БЮЛЛЕТЕНЬ № 23 

IX группа стажеров 
Весна 1999

СОДЕРЖАНИЕ

Новости, факты, события

 

Международный Круглый стол
Координационный Совет Ассоциации
Новая книга
Будет олень - будет жить эвен!
Как жить дальше?
В тайге без аптечек…
Семинар молодых мастеров
Оленеводы всех стран, объединяйтесь!
Община “Канин”
Ненецкий этно-культурный центр

Встречи стажеров

 

Встреча в Миннаце РФ

Точка зрения

 

“Великое” переселение

 

 

 

 

 

НОВОСТИ, ФАКТЫ, СОБЫТИЯ

Международный Круглый стол

 

Российская Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и Комитет Госдумы РФ по проблемам Севера и Дальнего Востока 15 - 18 марта 1999 года провели Международный Круглый стол “Опыт работы органов государственной власти Швеции, Норвегии, Финляндии с парламентами саами”. В работе Круглого стола приняли участие представители государственных парламентов и правительств Финляндии, Швеции, Норвегии, Совета Саами и парламентов Саами, Европарламента, Секретариата коренных народов, а также руководители и депутаты Государственной Думы, представители министерств, ведомств, научных учреждений, общественных, политических движений Российской Федерации и других международных и российских организаций. Круглый стол был проведен при поддержке Правительства Швеции и Мэрии города Москвы. Координацию подготовки и проведения Круглого стола осуществляли Совет Саами (Швеция) и Информационный центр коренных народов России “Льыоравэтльан”.

Открытие Круглого стола состоялось в Малом зале Государственной Думы РФ президентами Совета Саами господином Ларс-Андерс Баером и Российской Ассоциации коренных малочисленных народов Сергеем Николаевичем Харючи.

Перед началом работы Круглого стола состоялась официальная церемония подписания Генерального соглашения о сотрудничестве между Министерством региональной политики РФ (министр В.А. Кирпичников) и Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (президент С.Н. Харючи).

В ходе работы Круглого стола представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока познакомились с опытом работы органов государственной власти Швеции, Норвегии, Финляндии с парламентами Саами, вниманию слушателей были представлены доклады, которые вызвали интерес со стороны участников Круглого стола. На все вопросы по существу обсуждаемой темы были получены исчерпывающие ответы.

По итогам работы Круглого стола были приняты обращение к Президенту РФ Б.Н. Ельцину и резолюция:

1. Поддержать предложение Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации о создании парламента коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

2. Рекомендовать Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и Совету Саами принять необходимые меры по определению и созданию парламента коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и обеспечить политическую, техническую, экспертную и иную помощь и содействие их национальных представительств и парламентов.

3. Рекомендовать Европейскому Союзу обеспечивать всестороннюю поддержку работе экспертной группы.

4. Рекомендовать Комитету Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по проблемам Севера и Дальнего Востока оказывать содействие Ассоциации коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Российской Федерации в разработке учредительных документов парламента коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Также национальным правительствам и парламентам Российской Федерации, Швеции, Норвегии и Финляндии рекомендуется оказывать необходимое содействие, материальную, юридическую и техническую помощь в создании парламента коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

К содержанию

О. Терлецкая,
стажер ИЦ “Л”

Координационный Совет Ассоциации

 

Заседание Координационного Совета Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации состоялось 19 марта 1999 года в Москве. В нем приняли участие президенты практически всех региональных и этнических ассоциаций коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

На повестку дня были вынесены такие важные вопросы, как внесение изменений в Устав Ассоциации в связи с новым законодательством об общественных организациях, о плане мероприятий на 1999 год, о ходе подготовки Конференции по современным проблемам природопользования коренных малочисленных народов, о создании Союза молодежи, Союза ученых, о выработке позиции федеральной и региональных ассоциаций на выборы в Государственную Думу РФ и другие вопросы. С информацией о проделанной работе выступили президент Ассоциации Сергей Николаевич Харючи, вице-президенты П.В. Суляндзига, С.М. Кириллин, Н.С. Каплин, Л.И. Абрютина, Г.М. Волкова, М.А.Тодышев.

Кроме этого, в рамках международной деятельности 20 - 21 марта Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока совместно с Датско-Гренландской инициативой и Секретариатом по коренным народам при Арктическом Совете провела семинар “Коренные народы и окружающая среда Российского Севера”, во время которого все участники прошли курс по написанию заявок на грант.

