КРУГЛЫЙ СТОЛ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ ''ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РОССИИ''
Дата: 07/05/2007
Тема: Мир коренных народов


Фракцией КПРФ был организован круглый стол «Обеспечение прав коренных малочисленных народов России на традиционный образ жизни и защита их среды обитания при разработке и применении природоресурсного законодательства». Он прошел в Малом зале Государственной Думы 10 апреля 2007 года под председательством академика РАСХН, Зам председателя Комитета ГД по природным ресурсам и природопользованию Кашина Владимира Ивановича.
В работе круглого стола приняли участие депутаты ГД – Останина Нина Александровна, Сапожников Николай Иванович и Зам. Председателя Астраханской областной Думы Арефьев Николай Васильевич.

В докладе В.И. Кашина дан подробный анализ социально-экономического положения коренных малочисленных народов России, являющихся наименее защищенной категорией населения нашей страны. Так, ситуация в сфере здравоохранения на территориях проживания малочисленных народов критическая: ухудшается здоровье, особенно детей и женщин, высок уровень смертности мужского населения, интенсивно развивается алкоголизация населения. Среди детей 13-16 лет только 10-15% могут считаться условно здоровыми, уровень детской смертности в некоторых районах в 2-3 раза превышает среднероссийский показатель. Уровень заболеваемости превышает средние показатели для России в 3-5 раз, а заболеваемость туберкулезом в ряде регионов - в 6-17 раз. Более чем в 2 раза выше онкопатология, показатели заболеваний органов дыхания и кровообращения. Важнейшим аспектом выступления был вопрос законодательного обеспечения механизмов закрепления за коренными малочисленными народами территорий их исконного проживания и хозяйственной деятельности.

На круглом столе с интересными сообщениями выступили Наксыл М.К. (начальник информационно-аналитического отдела Представительства Тывы в Москве), Гудыма А.П. (д.ф.н., Институт проблем освоения севера Сибирского отделения РАН), Алпатов В.М. (д.ф.н., профессор, Зам. директора Института востоковедения РАН), Абдулхабиров М.А. (вице-президент Московского центра культуры «Дагестан»), Тодышев М.А. (представитель Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока), Рувиль В.С. (к.э.н., ВНИЭТУСХ).
Острота поставленных проблем вызвала большой интерес в регионах проживания коренных малочисленных народов. По приглашению Зам. председателя Комитета ГД по природным ресурсам и природопользованию Кашина В.И. в Москву приехали представители законодательных собраний, администраций субъектов РФ - Чукотского автономного округа, Корякского автономного округа и других.
Предложения представителей Думы Чукотского автономного округа (Омрынто П.К.), Законодательного собрания Корякского автономного округа и других были включены в резолюцию круглого стола. В рекомендациях учтены и другие предложения регионов.
Большой интерес вызвали выступления телеутов, приехавших из Кемеровской области - В.В. Тодышева (члена Правления Ассоциации телеутского народа «ЭН-БАЙАТ») и Н.К. Ускоева (предпринимателя). Они рассказали об ужасающем положении своего народа. Проживая в непосредственной близости от крупнейших угольных разрезов Кемеровской области, которые дают огромные прибыли владельцам и значительные поступления в бюджет, местное население находится в тяжелейших условиях. Экологическая ситуация - катастрофическая: атмосферный воздух, вода, земля буквально пропитаны угольной пылью и отравлены выбросами угольно-обогатительной фабрики, расположенной вплотную к жилым домам. Это вызывает даже у населения, не занятого добычей и переработкой угля, заболевания, характерные для шахтеров. В населенных пунктах отсутствуют элементарные условия для жизни людей. В микрорайоне Заречье г. Белово население живет на привозной воде, да и она доставляется нерегулярно. По сообщению жителей деньги на строительство водопровода выделялись, однако он не построен. Молодежь - не трудоустроена, что создает условия для вовлечения молодых людей в пьянство и наркоманию. Отсутствует поддержка государства и угледобывающих кампаний в развитии спорта, в том числе и традиционных видов состязаний. Так, местному предпринимателю Ускоеву Н.К. (телеуту), за свои деньги построившему спортивный зал для телеутской молодежи, не только не оказана финансовая поддержка, но и многократно отказано в выдаче кредита на строительство стадиона. Основание отказа - спортзал, тренировки и даже питание занимающихся ребят он осуществляет за свой счет, спортивные объекты не рассчитаны на получение прибыли.
Телеутское население и другие жители Беловского и Гурьевского районов полностью устранены от участия в решении вопросов использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах проживания.

