БЮЛЛЕТЕНИ  № 2 - 3 

I группа стажеров
Сентябрь 1996

СОДЕРЖАНИЕ

Международное Десятилетие коренных народов мираСогласован Комплексный план
ДискуссииК проблеме ратификации Конвенции МОТ №169: отзывы
Подробная информацияПроблемы экологии и здоровья населения Арктики
Психология и обучение детей в полиэтнических школах

Новости

 

Российский демографический журнал

Факты, события

Оленеводству - приоритетную государственную поддержку
На заседании Рабочей группы ООН по коренным народам
Создан Арктический Совет
Реставратор Филипп Апросимов
Совместная экспедиция
Всероссийское совещание по культуре Севера
Судьбу мировой цивилизации определяет Арктика
На базе колледжа - экзамены в Академию
День оленя
Искусство выживания
Встречи стажеровВстреча с М.А. Тодышевым
В Управлении по правам человека при Администрации Президента РФ

 

 

 

 

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ МИРА

Согласован Комплексный план

 

Государственный Комитет Российской Федерации по вопросам развития Севера на основе предложений членов Национального организационного комитета, общественных организаций коренных народов России, федеральных и региональных органов исполнительной и представительной власти разработал Комплексный план мероприятий по проведению Международного десятилетия коренных народов мира на 1996 - 2004 годы.

8 августа 1996 года Комплексный план согласован с заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В.Г. Кинелевым и направлен в федеральные органы исполнительной власти, в субъекты Федерации, общественным организациям коренных народов России для исполнения.

План содержит 8 основных разделов: Государственно-правовая и экономическая поддержка; Охрана здоровья коренных народов; Образование; Культура и спорт; Наука и научные исследования; Охрана окружающей среды; Конгрессы, конференции, совещания; Международные мероприятия. На 1996-1997 годы запланировано проведение конкретных мероприятий, определены финансовые затраты.

Дело осталось за “малым” - определить источники финансирования и приступить к реализации данного Комплексного плана. Это, видимо, будет прерогативой нового состава Национального организационного комитета по проведению Международного десятилетия коренных народов мира, который будет сформирован, как только утвердятся структуры и персоналии старых и вновь образованных федеральных органов исполнительной власти.

Необходимо отметить, что по финансированию мероприятий Десятилетия в 1996 году из федерального бюджета уже не может быть и речи. Да и на 1997 год в федеральном бюджете не предусмотрено соответствующих целевых средств, так как на момент его утверждения Министерством финансов РФ и передачи на рассмотрение в Правительство РФ Комплексный план еще не был сверстан.

К.Д. Аракчаа,
ИЦ "Л"

К содержанию

ДИСКУССИИ

В данной рубрике мы печатаем отзывы на проблему ратификации Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда № 169 “О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах”, извлечения из которой напечатаны выше, в рубрике “Международное и национальное .право”. Эти отзывы были присланы в Комитет по делам национальностей Государственной Думы первого созыва в августе-ноябре 1994 года перед проведением Парламентских слушаний по данной проблеме.

Необходимость ознакомления широкого круга общественных организаций коренных народов России с данными отзывами продиктована тем, что, во-первых, представители не всех региональных ассоциаций коренных народов смогли присутствовать на Парламентских слушаниях, во-вторых, во многих отзывах даются конструктивные предложения, о которых нелишне знать представителям коренных народов.

 

 

Помощник Президента РФ Д. Рюриков (№ АI-3526р от 04.08.94 г.)
О возможной ратификации Российской Федерацией Конвенции 
МОТ № 169

Конвенция МОТ № 169 “0 коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах” носит прогрессивный характер, направлена на защиту прав коренных народов, сохранение их самобытности, культуры, традиций.

В принципе необходимость ратификации данной конвенции МОТ не вызывает сомнений. С учетом принятия новой Конституции, а также ряда законодательных актов, затрагивающих в том числе и права коренного населения, такой шаг России был бы своевременным. Он был бы важен и в международном плане с учетом проводимого с 1993 года Международного десятилетия коренного населения.

Вместе с тем ратификация международно-правовых документов влечет за собой необходимость приведения внутреннего законодательства и практики в соответствие с их положениями и четкого соблюдения принятых на себя обязательств.

В настоящее время в Российской Федерации действует законодательство, относящееся к проблемам коренных малочисленных народов, защиты их прав и свобод. Такими законодательными актами являются: Конституция, Декларация прав человека и гражданина, Федеративный договор, Основы законодательства Российской Федерации о правовом статусе коренных малочисленных народов. В последнем законе уже нашли частичное или полное отражение 23 статьи Конвенции из 46. На наш взгляд, практическая реализация положений Конвенции будет содействовать дальнейшему совершенствованию российского законодательства, осуществлению программ социально-экономического развития коренных малочисленных народов России.

В то же время следует иметь в виду, что в МОТ существует строгая система контроля за выполнением государствами-членами ратифицированных ими конвенций, включая представление ежегодных письменных докладов, рассмотрение их группой независимых экспертов, формулирующих свои заключения, которые затем обсуждаются на Генеральной конференции. Существует также процедура подачи жалоб на случаи несоблюдения каким-либо правительством положений Конвенции. Необходимо также учесть тот факт, что на сегодняшний день лишь четыре государства-члена МОТ ратифицировали данную Конвенцию (Боливия, Колумбия, Мексика, Норвегия).

