БЮЛЛЕТЕНЬ № 10 

IV группа стажеров
Сентябрь 1997

С глубоким прискорбием извещаем о трагической гибели Валерия Етнеута, руководителя корякского национального ансамбля “В’эем”.
Валерий был добрым, отзывчивым и по настоящему талантливым человеком. Он искренне любил свой народ и верил в его будущее.
Это большая потеря для всех нас. Светлая память о Валерии навсегда останется в наших сердцах.

Выражаем глубокое соболезнование родным и близким.

Коллективы редакции и Информационного центра

СОДЕРЖАНИЕ

Новости, факты, события

 

Наша земля
Средняя юкагирская школа имени Тэки Одулока
Национальное предприятие “Максимояровское”
Информационный бюллетень “Туган Чер”
Чаун-Чукотка учится
Эвенское село Березовка
Новости из Ассоциации КМНСС и ДВ
В Совете Федерации

Встречи стажеров

 

Российский Дом народного творчества

Народы Севера

 

Ритуально-обрядовый комплекс “Бакалдын”
Нормы обычного права ульчей

Точка зрения

 

Не ищите врагов среди нас

 

 

 

 

 

НОВОСТИ, ФАКТЫ, СОБЫТИЯ

Наша земляПраво аборигенов на владение и пользование землей - одно из важнейших прав. Признанию права коренных народов на земли их исконного проживания противопоставляется позиция органов государственной власти, которые боятся утратить контроль над территориями и природными ресурсами, не желая брать на себя обязанности считаться с мнением коренных жителей, нести ответственность перед ними и действовать под их контролем. Также есть опасения, что особые права способны привести к образованию привилегированной социальной группы, которую затем придется защищать от других социальных групп.

В Корякском автономном округе, когда встал вопрос, о выдаче коренному населению бесплатных лицензий на вылов рыбы, приезжие были возмущены такой “позитивной дискриминацией”. Местной администрацией было принято простое решение: платить и тем и другим.

Политика государства несет в себе некоторое чувство недовольства среди коренного населения, для которых рыболовство является главным образом жизни. Нужен закон, чтобы права коренных жителей Севера охранялись.

Проблема земли для них является ключевой. Сколько оленьих пастбищ загубили геологи и золотодобытчики... К примеру, на маршруте следования оленьих стад идет разведка недр: роют канавы, бурят шурфы; они даже не удосуживаются оградить или поставить флажки на этом месте. Олени ломают ноги, падают в канавы. Конечно, приезжим с материка непонятна и чужда наша природа. Вокруг этих геологоразведочных баз, золотых и других приисков выбивается вся живность, поистине варварское отношение к природе. Оленеводы говорят, что иногда даже совершаются набеги на оленей.

В нерестовый период, проезжая по реке, можно увидеть на берегу кучи выпотрошенной рыбы. Сегодняшнее варварское отношение к природе в будущем эхом отразится на нас.

Во всех случаях ущемления прав коренных народов лежит одна и та же причина: отсутствие у них прав на землю и природные ресурсы. В конечном счете это способ рационального использования природных богатств и, в целом, защита экологической системы. Земля для них, живущих рыболовством, охотой, оленеводством, собирательством, образует материальную и духовную основу жизнедеятельности. Без нее аборигены обречены на исчезновение или в лучшем случае - на утрату своей самобытной культуры.

В.Етнеут,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Средняя юкагирская школа имени Тэки ОдулокаВячеслав Иванович Шадрин, завуч средней юкагирской школы имени Тэки Одулока села Нелемное, вот что рассказал о своей школе.

Средняя школа с 1993 года стала экспериментальной. В школе учатся 52 учащихся, среди них 70% детей юкагирской национальности.

Дарья Ивановна Наумова, заслуженный учитель Республики Саха (Якутия), разработала программу, по которой дети изучают юкагирский язык, литературу и культуру народов Севера. Цель программы: сохранение малой толики языка и культуры. В селе около 10 человек преклонного возраста знают юкагирский язык.

