моменты в кодексе остались не проработанными?
- Надо действовать по принципу «семь раз отмерь, один раз отрежь». Новый Лесной кодекс — это очень серьезный документ, он предусматривает переход на децентрализованную систему лесоуправления, введение целого ряда других принципиальных новаций в регулировании лесных отношений.
В кодексе необходимо проработать как минимум два основных момента. Во-первых, положение, касающееся инвестиционных соглашений и выделения лесных участков без аукционов на их основе. Если в кодексе тщательно, буквально по шагам, прописан порядок проведения лесных аукционов, то об инвестиционном соглашении лишь упоминается. Надо прописать в кодексе условия соглашения, при которых компания получит лесные участки без аукциона в аренду, в том числе какие должны быть объемы инвестиционных вложений в деревообработку.
Вторая принципиальная позиция, с моей точки зрения, — это автоматическая пролонгация договоров аренды на лес. В проекте кодекса предлагается продлевать только те договоры, которые были заключены более чем на 10 лет, при условии добросовестно выполнения условий договора аренды. Получается, что права на продление лишаются добросовестные лесопользователи, проработавшие в лесу 8-9 лет и вкладывавшие финансовые ресурсы в развитие дорог и инфраструктуры. Кроме того, из представленного проекта Лесного кодекса не понятно, какова будет стартовая цена на лесном аукционе и будут ли учитываться все вложения, сделанные лесопользователем до принятия кодекса.
- Если кодекс, который разрабатывается специально для создания четких правил игры в ЛПК, все еще «сырой», что необходимо сделать для того, чтобы его принятие не навредило лесопромышленной отрасли?
- Кодекс необходимо принимать хотя бы потому, что больше уже не может продолжаться неопределенность в лесопромышленном комплексе. Однако сроки вступления кодекса в силу было бы разумно перенести на 1 января 2008 года — ради устранения возможных негативных последствий и обеспечения четкой управляемости переходного периода. Сейчас предполагается введение Лесного кодекса в действие с 1 января 2007 года.
- Зачем же переносить сроки вступления кодекса, если его так долго ждут и он так необходим ЛПК?
- Кодекс вносит ряд принципиальных изменений в регулирование инвестиционной деятельности в области освоения лесов. В то же время новации, касающиеся инвестиционных соглашений и приоритетных проектов в области освоения лесов, не реализованы в форме норм прямого действия. Кодекс предполагает разработку и принятие отдельного федерального закона, регулирующего специфические аспекты инвестиционной деятельности в области освоения лесов, либо — в качестве временной меры – соответствующего пакета нормативно-правовых актов правительства России. Насколько нам известно, в настоящее время этих документов не существует даже в виде концепций. Следовательно, лесопромышленный бизнес вступит в 2007 год в условиях, когда старые нормы уже не действуют, а новые еще не конкретизированы. Это резко повысит инвестиционные риски и приведет к приостановке либо к отказу от реализации перспективных инвестиционных проектов в области освоения лесов и глубокой переработки древесины, что нанесет ущерб экономике и социальной сфере регионов.
По нашему мнению, сроки введения в действие нового Лесного кодекса и предполагаемого закона о регулировании инвестиционной деятельности в области освоения лесов должны быть синхронизированы.
- Какие подзаконные акты необходимо принять?
- Введение в действие Лесного кодекса предполагает разработку и принятие около 60-ти подзаконных нормативно-правовых актов по ключевым вопросам предоставления и использования лесных участков. Отсутствие этих документов может парализовать практику лесопользования и лесоуправления в России.
В частности, требуется принятие постановлений правительства о порядке разработки и утверждения региональных лесных планов, лесохозяйственных регламентов и планов освоения лесов. Предстоит утвердить принципиально новый порядок лесоустройства, правила рубок, порядок ведения государственного мониторинга лесов, государственного лесного реестра, ряд других норм и правил. Требуется внести изменения и дополнения в положения о МПР России, Рослесхозе и Росприроднадзоре, разграничивающие полномочия «уполномоченных федеральных органов исполнительной власти».
Кроме того, правительство РФ должно установить минимальные размеры арендной платы по всем видам лесопользования. При этом следует иметь в виду, что в отношении восьми ранее предусмотренных законодательством видов лесопользования с момента введения в действие нового Лесного кодекса перестают действовать ставки платежей, утвержденных приказами Рослесхоза. При этом ранее действовавшие методики расчета размеров этих платежей не могут быть применены из-за принципиального изменения содержания договоров аренды и возложения на арендаторов функций ведения лесного хозяйства. Что касается шести вновь установленных видов лесопользования, то ставки платежей никогда ранее не вводились, а соответствующие методики не разрабатывались. На уровне МПР России требуется утвердить формы лесной декларации, формы отчетности об объемах проведенных лесохозяйственных работ, предоставляемой органами исполнительной власти субъектов РФ, хозяйствующими субъектами и гражданами, а также регламентировать деятельность лесной охраны.
Рослесхоз должен произвести отнесение лесов к группам, предусмотренным новым Лесным кодексом (защитным, эксплуатационным, резервным), определить границы 26-ти лесорастительных районов на общей площади порядка 750 миллионов гектаров, а также границы 7,7 тысяч лесничеств и более 100 лесопарков.
Кроме того, субвенции субъектам РФ на выполнение передаваемых полномочий в проекте федерального бюджета на 2007 год предусматривались в объемах, соответствующих позициям 199-ФЗ. Новый Лесной кодекс существенно расширил эти полномочия, что привело к нестыковке бюджетных назначений с объемами работ по делегированным функциям.
Качественная проработка этих документов, принципиально новых для отечественных условий, потребует не менее полугода напряженной работы. Беседовала Татьяна Вильде

Источник: Информационное агентство Росбалт-Север





Это статья Льыоравэтльан
http://indigenous.ru

URL этой статьи:
http://indigenous.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=439