В этой связи важно избежать ситуации, когда ратификация окажется лишь формальным актом, не учитывающим реальных возможностей России по осуществлению вытекающих из Конвенции обязательств. Такие обязательства касаются, в частности, содержащихся в Конвенции требований признания за коренными народами “прав собственности и владения на земли” в местах их традиционного проживания, выплаты компенсаций за причиненный ущерб в результате хозяйственной деятельности, проведения консультаций правительства с коренными народами, в том числе через их специальные представительные органы.

С учетом изложенного целесообразно предпринять следующие меры:

1. Определить сферу действия Конвенции для России, составив карту коренных народов с четким указанием границ мест их проживания.
2. С учетом тенденций развития российского законодательства провести его юридическую экспертизу (включая подзаконные акты) на предмет соответствия положениям Конвенции, выявления необходимости разработки дополнительных законопроектов, а также принятия возможных заявлений и оговорок к Конвенции.
3. Провести анализ с точки зрения финансовых обязательств участников Конвенции по отношению к коренному населению и возможных последствий для России.

Для проведения этой работы могла бы быть создана межведомственная рабочая группа из соответствующих министерств и ведомств, заинтересованных комитетов палат Федерального Собрания, а также представителей организаций коренного населения.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации 
С.М. Шахрай (№ 2106п-П30 от 24.10.94 г.)

I. Почему необходимо ратифицировать Конвенцию МОТ № 169 1989г. О коренных народах и народах, ведущих племенном образ жизни в независимых странах ?

1. Ратификация Государственной Думой этого международного документа соответствует Конституции и является логическим актом развития 69-й статьи Конституции, по которой Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

2. Ратификация и публикация текста Конвенции позволят законодателям при разработке законов о правах коренных малочисленных народов избежать превращения закона в документ декларативного характера (как это произошло с проектом закона “О статусе малочисленных коренных (аборигенных) народов России”) и сосредоточить внимание на следующих важнейших вопросах: определение конкретных бенефициариев конкретных прав, кадастра территории традиционного природопользования, видов использования природных ресурсов и форм их собственности в соответствии со статьями Конвенции № 169.

Несоответствие разрабатываемых Законов о правах малочисленных коренных народов международным принципам в будущем может дорого обойтись государству, обязующемуся в своей Конституции гарантировать эти права в соответствии с нормами международного права.

3. Ратификация Конвенции даст дополнительное средство государственным органам законодательной и исполнительной власти для защиты от расхищения и неумелой эксплуатации на местах природных ресурсов огромных территорий, поскольку центральными вопросами Конвенции являются ответственность федеральных органов за сохранение природных ресурсов как основы системы традиционного жизнеобеспечения и соответственно этнического существования народов, подпадающих под действие Конвенции, а также за обеспечение этим народам прав на соответствующие ресурсы (это обсуждалось в докладе МОТ в Женеве в 1993 году “Права на землю коренных и ведущих племенной образ жизни народов в отдельных развитых и развивающихся странах”).

4. Ратификация Конвенции включит Россию в число членов Международного Фонда развития коренных народов (членами которого являются страны, ратифицировавшие Конвенцию), что позволит использовать средства этого Фонда для реализации программ развития коренных народов и территорий их традиционного проживания (то есть, привлечь дополнительные инвестиции на льготных условиях для развития значительной части территории России).

II. О механизме реализации

1. Разработка в законодательстве, развивающем положения Конвенции, раздела о мере ответственности государственных, региональных органов власти, ведомств, учреждений, предприятий за соблюдение закона. В законе должно быть предусмотрено право обращения общественных объединений представителей коренных народов в судебные органы в случае нарушения их прав государственными, общественными органами, предприятиями и учреждениями. А в некоторых случаях - право обращения в Конституционный суд как государственных и общественных органов, представляющих интересы коренных народов, так и на индивидуальном уровне.

2. Исполнение законов на местах должны контролировать региональные отделы Министерства по делам национальностей и региональной политике, состав которых должен быть усилен - в каждом региональном отделе должен быть юрист.

Возможно, что для контроля за исполнением законодательства эффективнее было бы создать надведомственную службу, занимающуюся только делами малочисленных коренных народов (по типу Бюро по делам индейцев). Зарубежный опыт, кстати, демонстрирует ведущую роль судебной власти в деле обеспечения прав коренного населения.

III. Какие законы должны быть разработаны и приняты

Выше уже было сказано о недостатках существующего законопроекта по малочисленным коренным народам. Разработанный в 1992 году законопроект статуса коренных малочисленных народов Севера по многим статьям более эффективен, чем вышеназванный законопроект, так как в нем учтена специфика Севера. Думаю, что проблемы малочисленных коренных народов Северного Кавказа также имеют свою специфику.

Это лишним раз убеждает в том, что при разработке законодательства о малочисленных коренных народах России общими могут быть только принципы, уже провозглашенные в международных документах (Конвенция № 169 МОТ 1989 года, Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам), а конкретные законы должны быть обращены к отдельным группам народов, объединяемых как общностью исторического пути, так и современной политической и экономической спецификой регионов.

Важно также, чтобы законы о статусе были приняты одновременно с законами о территориях традиционного природопользования и законодательством о создании национальных районов, поселков и органов самоуправления этих национально-территориальных единиц.

