БЮЛЛЕТЕНЬ № 22 

IX группа стажеров
Февраль 1998

СОДЕРЖАНИЕ

Новости, факты, события

 

Боль шорской земли
Теплый дом окнами в завтра
С новым президентом - новые надежды
Рыболовство в Магаданской области
Сохраним святые места?
“Арктика - мой дом”
Кто виноват?
Промышленность и народы Севера
КорякПриватизация
Литературный вечер
Памяти Саши
Впервые в отечественной фольклористике
“Турэн”
Окружная газета выигрывает спор
Альтернативное воспитание

Народы Севера

 

Традиции ханты

Встречи стажеров

 

Родной язык - интенсивным методом

Точка зрения

 

Коренные народы и самоуправление

 

 

 

 

 

НОВОСТИ, ФАКТЫ, СОБЫТИЯ

Боль шорской землиТрадиционными занятиями шорцев, проживающих в поселке Ортон Кемеровской области, были охота, рыболовство, скотоводство, земледелие и сбор дикоросов. С 1968 года началась массовая вырубка леса исправительно-трудовыми колониями, и это отрицательно сказалось на нравственном состоянии шорцев. Реки обмельчали, зверя не стало, таким образом нарушился традиционный образ жизни шорцев. Теперь основным занятием является только подсобное хозяйство.

Экология здесь постоянно нарушается золотодобывающими артелями, после работы которых остается мертвая земля вдоль берегов рек Базас и Ортон, а рекультивация земли не проводится. Отстойники не делаются или делаются некачественно, в результате чего вода в реке грязная и жители, живущие ниже разработок, не могут использовать воду для питья.

Загрязняют воду также лесозаготовительные бригады УН 1612(л)-11 и их гаражи, которые построены возле рек, в результате чего мелеют и загрязняются ручьи, отходами и горюче-смазочными материалами отравляются вода и рыба.

А. Кирсанов,
стажер ИЦ
“Л”

К содержанию

Теплый дом окнами в завтраВ городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа есть школа, ни на какую другую окружную не похожая, - санаторно-лесная. В ней ребята с ослабленным здоровьем со всего округа проходят курс лечения, профилактическое обследование и находятся под медицинским наблюдением. При этом они еще и учатся по полной школьной программе. Словом, здесь дети в возрасте от 7 до 12 лет лечатся, учатся и живут.

Много лет руководит школой ветеран педагогического труда Борис Григорьевич Чипсанов. С большой любовью и заботой относятся учителя и воспитатели к своим подопечным, то же самое можно сказать и о техническом персонале. Одной большой дружной семьей живут обитатели поистине теплого дома.

Школа эта в округе существует давно, 11 мая 1999 года ей исполняется 55 лет. Разумеется, и педагогический коллектив, и дети готовятся к юбилею школы. Есть здесь свои передовики в учебе и в труде, никто не будет забыт, так же как не будут забыты и ветераны, отдавшие многие годы делу лечения, обучения и воспитания ненецких ребятишек, приезжающих из самых отдаленных населенных пунктов округа. К сожалению, в этом учебном году некоторые ребята не смогли приехать в школу, потому что у родителей не было возможности отправить их на авиатранспорте в окружной центр, - сказалась ставшая хронической задержка в выплате заработной платы и детских компенсаций, сама школа не в состоянии вывозить детей, управление образования, видимо также из-за финансовых затруднений, не делает этого.

Большой проблемой является то, что здание школы является ровесницей юбилярши, а 55-летний возраст для деревянного здания уже ветхость. Провести даже косметический ремонт, не говоря о капитальном, целая проблема - во многих местах дерево стало трухой. Подчас педагоги боятся за своих питомцев, чтобы не случилось непоправимого, не дай бог. Материальная база тоже требует пополнения, не хватает порой необходимого.

Летом прошлого года на базе школы был организован летний лагерь отдыха также для детей из отдаленных сел, руководила которым Дарья Филипповна Ледкова. Практика показала, что у школы большие возможности в деле оздоровления детей, живущих в экстремальных условиях.

Хочется, чтобы дом, ставший теплым не только в прямом смысле этого слова, достойно встретил свой юбилей, а проблемы стали бы разрешимыми уже сегодня, пожелать коллективу творческих успехов в деле воспитания, обучения, оздоровления детей, пережить трудности с надеждой на лучшее.

О. Терлецкая,
стажер ИЦ “
Л”

К содержанию

С новым президентом - новые надеждыОтчетно-выборная конференция областной Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Магаданской области прошла 24 - 25 февраля сего года в г.Магадане. На конференции были заслушаны и обсуждены отчеты председателя правления ассоциации А.К. Хабаровой, ревизионной комиссии, председателя Совета старейшин М.П.Железной, а также состоялись выборы нового руководства Ассоциации КМНС Магаданской области. Из трех претендентов на пост председателя ассоциации избрана Любовь Ивановна Логинова, эвенка, имеет высшее образование, проживает в Ольском районе Магаданской области.

В ходе работы конференции была принята резолюция по обращению к Президенту Российской Федерации о положении и проблемах коренных малочисленных народов Магаданской области.

А. Громова,
стажер ИЦ
“Л”

К содержанию

Рыболовство в Магаданской областиСезонное рыболовство в прибрежной зоне и во внутренних водоемах - исконное занятие народов Севера - до сих пор сохраняет свое жизнеобеспечивающее значение.

Приоритетное право лова рыбы лососевых видов дается колхозам, совхозам, ассоциациям, общинам малочисленных народов Севера, крестьянско-фермерским хозяйствам, малым предприятиям, имеющим статус национальных (хозяйствующий субъект аборигенов - ХСА). Впервые в 1997 году область делегировала районным администрациям право распределения квот на добычу рыбы. В свою очередь, районные администрации предоставляют право распределения лимитов для обеспечения коренного населения районным ассоциациям народов Севера согласно заключенным между ними договорам.

Распределение промышленных лимитов для национальных предприятий осуществляется через ассоциации народов Севера, то есть все национальные предприятия получают общий лимит, который сами распределяют между собой. Мелкие национальные предприятия народов Севера с лимитом менее 10 тонн не выдерживают конкуренции с крупным промышленным рыболовством, в том числе во внутренних водоемах. Имеется тенденция объединения мелких национальных предприятий, идущая по инициативе как народов Севера, так и руководства области. Например, в постановлении администрации Магаданской области “Об организации лососевой путины в 1997 году” записано: “Рекомендовано мелким предприятиям отлавливать рыбу на договорных началах через основные рыбодобывающие предприятия либо объединяться в укрупненные бригады”.