К содержанию

О. Терлецкая,
стажер ИЦ “Л”

 

Новая книга

 

В начале марта 1999 года вышла в свет вторая часть сборника “Статус малочисленных народов России”, составителем которого является доктор юридических наук, советник Конституционного Суда РФ, профессор Владимир Алексеевич Кряжков.

Книга состоит из пяти глав: исторические, международные, федеральные, региональные правовые акты, договоры и соглашения. Новый сборник отличается от первого тем, что в нем представлен более широкий круг нормативных документов, которые можно использовать на практике при защите законных прав коренных малочисленных народов.

Сборник будет полезен не только для коренных народов и их объединений, но и для законодателей, работников федеральных и региональных органов власти и органов местного самоуправления, а также для всех тех, кто интересуется проблемами прав граждан и непосредственно коренных народов.

Сборник был выпущен при поддержке Ассоциации КМНСС и ДВ, Дальневосточного отделения фонда “Евразия” и Информационного центра коренных народов России “Льыоравэтльан”.

Хочется выразить особую благодарность составителю сборника В.А. Кряжкову за кропотливый труд, высокую компетенцию и искреннюю заинтересованность в изучении прав коренных малочисленных народов.

К содержанию

А.Хайдып,
ИЦ “Л”

 

Будет олень - будет жить эвен!

 

Сегодня оленеводство Камчатской области представлено двумя товариществами и оба они базируются на территории Быстринского района. Ежемесячной финансовой поддержки оленеводства в районе фактически не существует и это равнодушие приблизило нас к самому краю пропасти - постепенной гибели оленеводства, как отрасли народного хозяйства Камчатки. Всем известно, что оленеводство - очень специфичная отрасль, в которой прибыль от хозяйствования мы получаем раз в год - при забое нагульных звеньев. Этого постоянно делать нельзя, но тем не менее, надо обязательно платить налоги с отрасли регулярно, то есть ежемесячно, а за неуплату этих самых налогов аккуратно начисляется пеня.

На Третьем съезде коренных народов Севера в апреле 1997 года отчетливо прозвучало, что без существенной материальной поддержки отрасли оленеводства нам не выжить, а на проходившем в г. Надыме Первом конгрессе оленеводческих хозяйств мира подчеркивалось, что ни одно иностранное государство не ведет себя так, как Россия. Оленеводы скандинавских стран, к примеру, так оснащены технически, что санитарного забоя оленей, тем более молодняка, там давно уже нет. Оленеводы лечат каждое животное и обеспечивают хороший нагульный вес оленей. В дело идет не только мясо, но и кровь, шкура - как говорится: и рога, и копыта.

Я работаю в оленеводстве с 1983 года и водителем вездехода объездил всю центральную Камчатку вдоль и поперек, знаю не понаслышке самые отдаленные урочища, хорошие пастбища, работал в оленеводстве и учетчиком, и звеньевым, мои родители и родственники - потомственные оленеводы.

Однажды было в нашей среде замечательное движение - переход на индивидуальные хозяйства и такое стремление ярко проявилось в 93 году, но этому замечательному порыву не суждено было осуществиться, так как постоянные налоги под корень подрезали все начинания. И вот закономерный итог - в обществе с ограниченной ответственностью “Анавгай” сегодня насчитывается лишь 1 800 голов оленей - причем измельчавших, с плохими племенными качествами. А для укрепления племенного ядра необходимо 50 хороших производителей, а иначе и это стадо будет потеряно.

История печальная, а ведь кажется, что совсем недавно общественное стадо насчитывало 22 тысячи голов оленей. На должном уровне велась племенная работа и профессия оленевода была престижной. Постоянно получая государственную помощь и поддержку, мы своими силами строили добротные деревянные дома со всеми удобствами, был у нас стройцех, пилорама, коровник и свинарник, выращивали картофель и капусту для всего района. Отсюда шла стабильность и в личной, и в общественной жизни.

Снабжение хозяйства комбикормом - особая статья стабильности животноводства в суровых условиях Севера. Я еще хорошо помню, когда в звенья перед отелом завозили комбикорма и подкармливали исхудалых за зиму важенок. Хозяйство крепко стояло на ногах - теперь это уже добрые воспоминания.