Все это возможно объединить в едином законе, как это сделано в США и Канаде, или в одном пакете законов. Но эти законы должны быть приняты одновременно, опубликованы, и их тексты должны быть предоставлены каждой ассоциации, каждой общине, органы самоуправления которых должны научиться бороться за свои права.

Миннац России, заместитель Министра В.А. Михайлов (№ 06/5-2251 от 11.10.94 г.)

Министерство Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике считает, что в настоящее время отсутствуют некоторые важные предпосылки для ратификации и присоединения Российской Федерации к Конвенции № 169 Международной организации труда “О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах”.

1. Присоединению к Конвенции согласно международному праву должна предшествовать работа по приведению внутреннего законодательства в соответствие с положениями Конвенции. В первоочередном порядке следует принять, в частности, основы законодательства Российской Федерации о правовом статусе коренных малочисленных народов.

2. Для реального, а не декларативного осуществления положений Конвенции, касающихся прав коренных народов, сохранения их национальной, культурной и языковой самобытности, необходимо подготовить соответствующие государственные программы, предусмотреть выработку с учетом российских реалий специальных процедур, позволяющих этим народам участвовать в принятии решений на всех уровнях представительной и исполнительной власти.

3. Выполнение обязательств, вытекающих из Конвенции, потребует больших финансовых затрат. Поэтому еще до ратификации следует провести межведомственную финансово-экономическую экспертизу Конвенции и сделать реалистические выводы о возможностях соблюдения Россией положений Конвенции.

Но и после создания вышеуказанных предпосылок невозможно полное присоединение Российской Федерации к Конвенции без заявлений и оговорок по трактовке отдельных ее статей.

По нашему мнению, неприемлемо для России положение Конвенции о том, что основополагающим критерием для определения этнических групп, на которые она распространяется, является “указание самих народов на их принадлежность к числу коренных или ведущих племенной образ жизни”. Присоединяясь к Конвенции, Российская Федерация должна дать наше определение сферы действия Конвенции, приложив перечень и карту коренных народов с указанием границ и мест их расселения.

Нельзя также принять без оговорок содержащиеся в разделе 2 Конвенции статьи, регулирующие права коренных народов на собственность и владение землями, которые они традиционно занимают, а также на распоряжение поверхностными ресурсами, относящимися к их землям и территориям. Применение этих статей в условиях Российской Федерации может повлечь за собой нарушение прав “некоренного населения” и, как следствие, обострение межнациональных отношений.

Просим учесть наши соображения при проведении Парламентских слушаний по проблеме присоединения Российской Федерации к Конвенции № 169 МОТ.

Миннац России, заместитель Министра П.Х. Зайдфудим ( № 2128 от 07.10.94 г.)

Министерство Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике считает, что Конвенция Международной организации труда (№ 169 ) носит прогрессивный характер, направлена на защиту прав коренных народов, сохранение их самобытности, культуры, традиций.

Вместе с тем ратификация Конвенции повлечет за собой необходимость приведения внутреннего российского законодательства и практики в соответствие с положениями этого документа. Конвенция предусматривает, в частности, признание за коренными народами “прав собственности и владения на земли” их традиционного проживания, устанавливает особый режим хозяйственного освоения территорий и выплату компенсаций за причиненный ущерб. Это потребует определенной корректировки норм российского земельного законодательства.

В целях полного осуществления прав коренных народов, сохранения их национальной, культурной, языковой, религиозной самобытности в соответствии с Конвенцией необходимо принять государственные программы, предусмотреть выработку специальных процедур, позволяющих этим народам участвовать в принятии решений на всех уровнях в выборных учреждениях и административных органах.

Конвенция устанавливает также механизм консультаций с представителями коренных народов, что означает необходимость формирования в дополнение к общегосударственной системе органов управления самостоятельных представительных структур  коренных народов, обладающих соответствующими полномочиями.

В этой связи необходимо предпринять следующие меры:

- определить сферу действия Конвенции, составив карту коренного населения с четким указанием границ мест их проживания;
- с учетом тенденций развития Российского законодательства провести его юридическую экспертизу (включая подзаконные акты) на предмет соответствия положениям Конвенции и возможных заявлений и оговорок к ней;

-
провести анализ Конвенции с точки зрения финансовых обязательств ее участников по отношению к коренному населению и возможных последствий для России.

Ратификация Конвенции представляется целесообразной лишь после того, как будет уверенность в обеспечении условий, гарантирующих ее соблюдение Россией. Иначе это может привести к противоречиям между внутренним законодательством и международными обязательствами Российской Федерации.

Учитывая строгую систему контроля МОТ за выполнением своих конвенций, подобное положение может вызвать нежелательные для нас международные последствия.

К содержанию

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Проблемы экологии и здоровье населения Арактики

 

Проблемам загрязнения Арктики в последнее время стали уделять большое внимание в связи с критическим положением экологии в местах освоения месторождений нефти и газа на суше и арктическом шельфе и повышенным интересом мировой общественности к вопросам жизнеобеспечения коренных народов, проживающих на данных территориях.

Загрязнение атмосферы, природных вод, почвы неизбежно сказывается на населяющих Арктику организмах - от растений до млекопитающих и человека. По данным Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук резерв исторического здоровья аборигенов Севера при сложившихся тенденциях может быть исчерпан через 2-3 поколения.