Большие трудности испытывают национальные предприятия в организации переработки и реализации рыбы. Это связано с целым комплексом причин - с отсутствием кадров, оборудования, приобретение которого требует огромных средств, и т.п.

А. Громова,
стажер ИЦ “
Л”

К содержанию

Сохраним святые места?В территорию муниципального образования г. Новый Уренгой кроме самого города входят поселки Коротчаево, Лимби-Яха, Ево-яха, промысловые рабочие поселки УКПГ-1 - УКПГ-15.

На территории муниципального образования имеются исторически сложившиеся культово-обрядовые места коренных малочисленных народов Севера, проживающих и ведущих хозяйственную деятельность на данной территории. Имеются отдельные захоронения и небольшие кладбища, многие из которых разграблены, порушены в процессе строительства г. Новый Уренгой и разработки Уренгойского месторождения.

Исторически сложившимися культово-обрядовыми местами ненецких родов Айваседо, Пяк, Хэно, Адер, Няруй, Вануйто, Вора, требующими создания условий особо охраняемых зон, являются среднее течение реки Есето-яха, Ларек-сопка, озеро Вын-то, устье реки Пыринто-яха, Тавдот-сопка, урочище Ерко-надо, Парны-сопка, урочище Хэносотыя, урочище на реке Мур-яха Ване-сале, верховье реки Сидя-миньча, среднее течение реки Монгоюрибей, озеро Мородото, устье реки Нгопой хорлово-яха.

Также к местам, требующим создания условий особо охраняемых зон, необходимо отнести стационарные корали - места для просчета оленей, где в это время происходит скопление представителей малочисленных народов Севера и проводятся многие культовые обряды: междуречье Большой и Малой Табь-яхи, среднее течение реки Есето-яха, река Сябу-яха, река Монгоюрибей.

Р. Хартаганов,
специально для ИЦ
“Л”

К содержанию

"Арктика - мой дом"Так называется Полярная энциклопедия школьника, изданная редакцией журнала “Северные просторы”, в помещении которой 19 февраля 1999 года состоялась встреча авторов энциклопедии со стажерами Информационного центра “L’auravetl’an”, посвященная выходу в свет этого уникального издания.

Тиражом в 15200 экземпляров в рекордно короткие сроки ее напечатал ОАО “Ярославский полиграфкомбинат”. Она вышла в свет в рамках Президентской программы “Дети Севера” и будет бесплатно рассылаться во все школы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока в среднем по 3 экземпляра в каждую.

Полярная энциклопедия предназначена для школьников среднего и старшего возраста. В ней описана природа Севера Земли в таких разделах, как “География Арктики”, “Растительный мир”, “Животный мир”, и помещены красочные фотоснимки и иллюстрации.

Ответственный редактор издания Валентина Давыдовна Голубчикова представила авторский коллектив, рассказала о работе над энциклопедией и поблагодарила соавторов за кропотливый труд. Авторы, в свою очередь, рассказали стажерам ИЦ о том, как шла работа над энциклопедией.

Стажеры, которым посчастливилось увидеть энциклопедию еще в макете, поблагодарили всех авторов за замечательный подарок северянам, так как читать ее будет интересно не только школьникам, но и всем, кто любит или мечтает узнать и полюбить Север, отметив, что только люди, искренне любящие Север, его людей, могли сделать такой подарок детям. Были высказаны пожелания о продолжении выпусков подобных изданий, посвященных истории Севера, его культуре.

О. Терлецкая,
стажер ИЦ
“Л”

К содержанию

Кто виноват?В нынешнее время без электроэнергии жить вообще невозможно и сидеть в темноте никто и ни за что не пожелает, ведь это равносильно тому, что сидеть голодным.

Этот зимний период в Быстринском районе Камчатской области проверяет выдержку и терпение его жителей. Несмотря на то что в районе недавно запущена в работу Гидроэлектростанция-4, поселки Эссо и Анавгай время от времени погружаются в темноту.

Так каковы же причины периодического отсутствия электроэнергии? Дело в том, что наша горная Быстрая река имеет вековую привычку с наступлением первых морозов смешиваться с комочками снега, то есть появляется шуга, а через несколько недель покрывается толстым слоем льда. Так вот, у специалистов-строителей не оказалось должной фантазии заблаговременно подумать о работоспособности без ущерба гидроагрегатов Быстринской ГЭС-4, которые из-за малого поступления воды сразу же прекращают свою работу, а ведь нужен всего лишь полноценный водозабор, который попросту не соорудили. Вот такое расследование провел для быстринцев корреспондент газеты “Новая жизнь” В.Викторук.

Стало быть, перебои работы ГЭС будут постоянными до того периода, пока река Быстрая полностью не будет освобождена ото льда.

Администрация Камчатской области вынуждена выделять десятки тысяч “живых” денег для нашего района на закупку топлива для дизельной электростанции с целью выработки хоть какого-то количества электроэнергии для постоянной работы насосных станций, которые выкачивают термальную горячую воду из недр земли для отопления Быстринского района. Как известно, на Камчатке очень сложное положение с доставкой топлива, а стабильное функционирование Быстринской ГЭС с наступлением кризиса в России было бы очень даже кстати, но, увы, наша недальновидность потом резко нас наказывает.

Февраль никогда не считался теплым месяцем, и всегда остаются в памяти крепчайшие морозы и пронизывающие холодные ветры. И вот в одну из февральских ночей опять случилась авария на нашей ГЭС - остановилась работа гидроагрегатов и буквально за полтора часа остановки работы насосной станции в Анавгае “лопнула” система снабжения отоплением, и десятки домов теперь переохлаждены. Бригада сантехников на просьбы жителей Анавгая о скором ремонте разводит руками, так как ремонт надо теперь проводить только с наступлением теплой весны, ведь, в свою очередь, из-за ремонта надо будет останавливать подачу термальной воды в другие дома и тогда не избежать новых аварий.

Так кто же виноват в уже постоянных перебоях подачи электроэнергии и теперь отсутствии тепла в квартирах?.. Недобросовестные руководители строительства Быстринской гидроэлектростанции!.. А теперь нам только остается ждать весеннего тепла, и, конечно же, анавгайцы должны набраться побольше терпения.

Так сколько же можно терпеть?!. Мы устаем терпеливо ждать зарплаты, терпим в холодных квартирах, терпеливо зажигаем очередную свечку и таким образом учим своих детей терпению... А стоит ли вообще быть терпеливыми к халатности, недобросовестности, равнодушию?!.