С 1-го класса дети изучают литературу народов Севера, юкагирскую литературу изучают полностью, а также таких писателей как Владимир Санги, Еремей Айпин, Юрий Рытхэу, Татьяна Молданова и др. С 5-го класса дети изучают культуру, этику и психологию северных народов.

В школе преподают предметы “Охота и охотничьи промыслы” для мальчиков, ведет предмет Геннадий Григорьевич Прокопьев - победитель конкурса республики “Учитель года”. Уроки сочетаются с практическими занятиями во время охотничьего сезона. Существует практика проведения занятий с отрывом от учебы и без отрыва. Так, в первой декаде сентября мальчики проходят рыболовную практику. И практически они начинают учиться с 11 сентября. В мае начинается сезон прилета уток и одну декаду ребята охотятся на уток. В конце октября - начале ноября идет подледный лов (1-3 дня). В декабре - январе - пушной промысел. Дети охотятся на соболя, ставят в тайге капканы. Практически к концу учебы мальчики знают как пользоваться оружием, рацией, снегоходом “Буран”, охотничьим снаряжением. Выпускающие знают основы таксидермии.

Предмет для девочек “Народные мастерицы” ведет Елизавета Ивановна Дьячкова. Девочки выделывают шкуры, предметы атрибутики, шьют шапки, национальные костюмы, вышивают бисером.

В младших классах дети пишут на уроках творчества сказки на заданную тему, рисуют на различные темы: “Войны юкагиров со своими соседями”, “Астрономические знания юкагиров”, “Родовые праздники юкагиров” и т.д. В научной литературе мало сохранилось информации о юкагирской культуре. И поэтому дети восстанавливают обряды, обычаи, легенды из рассказов родственников, людей пожилого возраста.

Успеваемость в школе достаточно разная. В 5 - 6-х классах возникают проблемы с успеваемостью, к 7 - 8-му классу дети постепенно втягиваются в учебный процесс, в старших классах дети учатся на “хорошо” и “отлично”. С 1989 года 33 выпускника экспериментальной школы поступили в различные учебные заведения, в том числе в высшие - 18 человек.

Но встает другая проблема - не все заканчивают учебу, не все адаптируются. Они психологически не готовы жить вне дома. Имеет место проблема языкового барьера. Как правило, не все юкагирские дети, которые учатся в городе Якутске, владеют якутским языком.

Э. Васильева,
Республика Саха (Якутия),
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

Национальное предприятие "Максимояров-
ское"
В Верхнекетском районе Томской области, в деревне Степановка, живет Иван Карелин, по национальности селькуп. Известен он своим умом и недюжей работоспособностью.

Этот человек организовал национальное предприятие. Помогают ему в работе родственники.

В основном на предприятии работают больше половины селькупов. И. Карелин старается по мере возможности для своих рабочих: открыл для них бесплатную столовую, выпекает и продает хлеб своим рабочим в два раза дешевле, улучшает условия быта. Кроме того, он выкупил клуб и организовал своего рода культурный центр, где изучают селькупский язык и возрождают традиционные художественные промыслы.

В основном предприятие занимается заготовкой и переработкой леса. Доходы постоянно растут, так как умело организована работа и лесная продукция пользуется большим спросом.

Занимаясь лесозаготовкой, Иван всегда мечтал вернуться к исконным занятиям селькупов - охоте и рыболовству. Но эти отрасли не всегда надежны в наше время; чтобы заниматься ими серьезно, нужна база, и поэтому все началось с леса.

И.Шафранник,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Информацион-
ный бюллетень "Туган Чер"
Общество “Алтын Шор” (г. Междуреченск) выпускает информационный бюллетень “Туган Чер” (Родная Земля), в котором публикуется информация о шорцах (шорцы - коренной народ, проживающий на юге Кемеровской области): о современном положении, истории, фольклоре, о выдающихся людях. В 1996 году появились новые рубрики: юридическая консультация, экологическая страница, права человека и коренных народов. Бюллетень распространяется не только в Междуреченске, но и в других городах горной Шории.