Средняя продолжительность жизни коренного населения в ряде случаев составляет всего 43-45 лет. Особую тревогу вызывает высокий уровень смертности коренного населения Севера, который у 12 народов из 35 превышает среднероссийский уровень. В среднем показатели смертности аборигенного населения Севера в 1,5 раза выше, чем у других жителей северных территорий (10,4 % против 6,6 % за 1989 год). Среди причин смерти на первом месте - травмы, отравления, связанные с алкоголизмом, а также болезни органов дыхания и инфекционные заболевания. Однако при всей значимости названных факторов ведущую роль в повышении уровня заболеваемости играют нарушения экологического баланса территорий /1/.

Показателен тот факт, что значительные количества мяса северного оленя из Западной Сибири, поставлявшегося в Скандинавию и другие страны, браковались из-за повышенного содержания в нем тяжелых металлов и радионуклидов. Загрязнение Оби привело к сокращению вылова осетра в 10 раз за последние 15 лет. Донные отложения в районе зимовальных ям осетровых и сиговых рыб в Обской губе на 10 % состоят из тяжелых фракций нефти. Особенно страдают коренные жители, употребляющие в пищу сырую рыбу; в некоторых районах их зараженность гельминтами достигает 100 %.

Поступление радиоактивных цезия-137 и стронция-90 в организм оленеводов соответственно более чем в 100 раз и в 3-4 раза превышает это значение для жителей средней полосы. Скорость очищения организма от цезия -137 в цепочке ягель-олень-человек или куропатка-человек на Севере в 5-10 раз ниже, чем в аналогичных цепочках в более южных районах России /2/.

Потенциальная опасность радиоактивного заражения и загрязнения Арктики сопряжена с расположенными на ее территории военными объектами, деятельностью Северного флота и Новоземельского государственного центрального полигона. Военные объекты являются источниками не только радиационного, но и химического загрязнения (ракетное топливо, горюче-смазочные материалы). Расчетное количество загрязнений, образующихся за навигацию от 5 000 речных судов в Арктическом бассейне составляет 430 тыс.куб.м. нефтесодержащих стоков, 3,3. куб.м. твердых отходов.

Решение многих из перечисленных проблем загрязнения окружающей Среды Арктики требует тщательного анализа целесообразности размещения высокоотходных и экологически опасных производств на Севере. Необходимо проведение экономических оценок с использованием показателей энергоотдачи для вывода из региона экономически необоснованных и экологически опасных производств. Структура природопользования региона должна отвечать его экологической емкости. Опыт приарктических государств показывает, что практически все они отказались от строительства крупных городов на Севере. Месторождения полезных ископаемых (причем только те, использованию которых нет альтернативы) разрабатываются исключительно вахтовым методом, что значительно снижает нагрузку инфраструктуры на природную среду. Диверсификация природопользования в Арктике - путь, по которому пошли многие приарктические государства. Весьма успешно развивается в них традиционное природопользование коренных народов Севера, которое для них является этнообразующим началом.

 

1) В.Ф. Клоков, А.В. Корюхина Основные проблемы социально-демографического развития и занятости народов Севера. // Этнографическое обозрение РАН. 1994, №5.

2) Проблемы загрязнения Арктики (Материалы рабочей группы, созданной распоряжением Секретаря Совета Безопасности РФ от 25 мая 1995 г. № 16-рсб во главе с заместителем Министра РФ по делам национальностей и региональной политике А.И. Волгиным).

Материал подготовил О. Сюгней, 
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Психология и обучение детей в полиэтнических школах

Владимир Христофорович Нерадовский — главный специалист Управления образования Корякского автономного округа, более 30 лет работает в условиях Севера. Им проведены многолетние исследования по проблемам психологии обучения детей в школах с полиэтническим составом учащихся. Особое внимание в исследованиях отведено психологическим особенностям коренных малочисленных народов. Разработана программа реализации новых подходов в обучении учащихся.

По оценке официальной науки (в частности, Международной Академии психологических наук в С.-Петербурге) его исследование отнесено к числу фундаментальных.

Ниже приводим выдержки из статей В.А. Нерадовского, посвященных теме его исследований.

 

В мае 1995 года коллегия Министерства образования Российской Федерации официально констатировала:. “В массовой школе не существует научно-обоснованной системы методов, позволяющих оценить как познавательные, так и физические возможности детей, не разработана комплексная технология совместной деятельности психолога, педагога, врача”. А заместитель министра образования М. Н. Лазутова привела конкретные цифры из статотчетов Госкомсанэпиднадзора и Минздрава России, свидетельствующие о том, что “нация постепенно вымирает и деградирует”. По данным медицинских осмотров, “только одного из десяти школьников можно признать вполне здоровым, а без принятия неотложных мер к 2000 году их практически не останется”

Состояние школьного дела, особенно среди малочисленных народов, еще более удручает.

Так, анализ основных показателей развития образования в Корякском автономном округе свидетельствует, что результаты обучения учащихся из числа малочисленных народов (коряки, ительмены, чукчи, эвены) на два-три порядка ниже в сравнении с другим составом учащихся этих же школ.

Вот несколько примеров. Число средних школ в округе за последние 15 лет увеличилось с 14 до 24, то есть на 60 процентов. Школы приблизились к селам, к детям. Общая численность учащихся из малочисленных народов за этот же период возросла с 25 до 37 процентов. Прием учащихся в первые классы за эти годы не уменьшился. Динамика прекрасная. Весь парадокс в том, что в 1980 году 14 средних школ Корякского автономного округа выпускали 220 человек из числа детей Севера, а последний выпуск из 24 средних школ составил 43 человека.