Л. Банаканова,
стажер ИЦ “
Л”

К содержанию

Промышлен-
ность и народы Севера
В Северо-Эвенском районе Магаданской области разрабатывается рудное золотоносное месторождение Кубака, находящееся на землях оленеводческого государственного унитарного муниципального предприятия (бывшего совхоза) “Рассвет Севера”. Месторождение содержит примерно 84 тонны прогнозируемых запасов золота. В настоящее время право на его разработку принадлежит российско- американской Омолонской золоторудной компании (ОЗРК).

Геологи и областные власти предложили районной ассоциации народов Севера выступить соучредителем компании, взяв под проценты кредит (у областной администрации), и, расплатившись в течение пяти лет, получать доходы. Однако коренное население плохо информировано о проекте. Компенсация за отторгнутые оленьи пастбища (в размере 600 млн руб. “старыми” деньгами) в районный бюджет и ассоциацию в полном объеме до сих пор не выплачена. Не проведена полная экологическая экспертиза проекта, не подсчитан ущерб за возможные долговременные последствия золотодобычи. Особенно много вопросов возникло у общественности (группа представителей от ассоциации народов Севера Северо-Эвенского района посетила Кубаку в марте 1997 года) в связи с так называемым “хвостохранилищем” - резервуаром для хранения пульпы - руды, прошедшей через цикл обогащения с помощью цианидов. Представители народов Севера высказывались за проведение дополнительной экологической экспертизы этого опасного объекта.

Неясна судьба людей, занятых оленеводством, в районах производственного кочевания которых построен комбинат, проложен зимник Омсукчан - Кубака. Все эти вопросы вызывают тревогу, тем более что ОЗРК имеет далеко идущие планы в деле освоения рудных богатств Северо-Эвенского района - единственного из районов Магаданской области, еще не затронутого влиянием золотодобычи.

Пока здесь сохраняется девственная природа, нет проблем с экологией. В реки, находящиеся на территории района, заходит на нерест рыба ценных лососевых пород. Во многом это обусловлено отсутствием постоянных транспортных коммуникаций (исключая воздушный, водный пути). Кроме того, что очень важно, этот район практически полностью может быть назван национальным, так как здесь живут эвены, коряки, ительмены. Они еще сохраняют свои традиционные занятия, а вместе с ними и образ жизни.

Принять и исполнять законы, защищающие права и интересы коренного населения, - единственный путь сохранить для будущих поколений уникальную природу района и “уходящую” культуру людей, занятых традиционным хозяйством.

А.Громова,
стажер ИЦ “
Л”

К содержанию

КорякПривати-
зация
Хочется поделиться своими мыслями по поводу приватизации жилья на Севере, в частности по нашему Корякскому автономному округу. После нескольких лет, прошедших с момента начала приватизации, можно оглянуться назад и сделать выводы.

В нынешнее сложное экономическое положение в стране, а также в округе строительства жилья не ведется. Проблема жилья у нас в округе, по моему мнению, стоит на третьем месте по важности после северного завоза и постоянной невыплаты заработной платы.

Начну с 60 - 80-х годов, так сказать застойного времени, как сейчас его называют. В то время приезжему специалисту по закону должны были в первую очередь предоставить благоустроенное жилье. В то же время коренные жители стояли десятилетиями в очередях на расширение и улучшение своего жилья. Эта практика ущемляла интересы коренных малочисленных народов живущих на своей земле. Многие мои сородичи до сих пор проживают в неблагоустроенных квартирах либо живут по 8 - 10 человек в квартирах (пример - село Тымлат, семьи оленеводов), а некоторые вообще не имеют жилья.

У меня могут быть оппоненты, которые скажут, что часть средств, поступающих от предприятий, ведущих промышленное освоение и добычу полезных ископаемых на территории Корякского автономного округа, идет как раз на покупку жилья для коренных жителей округа. Но могу возразить, что это мизер по сравнению с тем, сколько требуется.

Что же мы видим сейчас? С приходом приватизации опять в выигрышном положении остаются приезжие. Уезжая за пределы округа, они приватизируют свои квартиры и продают их. Для них же, для выезжающих, округ обязан опять-таки по закону оплатить проезд до нового места жительства и все расходы по перевозке вещей (либо контейнер, либо посылки). Также для них ведется строительство жилья на “большой земле” (для них работает постановление “О гарантиях и компенсациях для лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей”). Многие из тех, кто уже получил жилье на “материке”, не торопятся освобождать квартиры в округе, хотя по закону обязаны это сделать.

Еще существует такая проблема: многие частные предприниматели покупают благоустроенные квартиры и оборудуют их под свои магазины, и это при том, что не ведется строительства жилья в округе. Считаю, что на местном уровне должны быть выработаны законодательные акты, которые запрещали бы использовать жилой фонд под магазины.

Создается впечатление, что мы, коренные жители округа - коряки, чукчи, эвены, ительмены, не вписываемся в политику государства. Мои предки, живя и кочуя на своей земле, имели крышу над головой, будь то чум или палатка. Государство должно помнить, что на этой земле жили наши предки, живем мы, будут жить наши дети и внуки. Нам некуда ехать, здесь наша земля.

П. Ласточкина,
стажер ИЦ “
Л”

К содержанию

Литературный вечерВ музее этнографии и природы Горной Шории г. Таштагола состоялся поэтический вечер, посвященный 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина.

На вечере прозвучали стихи о родной земле, о ее неповторимой красоте и нелегкой судьбе шорского народа в исполнении авторов, известных в Горной Шории, Татьяны Тудегешевой, Татьяны Ачеловой, Любови Арбачаковой и Любови Чульжановой, а также начинающих молодых поэтов.

Вечер был организован и проведен специалистом по шорскому языку отдела образования Н.А. Адыяковой и директором музея этнографии и природы Горной Шории Н.Д.Шихалевой. Ансамбль “Чылтыс” украсил вечер своими песнями.

Л.Чульжанова,
специально для ИЦ
“Л”

К содержанию

Памяти СашиАлександра Назаренко родилась и выросла в поселке Индига Ненецкого автономного округа. По линии матери она из рода Апицыных, которые веками пасли оленей на просторах Тиманской тундры. Обычная девочка в положенный срок пошла в школу, учеба давалась легко.