В данное время идет развал оленеводства: начисто прекратились поставки домостроения, комбикорма, тракторной и вездеходной техники; стало “неподъемным” коммунальное хозяйство, а некогда прибыльный цех по обработке оленьих шкур, камусов и для просушки пантов пришел в упадок и закрылся. Этот цех давал оленеводам прибыль от продажи сухих пантов иностранным фармацевтическим фирмам. Кое-кто до сих пор думает, что ухудшение племенного ядра самцов происходило только по этой причине, и такие рассуждения отчасти верны, но если создавать нагульное звено, то все оно идет на забой и тогда можно без всякого вреда срезать панты не только с самцов, но и с важенок.

1998 год оказался самым трудным и поставил анавгайских оленеводов перед катастрофой, ведь оставшиеся полторы тысячи голов - это по существу уже только одно звено. Пришлось приостановить забой, но тогда где же брать средства на оплату труда и обеспечение продуктами оленеводов? Ведь непомерные и неоправданные налоги на корню губят оленеводство, которое теперь надо не то что увеличивать, а как-то сохранить.

Сегодня всем надо признать, что гибель оленеводства может привести к непредсказуемым последствиям, а оленеводство - это основа жизни коренных малочисленных народов Севера, его жизнь и культура, неразрывная связь поколений. И не получится ли так, что через несколько лет, в связи с гибелью оленеводства, как основной отрасли Быстринского района встанет вопрос о закрытии района?

Единственное звено в данное время возглавляет опытный оленевод и рачительный хозяин Сергей Клеонович Инданов и под его руководством трудятся еще трое оленеводов. Выпас оленьего стада проходит в долине реки Енпат на землях Тигильского района и лишь три кочевки отделяют стадо от традиционного места отела в благодатном уголке камчатской земли. Как и у всех оленеводов, у нас тоже проблемы с серыми хищниками, и мы тоже в студеную зиму проводим окарауливание оленьего стада с применением легкой палатки на полозьях, чтобы постоянно уберегать стадо от набегов волков. Лошади якутской породы стали очень важным подспорьем в ежедневной работе, так как они способны нести на спинах тяжелые вьюки со скарбом оленеводов. Однако в длительных кочевьях основную ставку мы делаем на ездовых оленей, а для этого обучаем самых сильных и выносливых животных, чтобы зимой и летом было легко преодолевать большие расстояния. Анавгайские оленеводы настроены на сохранение и увеличение оленепоголовья, но без финансовой поддержки районных, областных и федеральных властей мы с этой задачей никак не справимся.

Самоназвание эвенов Камчатки - ороч, а это значит “оленный человек”. Если не будет оленя у эвена, значит - не будет эвена?..

К содержанию

Валерий Инданов,
директор ООО “Анавгай”,

специально для ИЦ “Л”

 

Как жить дальше?

 

В 1995 году эвенки, проживающие в таежном селе Усть-Каренга, которое расположено на севере Читинской области, объединились в эвенкийский охотничье-промысловый кооператив “Диана”. Численность пушных зверей и диких копытных в угодьях высокая, основной промысловый вид в заготовках - самый дорогой в мире баргузинский соболь. Казалось бы, члены эвенкийского кооператива должны жить в достатке, но на практике все выглядит иначе.

Главная проблема - у многих эвенков-охотников нет охотучастков, хотя в районе более 1 миллиона гектаров охотничьих угодий являются территорией традиционного природопользования эвенков, то есть данные угодья - неотъемлемое достояние эвенков-охотников. Но заместитель начальника Читинского управления охоты П.И. Латынцев упорно доказывает, что эвенки не пользуются приоритетным правом на пользование охотугодьями, в результате чего за эвенкийским кооперативом угодья не закрепляются.

Вторая проблема - введение платных лицензий на добычу соболя, стоимость одной лицензии - 33 рубля 40 коп. В среднем охотник добывает за сезон 25 - 30 соболей, то есть до выхода на охотпромысел каждый эвенк должен заплатить за лицензии около 1000 рублей, а для таежного села это большие деньги, которых перед охотничьим сезоном у охотников нет. Не имея возможности выкупить лицензии охотники автоматически лишаются права на добычу соболя, а ведь охопромысел является единственным источником существования эвенков-охотников. Введение платных лицензий на добычу соболя мы расцениваем как геноцид по отношению к коренным народам Севера.

Третья проблема - выделение кредита под “северный завоз”. В село Усть-Каренга продукты можно завозить только зимой - по ледовой дороге. Четыре года мы добиваемся выделения кредита под “северный завоз”, и это понятно, ведь никто лучше нас не знает, что и в каких количествах необходимо завезти в село, чтобы прожить до следующего завоза, но вопреки здравому смыслу миллионные кредиты выделяются фирмам, которые используют их отнюдь не для завоза товаров на Север.