Спрашивается: где дети? Если иметь в виду, что одно из главных назначений средней школы - давать среднее образование.

Среднее число второгодников из малочисленных народов за последние 20 лет возросло в сравнении с другим составом учащихся в 3,6 раза, то есть на 360 процентов.

Отсев студентов внеконкурсного приема из малочисленных народов за последние 18 лет в три раза (на 300 процентов) превышает отсев в сравнении с другим составом студентов.

Это все при том, что дети учатся в одних и тех же школах, по одним и тем же учебникам и их обучают одни и те же учителя.

Результаты исследований Комитета по национальностям Организации Объединенных Наций убедительно доказали, что в плане интеллектуальности ни одна нация приоритета не имеет. В круг исследования было включено более тысячи различных национальностей.

Казалось бы, вопрос исчерпан. И все же...

В работе ученых Института этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая “Этнокультурное развитие народностей Севера на перспективу до 2005 года” зафиксирован “факт”: “Понятийный аппарат детей Севера для восприятия современной школьной программы не подготовлен”. Если детей Севера “подгонять” под единообразную систему обучения, то отчасти ученые правы. Но любому покажется странным, если человека “подгонять” под костюм.

Поэтому следует не ученика “подгонять” под систему, а систему организации обучения проектировать и осуществлять с учетом национальных этнопсихологических особенностей учащихся.

С понятийным аппаратом у детей Севера все в порядке. Их внутренняя, природная основа здорова. Ошибки же закладываются внешними факторами — неправильной организацией обучения.

Современная система обучения, как известно, построена на правилах, теоремах, алгоритмах, закономерностях, законах и изначально сориентирована на логический процесс познания, что в основе своей не согласуется с особенностями мышления значительной части учащихся.

Известно, что в природе существуют два вида мышления: абстрактное, или логическое (левополушарный тип) и конкретное, или наглядно-образное (правополушарный тип). Качественного различия между ними нет, но есть отличия в стратегии мышления. Стратегия левополушарного типа состоит в последовательной обработке информации, когда познавательный процесс происходит ступенчато, шаг за шагом. Стратегия правополушарного типа состоит в способности целостно воспринимать информацию с одновременной и даже мгновенной обработкой многих ее параметров. По данным исследования, из выборки корякских детей правополушарными являются 80 процентов. Поскольку содержание школьного образования изначально сориентировано на абстрактное (левополушарное) мышление, то такая форма познавательной деятельности не согласуется с особенностями мышления детей коряков.

Это одна из главных причин того, что у таких детей процесс отставания в учебе начинается с первых уроков в первых классах, и, как результат, школа “теряет” детей, как “на поле брани”.

В. Нерадовский, “Народовластие” 
(Корякский автономный округ),
1996, 27 июня, № 77 (9687); 1996, 25 июля, №89 (9699).

Материал подготовила А. Канюкова,
стажер ИЦ "Л"

 К содержанию

НОВОСТИ

Российский демографический журнал

 

В Москве вышел первый номер первого в истории России демографического журнала. Его учредителями являются Министерство труда Российской Федерации, Российская Академия наук, Коммерческий Банк “ИНТЕРБАНК”.

На страницах “Российского демографического журнала” будет отражаться квалифицированный анализ демографической ситуации в стране и регионах.

С начала 90-х годов демографическое развитие Российской Федерации вступило в период острейшего кризиса, включая все основные демографические процессы: смертность, рождаемость и миграцию. Постоянное ухудшение демографических процессов оказалось резко усиленным негативным воздействием на население социально-экономического кризиса в стране, падением уровня жизни.

Все это диктует острую необходимость активизации политики в области народонаселения, принятия срочных мер, адекватных глубине кризиса в демографическом развитии. Представляется, что совместные с субъектами Федерации исследования демографического развития регионов и разработка региональных антикризисных программ позволят Правительству Российской Федерации выработать общегосударственную стратегию выхода нашей страны из этого кризиса, обозначить приоритеты и конкретные пути решения.

“Российский демографический журнал” будет широко освещать опыт решения этих проблем и будет знакомить читателя с конкретными результатами работы Правительства в области демографической политики.

В перспективе издательская группа планирует популяризацию системы знаний о народонаселении, анализ демографических проблем занятости, планирования семьи и других вопросов.

АДРЕС РЕДАКЦИИ: 103706, Москва,
Биржевая пл., д.1, к.611; тел.298-84-91.

Материал подготовила А. Канюкова, 
стажер ИЦ“L”

 К содержанию

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ

Оленеводству - приоритетную государственную поддержку

 

Руководители и специалисты оленеводческих хозяйств Ненецкого автономного округа обратились от имени всех оленеводов округа к Главе Администрации Ненецкого автономного округа Хабарову В. В. и Председателю окружного Собрания депутатов Выучейскому В. А. с призывом оказать всемерную поддержку оленеводческим хозяйствам в переходный период экономических реформ.