В январе 1996 года общество “Алтын Шор” приняло участие в конкурсе на получение грантов (грант - безвозмездная финансовая помощь иностранных фондов). В конкурсе, который проводил Сибирский центр поддержки общественных инициатив (СЦПОИ, г.Новосибирск), участвовало 300 общественных организаций из 12 городов Сибири. Проект, представленный обществом “Алтын Шор” (редактор бюллетеня и автор проекта Л.Чульжанова), успешно прошел конкурс и получил грант на издание бюллетеня в размере 6300 $. Деньги эти выделены Фондом за демократию и развитие, ЕСНО и СЦПОИ. В течение года (31.03.96 - 31.03.97) без проблем выпускался бюллетень и был куплен ксерокс.

Согласно проекту в начале 1997 года была объявлена подписка на бюллетень, которая продлится до июля. До получения гранта в выпуске бюллетеня “Туган Чер” помогали предприятия города (ТПТУ, Кузбасс-Кентек), городская администрация. Для жителей отдаленных поселков Ортонского сельсовета, которые живут без электричества, без радио, без газет, бюллетень “Туган Чер” является единственным источником информации.

Л.Чульжанова,
г. Междуреченск Кемеровской области,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

Чаун-Чукотка учитсяОтдел образования Чаунского района на Чукотке традиционно на хорошем уровне работает с выпускниками школ и студентами из числа коренных жителей. Только в 1996 году дети получили возможность поступить в Анадырское медучилище и педучилище, в Полярную академию и Высший колледж технологии и дизайна на факультет декоративно-прикладного искусства и народного промысла (г.Санкт-Петербург). Это будущие учителя, медики, культурологи, экономисты.

Отдел образования полностью финансирует учебу студентов: оплачивает дорогу к месту учебы и обратно, выплачивает ежемесячную стипендию. Особо одаренных детей отправляют учиться в национальный колледж округа, там наряду с обязательными предметами изучают чукотский язык, фольклор и хореографию.

Во всех национальных школах изучают родной язык. Однако недостаток учебников на родном языке, доминирующее влияние русского языка во всех сферах жизни сказываются на усвоении языка. Даже к 9-му классу многие дети не могут свободно говорить на родном языке, плохо читают. В регионе введены новые предметы: история Чукотки, природа Чукотки, декоративно-прикладное искусство Чукотки (шитье, вышивка, аппликация, косторезное искусство). В сельских школах созданы и работают этнографические музеи, кабинеты родного языка. В одной из школ ежегодно проводят семинары, курсы по вопросам развития, сохранения уникальной культуры, языка народов Чукотки.

Е. Монтада,
г.Певек,Чукотка,
специально для ИЦ “Л“

К содержанию

Эвенское село БерезовкаВ 1954 году образован кочевой Березовский совет, объединяющий кочевое население. Эта группа населения не входила в состав Среднеколымского района, для них советская власть установилась только в 1954 году. С этого времени началось строительство села Березовка. Месторасположение села оказалось неудачным. Строительство началось без предварительного обследования места, без изыскательских работ, без учета мнения специалистов. Все это привело к тому, что село почти каждый год в весеннее половодье страдает от затопления. Такое положение заставило жителей Березовки обратиться в районную администрацию. Много лет пытаются они поставить вопрос переноса села, но безуспешно. Вопрос переноса на незатопляемое место не решен и поныне.

И наконец в этом, 1997 году Председатель Правительства РС(Я) на обращение населения с. Березовки предложил начать изыскательские работы. После завершения изыскательских работ и определения нового месторасположения села должен быть составлен генплан села.

Это начало решения проблемы. В селе, где проживают 350 человек, имеется единственная в РС(Я) средняя школа, где изучают эвенский язык. Будем надеяться - Березовка будет жить.