В чем причина вышеназванных проблем эвенкийского кооператива? Ответ однозначен - произвол чиновников регионального уровня. В то время, как федеральные органы власти принимают законодательные акты, направленные на защиту прав коренных народов Севера, чиновники на местах полностью их игнорируют. Именно поэтому кооператив “Диана”, в котором охотники и оленеводы все без исключения - эвенки, оказался в тяжелом положении, практически на грани ликвидации.

К содержанию

В.П. Саенко,
специально для ИЦ “Л”

В тайге без аптечек…

 

На территории Быстринского района Камчатской области в тайге и тундре, на местах традиционного природопользования в удалении до трехсот километров от сел Эссо и Анавгай проживает свыше семидесяти эвенов и коряков, из них двадцать три пенсионера и шестеро детей дошкольного возраста. Общее состояние заболеваемости данных аборигенов, страдающих хроническими заболеваниями, ревматизмом и другими болезнями, характерными для северных народов, настоятельно требует обеспечения их высокоэффективными медикаментами и, в первую очередь, антибиотиками и лекарствами неинъекционного использования, а также витаминами, так как дети страдают анемией и авитаминозом.

Необходимость срочного обеспечения быстринских охотников и рыболовов медицинскими аптечками обуславливается отсутствием лекарств в аптеке райцентра, вызванным резким повышением цен, их дефицитом. Лекарства стали совсем недоступными для таежников. Из-за отдаленности от населенных пунктов не оказывается своевременная доставка больных на стационарное лечение в Быстринскую центральную больницу и по этой причине были случаи летального исхода.

Конечно же, можно сказать, что аптечками надо запастись в населенном пункте перед выездом в тайгу, но дело в том, что эти самые охотники и рыбаки в нашем районе оказались социально незащищенными, ведь из-за сокращения на предприятиях они оказались в большинстве своем безработными. И чтобы не оказаться на обочине жизни и как-то прокормить себя, многие быстринцы подались поближе к природе-матушке, которая их не обидит, а даже как-то и прокормит. Но в нынешнее трудное время, чтобы как-то оторваться из населенного пункта, где ежедневно на тебя давят проблемы, надо продать мизерную пушную или рыболовную продукцию, закупить продуктов на долгую зиму или лето, прикупить необходимые вещи и так далее. Но самое главное, они стараются изыскать средства, чтобы хоть каким-то образом достать еще батарейки для своих радиоприемников, а потом вечерами ловить волну, чтобы узнавать только хорошие новости, ведь у каждого человека всегда есть вера только в хорошее, а про медикаменты охотники и не задумываются, надеясь, что лес все-таки не даст пропасть.

Поэтому Быстринская общественная организация “Народы Севера” (председатель Светлана Комарова) и директор Быстринского этнографического музея Александр Слугин в данное время ищут спонсоров для обеспечения медицинскими аптечками быстринских эвенов и коряков, проживающих на территориях традиционного природопользования Быстринского района Камчатской области.

Я не думаю, что это только наша проблема и может быть мы постараемся ее разрешить всем миром?..

К содержанию

Л. Банаканова,
стажер ИЦ “Л”

Семинар молодых мастеров

 

Со 2 по 5 марта 1999 года в г. Пыть-Ях Ханты-Мансийского автономного округа Молодежное объединение обско-угорских народов совместно с Ассоциацией молодежных и детских объединений округа провели семинар молодых мастеров по декоративно-прикладному искусству.

На открытии участников поприветствовали заместитель мэра г. Пыть-Ях В.П.Пименов, начальник отдела социальной защиты В.Е.Матвеев. В последний день прошла встреча с мэром города Л.А. Асеевым.

На протяжении трех дней шла плодотворная работа, каждый час был расписан. С утра шли лекции по этнографии, по происхождению орнамента, о декоративном искусстве, часть из них сопровождалась видеофильмами. Во второй половине дня шла работа по секциям: резьба по кости и дереву, работа с сукном и бисером.

В семинаре принимали участие не только представители коренных малочисленных народов, задача этого мероприятия была в том, чтобы привлечь как можно больше внимания со стороны жителей нашего многонационального округа. Так например, в числе 33 участников были и преподаватели средних школ, которые в дальнейшем смогут привить интерес детей к культуре великих народов ханты и манси.