Они отметили, что в условиях перехода к рынку оленеводство как образ жизни и отрасль хозяйствования коренных народов оказалось наименее защищенным, отошло на второй план, терпит социально-экономические трудности. Стремительный рост цен привел к кризису финансового состояния оленеводческих хозяйств, а неплатежи ставят их в безвыходное положение. Происходит обнищание семей оленеводов, подрываются основы хозяйственных отношений.

Негативные последствия непродуманных реформ отражаются в социальной жизни оленеводов. Прекращено медицинское, культурное, торговое обслуживание. Остается острой проблема жилья, более 70 семей оленеводов его не имеют. На самом низком уровне остается заработная плата. В среднем за 1995 год в оленеводческих хозяйствах она составила 297 тыс. рублей.

Анализ сложившейся ситуации в оленеводстве дает основания считать, что дальнейшее развитие оленеводства в существующих условиях невозможно без приоритетной государственной поддержки. На 1 июля 1996 года кредиторская задолженность этой категории хозяйств составляет 12 810 млн рублей, плюс 9581 млн рублей по процентам за кредит, задолженность по зарплате — 3917 млн рублей. К сожалению, поступление финансовых средств, определенных Законом “Об окружном бюджете округа на 1996 год”, происходит с большим опозданием и по остаточному принципу. На сегодня долг администрации по дотациям и компенсациям составляет 5597,6 млн рублей.

На основании сказанного авторы обращения ставят перед властными структурами следующие вопросы:

1. Учитывая специфику производства, производить финансирование оленеводческих хозяйств приоритетно и в полном объеме.
2. Для обеспечения оленеводов продуктами питания на летне-осенний период авансировать 30 процентов дотаций за продукцию оленеводства до проведения традиционного праздника “День оленя”.
3. С целью социальной защиты жителей национальных поселков и недопущения развала отрасли установить в четвертом квартале 1996 года ставку дотаций на мясо оленину 4000 рублей за 1 кг в живом весе.
4. Внести дополнение в Закон “О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ненецком автономном округе” о внесении расходной части бюджета по сельскому хозяйству в состав защищенных статей.
5. С 1 января 1997 года начать формирование окружного фонда финансовой поддержки агропромышленного производства согласно проекту Закона РФ, принятому Государственной Думой и одобренному Советом Федераций.
6. С целью ускорения решения вопроса реализации сельскохозяйственного сырья и продовольствия за пределами округа, обеспечения встречной продукцией, осуществления поставок материально-технических средств оленеводческим хозяйствам оказать финансовую поддержку на окончание строительства оптово-продовольственного рынка “Ненецкий” как исполнителя этих функций.

Нярьяна Вындер, 1996, 
23 июля, № 111 (16829).

К содержанию

На заседании Рабочей группы ООН по коренным народам

 

На одном из заседаний очередной, 14-й сессии Рабочей Группы ООН по коренным народам (Женева, август 1996 года) выступила депутат Государственной Думы ФС РФ З.А. Корнилова с предложением внести в проект Декларации ООН о правах коренных народов “дополнение об исчезающих народах и мерах по их защите, выживанию и возрождению”, предложила также “провести специальное обсуждение на заседании Рабочей Группы Концепции “Исчезающие народы”, издать специальную книгу об этих народах”.

Вестник Якутского-Саха 
Информационного Агентства, 1996, 
14 августа, № 153 (1183).

К содержанию

Создан Арктический Совет

 

В начале августа 1996 года в г. Оттава (Канада) состоялось совещание представителей Правительств арктических государств - Канады, США, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Исландии и России. В работе данного форума приняли участие также общественные организации коренных народов - ICC (Ай-Си-Си), Северный Совет саамов, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

На совещании завершилось обсуждение проекта Декларации о создании Арктического Совета, призванного заниматься проблемами устойчивого развития Арктики и благосостояния коренных народов, принято решение о создании Арктического Совета, членами которого станут вышеназванные восемь арктических государств. Инаугурация Арктического Совета пройдет во второй половине сентября т.г.

На столь представительном международном совещании в составе делегации от России приняли участие Президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Якутии А. Кривошапкин и Министр внешних связей Республики Саха (Якутия) В. Артамонов.

Вестник Якутского-Саха 
Информационного Агентства, 1996, 
14 августа, № 153 (1183).

 К содержанию

Реставратор Филипп Апросимов

 

 Эвенк Филипп Апросимов в этом году закончил Суздальское художественное реставрационное училище и получил специальность художника-реставратора деревянного зодчества.

Летом 1995 года он работал в Государственной Третьяковской галерее, принял участие в реконструкции Храма святителя Николая в Толмачах. Таким образом, Филипп Апросимов стал первым художником-реставратором из числа представителей коренных малочисленных народов Севера Якутии.

Как известно, его отец Дмитрий Апросимов - известный эвенкийский поэт и прозаик.

Вестник Якутского-Саха Информационного
Агентства, 1996, 22 августа, № 163

К содержанию

Совместная экспедиция

 

В Оймяконском улусе Якутии, где компактно проживают эвены, начала работать совместная якутско-японская научная экспедиция, организованная в соответствии с договором, заключенным между Министерством охраны природы РС(Я) и японским Научным центром Хоккайдо. В ее составе - ученые Еджиро Максуура и Такуя Каджимото из Японии, сотрудники Министерства охраны природы РС(Я) Дмитрий Ефремов и Якутского института биологии Алексей Исаев. В эти дни они устанавливают пояса, или границы, распространения кедрового стланика в зоне горной тундры. Работы ведутся в рамках Международной программы исследований, связанных с изучением глобальных изменений климата сибирских регионов.