Больше всего на свете любила Саша животных, особенно лошадей, собак. Когда в поселке произошло ЧП и в нерестовую речку хлынули потоки разлитого по халатности дизтоплива, Саша бросилась спасать мальков гибнущей рыбы. Характер у Саши живой, поэтому ни одно мероприятие школьного ли, общепоселкового ли масштаба не проходило без ее участия. Она - непременная участница самодеятельности. Наверняка, если бы у Саши было больше здоровья, в ее лице земляки могли иметь талантливую актрису. Каждый номер художественной самодеятельности, в котором принимала участие Саша, становился ярче и интереснее, особенно ей удавались острохарактерные комические роли. В репертуаре самодеятельных актеров была и классика и фольклор. Особенно полюбились зрителям инсценировки ненецких сказок и преданий. Любовь к ним передалась Саше от горячо любимой бабушки Матрены Захаровны Апицыной.

Создатель щедро наградил девочку при рождении красотой, умом, своеобразным искрометным юмором, добротой, но не дал главного - здоровья. В трехлетнем возрасте Саша перенесла операцию на крохотном сердечке, затем - тяжелая инфекция жизненно важного органа, спасти ее могла только трансплантация. А это ожидание донора, постоянное наблюдение узких специалистов, которое невозможно осуществить в отдаленном маленьком поселке полярного края. Да и стоимость операции оказалась не по карману. Всю отчаянность положения, как никто другой, понимала ее мама. Сама она - врач, сколько жизней спасла за много лет работы участковым врачом.

Сколько исхожено чиновничьих кабинетов, исписано просьб об оплате спасающей жизнь дочери операции...

Александра Борисовна Назаренко не дождалась помощи и покинула нас, живущих. Весь поселок провожал Сашу в последний путь, озорница на прощание не смогла упустить возможности поозорничать: на подъезде к кладбищу внезапно заглохли двигатели тракторов, везущих печальный кортеж, и до самого ее последнего места на земле гроб с Сашиным телом несли на руках по очереди все молодые люди поселка Индига.

Спи спокойно, милая девочка, дорогая Сашенька, и прости нас за то, что оказались бессильными перед твоей болезнью. К сожалению, часто мы зависим от обстоятельств, и будем ли жить, будут ли здоровы наши дети, зависит не от нас, а от отзывчивости, человечности, умения понять нашу боль власть предержащих господ.

О. Терлецкая,
стажер ИЦ “
Л”

К содержанию

Впервые в отечественной фольклористикеВ г. Улан-Удэ 21 декабря 1998 года в Институте монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН состоялась успешная защита диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Любови Арбачаковой. Диссертация называется “Текстология шорского героического эпоса”.

Актуальность темы диссертации определяется все возрастающим интересом к текстологии российской фольклористики, в настоятельной работе с текстами устного народного творчества, необходимостью разработки теоретических вопросов фольклорной текстологии в каждой национальной фольклористике, особенно в эпосоведении.

Как отметил в своем отзыве на диссертацию В.М.Гацак, это одна из первых текстологических диссертаций не только в шорской и сибирской, но и в отечественной фольклористике. Был переработан обширнейший материал и детально сопоставлены рукописи с публикациями, магнитофонные записи с их расшифровкой, русские переводы шорских текстов с их оригиналами.

Диссертация, можно сказать, была написана в Междуреченске. Рядом были люди, которые помогали и поддерживали.

После написания диссертации встали финансовые вопросы, так как защита в Улан-Удэ была платной, и здесь большую финансовую помощь оказали глава города Междуреченска С.Ф. Щербаков и директор национального предприятия “Азас” В.Ф.Кадымаев.

После защиты Любовь Арбачакова вернется к работе - будет преподавать шорский фольклор студентам шорского отделения Новокузнецкого государственного педагогического института. В ее планах - издание сборника шорского фольклора “Устная поэзия шорцев” совместно с Шорской организацией Союза писателей России и сборника “Обрядовая и песенная поэзия шорцев” с новосибирским музыковедом Р.Б.Назаренко. Материалы для этого уже есть.

Л.Чульжанова,
специально для ИЦ
“Л”

К содержанию

"Турэн"Язык - это основа национального самосознания и культурное достояние народа. Без языка не может быть этноса. Язык - это мощнейшее средство воспитания подрастающего поколения. Знание языка, обычаев, традиций дает народу прочный иммунитет против духовного обнищания.

По переписи 1989 года в Республике Cаха проживают 14 428 эвенков, то есть 48,2% из всего числа проживающих в России. Эвенки сосредоточены в Булунском, Оленекском, Жиганском, Мирнинском, Анабарском, Усть-Майском, Алданском улусах. В этих улусах полностью потерян язык. Эвенкийскую речь можно услышать в селе Иенгра Нерюнгринского улуса, в поселке Тяня Олекминского улуса.

Основной причиной исчезновения языка явились разбросанность эвенкийского народа на огромной территории России, уход от традиционного кочевого образа жизни, ликвидация эвенкийских поселков и колхозов в 40-50-х годах. Вымиранию языка способствовало и то, что многие десятилетия обучение детей шло на русском и якутском языках. В настоящее время в школах, где обучаются дети, сложилась тяжелейшая языковая ситуация, из-за нехватки педагогических кадров до сих пор не ведется преподавание эвенкийского языка, национальной культуры. Почти все эвенки считают необходимым изучение родного языка и возрождение национальных традиций. Незнание языка порождает у народа этническую маргинальность, которая приводит к беспомощности, чувству собственной незначимости, суициду. Известный лингвист Вильгельм фон Гумбольдт считал, что можно возродить даже “мертвые” языки, так как у любого этноса веками складывается “языковое сознание народа” или “языковое чутье” и нужно только для этого создавать определенные условия.

В 1996 году при содействии Министерства образования, Министерства народов Якутии в г. Нерюнгри открыли летнюю языковую школу “Лингва-Турэн”. В 1998 году школа переименована в “Турэн”. За эти годы отдыхом и обучением были заняты дети-эвенки из разных улусов, в том числе и из арктических. По результатам работы школы “Турэн” составлены отчеты, публикации в прессе, снят видеофильм и показан в республиканской телевизионной программе “Геван”. Дети живут в детском оздоровительном комплексе “Мужество”, который расположен в живописном месте в 4 км от г. Нерюнгри. Помимо наших детей отдыхают и оздоравливаются около 300 учащихся Нерюнгринского улуса. Дети-эвенки укомплектованы в специализированные языковые отряды и обучаются в Регионально- образовательном социально-психологическом центре г. Нерюнгри. В хорошо оборудованных кабинетах ведется преподавание эвенкийского языка интенсивным методом, национальной культуры, психологии общения, компьютерной грамотности, иностранных языков (английский, немецкий), радиотележурналистики.