Огромную благодарность хотелось бы высказать преподавательскому составу семинара: Т.Л. Молдановой - заместителю директора НИИ “Возрождение обско-угорских народов”, Т.В. Волдиной - старшему научному сотруднику этого НИИ, В.Г. Решетниковой - научному секретарю НИИ, А.В. Вадичупову - мастеру-преподавателю Центра искусств для одаренных детей Севера, которые согласились провести теоретические и практические занятия.

К содержанию

Т. Егорова,
специально для ИЦ “Л”

Оленеводы всех стран, объединяйтесь!

 

22 марта 1999 года в поселке Русскинские Сургутского района состоялся III съезд оленеводов-частников Ханты-Мансийского автономного округа. Его участниками стали владельцы частных оленеводческих хозяйств Сургутского, Нижневартовского, Березовского и других районов округа.

На протяжении всего существования общественной организации “Союз оленеводов-частников” была проделана большая работа: восстановлены традиционные хозяйственные и культурные связи оленеводов внутри округа, налажено сотрудничество с оленеводческими организациями России. Предпосылками создания такой организации послужило то, что за тридцать лет промышленного освоения территории округа оленеводству, как основной отрасли традиционного природопользования, был нанесен огромный ущерб, большие площади пастбищ погибли.

В ходе работы съезда президент региональной Ассоциации “Спасение Югры” Т.С, Гоголева обратила внимание на то, что “в Белоярском районе в результате строительства двух коридоров транспортных коммуникаций для транспортировки природного газа с Ямала в западные районы и за рубеж, в значительной степени были деградированы пастбища Казымского совхоза, что в свою очередь, привело к повышенной нагрузке на оставшихся пастбищах. Продолжает ухудшаться ситуация в Сургутском и Нижневартовском районах, где наиболее продуктивные пастбища оказались в зоне производственной деятельности нефтедобывающих предприятий”. На сегодняшний день существует проблема взаимоотношений между традиционным и промышленным секторами хозяйствования на территории округа, наблюдаются грубейшие нарушения прав человека.

На съезде было отмечено, что все нормативно-правовые документы, принятые за последние годы в Ханты-Мансийском автономном округе, прежде всего обеспечивают права недропользователей, а не интересы коренных малочисленных народов. До сих пор в округе не принят ни один блок законов, который бы защищал права коренных малочисленных народов, в частности не решен основной вопрос по выдаче документов на оленьи пастбища и родовые угодья. Участники съезда были единодушны в мнении о необходимости установления правовых, экономических и социальных гарантий стабильного развития оленеводства в округе на основе государственной поддержки, а также о необходимости возрождать частные оленеводческие хозяйства.

В итоговых документах было принято решение способствовать скорейшему принятию законов о гарантиях прав коренных малочисленных народов Севера, о территориях традиционного природопользования в угодьях, о частном оленеводстве и других законов, касающихся прав и интересов коренных малочисленных народов. В области социально-экономического развития предложено ввести государственный заказ на реализуемую продукцию, продолжить практику закупки оленей ежегодно, совершенствовать механизм взаимоотношений коренных малочисленных народов с недропользователями путем договорных отношений, определить размеры компенсационных платежей владельцам частных оленьих стад, обеспечить участие самих коренных малочисленных народов Севера в подготовке документов, касающихся разработки лицензионных участков.

К содержанию

Т. Егорова,
специально для ИЦ “Л”

Община “Канин”

 

I

В апреле 1994 года в Ненецком автономном округе образовалась община “Канин”. В ее состав вошли 11 оленеводческих бригад из бывшего колхоза “Северный полюс”. Председателем общины стал Выучейский Олег Алексеевич. База ее находится в селе Несь, сюда оленеводы приезжают два раза в год: зимой (в декабре) и весной (в апреле), чтобы запастись продуктами первой необходимости на лето и осень. Национальный состав общины - ненцы и коми.

В общине - кочевой образ жизни: бригады кочуют летом на Канин Нос, а к зиме - в леса, в сторону Мезени, Архангельска, Вижаса. У каждой бригады есть свой маршрут, по которому они следуют, и свои границы пастбищ, где пасут оленей. Из года в год, по очереди, несколько бригад весной еще по снегу идут на Канин и несколько бригад осенью, по первым заморозкам спускаются с Канина и кочуют к базе - это для того, чтобы пастбища обновлялись. В лесах стада находятся на вольном выпасе, то есть по приходу в лес их отпускают, и через некоторое время пастухи проверяют, все ли хорошо в стаде. Все направлено на то, чтобы олени отдыхали, и к весне в стаде был хороший здоровый приплод.