Вестник Якутского-Саха Информационного
Агентства, 1996, 22 августа, № 163

К содержанию

Всероссийское совещание по культуре Севера

 

В Якутске состоялось второе Всероссийское совещание по проблемам развития культуры народов Севера. В нем приняли участие представители коренных народов Севера, Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также специалисты-этнографы Министерства культуры Российской Федерации, Госкомсевера, учреждений культуры регионов российского Севера.

Заместитель Министра культуры РФ Вадим Демин в своем выступлении остановился на реализации мероприятий в рамках Международного десятилетия коренных народов мира.

Вестник Якутского-Саха Информационного
Агентства, 1996, 22 августа, № 163

К содержанию

Судьбу мировой цивилизации определяет Арктика

 

В Якутске прошла первая международная конференция Академии Северного Форума.

От имени Секретариата Северного Форума его исполнительный директор Стефан Купер (Аляска, США) поблагодарил якутян за большой вклад в организации конференции, теплый прием его участников.

Главной задачей Академии Северного Форума является продвижение фундаментальных и прикладных междисциплинарных исследований на Севере для усовершенствования научной базы развития, управления и сохранения природных ресурсов, охраны окружающей Среды и повышения уровня жизни и духовного развития северян.

Вестник Якутского-Саха Информационного
Агентства, 1996, 23 августа, № 164

К содержанию

На базе колледжа - экзамены в Академию

 

Как сообщил собкору ЯСИА директор Нижнеколымского колледжа народов Севера в г.Черском Виталий Тырылгин, состоялся второй выпуск этого учебного заведения. В этом году колледж закончили 26 учителей начальных классов и хозяек родовых общин, 13 фермеров. По договору колледжа с Якутской государственной сельскохозяйственной академией впервые в Черском прошли приемные экзамены в академию по семи специальностям не только для выпускников колледжа, но и для других желающих.

По мнению директора колледжа, такой возможностью могли бы воспользоваться абитуриенты ближайших северных улусов (районов), а руководство колледжа может предоставить им общежитие и питание за определенную плату.

Вестник Якутского-Саха Информационного
Агентства, 1996, 23 августа, № 164

К содержанию

День оленя

 

Для тружеников тундры самый главный праздник в году — День оленя, который отмечают оленеводы обычно в Ильин день - 2 августа. С известных пор некоторые хозяйства Ненецкого автономного округа даже отказались было от этого мероприятия — слишком уж дорог авиатранспорт. Но в нынешнем году окружная Администрация строкой в бюджете заложила 640 миллионов рублей на транспортные расходы, то бишь на авиацию, чтобы оленеводы смогли не только вылететь к местам проведения праздника, но и завезти в оленбригады продукты питания. Нашлись и спонсоры, которые выделили посильные суммы для проведения Дня оленя.

В нынешний август 14 оленеводческих хозяйств отметили в ненецких тундрах свой профессиональный праздник. Прошел он от западных границ округа до самой его крайней точки на северо-востоке.

С Днем оленя поздравили тундровиков фольклорный коми-ансамбль “Югыд шонды” и ненецкий ансамбль песни и танца “Маймбава”, приехавшие со своими концертами на праздник в тундру. Также побывали в гостях у оленеводов и руководители Ассоциации ненецкого народа “ Ясавэй”.

Материал подготовила А. Канюкова, 
стажер ИЦ “Л”, по материалам газеты “Нярьяна Вындер”,
1996, 30 июля, № 115 (16833); 1996, 7 августа, № 120 (16838).

 К содержанию

Искусство выживания

Известная ненецкая писательница Анна Неркаги оставила чум и реанимировала в Байдорацкой тундре факторию-лаборавую, где ненцы в обмен на мясо, рыбу, ягоду получают муку, соль, сахар. Кроме того, здесь же в фактории с известными мастерами были заключены договоры на разные виды работ - изготовление нарт, шитье кисов, малиц. Трудолюбивые и гибкие по природе ненцы очень быстро приняли новые условия существования. Более того, байдорацкая молодежь сегодня уже не стремится уезжать в поселки: они поняли что их дом - чум, рабочее место - тундра.

Программа “Время” ОРТ, 
20августа, 21:00

 К содержанию

ВСТРЕЧИ СТАЖЕРОВ

Встреча с М.А.Тодышевым

 

1 августа 1996 года в Информационном Центре коренных народов России при журнале “Северные просторы” состоялась встреча с Михаилом Анатольевичем Тодышевым, заместителем председателя Совета Ассоциации шорского народа, главой совета старейшин г. Новокузнецка, который принял участие в работе 14-й сессии Рабочей Группы ООН по коренным народам, проходившей в г. Женеве (Швейцария).

Как подчеркнул М.Тодышев, на сессии поднимались вопросы прав коренных народов на самоопределение и на природные ресурсы. Отдельным пунктом Рабочая Группа рассматривала вопрос о здравоохранении коренных народов. Обсуждалась также Конвенция о биологических ресурсах. Дело в том, что в этом году будет проходить конференция Комитета ООН по охране окружающей среды, и конечно, важно, чтобы в работе этой конференции приняли участие представители коренных народов России, так как есть случаи разногласия коренных народов с нефтегазодобывающими организациями.