Л. Колесова,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Новости из Ассоциации КМНСС и ДВ03.10.97 г. в Москве состоялось первое заседание президиума Координационного Совета Ассоциации КМНСС и ДВ Российской Федерации. Члены постояннодействующего рабочего органа Ассоциации заслушали информацию С.Н. Харючи о проделанной работе с июля текущего года. В настоящее время утверждены 7 вице-президентов: Кириллин Сергей Михайлович - первый вице-президент, Суляндзига Павел Васильевич - по работе с регионами, Етылин Владимир Михайлович - по вопросам традиционных отраслей, Таксами Чунер Михайлович - по науке и подготовке кадров, Тодышев Михаил Анатольевич - по связям с рабочей группой ООН, Гаер Евдокия Александровна - по работе с женскими организациями, Абрютина Лариса Ивановна - по вопросам здравоохранения, Булатова Надежда Яковлевна - по вопросам образования и культуры, а также утвержден президиум, куда вошли вице-президенты и члены президиума: Эттырынтына Майя Ивановна, Волкова Галина Михайловна, Самар Юрий Александрович, Кривошапкин Андрей Васильевич, Увачан Владимир Васильевич, Гаюльский Виктор Иванович. В сентябре 1997 года создано Московское городское отделение Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, возглавляет его Елена Тимофеевна Пушкарева.

С.Н. Харючи и А.В. Кривошапкин дали информацию об участии в августе-сентябре текущего года в работе ежегодных встреч рабочих групп Арктического Совета в Дании, Гренландии и Швеции по вопросам устойчивого развития Севера и охраны окружающей среды. Обсуждались итоги работы с 1992 года и рассматривались мероприятия на перспективу для вынесения на суд высших должностных лиц арктических стран в Оттаве (Канада).

Арктический Совет поддержал идею о включении в систему охранных территорий мест национальных святилищ и захоронений коренных народов России. О том, в каком плачевном состоянии находятся не только памятники духовной культуры малочисленных народов Севера, но и места обитания птиц и зверей, сегодня известно всем. В августе 1998 года запланирован доклад Ассоциации КМНСС и ДВ на заседании Международной комиссии по охране флоры и фауны в Арктике.

Президент Ассоциации дал информацию о ходе подготовки к III Международному Саммиту лидеров арктических народов, который состоится 1-5 апреля 1998 года в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа. В Саммите примут участие представители органов государственной власти, политические и общественные деятели восьми северных стран.

Основную долю финансирования столь солидного международного форума берет на себя губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Васильевич Неелов, известный своими прогрессивными взглядами на решение проблем коренных малочисленных народов Севера. При его содействии и поддержке были проведены в г. Надыме (Ямало-Ненецкий автономный округ) I учредительный съезд оленеводов мира и Международная конференция писателей коренных народов Севера в г. Салехарде.

Обсуждались вопросы дальнейшего планирования и организации работы президиума и Координационного Совета.

На очередном заседании будет рассмотрен и утвержден план мероприятий.

Г. Волкова,
член президиума АКМНСС и ДВ,
ИЦ “Л”

К содержанию

В Совете Федерации23 сентября 1997 года на заседании Комитета по делам Севера и малочисленных народов рассмотрены вопросы: “О проекте налогового кодекса Российской Федерации”, “О проекте Федерального закона “О федеральном бюджете на 1998 год”, “О ходе завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в 1997 году”, “О состоянии и проблемах законодательного регулирования вопросов, связанных с социально-экономическим развитием Севера России”.

Одним из основных был вопрос о завозе продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Комитет отмечает, что положение с завозом продукции продолжает оставаться крайне сложным.

В целом по всем территориям при сравнительно благополучных по сравнению с 1996 годом показателях завоза грузов их объем не позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность северных районов. Вследствие прекращения финансирования из года в год объемы завоза уменьшаются, к настоящему времени они составляют только пятую часть того, что было завезено.

Серьезную обеспокоенность вызывает политика Правительства Российской Федерации, направленная на свертывание государственной финансовой поддержки завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

В проекте Федерального закона “О федеральном бюджете на 1998 год” вместо выделения этих средств отдельной строкой предлагается осуществлять государственную поддержку северного завоза за счет средств региональных фондов, а также части финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Однако анализ расчетов трансфертов показывает, что средства на финансирование завоза в них фактически не содержатся.