Дух школы направлен на развитие национального самосознания, на уважение и пробуждение любви к своему материнскому языку, которая глубоко, неосознанно коренится в душе каждого эвенкийского ребенка. Проводятся эвенкийские национальные праздники “Бакалдын”, “Икэнипкэ”, а также дни культур различных народов (эвенкийского, якутского, русского, немецкого, английского). Во второй половине дня дети играют в национальные спортивные игры, разучивают эвенкийские, якутские хороводы, танцы, народные песни. Учатся общаться с детьми разных национальностей, то есть воспитываются принципу мультикультурного образования.

Истинное возрождение языка и культуры начнется только тогда, когда за это возьмется весь народ, поэтому некоторые дети выезжали на языковую практику в стойбище рода Нюрмаганов, знакомились с обычаями и традициями своего народа. Помимо этого дети жили в эвенкийских семьях в селе Иенгра.

Опыт работы в школе “Турэн” показал, что даже за такое короткое время прикосновение к языку, культуре родного народа дает внутренний толчок к национальному самосознанию.

Дети и педагогический коллектив школы “Турэн” выражают глубокую благодарность Министерству образования, НИИ национальных школ, ИПКРО Республики Саха, администрации, МУО, РОСПЦ города Нерюнгри и Золотинской средней школе-интернат имени Г.М. Василевич села Иенгра.

Спасибо всем тем, кто сумел помочь в организации отдыха и обучения эвенкийских детей.

Ф.Леханова,
стажер ИЦ
“Л”

К содержанию

Окружная газета выигрывает спорГазета “Наръяна вындер” - ежедневная общественно-политическая газета Ненецкого автономного округа, выходит с 10 ноября 1929 года в городе Нарьян-Маре на русском и ненецком языках. Учредителями являются коллектив газеты и Собрание депутатов Ненецкого автономного округа. Администрация округа вышла из состава учредителей газеты 1 июля 1998 года.

Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ 25 февраля рассмотрела вопрос “Об обращении заместителей главы администрации Ненецкого автономного округа Ю.В. Родионовского и В.В. Недосветея в связи с публикациями в газете “Наръяна вындер”. На этом заседании присутствовали стажеры IX группы ИЦ “L”.

Суть обращения заключалась в том, что администрация Ненецкого автономного округа считает, что газета злоупотребляет свободой массовой информации, публикуя материалы, разжигающие социальную нетерпимость. Но главный упрек местной власти к редакции состоит в том, что она, как считают руководители, ведет “целенаправленную политику по дискриминации исполнительной власти округа”.

Заслушав обе стороны, Судебная палата установила, что 13 ноября 1998 года в газете “Наръяна вындер” был опубликован материал “Почему население округа не доверяет властям”, в котором приводятся факты бесконтрольного, по мнению автора, расходования бюджетных средств и кредитов администрацией округа. Судебная палата также отмечает, что обратившиеся в Судебную палату руководители НАО не воспользовались в установленном законом порядке правом на опровержение недостоверных, на их взгляд, сведений и не откликнулись на призыв, содержащийся в этой статье: “Чтобы не получилось непонимания, нужна встреча с информацией о ней через газету населения Ненецкого автономного округа. ... Мы все хотим улучшения жизни, а оно возможно только при открытой, честной и чистой власти”.

Ю.В. Родионовский в своем заявлении обращает внимание на материал “Запросы, на которые нам не отвечают” от 26 июня 1998 года, где речь идет о запросе редакции по поводу приобретения двух квартир руководителем аппарата администрации Л.И.Суборновой. Редакция, снабдив эту информацию оговоркой “по слухам”, просит разъяснить ситуацию. К числу названных публикаций относятся также материалы “Обошлось без происшествий” об акции протеста 7 октября 1998 года и “О новых русских и старых учителях”.

Ситуацию, сложившуюся в округе между администрацией и газетой, Судебная палата считает “явно вышедшей за допустимые рамки взаимной критики и требовательности” и выносит решение, в котором признает, что “требования заявителей об оценке представленных публикаций в газете “Наръяна вындер” как грубым злоупотреблением свободой массовой информации и необходимости принятия мер к прекращению деятельности данного средства массовой информации не основаны на законе и не подлежат удовлетворению”.

Судебная палата рекомендует обеим сторонам искать пути к сотрудничеству на основе закона и общественных интересов.

П.Ласточкина,
стажер ИЦ
“Л”

К содержанию

Альтернативное воспитаниеСтоит, уютно расположившись на покатом берегу реки Паланы, домик. А в том доме живет большая семья.

Хозяин дома Виктор Эвкумьевич Кихляп, хозяйка - Наталья Александровна Шабалина. Виктор Эвкумьевич по натуре немногословен, сдержан, терпелив, в уголках губ поигрывает улыбка. Типичный портрет северянина. Наталья Александровна пунктуальна, координатор и организатор семейных дел. В семье восемь детей. Дети из семей оленеводов, находящихся в тундре, за несколько километров кочующих от родного дома. Своих троих детей они вырастили, все они взрослые.

Когда создавали приемный дом, а было это 8 лет назад, все начиналось с нуля. Сейчас семья имеет подворье: корову, птиц, лошадей. Хозяйство стало необходимостью в наше время, когда даже пособие на детей не выплачивается вот уже несколько месяцев. На государство не надеются.

В летний период вся семья занимается заготовкой рыбы, ягод, дикоросов. Выращивают овощи. Глядя на ребят, любуешься, с какой сноровкой они выполняют любую работу. В их доме все национальные яства готовят сами дети. Периодически Виктор Эвкумьевич выезжает на посезонную охоту на морского зверя, детей пока с собой не берет. Оно и понятно, малы еще.

Дети занимаются в школе искусств. Девочки - на хореографическом, мальчики - на народном отделениях. Посещают кружок корякского языка, созданного в сельском Доме культуры. Это пока единственный кружок корякского языка, созданный по инициативе Натальи Александровны на фоне забвения языка. Дети являются неизменными исполнителями фольклорного коллектива при сельском Доме культуры, которым руководит всем известный у нас на Камчатке Александр Мохнаткин. Бывший артист ансамбля “Мэнго”, знаток фольклора, личность яркая, калоритная. Детям есть чему учиться у него.

Летом 1998 года при постройке детского парка дети приняли активное участие в строительстве, причем все делали своими руками. Неухоженный участок через месяц превратился в уютный детский парк.