О.А. Яковлева (Председатель Совета Гражданского движения «Земля России – достояние народа», Почетный адвокат России, член Московской областной коллегии адвокатов) в выступлении проанализировала вступившие с 1 января 2007 г. Лесной и Водный кодексы. Анализ показал, что эти новые законы создают завуалированные, но действенные механизмы передачи жизненно важных природных ресурсов - леса и воды - в частную собственность, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Для коренных малочисленных народов создана ситуация, когда они становятся лишь приложением к землям, на которых проживают. Территории коренных народов можно сдавать в аренду, передавать в частную собственность, а государство полностью освобождено от обязанности защищать их права на землю и доступ к ресурсам. Лесной и Водный кодексы требуют концептуальной переработки путем внесения в них изменений, направленных на защиту государственной собственности на ресурсы и обеспечения прав граждан России на доступ к жизненно важным природным ресурсам. Права коренных малочисленных народов в местах их проживания нуждаются в особой защите.

Выступления всех участников показывают, что положение коренных малочисленных народов требует немедленного и самого активного вмешательства государства в решение основных проблем их жизни.
По итогам круглого стола приняты Рекомендации. Они адресованы Президенту РФ, Правительству РФ, Совету Федерации ФС РФ и депутатам Государственной Думы.




Рекомендации Круглого стола (из материалов Круглого стола)
«Обеспечение прав коренных малочисленных народов России на традиционный образ жизни и защита их среды обитания при разработке и применении природоресурсного законодательства»
(10 апреля 2007 года, Малый зал Государственной Думы ФС РФ)
Организатор – Фракция КПРФ.
1. На основании статей 2, 3, 7, 9, 15, 18, 24, 32, 33, 42, 8, 72 Конституции Российской Федерации, федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», анализа состояния законодательства в сфере природопользования, других законодательных актов в части соблюдения прав коренных малочисленных народов, с учетом высказанных участниками Круглого стола замечаний и предложений рекомендовать депутатам фракции Компартии РФ, других фракций в Государственной Думе обратиться к Президенту РФ и в Совет Федерации:
• рассмотреть вопрос о бедственном положении коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также о защите права этих народов на доступ к жизненно важным природным ресурсам и принять соответствующие меры;
• выступить с законодательной инициативой о признании утратившими силу федеральных законов "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации"

2. Правительству РФ:
• принять меры к реализации ФЗ "О территориях традиционного природопользования";
• принять меры к исполнению положений федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» в части участия представителей малочисленных народов в осуществлении контроля за использованием земель, полезных ископаемых, соблюдения экологического законодательства по защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
• обеспечить реальное создание территорий традиционного природопользования с закреплением границ этих территорий, процесс создания которых искусственно тормозится самим Правительством;
• разработать подзаконные акты, обеспечивающие справедливое распределение доходов от использования природных ресурсов, добываемых на территориях проживания малочисленных народов;
• увеличить выделение финансовых средств, необходимых для социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни в рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2011 года»;
• разработать меры по упрощению порядка лицензирования экспорта сырья дикорастущих плодов и продуктов их переработки, а также продукции других видов традиционного природопользования коренных малочисленных народов, в том числе путем передачи этих вопросов в ведение субъектов Российской Федерации;
• оказать организационную и финансовую поддержку органам управления агропромышленного комплекса на территории проживания малочисленных народов по восстановлению племенных хозяйств, зооветеринарного обслуживания оленеводческих хозяйств;
• принять меры, направленные на восстановление северной авиации в местах проживания коренных малочисленных народов;
• при слиянии субъектов Российской Федерации устанавливать особый статус для территорий коренных малочисленных народов, способствующих сохранению их традиционного образа жизни;
• возобновить практику разработки и реализации федеральной целевой программы «Дети Севера»;
• сохранить повышающие районные коэффициенты для северных и приравненных к ним территорий;
• образовать в рамках Правительства Российской Федерации структурную единицу, занимающейся делами коренных малочисленных народов;
• ускорить выработку позиции Российской Федерации в отношении принятия Декларации ООН о правах коренных малочисленных народов;
• разработать и принять постановления:
- «Об утверждении методики оценки и расчета ущерба, причиненного коренным малочисленным народам и их общинам в результате деятельности хозяйствующих субъектов»;
- «О порядке выплаты представителям коренных малочисленных народов и их общинам компенсаций за нанесенный ущерб»;
- «О мерах государственной поддержки традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народов».