Комитет решил предложить Правительству до 01.10.97 г. полностью погасить задолженность федерального бюджета по финансированию государственной поддержки завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в объемах, предусмотренных Федеральным законом “О федеральном бюджете на 1997 год”. В срочном порядке выделить администрациям регионов бюджетные ссуды на кассовый разрыв в соответствии с протоколом совещания у первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Б.Чубайса; погасить задолженность федерального бюджета северным территориям по финансированию расходов на содержание объектов социальной сферы и жилого фонда, переданных в ведение органов местного самоуправления; рассмотреть на правительственной комиссии по оперативным вопросам положение в каждом северном регионе с возвратом средств, выделенных в 1994-1995 годах в виде бюджетных ссуд на досрочный завоз продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

Комитет считает неприемлемым предложенный в проекте Федерального закона “О федеральном бюджете на 1998 год” порядок финансирования завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также предложения Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Закон Российской Федераци “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” и Федеральный закон “Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации”, направленные на свертывание государственной поддержки северных территорий.

А.В.Жуганов,
руководитель аппарата Комитета
по делам Севера и малочисленных народов,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

ВСТРЕЧИ СТАЖЕРОВ

Российский Дом народного творчества

 

12 мая текущего года наша группа стажеров ИЦ “L” посетила Российский Дом народного творчества (ДНТ). Как и все организации в нашей стране, они вынуждены выживать, частично финансируются из бюджета, частично зарабатывают средства сами.

С регионами они работают на договорной основе. Все мероприятия проводятся за счет регионов. Но есть тенденция постепенной утраты связи с региональными Домами народного творчества. На вопрос, почему не планируются и не проводятся мероприятия, связанные с культурой коренных малочисленных народов Севера, был дан ответ, что проблемы с самими регионами, которые не имеют средств или не желают проводить совместные мероприятия.

В Доме народного творчества есть возможность профессионально снять материалы об уникальных народных ансамблях и мастерах. Нам даже раздали список уже отснятых материалов. Но есть одно “но”: ансамбль должен за свой счет пригласить специалистов из ДНТ. Вы все имеете представление о Севере и его просторах. Чтобы заснять уникальных мастеров и артистов, надо добираться сотни и сотни километров. Это все стоит немалых денег. Поэтому в списке тех видеоматериалов, что они нам предоставили, изобилуют центрально-российские и в основном русские ансамбли из крупных городов. По моему мнению национальные ансамбли поют и танцуют только на сцене, но это не та культура, которой действительно живет народ. А ведь по ним будут судить о всем народе.

Культура небольших по численности народов, таким образом, переживает упадок – ведь ее экспортировали в города, исковеркали, а потом импортировали в виде признанного во всем мире эталона обратно в национальные села. В Министерстве культуры нам сказали об одном национальном ансамбле, что выглядел он на фоне именитых мастеров “слабо”. Разве это не горько, что танцы, которым тысячи лет, теряют свою душу, выходя на сцену. Не получится ли так, что и мы вместе с ними потеряем наши души? По-моему, все к этому и идет…

А. Исаков,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

НАРОДЫ СЕВЕРА

Ритуально-
обрядовый комплекс "Бакалдын"

 

В городе Якутске действует эвенкийская Ассоциация, председателем которой является Атласов Иван Михайлович.

Целью и задачей Ассоциации является ознакомление с культурой эвенкийского народа.

В 45 км от города Якутска по Вилюйскому тракту на реке Кэнкэмэ эвенкийская Ассоциация получила земельный участок для создания ритуально-обрядового комплекса “Бакалдын” (Встреча).

На территории этого комплекса члены Ассоциации построили 5 домов-времянок, поставили 2 теплых чума. Через туристическую фирму “Спутник Якутии” Ассоциация продает однодневные путевки.

Осенью 1996 года ритуально-обрядовый комплекс принимал сразу 120 человек, среди них была французская делегация. В “Бакалдыне” проводятся такие ритуалы, как прохождение через чичипкан (очищение), охота на оленя, подвязывание серег медведю, поклонение древним деревьям и т. д., где гости тоже могли принять участие. А также они могли полюбоваться выставкой наших мастериц. Все гости расселялись по домам с печным отоплением.

На улице вокруг тагана расположены столы и скамейки. Здесь гостей угощают эвенкийскими блюдами. На территории комплекса для желающих покататься есть две горки и две лыжни: одна идет вдоль реки Кэнкэмэ, другая - по лесу, есть каток, где гости играют в эвенкийский хоккей - телекит. Гости могут покататься на оленях и на лошадях. Работает тир (стрельба из лука и пневматической винтовки). Члены Ассоциации сотрудничают с местными казаками, которые охраняют территорию комплекса и катают гостей на лошадях.