Поголовье оленей в стадах бригад разное, примерно от тысячи до двух тысяч голов, не считая тех оленей, которые находятся постоянно возле бригад для того, чтобы съездить в стадо, за дровами. В общине есть колхозное клеймо оленей и собственные клейма. У кого-то оленей больше, у кого-то меньше, но колхозный пай у всех одинаков и есть у всех пастухов.

Каждый год, после того как бригады спускаются с Канина и подходят к деревням, к базе, начинается забой оленей. Сдают примерно 200 - 300 голов с бригады. Мясо реализуется через Нарьян-Мар и Архангельск в какие-нибудь предприятия, часть продается в деревне. Камусы как бычьи, так и телячьи идут по определенной норме оленеводам. Часть их продается в колхоз (в мехпошив), также и шкуры. И прибыль от всего этого идет в общину.

Весной, когда вырастают панты (рога) у оленей, их режут и сдают за определенную цену в общину и коммерческим предприятиям, которые занимаются в это время года сбором пант. Этот процес имеет свои отрицательные стороны. Неправильная технология сбора пант сказывается на здоровье оленей. Это несвоевременная, а также неправильная резка пант. Сырые, необработанные панты - это основа, сырье для дефицитного лекарства “пантокрин”.

Оленеводы живут в палатках - деревянный каркас, обтянутый брезентом. В палатке есть печка-чугунка, стол, постели и все, что нужно и необходимо для жизни в тундре. Внутри палатки стенки и крыша обшиты тканью. Через некоторое время палатку меняют на новую. В постройке палатки участвует несколько человек.

Каждый год, 2 августа, отмечается День оленевода, по календарю его отмечают как Ильин день. Оленеводы со всех бригад съезжаются в одну, проводится совещание бригадиров, решаются различные вопросы, советуются между собой. Прилетает вертолет, на котором привозят продукты. Далее начинаются развлекательные мероприятия: соревнования, игры, гонки на оленях. После чего победителям вручаются памятные призы. Праздник длится несколько дней, после чего оленеводы разъезжаются до следующего года.

Вертолет летает по бригадам осенью, когда собирает детей на учебу в школу-интернат и весной, когда привозит их обратно домой. Это пока единственный транспорт, который перевозит детей из тундры в поселок. Дети идут в школу с 6 - 7 лет без подготовки. Большинство парней заканчивают 9 классов и через два года идут в армию. Прослужив, они снова возвращаются в тундру, где работают пастухами, обзаводятся семьями. Многие девушки, окончив школу, остаются в тундре. Только некоторые из них уезжают на учебу.

II

Жизнь в общине “Канин” сегодня

Почти ничего не осталось от старого уклада: на всю общину остался один чум - и то как музей. Национальную женскую одежду почти не носят. Молодежь забывает свой родной язык, не соблюдаются традиции своего народа.

В округе оленеводство считается убыточным. Материал (брезент) для палаток достать почти невозможно. Люди живут в палатках с дырявыми крышами и стенами. Если покупают брезент, то за свой счет и причем низкого качества, который служит года два - не больше. Для жизни в поселке оленеводы не имеют домов. Ярко проявляется нехватка резиновой обуви - бродней и просто сапог, которые невозможно купить, а без них не обойтись. Также не хватает плащей от дождя, сукна для совиков. От общины пастухам в виде спецодежды ничего не поступает.

Люди покупают все на свои лично вырученные деньги, кроме продуктов первой необходимости: муки, сахарного песка, масла, чая, соли. Заработная плата начисляется один раз в полгода: 1000 рублей - на пастуха, и 300 рублей - на чумработницу. Этих денег не хватает ни на продукты, ни на одежду. В результате чего, все женщины общины шьют зимнюю меховую обувь - бурки, для продажи на торговых точках. Также общинники продают мясо, меняют на продукты, продают камусы и панты коммерческим предприятиям за низкую цену.

Летом, возле больших рек и возле Баренцева моря ловят рыбу: камбалу, гольца, семгу. Собирают ягоды, которые потом меняют или продают в торговых точках.

Весной, когда сдают панты, молодые пастухи сдают их не по пять и не по десять килограмм, а сотней. Режут их со всех подряд оленей, в итоге - поголовье стада стало меньше, олени стали хуже, даже маленькие. Зато деньги идут в карман сразу, а не через год, как это в общине.

Забой оленей уже не тот, что раньше. Сейчас сдают больше старых и больных оленей. Камусы и шкуры идут в дело сразу, а мясо может лежать полгода в холодильнике. Его некуда реализовать и, соответственно, от этого нет никакого дохода. Нормальных условий для забоя оленей нет: работают в холоде, ножом до самой темноты сами же пастухи и женщины.