Выступая на сессии М.Тодышев подчеркнул, что в Российской Федерации на правительственном уровне создан Национальный организационный комитет по проведению Международного десятилетия коренных народов мира, в состав которого вошли также представители коренных народов. По прошествии двух лет коренные народы России почти ничего не знают о деятельности оргкомитета. Причина в том, что нет исполнительного органа.

В декабре 1996 года на заседании Комиссии ООН по правам человека будут предварительные слушания Российской Федерации о соблюдении прав коренных народов, проживающих на ее территории. Было бы полезным, чтобы заинтересованные общественные организации и представители коренных народов представили в Комиссию информацию о выполнении государством своих обязательств. Эта информация впоследствии повлияла бы и на проведение других международных мероприятий, проводимых ООН в рамках Десятилетия коренных народов мира.

А. Кривошапкин, 
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

В Управлении по правам человека при Администрации Президента РФ

22 августа 1996 г. состоялась встреча стажеров Информационного Центра с М. А. Мироновым, Начальником Управления по правам человека при Администрации Президента РФ.

В ходе встречи Михаил Алексеевич Миронов рассказал о работе Управления по правам человека, о целях и задачах, которые стоят перед сотрудниками, о проблемах и перспективах. В частности, он отметил, что работа с письмами и заявлениями граждан, личный прием населения в условиях перемен в политической и экономической жизни страны - один из важных участков деятельности аппарата управления. Через обращения в государственные органы граждане реализуют свое конституционное право непосредственно участвовать в управлении делами государства. С одной стороны, организация своевременного и правильного рассмотрения обращений граждан позволяет осуществлять общественный контроль за государственным аппаратом, добиваться восстановления нарушенных прав граждан, обеспечения социальной справедливости. С другой стороны, информационно-аналитическая работа по обращениям граждан способствует широкому информированию Президента Российской Федерации, Правительства России, Администрации Президента, а также органов федерального и местного управления о наиболее острых проблемах, поднимаемых заявителями в их обращениях. Таким образом, письменные и устные обращения граждан, содержащие в себе коллективное или личное мнение, оценки, требования, просьбы, пожелания, помогают совершенствовать работу федеральных и местных исполнительно- распорядительных органов, обеспечивают двустороннюю связь между государством и народом.

Предложения, заявления, жалобы граждан государственные органы рассматривают в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, уставами краев, областей, автономных округов, действующим законодательством.

Большое число граждан России, ближнего и дальнего зарубежья ежегодно обращаются в федеральные органы управления Российской Федерации, к высшим должностным лицам государства с уверенностью, что их внимательно выслушают, поймут, что их обращения будут рассмотрены, а требования, если они законны и обоснованны, - удовлетворены. В этом - доверие народа к руководителям страны, к проводимой ими политике.

В последние годы содержание этих обращений отражает все многообразие и сложность процессов, связанных с проведением в стране реформ.

Основная часть писем посвящена социально-экономическому положению трудовых коллективов, общественных слоев и групп населения. Причем оценки здесь не однозначные. Одни авторы отмечают позитивные изменения: россияне осваивают принципы и законы рынка, идет процесс разгосударствления собственности и приватизация, устраняется монополизм в производстве, создается рыночная инфраструктура, ликвидирована проблема дефицита.

Другие же авторы, поддерживая провозглашенный курс на реформирование экономики, критикуют федеральные органы исполнительной власти и органы власти субъектов Российской Федерации за отсутствие системного подхода к стратегии и тактике реформирования, в результате чего экономика переживает глубокий кризис, продолжается падение промышленного и сельскохозяйственного производства, растет число убыточных предприятий, с каждым днем обостряется ситуация на рынке труда, вошла в систему хроническая задолженность по заработной плате.

Возрастает удельный вес обращений по жилищным вопросам, что нередко связано с уменьшением объемов строительства, которое делает для многих заявителей решение жилищной проблемы малореальным.

Остро ставятся вопросы социальной защиты населения, особенно военнослужащих, пенсионеров, инвалидов и многодетных семей.

Критике подвергается отсутствие финансового обеспечения или механизмов выполнения отдельных принятых законов.

Повысилась заинтересованность заявителей к деятельности органов местного самоуправления. Наряду с позитивными моментами отмечаются их инертность, неумение приспособиться к новым экономическим условиям, непринятие должных мер для решения проблем регионов, насущных для населения вопросов.

В настоящее время, как отметил М.А. Миронов, одним из основных направлений деятельности государственных органов власти является реализация рекомендаций Президента Российской Федерации руководителям исполнительных органов субъектов Российской Федерации о необходимости “значительно улучшить практику работы с обращениями граждан, кардинально изменить стиль работы государственных служащих на всех уровнях исполнительной вертикали, принять действенные меры по искоренению бюрократизма, бездушного отношения к насущным проблемам россиян, что вызывает их справедливое возмущение, вынуждает обращаться в федеральные органы с просьбами о защите своих прав по вопросам, относящимся к компетенции местных администраций”.

Для улучшения работы с обращениями граждан в соответствии с Указом Президента РФ в субъектах Федерации должны создаваться Комиссии по правам человека.

P.S. Для тех, кто желает обратиться в Администрацию Президента РФ, даем адрес: 103132, Москва, Старая площадь, 4. Справочная: 925-35-81.

К. Играйн,
стажер ИЦ "Л"

К содержанию