В марте 1997 года на территории комплекса проводились Апросимовские чтения в честь первого эвенкийского поэта Апросимова Дмитрия Нестеровича. Гостями были члены Союза писателей Якутии, ученые и поэты. Было около 40 человек.

Во время весенних каникул приезжают дети с родителями через турфирму “Спутник Якутии”. Ритуально-обрядовый комплекс “Бакалдын” был построен только на энтузиазме членов Ассоциации. Пожелаем всяческих успехов людям, которые пытаются возрождать свою культуру, ритуальные обряды.

Э. Васильева,
Республика Саха (Якутия)
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

Нормы обычного права ульчей

 

В конце XIX - начале ХХ в. у ульчей сохранялись пережитки патриархального родового строя.

В селениях, где жили ульчи из разных родов или из одного рода, в случае возникновения серьезных конфликтов (убийство, обиды, семейные недоразумения и др.) собирался родовой суд, который действовал, исходя из норм обычного права. В состав суда входили старики как от заинтересованных сторон, так и от нейтральных родов. Все они следили за выполнением старых законов. Для ведения переговоров об улаживании конфликта приглашали мангга - посредника, члена нейтрального рода, красноречивого, уважаемого, честного человека, хорошо знающего нормы обычного права.

Последнее наиболее крупное дело по нормам обычного права разбиралось в 1910-1911 гг. в с. Кудюм. Оно возникло по поводу случайного ранения охотником другого, который в результате стал инвалидом. Собралось более сотни человек. Дело разбиралось несколько суток. Пострадавший получил от обидчика медведя, котел, орнаментированное копье и китайскую шубу.

А.М.Золотарев сообщает, что по обычному праву у ульчей все преступления разделялись на 10 категорий, соответственно было и 10 штрафов. Записи А.В.Смоляк в январе 1960 г. в с. Дуди (информатор Александр Сайда из рода Росугбу): “Суд стариков не всегда был справедлив: выигрывала обычно сторона, принадлежавшая к более сильному и богатому роду.

В начале ХХ в. в случае конфликтов ульчи обращались в волостное правление через старост, выбранных из своей среды.

Д. Дечули,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Не ищите врагов среди нас
(Небольшая предыстория принятия нашего решения о бойкотировании празднования 300-летия присоединения Камчатки к России).

 

В марте 1997 года состоялась отчетно-выборная конференция Совета Возрождения Ительменов Камчатки (СВИК) “Тхсаном”, где и было принято решение о бойкотировании празднования 300-летия присоединения Камчатки к России. Мотивировка была следующая: присоединения не было, был захват. Сегодня трудно спорить с фактами, которые говорят о колонизации Камчатки. Перекраивать или переделывать историю мы не собираемся. Что было, то было. И в связи с этим у меня вопрос: имеем ли мы, коренные народы, право на историческую правду в своей жизни? Все единогласно скажут - да. Вот мы и заявили о своем праве на истину о нашей истории. А в ответ непонимание. И почему? Наше заявление неоднозначно, оно режет слух, добавьте к этому неготовность общественного мнения России (Камчатская область и Корякский автономный округ в первую очередь) к приему данной информации. Последние наши поколения воспитаны на противоборстве двух систем: социализма и капитализма. Вспомните, как мы хаяли друг друга и у нас все было лучше, чем у них. И история у нас была особенная. А когда сегодня мы приводим факты, сходные с историей капиталистических государств (в данном случае колониальный период), то нас это шокирует. Но это общие исторические закономерности. Хотим мы этого или не хотим, но нам придется пройти через восприятие неприятных для слуха белых пятен общей истории.