В последние годы были маленькие забойки, так как это не выгодно оленеводам: легче продать четыре - пять туш в деревне, чем они будут лежать в холодильнике до черноты или испортятся в дороге до комбината. В связи с этим поголовье увеличивается, стадам не хватает пастбищ на Канине, олени не доедают. Четыре года назад у общины еще были резервные пастбища - в районе Хуты, Голубницы (реки за Несью). Там земля - белая от мха, теперь же там сплошь - черная вытоптанная земля. У общины даже нет пастбищ на “черный день”. Старые люди говорят, что через пять лет оленям нечего будет есть. Они будут вымирать от ослабленности организма, от “копытки”, потому что нет даже элементарных лекарств (антибиотиков), нет шприцов.

Ещё одна проблема заключается в том, что у пастухов нет оружия. У кого-то, может быть есть старые, залежалые кабины и только. Но если в борах зимой донимают волки, а на Канине - медведи, которые не только роют возы с продуктами и зимними вещами, но и чуть не нападают на людей. Они есть на каждом маршруте и тут одним карабином не отстреляешься. Медведи не боятся ни огня, ни крика, ни выстрела. Пастухи подвергают свою жизнь опасностям на каждом шагу. И ко всему прочему, ни начальнику общины, ни олентехникам до всего этого кошмара нет дела. Их не особо интересует: целая ли палатка, есть ли покрышка для возов, хватает ли продуктов, не дырявая ли печка, есть ли лампы, есть ли медикаменты для людей и животных, где берут керосин для ламп? Также их не интересует какой был год: голодный или нет (1997 год), как телята растут, как переправляются через реки весной и летом? У пастухов нет спецодежды и лодок.

Мы видим в общине начальника только во время забоя оленей: весной, когда получают продукты и собирают панты, и когда его “ловят” для того, чтобы получить этот миллион.

На все наши вопросы у него есть ответ: где я возьму вам деньги? И что мы должны сдать столько-то голов на забойку, должны охранять своё стадо, то есть меньше говорить, а больше работать! Но люди уже не могут просто молчать, так как в некоторых семьях нечего есть и нечего носить.

Мы не видим начальника на Дне оленевода, так как у нас этого праздника просто не бывает, его не было уже три года, так как нет средств! Но куда идет вся выручка от мяса, которое все же потом реализуется; за камусы, что идут в сельский мехпошив; не говоря уже о заработной плате, которую мы не видим и не ощущаем?

В результате всех этих проблем в бригадах общины начинается разлад: люди ругаются, выясняют отношения, и все это сказывается на работе и на жизни самих оленеводов. Все осознают, что трудно, что такое время, но ведь во всём плохо не может быть?! Люди не верят в будущее, живут только тем, что есть, а это почти ничего!

К содержанию

А. Латышева,
специально для ИЦ “Л”

Ненецкий этно-культурный центр

 

В мае 1994 года был создан Этно-культурный центр Ненецкого автономного округа, учредителем которого является Управление культуры администрации Ненецкого автономного округа.

Основными целями деятельности центра являются:
- изучение и сохранение языка, культуры, искусств, традиций и обычаев ненецкого и других народов, проживающих в Ненецком автономном округе; 
- развитие традиционных прикладных искусств;
- сохранение национального фольклора;
- производство печатных изданий по национальным культурам;
- контакт с культурными центрами регионов России и зарубежья.

Для реализации своих целей, центр проводит следующую работу:
- сбор и систематизацию литературы по культуре и этнографии народов, проживающих в Ненецком автономном округе;
- налаживание контактов для обмена опытом и информацией с центрами национальных культур регионов Севера России;
- организация концертов, выставок и фестивалей по национальному фольклору;
- оказание методической помощи сельским учреждениям культуры округа, проведение курсов повышение квалификации работников культуры округа.

В структуру центра входят три отдела по национальным культурам:
1. Отдел ненецкой культуры, при котором работает мастерская декоративно-прикладного искусства. Мастера создают изделия из традиционных видов сырья (дерево, кость, кожа и олений мех).
2. Отдел коми культуры.
3. Отдел славянской культуры.

Также есть еще два отдела - организационно-методический и отдел по кинообслуживанию округа и г. Нарьян-Мара.

При Этно-культурном центре каждый из отделов культуры имеет художественные коллективы. Все они имеют большой, творческий опыт, являются участниками окружных, региональных, международных фольклорных фестивалей.