Двумя годами раньше дети выезжали на каникулы к своим родителям в оленеводческие табуны. По словам Натальи Александровны, это главная цель, какую они преследовали в воспитании детей: приобщение к традициям, азам культуры. По окончании каникул, воодушевленные и вдохновленные дети возвращались к учебному процессу. Сколько эмоций, впечатлений, детишки на деле приобщаются к традициям этнокультуры. Параллельно вбирают важные экокультурные ценности, обеспечивающие органичное сосуществование с природой, которые остаются неизменными и наработанными вот уже много веков. По словам Владимира Салина, “это иная цивилизация”, где все продумано и ничего лишнего, где даже обыкновенные рогатины от костра имеют свой особый смысл, указывая, в какую сторону откочевал табун. Сейчас в связи с энергетическим кризисом не всегда есть возможность выехать в табун.

Но за будущее этих детей волноваться не приходится. С уверенностью можно сказать: у детей оно есть. Сколько же духовных и физических сил приходится вкладывать, знают только Наталья Александровна и Виктор Эвкумьевич. Не восхищаться ими нельзя. Но сколько бюрократических барьеров они преодолели, сколько непонимания встретили в таком благородном деле.

А ведь они создали альтернативу воспитания. Есть опыт альтернативного воспитания наших детей. Это один из выходов в сложившейся ситуации. Создание семей для детишек из оленеводческих семей и их поддержка - вот сейчас одна из насущных задач.

Весь опыт негативного интернатовского воспитания мы только сейчас осознали - оторванность поколений со всеми вытекающими отсюда последствиями, а главное - нежелание трудиться в тундре.

Оленевод Николай Ятгигин сказал: “Только в оленеводческих звеньях сохранилась настоящая культура “Лаураветлан”, что означает “люди истинного значения”. Вот только передавать некому. А мне все еще вспоминается картина из прошлого: весной по пояс обнаженные дети, купающиеся в снегу. Бегают, резвятся. С ностальгией вспоминаю это время. Но я верю - тундра оживет, и столь безмолвные ее просторы огласят детские голоса и смех!

О. Нестерова,
специально для ИЦ “
Л”

К содержанию

НАРОДЫ СЕВЕРА

Традиции ханты

 

Каким богам поклонялись ханты? Представления о невидимых душах и духах являются единственной верой. Существует обычай хранить, подбирать и делать самим предметы-амулеты. Отсюда и пошло идолопоклонство. В культуре хантов сохранилось верование не только в духов, но и в самих животных или их фигурки, поэтому прослеживается вера в родство с каким-либо животным. Возникают варианты его почитания, запрет на него охотиться и употреблять в пищу.

С другой же стороны, медведь почитается повсеместно, его называют “лесным человеком”, это даже сверхчеловек, потому что когда-то он был младшим сыном бога Торума, но за непослушание бог спустил его с небес на землю и повелел медведю вмешиваться в людские судьбы, наказывать виновных и помогать невиновным. Почти везде почитается лось - “вещь с длинными ногами” - символ благополучия; как и медведь, он приравнивался к человеку. Почиталась и лягушка - “между кочек живущая женщина” - символ семейного счастья.

Также связывали ханты свою судьбу и с предками, искали поддержки у деревьев, дерево мыслилось как лестница, которая связывает земной, подземный и небесный миры. Почитался огонь - “женщина в красном халате” - символ защиты от злых духов и снятия нечистоты с оскверненных предметов. Богами были и фантастические человекоподобные существа; существовали домашние (деревянная фигурка в форме человека) и общественные духи (хозяева местности, более сильные). На священных местах, где “жил” дух, природный или рукотворный, происходило жертвоприношение с молением. Существовало деление на мужские и женские священные места, но были и общие.

В традиционных культурах вещь и человек настолько слиты, что в музее даже самая богатая коллекция не воспринимается как часть общей культуры: вещи здесь мертвы - оживают только в действии, только в руках.

Одним из самых сильных моих впечатлений является декоративно-прикладное искусство моего народа, и я хотела бы поделиться с вами тем немногим, что я знаю.

При первом взгляде на хантыйские изделия можно поразиться: до чего все одинаково! Это ошибка! Любой ханты-охотник из тысячи найдет свое, и отличит от многих других не только свои лыжи, но даже их след. Все это потому, что любой предмет делается для себя, чтобы нравилось. А если нравится, то между человеком и вещью создается невидимая нить, которая прочно связывает их.

Берестяные изделия хантыйских мастериц вызывают восхищение разнообразием форм и украшений. Именно на бересте более 4 тыс. лет назад были выполнены узоры, которые сохранились до наших дней на территории Приуралья и Западной Сибири.

В Среднем Приобье стенки коробок делали не только из бересты, но и из коры пихты. Применялось десять способов орнаментации берестяного материала: выскабливание (процарапывание), тиснение, ажурная резьба с подкладным фоном, аппликация, раскрашивание, профилировка краев, накалывание, нанесение узора штампом, сшивание различно-окрашенных кусочков бересты. Особенно любовно украшались колыбельные, главной фигурой являлась глухарка, охраняющая душу ребенка, пока он спит. Наносили также и другие изображения - соболя, медведя, крест, рога оленя.

Издавна сложилось так, что в одном районе больше прогрессировал один вид декоративно- прикладного искусства, а в другом - меньше. Например в Сургутском и Нижневартовском районах сильнее увлекаются орнаментами на бересте, в Ханты-Мансийском, Березовском, Белоярском, Октябрьском - аппликацией по ткани, в Приуральском и Шурышкарском - мозаикой по меху.

Художественной обработкой дерева ханты занимались меньше. Это была мужская работа. Строгими резными узорами украшали табакерки, коробочки, женские кроильные доски, курительные трубки, культовые молоты. Такие же узоры, как на дереве, мужчины использовали и на изделиях из кости.

Существовало таинство татуировки, которое утрачено и не было разгадано. Женская татуировка, когда она еще имела место быть, всегда была загадкой для мужчин. Делали татуировку щучьей челюстью и натирали сажей. Мужчины часто наносили тамгу - знак принадлежности к роду или семье, а женщины - фигурку парящей птицы, полагая, что она поможет человеку после смерти проходить через океан в страну смерти.