Мои оппоненты мне возражают: зачем ворошить историю? Например, Русь тоже побывала столетия под монголо-татарским игом. Но в конце концов освободилась Русь от ига и этапы борьбы за свободу составляют гордость славной истории России, на этом воспитываются подрастающие поколения. Выходит, Русь понимает себя когда ее “давили”, а когда она “давила” - это табу. Мы затронули очень больную тему, но начинать когда-то надо было. Но не покидает меня уверенность, что с момента решения время уже работает на нас. Пройдет 5 или 10 лет и тогда вы уже будете иными и понять друг друга сможем гораздо легче.

Зачем надо Совету Возрождения ворошить прошлое? Чтобы восстановить истину, без которой невозможно строить отношения в многонациональной обновленной России.

В решении СВИК “Тхсаном” было и обращение к общественным объединениям коренных народов Севера Камчатского полуострова поддержать их решение. При этом совершенно отсутствовало какое-либо давление, потому что уже тогда мы понимали всю ответственность нашего решения.

Президиум окружной организации “Коренные малочисленные народы Севера Корякского автономного округа” дважды рассматривал решение “Тхсанома”. Второй раз (21 июля 1997 г.) по просьбе вице-губернатора Нины Ивановны Солодяковой. И оба раза президиум высказался за поддержку бойкота, но по совершенно другой причине: из-за постоянного ухудшения социально-экономического положения коренных народов. Правительство России, подписав различные международные соглашения и приняв различные программы, не выполняет их. Можно возразить: трудно везде. Но речь идет о малочисленных этносах, и, пока Россия будет выходить из экономического кризиса, на этих народах можно ставить крест. Есть аксиома: чем меньше по численности этнос, тем больше сил нужно для его сохранения.

Президиум окружной организации принял решение самостоятельно, не дожидаясь решений первичных организаций и районных отделений. Тем самым он нисколько не нарушил Устав своей организации. Бойкот - это щекотливая тема. Надо иметь достаточную убежденность, чтобы объяснить мотивы своего решения. Плюс мужество и смелость. Но нет у нас пока средств, чтобы на местах объяснить мотивы своих действий. В связи с этим тактика была выбрана несколько иная, и сегодняшняя действительность доказывает ее правомерность. Прекрасно понимаем предстоящие трудности разъяснительной работы.

Абориген никогда активно не заявляет о своем протесте или несогласии. Он протестует молча: запивая свои нерешенные проблемы вином, водкой или, еще хуже, суррогатами, и потому чаще умирает. Таков Север, такова действительность. Но у нас есть поддержка, мы в это верим.

Меня несколько удивляют высказывания вице-президента Нины Ивановны Солодяковой, оправдания перед аудиторией Камчатской области: мол, не подумали ребята, у них нет поддержки, может, соберутся и передумают.

Уважаемая Нина Ивановна! Наша организация самостоятельна в своих действиях. Мы прекрасно понимали, на что шли, и поэтому за свои действия отвечать будем сами. И размышления о том, что между членами организации идет раскол - это, очевидно, ваш прогноз. Но хочу заверить, что после такого давления мы еще более едины. После Вашей фразы: “Округ будет праздновать!” вынужден признать, что “да”. Только, что Вы вкладываете в емкое слово “округ”. Если 50 артистов, которые все-таки будут веселить петропавловцев, то комментарии, как говорят, излишни.

Кстати, встречаясь с губернатором округа Валентиной Броневич, президиум услышал другую информацию о позиции власти: “Призыв к бойкоту - это ваша позиция и лишь бы не во вред вам” - коротко и емко прокомментировала она наше решение. И данный факт не мешает ей в коридорах власти отстаивать позиции округа.

Мы за равное партнерство в этой сложной совместной жизни. Идея возрождения России - общенародная идея. Здесь прежде всего надо избавиться от представления о том, что судьба России заботит только одних русских. Наша совместная жизнь убедительно доказывает равный вклад в российскую историю всех народов страны. Национально-этнический этап в развитии Российского государства сегодня - это реальный факт. Пройдет много десятилетий, прежде чем мы будем строить национальную политику независимо от национально-этнического фактора. И такая политика станет возможной лишь в том случае, если будет достигнуто подлинное равенство всех народов, составляющих Российскую Федерацию.

Олег Запороцкий,
президент ОО “КМНС КАО”

Информационный центр поддерживает борьбу ительменов за право всех народов России на историческую правду.

К содержанию