3. Депутатам Государственной Думы:

а) добиться принятия проектов федеральных законов «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенные в Государственную Думу депутатами фракции Компартии РФ, содержащие изменения и дополнения, в том числе и в интересах малочисленных народов;

б) внести концептуальные изменения в Водный кодекс РФ:
закрепить в Кодексе:
-
правовой статус водных ресурсов как основы жизни и публичного достояния нынешних и будущих поколений народа России; -
государственную собственность на все водные объекты, за исключением небольших прудов; -
запрет выкупа в частную собственность арендованных водных объектов или их частей; -
право на свободный и бесплатный доступ к воде как неотъемлемое право человека, принадлежащее каждому от рождения; -
обязанность органов власти обеспечивать доступ к водоемам и свободное, бесплатное водопользование граждан для личных нужд и ведения сельского хозяйства; -
право коренных малочисленных народов на бесплатное и свободное водопользование в местах их проживания; -
исключить водные объекты из гражданского оборота; -
восстановить государственный контроль за использованием и охраной водных объектов; -
признать утратившими силу положения ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ», в соответствии с которыми любые водные объекты, находящиеся в пределах лесных участков или участков земель сельскохозяйственного назначения, переходят в собственность владельца участка, могут продаваться, передаваться по наследству (изменения статей 261, 1181 Гражданского кодекса РФ и статьи 77 Земельного кодекса РФ);

в) внести концептуальные изменения в Лесной кодекс РФ:
закрепить в Лесном кодексе:
-
правовой статус лесного фонда как публичного достояния народа России, находящегося в государственной собственности (в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 года N 1-П "По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года"); -
исключительную собственность государства на все лесные земли; -
запрет на передачу в частную собственность лесных земель иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам (такой запрет установлен в законодательстве Канады и США); -
запрет выкупа арендованных лесных земель в собственность; -
принцип бесплатности лесопользования граждан России для собственных нужд, в том числе бесплатность ведения сельского хозяйства (сенокошение, выпас скота и др.); -
обязанность государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивать право граждан на свободный и бесплатный доступ в леса, свободное и бесплатное лесопользование для собственных нужд; -
право коренных малочисленных народов на свободное и бесплатное лесопользование в местах проживания и ведения традиционного образа жизни; -
механизмы, обеспечивающие создание территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов.

г) включить в проект нового Федерального закона «О недрах» положения, направленные на защиту прав и интересов граждан России и коренных малочисленных народов, для чего
закрепить:
-
правовой статус недр как публичного достояния народа России, нынешних и будущих поколений граждан России; -
право коренных малочисленных народов на участие в принятии решений о предоставлении земель в местах их проживания для недропользования; -
положение о том, что земельные участки в местах проживания коренных народов выделяются только при наличии документально оформленного предварительного согласия общин коренных народов, при их отсутствии – традиционных институтов самоорганизации коренных народов, проживающих в этой местности;
- обязанность Правительства РФ по разработке для недропользователей требований и мер по сохранению территорий традиционного проживания и оказания систематической поддержки социально-экономи¬ческого развития территории на весь период работы недропользователя.

д) в целях поддержки коренных малочисленных народов России в "период Второго десятилетия коренных народов мира" способствовать активизации процесса ратификации Конвенции №169 Международной организации труда "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах".

е) ускорить доработку и принятие федеральных законов «О традиционном природопользовании коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», «О северном оленеводстве», «Об охоте», предусмотрев в них приоритетное право на оленеводство и рыбный промысел коренных малочисленных народов в местах их традиционного проживания;

ж) разработать и принять федеральный закон «О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;

з) внести в ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов" положения о конституционной обязанности органов государственной власти обеспечивать права коренных народов на традиционный образ жизни и защиту исконной среды обитания;

и) внести в Земельный кодекс Российской Федерации поправку о праве коренных малочисленных народов на получение земель сельскохозяйственного назначения в безвозмездное пользование.


Источник: Вестник Гражданского движения «Земля России – достояние народа»
http://russialand.info






Это статья Льыоравэтльан
http://indigenous.ru

URL этой статьи:
http://indigenous.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=617