Хотелось обратить внимание на украшения. Ханты знали две техники изготовления бисерных украшений: ажурную сетку и нашивание бисера на ткань или кожу. Больше всего ханты ценили непрозрачный фарфоровый бисер. Замечательное искусство вышивания по холсту цветными нитками было развито только в южных районах - на Иртыше, Демьянке, Салыме. Женщины не жалели своих рук, глаз, времени, чтобы расшить узорами рубаху или платье. Продолжительность работы могла длиться 1-2 года.

Об обработке рыбьих кож упоминалось в летописях XVII века, где говорилось, что остяки “...одеяние и обувь имеют с рыбьих кож, с осетров, стерлядей, с налимов или сомней...”. Этот материал можно сравнить с изделиями из искусственного материала - болоньи, но рыбья кожа, в свою очередь, пропускает воздух. Увидевшие эти изделия забывали все другие материалы. Но самым распространенным и незаменимым материалом считается оленья шкура.

Сейчас можно найти ценные работы, написанные об искусстве ханты. Искусство ханты - это великий труд и дух народа, который может расшифровать только сам народ. Возможно, и расшифровывать его не нужно, нужно только помнить, что во всем этом заложен смысл существования всего моего маленького народа - народа ханты.

Югорская земля сегодня - это наша радость и боль. Есть места, где продолжается веками сложившаяся жизнь, здесь время сохраняет свой прежний темп. Но существуют места, где от хантыйской культуры не осталось и следа. На охотничьих и оленеводческих угодьях возвышаются буровые вышки. Традиционная культура разрушается, и главная задача технического процесса заключается в том, чтобы найти компромисс между человеком и природой, который предки наши сохранили и до сегодняшнего дня, братьям нашим старшим еще нужно многому учиться у нашего народа.

Т. Егорова,
специально для ИЦ “
Л”

К содержанию

ВСТРЕЧИ СТАЖЕРОВ

Родной язык - интенсивным методом

 

18 февраля стажеры девятой группы встретились с преподавателями Центра интенсивного обучения иностранным языкам (и русскому как иностранному) при МГУ имени М.В.Ломоносова. Центр возглавляет доктор педагогических наук, академик Международной академии высшей школы Г.А.Китайгородская. Галина Александровна рассказала, что интенсивное направление возникло в нашей стране в 70-х годах в связи с необходимостью решить практическую задачу - овладение иностранными языками как средством общения. И отметила, что истоки интенсивного метода идут от суггестопедической концепции болгарского ученого, врача-психотерапевта, доктора Г.Лозанова.

В нашей стране функционируют различные методические системы данного направления: эмоционально-смысловой метод И.Ю.Шехтера, суггестокибернетический метод В.В.Петрусинского, метод ускоренного обучения взрослых Л.Ш.Гегечкори, метод “активизации возможностей личности и коллектива” Г.А.Китайгородской. Галина Александровна считает, что каждый человек, каждый ученик - личность уникальная. Причем чаще всего человек об этом даже не догадывается, не знает своих способностей и возможностей. Суть нашего метода не только в изучении языка, но и в познании себя, в реализации своего потенциала. Занятия сразу начинаются с общения на языке. Ведь малолетние дети учатся говорить, не зная грамматики. И вся система упражнений строится от целого к частному, а затем снова к целому

М.Ф. Бирюкова преподаватель русского языка как иностранного объяснила стажерам, что такое метод “активизации возможностей личности и коллектива”. Это прежде всего максимальная активизация преподавателя и учащихся в ходе всего занятия, что способствует активному общению обучаемых друг с другом в ходе коммуникативной напряженности. Вступая в активное общение с преподавателем и товарищами по классу, учащийся дополнительно получает знания от партнеров по общению, перенимает речевые умения и навыки, которыми они располагают. Данный метод опирается на такие принципы, как личностное общение, ролевая организация учебного материала и процесса, коллективное (групповое) взаимодействие, полуфункциональность упражнений, концентрированность при организации учебного материала. Метод позволяет запоминать огромный материал, так как наша память избирательна. Из 10 выражений мы сможем запомнить 3, а из 100 фраз запомним 30. Также Марина Филипповна ознакомила стажеров с технологией ведения занятия.

Преподаватель Л.И.Каминская сообщила, что метод “активизации резервных возможностей личности и коллектива” оказался столь результативным, что возникла необходимость создания системы принципиально новой подготовки преподавателей. Центр проводит двухнедельную, двухмесячную стажировку преподавателей иностранных языков по специальности “Методика и психология интенсивного обучения иностранным языкам”. К концу учебы выдается сертификат.

Известный юкагирский ученый и поэт Улуро Адо говорил: “Язык - это единственное наше богатство, который как святыня, как память остался нам от предков. Без него мы перестанем быть отдельным народом, отдельным этносом и превратимся в маленькую толпу людей. Поэтому защита родного языка, родной культуры для нас должна стать священным долгом”. Мы, учителя Золотинской средней школы-интерната имени Г.М. Василевич села Иенгра и научные сотрудники лаборатории эвенкийского языка и культуры НИИ национальных школ Республики Саха (Якутия) г. Нерюнгри, искали наиболее эффективные способы и методы обучения эвенкийскому языку.

В 1994 году Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха направил меня на двухмесячную стажировку в данный центр. Я попала в группу “Русский язык как иностранный”. Программа обучения включала в себя лекционные курсы по методическим, лингвистическим и психологическим проблемам интенсивного обучения. Читался курс сценической речи. Проводились различные практикумы, семинары, тренинги. На практических занятиях я смотрела, как обучают иностранных студентов русскому языку интенсивным методом. После занятий вместе с преподавателем М.Ф.Бирюковой анализировали каждый урок. Затем совместно с ней разработали урок эвенкийского языка интенсивным методом.

В конце стажировки мною был дан урок по методу “активизации возможностей личности и коллектива”. “Учениками” были преподаватели центра и стажеры из Москвы, Сочи, Санкт-Петербурга, Иркутска, Ульяновска. На уроке больше всего меня поразили мои “ученики”, которые, никогда не слышав эвенкийскую речь, спокойно произносили фразы на эвенкийском языке и при этом не чувствовали языкового барьера.

Стажировка позволила мне по-новому подойти к самому процессу преподавания. После теоретического и практического ознакомления с методом мною была разработана методическая система “Обучение эвенкийскому языку невладеющих интенсивным методом Г.А. Китайгородской”.

В 1995 году в ЗСШИ имени Г.М. Василевич села Иенгра ввели экспериментальное обучение эвенкийскому языку невладеющих методом интенсива. Эксперимент продолжается по сей день. На уроках дети не только учатся говорить на эвенкийском языке, но и приобщаются к своим обычаям и традициям. Учащиеся разучивают различные народные игры, песни, танцы, водят хороводы. Знакомятся с запретами, оберегами эвенкийского народа. Таким образом воспитываются национальное самосознание и чувство собственного достоинства.