Одной из интересных форм работы Ненецкого отдела является организация культурного обслуживания национального праздника “День оленя”, который проводится ежегодно в первых числах августа. Праздник отмечается во всех оленеводческих хозяйствах округа.

В задачу центра входит комплектование и отправка мобильных художественных коллективов для организации культурной программы на местах (концерты, национальные спортивные состязания, игры, конкурсы).

Адрес Этно-культурного центра:
164700, г. Нарьян-Мар Ненецкого АО
Архангельской области, ул Сапрыкина, 17я

К содержанию

Г. Ледков,
директор Этно-культурного центра,
специально для ИЦ “Л”

ВСТРЕЧИ СТАЖЕРОВ

Встреча в Миннаце РФ

 

За последнее время структура Министерства национальной политики РФ изменилась: появились новые Управления, отделы и департаменты.

10 марта 1999 года состоялась встреча стажеров IX группы Информационного центра с Лидией Чимитовной Немаевой, начальником Управления по народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Министерства национальной политики РФ.

Мы узнали, что это Управление было создано в декабре 1998 года и только-только набирает обороты. Функции Управления распространяются на все народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, в том числе и на коренные малочисленные народы.

У нас состоялась довольно содержательная беседа, в ходе которой были получены ответы на многие вопросы. Лидия Чимитовна сказала нам, что для большей эффективности работы Управления необходима информация с мест, и поэтому нужно обращаться, писать письма в министерство, при возникновении каких-либо вопросов. Адрес Министерства национальной политики РФ: 121819, Москва, Трубниковский пер., 19.

К содержанию

П.Ласточкина,
стажер ИЦ “Л”

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

“Великое” переселение

 

За 70 лет советской власти немало сделано хорошего для коренных народов, но надо признать, что были и перегибы. В 70 - 80 годы маленькие - “бесперспективные” - национальные села закрывали, называя этот процесс укрупнением. При этом не спрашивая у коренных жителей, хотят ли они переезжать на новое место жительства. Почему не учитывались интересы коренного населения? Видимо потому что во главу угла ставились государственные интересы, а только потом - интересы людей. К нам применили пословицу “на новом месте, камень обрастает”, но к моему народу она не подходит.

Закрытие национальных сел, переселение коренных жителей означало одно: потерю языка, обычаев, традиций. Это ли не самое губительное для народа? Говорят без языка - нет народа.

Первый пример того, как жители все таки отстояли свое село Парень в Корякском автономном округе имел место в 1986 году. Люди писали письма в разные инстанции, были подключены средства массовой информации. В итоге Парень не закрыли, люди смогли отстоять свое село. Но сколько все же было закрыто национальных сел. Только в Карагинском районе ликвидировали села Ука, Кичига, Анапка, Красное, Дранка, а последний пример - закрытие села Рекинники.

Если вырвать дерево с корнем из земли - оно погибнет. Так получилось и с моим народам. Людей насильно вырвали из среды своего обитания. Закрывая Рекинники, власти заверяли, что всем переселяемым построили жилье. В Рекинниках семьи в основном многодетные (8 - 10 человек), а селили их в 2-х и 3-х комнатные квартиры, при этом считая, что всех переселенцев обеспечили нормальным жильем.

Переселившись, многие люди прошли долгий путь адаптации. Некоторые долгое время были без работы. Старшее поколение оказалось в подвешенном состоянии, было не востребовано. Тоска по родной земле не давала покоя. Старики уходили из жизни с надеждой, что дети и внуки вернуться в родное село, и снова возродятся наши Рекинники. Здесь прервалась связь поколений. Зачем искать истоки деградации народа, если они на лицо.

Знаю, что цивилизация все равно добралась бы до нас, но делать надо было все не спонтанно, а прежде всего обдумывая каждый шаг. Коряки с давних времен ставили свои поселения в удобных местах, со всех точек зрения: для кочевки с оленями, для охоты морских зверобоев и т.п. И село Рекинники не было исключением.

Много лет прошло с момента закрытия Рекинник, и люди, которые переехали еще детьми - выросли, имеют своих детей, но нельзя передать словами того, с какой любовью они вспоминают и рассказывают о родном селе.

Сейчас села в которых живут коренные малочисленные народы не попадают под закрытие. Но не вернешь на карту то, что уже стерто с нее. Не вернуть народу того, что уже утеряно.

К содержанию

П. Ласточкина,
стажер ИЦ “Л”