Эвенкийские дети от природы немногословны, тяжело адаптируются в новых условиях. Из-за неумения общаться многие наши студенты бросают учебу. Данный метод позволяет учить не только языку, но и самому общению, то есть прививаются коммуникативные навыки. Весь процесс обучения строится на личностном общении учителя и ученика и, что самое главное - учеников между собой.

На уроках присутствует дух радости, взаимопонимания, взаимопомощи. Формирующий эксперимент также проводится в эвенкийской летней школе “Турэн” г.Нерюнгри. В конце первого и второго полугодий в ЗСШИ имени Г.М. Василевич создается комиссия, которая проверяет индивидуально уровень владения эвенкийским языком каждого ученика. Результаты проверок и срезовых материалов показали высокую эффективность новой методики.

В 1996 году в г. Якутске проводилась первая республиканская олимпиада по эвенкийскому и эвенскому языкам, где мои ученики Лена Эйрих (русская), Юра Леханов (эвенк) заняли первые места в своих возрастных группах.

В настоящее время языки коренных малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока находятся на грани исчезновения. Из 200 тысяч человек знают свой родной язык только 18%. Народ без языка - это народ без своих корней, без духовной культуры. Мы, коренные малочисленные народы, должны мобилизовать все усилия на возрождение наших древних языков.

Стажеры девятой группы вышли с предложением в Российскую ассоциацию коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока об организации стажировок учителей родных языков в Центре интенсивного обучения иностранным языкам при МГУ имени М.В Ломоносова.

Ф.Леханова,
стажер ИЦ
“Л”

К содержанию

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Коренные народы и самоуправление

 

12 февраля состоялась встреча стажеров ИЦ с начальником отдела Арктики Министерства региональной политики РФ Александром Николаевичем Пилясовым, который подробно рассказал о своей работе, и мы вполне согласны с его выводами.

Важную роль в жизнедеятельности малочисленных народов российского Севера играют традиционные отрасли хозяйствования - оленеводство, пушной, рыбный, морской промыслы. Сегодня они обеспечивают занятость около 30 тыс. человек, эффективно удовлетворяют повседневные потребности в мясе, рыбе, меховой одежде.

Резкое повышение цен на энергоносители, транспортные тарифы, отказ государства дотировать производимую продукцию в прежних объемах отрезали эти отрасли от рынков сбыта и привели к их стремительному свертыванию. В 1993 году в традиционных отраслях было занято 53% работников- аборигенов, а в начале 1996 года - лишь 39%. Такая ситуация сильно контрастирует с желаниями народов Севера, 60% которых, по опросам Минтруда РФ, по-прежнему сориентированы на традиционные виды деятельности.

Принципиальное отличие убыточности традиционных отраслей от остальных в том, что она не сделанная, не смоделированная, а объективная (ввиду высоких издержек производства, транспортировки, низкой производительности труда) и трудно одолимая даже при восстановлении нормальных условий хозяйствования. Мощности современных производств, организуемых национальными предпринимателями, как правило, невелики, ориентированы на внутреннее потребление и потому неизбежно не имеют высокой рентабельности. Как показывают статистические данные последних шести лет, именно оленеводство находится в самом критическом состоянии, во многих ареалах эта отрасль уже, по сути, утрачена. В районах Севера России нужно стимулировать локальное возрождение транспортного оленеводства.

Задача государства в лице федеральной и региональной власти состоит в том, чтобы помогать создавать рынок оленины - организацией товарообмена факторий на базе исторически существовавших ярмарок, где встречались кочевники-оленеводы и оседлые жители, пунктов корализации оленей, малых наземных транспортных средств, холодильников. Здесь оленеводство выступает одновременно и для продовольственного самообеспечения, и как товарная отрасль.

Оленеводство является составной частью как товарной, так и традиционной экономики, так как оленеводы работают на коммерческой и частично на традиционной основе.

Как форма взаимодействия человека с природой северное оленеводство - важная часть мирового культурно-экологического наследия.

Для того чтобы в национальных селах состоялось экономическое развитие, необходимо:

1) всемерное вовлечение самой локальной общности людей в процесс выработки решений, контроль их принятия и осуществления. Местный суверенитет - это не проигрыш государства, отдавшего часть своих прежних полномочий локальной общине, но выигрыш всех: ведь только в случае реального самоуправления создадутся ключевые условия экономического роста. У государственных органов нет ответственности за свои решения, у них нет и стимулов принимать лучшие. Локальная же община сельских жителей обычно принимает более оптимальные решения именно потому, что ее собственное будущее подвергается испытанию, она первая, кто несет груз издержек и делит выгоды от них;

2) создание работоспособных органов власти, которые соответствуют ориентациям общины, ее культурному наследию и способны обеспечить решение реальных проблем, с которыми она сталкивается в повседневном мире. Это очень трудная задача. Во многих национальных селах местное правительство даже после передачи ему части государственных полномочий может остаться всего лишь филиалом распределения федеральных или региональных субсидий, а в других оно будет просто коррумпировано.

Формирование эффективно осуществляющих свои полномочия органов местного национального самоуправления напрямую связано поддержкой и доверием населения.

Очень важно дать возможность национальной общине создать свою собственную форму национального самоуправления - наиболее оптимальную для нее, наиболее совместимую с ее историческим опытом и традициями.

Общины с сильной исполнительной властью (прямо выбранной, обычно на 4 года) и сильной (парламентской) законодательной властью обычно добиваются лучших результатов, чем другие. При этом правительства сильной исполнительной власти имеют лучшие показатели в экономическом развитии, чем правительства с сильной законодательной властью.

Из всего написанного мы подходим к выводу: преуспевание национального села зависит не от ресурсов, а от сильного самоуправления.

Очень хочется, чтобы нашими лидерами стали не случайные люди, а душой и сердцем любящие свой народ со всеми его достоинствами и недостатками, уважающие свои обычаи, традиции.

Более подробно о строительстве новых отношений народов Севера и государства можно узнать, прочитав книгу, изданную в 1998 году, в г.Магадане под редакцией А.Н.Пилясова “От патернализма к партнерству”.

Хочется выразить искреннюю благодарность авторам данной книги за кропотливый труд. Думаю, что для многих она станет советчиком, учителем и другом.

А. Громова,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию