Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Поиск





Новости МОО "Льыоравэтльан"


 С НОВЫМ ГОДОМ И РОЖДЕСТВОМ!

Новости

Дорогие друзья!

Вот и завершается 2020 год и мы, как никогда ранее,
с еще большими надеждами ждем наступления Года Нового!
Пусть 2021 год принесет в Ваши семьи побольше радостных моментов и хороших новостей!
Пусть Вы и Ваши близкие будут здоровы и счастливы!
Пусть благополучие, удача и успех будут вашими верными спутниками!

В канун Рождества Христова желаем всем светлого и праздничного настроения,
мира, добра, домашнего уюта!
Пусть родные и близкие, любимые и друзья всегда будут рядом,
Пусть исполнятся самые заветные и смелые мечты!

С наилучшими пожеланиями,
от имени коллектива МОО «Льыоравэтльан»
Гульвайра Куденовна Куценко


Разместил: admin на 31/12/2020 (46 Прочтено)
(подробнее... | Всего: 0)

 ПОБЫВАВШИЙ НА ЯМАЛЕ ШВЕДСКИЙ ЖУРНАЛИСТ ОГОРЧИЛСЯ ИЗ-ЗА ВЫМИРАНИЯ НЕНЕЦКОЙ КУЛЬТУРЫ

НовостиШведский журналист Берт Сундстрем из издания SVT побывал в Ямало-Ненецком округе. Он рассказал, что ему стало тоскливо от поездки в русскую Арктику, сообщает издание RuNews24.

Сундстрем посетил поселок Нельмин-Нос, находящийся в 60 километрах от Нарьян-Мара. В поселке есть школа, электричество и мобильная связь, иностранцу стало "тоскливо", что "в небытие уходят целая культура, язык и образ жизни"

По словам Сундстрема, ненцев осталось всего несколько тысяч, они практически оставили кочевой образ жизни и осели в одном поселке, в котором есть все основные блага цивилизации. В островках, на которых ненцы "хранят ценности традиционной культуры", он побывал в классическом чуме. Местный оленевод предложил Сундстрему угоститься парной олениной в крови, но он отказался.

Источник: Национальный акцент

Разместил: admin на 31/12/2020 (17 Прочтено)
(подробнее... | Всего: 0)

 ИТОГИ ПРОГРАММЫ "НАРОДНАЯ МОЗАИКА" В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

НовостиНачиная с августа 2020 в Томске и Томской области проводились этнокультурные мероприятия в рамках программы "Народная мозаика". В мероприятиях активно приняли участие школьники из Томской школы №34 (г.Томск), Каргасокской школы-интерната №1 (с.Каргасок, Томской области), обучающиеся Томского Хобби-центра (г.Томск), воспитанники Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей “Росток” (г.Томск), воспитанники реабилитационного Центра для детей с онкологическими заболеваниями “Аленка” (г.Томск).
Мероприятия проводились в двух форматах - этнокультурный урок (теория) и мастер-класс (практика). Такой подход позволил не только познакомить участников с традициями, обычаями и культурой коренных малочисленных народов Томской области, но и изготовить собственными руками тематический сувенир, а также, в полной мере ощутить себя коренными жителями Сибири, примерив элементы национального костюма и поиграв в народные северные игры.

На мероприятиях ребята знакомились с традициями и обычаями коренных малочисленных народов Томской области. Ханты, манси, эвенки, селькупы, кеты - все эти народы когда-то давно осваивали территорию, на которой мы проживаем. Сейчас численность этих народов сокращается, но земля хранит легенды, обычаи, традиции, которые бережно передаются друг другу. Очень важно на уроках было рассказать участникам мероприятий о том, как бережно относились наши предки к природе, о том, что хоть и жили, в основном рыбалкой и охотой, но брали от природы ровно столько, сколько нужно для жизни, берегли и заботились, зная, что от отношения к окружающему миру зависит их жизнь.
Все уроки проводились творчески, знакомство с обычаями проходило через легенды, народные игры и сказки. Одним из самых запоминающихся мероприятий можно назвать мероприятие по народным играм. Северные народы на протяжении многовековой истории придавали большое значение физическому развитию личности, потому что жить приходилось в суровых условиях. И основными средствами воспитания в детях силы и смекалки являлись народные игры, состязания и самобытные спортивные упражнения. На таких уроках ребятишки не только смогли узнать особенности народных северных игр, но и попробовать свои силы в различных состязаниях, эстафетах, конкурсах. Мероприятия проводились на свежем воздухе, что, конечно же, добавило участникам здоровья и силы духа!

Участники также узнали, что такое орнамент, для чего и где он используется. О том, что у северных народов традиционно в орнаменте использовались изображения - символы живой природы и животных. Очень интересными ребятам показались названия. Например, орнамент может называться «выводок утят» или «заячьи уши». И, на самом деле, если внимательно посмотреть на изображения, то можно увидеть и «ушки» и «утят», и «оленьи рога» и, даже, «щучьи зубы». Орнаментами северные народы украшали одежду, предметы быта и украшения. Не менее полезными и познавательными для детей стали мероприятия по географическим названиям области, ведь почти все названия территории, на которой мы проживаем, происходят с языков коренных северных народов.

Мы живем в замечательном старинном городе с красивым названием Томск. Все мы знаем, что название Томск получил от реки Томь, но многие ли из нас знают, откуда река Томь получила такое название? А вот ребята теперь знают! Дело в том, что давным-давно на берегу реки Томь жили люди - кеты. Они и сейчас, конечно, живут, но в очень маленьком количестве, в основном в Красноярском крае, и относятся к малочисленным народам Севера и Сибири. Кеты охотились на лосей, северных оленей и соболей в лесу. Летом они ловили рыбу, некоторые были мелкими фермерами с лошадьми и быками. Кеты (самоназвание «кет» - человек) говорили на своем языке, и вот как раз в переводе с кетского языка Томь - означает «Темная». И правда, в том месте, где Томь впадает в могучую северную реку Обь, вода ее очень темная. Отсюда и название - Томь - «темная».

Разместил: admin на 31/12/2020 (18 Прочтено)
(подробнее... | 5829 байтов еще | Всего: 0)

 ИТОГИ ПРОГРАММЫ "НАРОДНАЯ МОЗАИКА" В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ

НовостиС августа по ноябрь 2020 в образовательных учреждениях Горно-Алтайска, а именно в лицеи № 6, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 им. А.Н. Ленкина, МБОУ «Гимназия №3 КОУ РА «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. Г.К. Жукова» были проведены этнокультурные уроки по темам «Значение символики и цветов в культуре коренных жителей Алтая», «Коренные малочисленные народы Республики Алтай: обычаи и традиции», «Древние наскальные рисунки Алтая», «Стихии природы в мифологии коренных малочисленных народов Алтая»», а также мастер-классы «Петроглифы Алтая», «Алтайские узоры» и «Орнаменты в одежде народов Алтая». Данные мероприятия были проведены в рамках проекта "Народная мозаика" при поддержке Федерального агентства по делам национальностей, организатором выступила Межрегиональная общественная организация «Информационно-образовательная Сеть коренных народов «Льыоравэтльан».

Во время мероприятий ученики открыли для себя интересные факты о мифах и обрядах коренных малочисленных народов Алтая. Детям очень понравился увлекательный формат и темы уроков. Подобные знания для них являются полезным стимулом для расширения кругозора и получения знаний о культуре нашей малой Родины.

На уроках дети принимали активное участие. С интересом слушали легенды своих предков: кумандинцев, телеутов, теленгитов, шорцев, тубаларов и челканцев. А также сами рассказывали те мифы, которые знали с раннего детства от своих бабушек и дедушек. Помимо этого, они окунулись в историю многовековой давности и познакомились с традициями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в частности с культурой коренных малочисленных народов Алтая.

Мы рассказали, что жизнь коренных жителей Алтая проникнута почтением окружающего мира и природы. Очень подробно поведали о разных мирах. Ведь коренный жители Алтая верят, что Вселенная состоит из трех миров: нижнего, срединного и небесного. И именно на этом мы заострили внимание. Теперь многие школьники еще больше знают о богах. Ульгене – боге верхнего мира. Он почитается как верховное божество, громовержец, глава светлых небесных духов. Бог-демиурга в сибирском шаманизме. Эрлике – боге нижнего или подземного мира. Также он известен, как бог смерти. Легенда гласит, что именно он создатель души. Шаманы во время камлания обращаются к Богу нижнего мира, как к отцу — “адам Эрлик”. Это дань уважения, память о том, что Эрлик был творцом души человека. От него же шаманы получают бесценный дар — искусство проникновения в другие миры. От-Эне – богине, или матери огонь. Огонь – это хранитель рода, символ счастья рода и семьи. Огню поклоняются и чтят свой очаг, с его культом было связано множество обрядов. От-Эне не пускает в жилище злых духов, рассеивает печальные мысли человека. Стихия огня сопровождает хозяев аила до их последних дней. Огонь в очаге не гасят даже при погребальных обрядах.

Мы рассказали, что вся природа Алтая – это святой храм. Об этом свидетельствуют ритуалы, обычаи, которые дожили до наших времен. А также о почитании четырех стихий: огня, воды, земли и воздуха. Через всю жизнь коренных жителей Алтая проходит сакральный смысл всех стихий. Они помогают и защищают. Каждое новолуние вместе со словами алкыш- благопожеланиями они возносят к Ульгеню благодарности. Каждый житель Алтая верит, что тем, кто соблюдает чистоту внутри себя и вокруг, в природе, духи дарят изобильную и счастливую жизнь.

Разместил: admin на 31/12/2020 (18 Прочтено)
(подробнее... | 4988 байтов еще | Всего: 0)

 НЕНЕЦКИМ ОЛЕНЕВОДАМ РАЗРЕШИЛИ НЕ СТРАХОВАТЬ ЖИВОТНЫХ

НовостиОленеводы Ненецкого автономного округа не будут обязаны страховать оленей. Соответствующее решение приняли в Министерстве сельского хозяйства РФ после обращения в ведомство Юрия Бездудного, сообщает портал органов государственной власти региона.

Об обращении рассказал руководитель Департамента природных ресурсов, экологии и АПК НАО Альберт Чабдаров на еженедельном совещании губернатора Ненецкого автономного округа. В профильный Департамент из федерального ведомства пришло письмо о том, что инициативу об исключении НАО из проекта по страхованию оленей рассмотрели и одобрили, соглашение будет действовать до 2023 года.

"Нам нужно сохранять отрасль, поддерживать оленеводов. Поэтому то, что нам удалось добиться отмены страхования — это большой успех. Думаю, все оленеводы это оценят и почувствуют, что их не перегружают дополнительными расходами", — подчеркнул Юрий Бездудный.

Альберт Чабдаров объяснил, что основные сложности при сельскохозяйственном страховании - удаленность пастбищ от населенных пунктов и финансовое положение оленеводческих хозяйств. При этом существуют риски падежа оленей и нападения на них хищников.

Источник: Национальный акцент

Разместил: admin на 31/12/2020 (16 Прочтено)
(подробнее... | Всего: 0)

 ОЛЕНЕВОДАМ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ БУДУТ ЗАКУПАТЬ СПУТНИКОВЫЕ ТЕЛЕФОНЫ С ТРАФИКОМ

НовостиОленеводам, рыбакам и охотникам, ведущим кочевой образ жизни, в Красноярском крае планируют закупать спутниковые телефоны с трафиком для связи в экстренных случаях. Комитет по делам Севера и коренных народов рассмотрел предложения о внесении изменений в законы Красноярского края в сфере поддержке жителей Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, сообщает пресс-служба Законодательного Собрания региона.

Заместитель председателя комитета Валерий Вэнго отметил, что ведущие хозяйственную деятельность лица в регионе безвозмездно обеспечиваются средствами связи.

"У Красноярского края большая северная территория. Закон, который мы рассматриваем, касается Таймыра. Это почти 1 миллион квадратных километров. Около 2 тысяч наших граждан — оленеводов, рыбаков, охотников ведут там кочевой образ жизни. К сожалению, наша современная цивилизация с привычным уже Интернетом и сотовой связью пока не могут туда дойти. На протяжении последних десяти лет мы экспериментировали, закупали для кочующих радиостанции. Время показало, что использовать их довольно дорого, неэффективно и неудобно", - объяснил он.

Последние годы оленеводам и промысловикам закупали спутниковые телефоны, но закон не позволял приобретать для них расходные материалы с пакетом трафика. В законодательство предлагают внести изменения, чтобы один раз в пять лет за бюджетные средства закупать для каждого пакет эфирного времени на 250 минут для экстренных случаев. Уже в конце 2020 года северянам вручат партию из таких 60 спутниковых телефонов.

"Наличие спутниковой связи даст возможность быстро найти, например, бригаду оленеводов на бескрайних просторах тундры, сократив время на оказание помощи и сэкономив летные часы. Без такой связи при вызове санитарной авиации порой полдня и даже сутки тратились для того, чтобы найти в тундре оленеводческое стойбище или промысловую точку. Спутниковый телефон позволит оперативно оказывать помощь, в том числе в случае чрезвычайных ситуаций", - подчеркнул Вэнго.

Источник: Национальный акцент

Разместил: admin на 01/12/2020 (155 Прочтено)
(подробнее... | Всего: 0)

 ТОПОНИМЫ И ОРНАМЕНТЫ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

НовостиУчащиеся четвертых классов Каргасокской школы №1, посетившие мероприятия проекта «Народная мозаика» 20 ноября 2020, познакомились с географическими названиями своего села и области, узнали об их происхождении.

Конечно же, все ребята, живущие в Каргаске, знают с какого языка переводится название их села и что оно обозначает. Каргасок - в переводе с селькупского языка (селькупы - коренные жители Каргаска), означает Медвежий мыс. А вот о других поселках и реках, которые также носят селькупские названия, ребята не знали. Так, например, село Чажемто, известное всем ребятам, через него лежит путь из Каргаска в город Томск, на удивление всех, переводится с селькупского языка как Лягушачье озеро.

Еще больше удивились ребята, что деревня Лозунга, расположенная недалеко от Каргаска, называется по названию таежной реки, протекающей рядом, и означает «Чертова река». И даже есть своя легенда о том, что давно жил в этой реке злой дух. Никому не разрешалось рыбачить на реке, злой дух утаскивал на дно всех рыбаков.

На втором этапе мероприятия - мастер классе, ребята познакомились с орнаментами селькупов и изготовили закладку для книги из экокожи. Узнали, что такое орнамент, для чего он используется и где использовали орнаменты селькупы. О том, что в орнаментах селькупов, в основном, использовались геометрические фигуры.
Мероприятие получилось познавательным и по-доброму теплым. Много вопросов было от ребят, на которые они, конечно, получили ответы и пожелали встретиться еще. Красочные закладки, изготовленные своими руками, будут украшать книги и учебники ребятишек, и напоминать о добром мероприятии про селькупов - коренных жителей Каргаска, основавших родной поселок.

Для справки: Программа «Народная мозаика» финансируется за счет субсидии из средств федерального бюджета, выделенной на поддержку федеральных национально-культурных автономий и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации на 2020г.
Организатор проекта - Межрегиональная общественная организация «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» (г.Москва).

Источник: МОО "Льыоравэтльан"

Разместил: admin на 01/12/2020 (154 Прочтено)
(подробнее... | Всего: 0)

 Таинственные знаки и быт ханты

НовостиНа этнокультурном уроке второклассники из Каргасокской школы №1, посетившие мероприятия проекта «Народная мозаика» 23 и 24 ноября, познакомились со знаками народа ханты. Знаки, которые со временем образовались в орнаменты и стали украшать одежду и предметы быта этого северного народа.

В начале мероприятия ребята узнали, что же такое орнамент, для чего и где он используется. О том, что у северных народов традиционно в орнаменте использовались изображения - символы живой природы и животных. Очень интересными ребятам показались названия. Например, орнамент может называться «выводок утят» или «заячьи уши». И, на самом деле, если внимательно посмотреть на изображения, то можно увидеть и «ушки» и «утят», и «оленьи рога» и, даже, «щучьи зубы». Орнаментами северные народы украшали одежду, предметы быта и украшения.

На втором этапе мероприятия - мастер классе, ребята делали открытку из бумаги с северным рисунком и рисовали хантыйский орнамент. В выборе цвета школьники не были ограничены, хотя на уроке узнали, что ханты использовали только традиционные цвета, которые есть в природе. Открытки получились красочные, яркие и, по-северному, новогодние. Каждый, кто изготовил открытку, обещал подарить ее только самому близкому человеку. Мероприятие получилось познавательным и по-доброму теплым. Много вопросов было от ребят, на которые они, конечно, получили ответы и пожелали встретиться еще. Открытки, изготовленные своими руками, будут напоминать о добром мероприятии про наших соседей - северный народ ханты.

Для справки: Программа «Народная мозаика» финансируется за счет субсидии из средств федерального бюджета на поддержку федеральных национально-культурных автономий и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации на 2020г., организуется Межрегиональной общественной организацией «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан», г.Москва.

Полина Щепёткина, г.Томск

Разместил: admin на 01/12/2020 (152 Прочтено)
(подробнее... | Всего: 0)

 "НАРОДНАЯ МОЗАИКА" В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯЛИСЬ УРОКИ И МАСТЕР-КЛАССЫ В КИНГИСЕППЕ

Новости26 ноября 2020г в Ленинградской области в г.Кингисепп проведено 20 мероприятий, посвященных культуре коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Участие в программе приняли 464 школьника. Этнокультурные мероприятия проводились на базе МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №4». Партнером программы «Народная мозаика» на территории Ленинградской области выступил Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области.

Во время этнокультурных занятий применяются активные формы работы, которые способствуют расширению кругозора детей и подростков, обогащению их знаний о культуре и традициях народов России.

Для справки: Программа «Народная мозаика» финансируется за счет субсидии из средств федерального бюджета, выделенной на поддержку федеральных национально-культурных автономий и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации на 2020г.
Организатор проекта - Межрегиональная общественная организация «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» (г.Москва).

Источник: МОО "Льыоравэтльан"

Разместил: admin на 27/11/2020 (155 Прочтено)
(подробнее... | Всего: 0)

 "НАРОДНАЯ МОЗАИКА": В ФОКУСЕ - КАРГАСОК!

НовостиС 20 по 24 ноября 2020г в Каргасокском районе Томской области состоялась серия этнокультурных мероприятий в рамках программы "Народная мозаика". Мероприятия проводились на базе МБОУ «КСОШ-интернат №1». Так, учащиеся четвертых классов, на уроке «Топонимы Томской области и Каргасокского района» (20 ноября 2020) познакомились с географическими названиями своего села и области, узнали об их происхождении. Конечно же, все ребята, живущие в Каргаске, знают с какого языка переводится название их села и что оно обозначает. Каргасок - в переводе с селькупского языка (селькупы - коренные жители Каргаска), означает Медвежий мыс. А вот о других поселках и реках, которые также носят селькупские названия, ребята не знали. Так, например, село Чажемто, известное всем ребятам, через него лежит путь из Каргаска в город Томск, на удивление всех, переводится с селькупского языка как Лягушачье озеро. Еще больше удивились ребята, что деревня Лозунга, расположенная недалеко от Каргаска, называется по названию таежной реки, протекающей рядом, и означает «Чертова река». И даже есть своя легенда о том, что давно жил в этой реке злой дух. Никому не разрешалось рыбачить на реке, злой дух утаскивал на дно всех рыбаков. На втором этапе мероприятия - мастер классе, ребята познакомились с орнаментами селькупов и изготовили закладку для книги из экокожи. Узнали, что такое орнамент, для чего он используется и где использовали орнаменты селькупы. О том, что в орнаментах селькупов, в основном, использовались геометрические фигуры. Много вопросов было от ребят, на которые они, конечно, получили ответы и пожелали встретиться еще. Красочные закладки, изготовленные своими руками, будут украшать книги и учебники ребятишек, и напоминать о добром мероприятии про селькупов - коренных жителей Каргаска, основавших родной поселок.

На этнокультурных уроках «Таинственные знаки и быт ханты», состоявшихся 23 и 24 ноября 2020 второклассники познакомились со знаками народа ханты. Знаки, которые со временем образовались в орнаменты и стали украшать одежду и предметы быта этого северного народа. В начале мероприятия ребята узнали, что же такое орнамент, для чего и где он используется. О том, что у северных народов традиционно в орнаменте использовались изображения - символы живой природы и животных. Очень интересными ребятам показались названия. Например, орнамент может называться «выводок утят» или «заячьи уши». И, на самом деле, если внимательно посмотреть на изображения, то можно увидеть и «ушки» и «утят», и «оленьи рога» и, даже, «щучьи зубы». Орнаментами северные народы украшали одежду, предметы быта и украшения.

На втором этапе мероприятия - мастер классе, ребята делали открытку из бумаги с северным рисунком и рисовали хантыйский орнамент. В выборе цвета школьники не были ограничены, хотя на уроке узнали, что ханты использовали только традиционные цвета, которые есть в природе. Открытки получились красочные, яркие и, по-северному, новогодние. Каждый, кто изготовил открытку, обещал подарить ее только самому близкому человеку. Открытки, изготовленные своими руками, будут напоминать о добром мероприятии про наших соседей - северный народ ханты.

По итогам реализации мероприятий в Каргаске, МОО "Льыоравэтльан" провела 7 уроков и 7 мастер-классов, в которых приняло участие 290 учеников МБОУ «КСОШ-интернат №1».

Для справки: Программа «Народная мозаика» финансируется за счет субсидии из средств федерального бюджета, выделенной на поддержку федеральных национально-культурных автономий и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации на 2020г.
Организатор проекта - Межрегиональная общественная организация «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» (г.Москва).

Источник: МОО "Льыоравэтльан"

Разместил: admin на 27/11/2020 (166 Прочтено)
(подробнее... | Всего: 0)

 "НАРОДНАЯ МОЗАИКА" НА АЛТАЕ: ОБРЯДЫ, СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ И ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ

НовостиДля того, чтобы понять культуру другого народа, необходимо прежде всего познакомится с ценностями, характерными для представителей этого народа. Одной из наиболее важных ценностей для коренных малочисленных народов являются дети. На этнокультурных уроках, проводимых в рамках программы "Народная мозаика", школьникам рассказывали о ценности семьи и детей.

У коренных жителей Алтая семья, род, дети – это одни из главных ценностей в жизни. Даже расселение по территориям у алтайских народов по сеокам, родам. Изначально главенствующую роль занимает мужчина, а женщина – хранительница очага. Хотя стоит отметить интересный факт: у кумандинцев, коренной малочисленный народ Алтая, считается, что матриархат как старинная традиция их народа до сих пор присутствует в некоторых родах.

В целом важная миссия в жизни женщины – рождение детей, особенно сыновей, которые продолжат род. Культ матери приравнен к культу Матери Земли. В древности был обычай на Алтае. Если ребенок в семье умирает, то родители воруют соседского ребенка и прячут его у себя. А через некоторое время настоящие родители выкупают дите. У телеутов немного проще обычай. Ребенка не воруют, а покупают. Затем кормят его у себя и возвращают домой.

Обряды, связанные с детьми, начинаются с самого рождения. Особенно уделяется большое внимание пуповине ребенка. Ее зашивали в специальные мешочки конскими сухожилиями. Мальчикам – в форме треугольника, девочкам в виде подушечки, игольницы. В мешочек обязательно добавляли зерно ячменя, можжевельник, крупицу золота, шелковую нитку. Иногда это были чай, пуговицу, раковину. В мешочек мальчика клали пульку и кусочек свинца. Обязательно этот мешочек украшали орнаментами. А затем, когда дети вырастали, мешочек-оберег передавали им. До тех пор его носила мать на металлической подвеске, прикрепленной к чегедеку, национальной женской одежде замужней женщины.

Сразу после родов нужно было захоронить послед. Мать не допускали к очагу и домашней утвари от 3 до 5 дней, также не мыли ребенка. Потом через 5 дней проводили обряд умывания и укладывания в колыбель. Кстати, колыбель использовали только отцовскую или изготавливали новую в день появления на свет. На умывание приглашали ребятишек примерно одного возраста, проводила этот обряд повитуха. Данный обряд действовал как приобщение к роду. Во время него наделяли нового члена семьи «жилищем» - колыбель и « имуществом» - подарки, включая домашних животных. Здесь же проходило наречение.
Омывание происходило в деревянном тазу, куда наливали 2-3 литра мясного бульона из баранины. Добавляли настой можжевельника. Повитуха обмывала новорожденного, заворачивала в шкурки и укладывала в колыбель. В это время рядом стояла женщина со сваренной берцовой костью барана. Повитуха спрашивала у детей : «Кого уложить в люльку? Ребенка или кость?». Дети дружно отвечали: «Ребенка». Также проходило с вопросом – как пеленать? Вверх головой или вниз? Потом начиналась процедура дарения подарков. Сама повитуха дарила белую овцу. Эту овцу не резали, а отпускали в стадо отца. Приплод также считался имуществом ребенка. В ответ повитуха получала от матери ребенка шкуру, плитку чая. По древней традиции в дальнейшем грудного ребенка купали не часто, больше смазывали грудным молоком.

Следующий этап – наречение имени. Имя мог дать дядя матери, первый гость, повитуха, старший в роду. В каждом имени был смысл и символ. Чтобы сохранить жизнь и спасти от болезней порой старались придумать, что похуже. В последнее время с развитием медицины и снижением детской смертности все-таки выбирают имена красивые и прославленные. Например, имена богатырей или названия хороших качеств характера. Для девочек подбирали имена – умная, красивая, связанных с природными явлениями, небесными светилами, с цветами, зверями, драгоценными металлами, с мудростью народа. В современное время используют как алтайские имена, так и русские или иностранные.

Разместил: admin на 23/11/2020 (161 Прочтено)
(подробнее... | 6105 байтов еще | Всего: 0)

 РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ: ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ УРОКИ "СТИХИИ ПРИРОДЫ В МИФОЛОГИИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ АЛТАЯ»

Новости18-19 ноября 2020 года в школе №8 г. Горно-Алтайска были проведены этнокультурные уроки на тему «Стихии природы в мифологии коренных малочисленных народов Алтая», а также мастер-классы «Географические мотивы в узорах народов Алтая».
Данные мероприятия были проведены в рамках проекта "Народная мозаика" при поддержке Федерального агентства по делам национальностей, организаторами выступила Межрегиональная общественная организация «Информационно-образовательная Сеть коренных народов «Льыоравэтльан».

На уроках дети познакомились с традициями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в частности с культурой коренных малочисленных народов Алтая. Ученики узнали легенды и мифы кумандинцев, телеутов, теленгитов, тубаларов и челканцев.
Дети с интересом слушали о том, что жизнь коренных жителей Алтая проникнута почтением окружающего мира и природы. Именно на теме четырех стихий мы и заострили внимание. Мы рассказали, что вся природа Алтая – это святой храм. Об этом свидетельствуют ритуалы, обычаи, которые дожили до наших времен. Коренные жители с почтением совершают обряды на перевалах, привязывает ленты на деревьях, окропляют святые места молоком, угощают едой духов Алтая.

Местные жители верят, что Вселенная состоит из трех миров: нижнего, срединного и небесного. Нижний мир относится к стихии Земли. По поверьям алтайских народов, под древнейшими курганами скифских и тюркских племен, обитает Эрлик – бог смерти и подземного мира. Он совместно с Кудаем участвовал в творении земли. Опустившись под воду, он достал оттуда первоначальный ил, из которого Кудаем была сотворена земля. Но Эрлик был очень хитрым и тщеславным, и утаил остаток ила во рту, а затем изрыгнул его на ровную поверхность, созданную Ульгенем. В результате на земле появились неровности - горы и болота. Также именно Эрлик сотворил душу человека. Поэтому при камлании шаманы обязательно отдают ему дань и называют его отцом – «адам Эрлик. Так как свой бесценный дар – искусство проникновения в другие миры - они получают от бога нижнего мира.

Разместил: admin на 23/11/2020 (221 Прочтено)
(подробнее... | 5283 байтов еще | Всего: 0)

 САКРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СВАДЕБНЫХ ОБРЯДОВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ АЛТАЯ

НовостиНачиная с августа 2020г на территории Алтайского края и Республики Алтай реализуется программа "Народная мозаика", в рамках которой Информационно-образовательная сеть коренных народов "Льыоравэтльан" знакомит школьников с обычаями и традициями коренных малочисленных народов Российской Федерации, в частности малочисленных народов Алтая - кумандинцев, тубаларов, телеутов, теленгитов, шорцев. Один из наиболее древних обрядов является свадебный. Свадебные ритуалы коренных малочисленных жителей Алтая восходит в своей истории к древнетюркским традициям.
По древним традициям, считается, что жениться нужно один раз и навсегда. Алтай той, свадебный обряд — это единение супругов навеки, духовная связь продолжается за пределами земной жизни.

Четыре формы заключения браков существует согласно старинным традициям:
- сватовство (куда),
- умыкание без согласия девушки (тудуп апарган),
- кража невесты (качып апарганы),
- брак малолетних (баланы тойлогоны).

Все свадебные обряды взаимосвязаны с мировоззрением жителей Алтая, которое восходит далеким временам. Оно основывается на трех мирах – Верхнем мире, где обитают Небесные боги и духи, Среднем мире, где живут люди, обитают различные духи Земли-воды и Нижнем мире, где обитают Подземные боги.

В начале свадебного обряда закалывается овца или лошадь – животные с теплым дыханием (jылу тынышту). Важная деталь: количество животных, должно быть четным. К примеру, две овцы или одна лошадь и три овцы. Тогда как животные с холодным дыханием не закалываются, так как по преданиям этих животных создал Владыка Нижнего мира. Однако после завершения свадьбы, существует обряд Развязывания Занавеса новобрачных (Кöжöгö чечери). С этим обрядом связано закалывание козы – животного с холодным дыханием (соок тынышту).
v Далее проходит обряд закрепления магической ткани Илÿ Бöс (Илÿ Бöс илери). Он проходит во время Сватовства (Кудалаш). Илÿ Бöс – знак благополучия и счастливой семейной жизни молодоженов. Его вешают на почетном месте аила. Эта ткань является подношением Матери-Огню, Духам-Покровителям аила, и символом связи между Верхним, Средним и Нижним мирами.

Разместил: admin на 16/11/2020 (168 Прочтено)
(подробнее... | 5115 байтов еще | Всего: 0)

 ЭТНОКУЛЬТУРЫЕ УРОКИ "ЕДИНЕНИЕ СТИХИЙ ЗЕМЛИ И ВОДЫВ МИФОЛОГИИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ АЛТАЯ. ДУХ JЕР-СУУ

НовостиСерия этнокультурных уроков, проводимых на Алтае, была посвящена духам земли и воды. Школьникам рассказали, что коренные малочисленные народы Алтая поддерживают постоянный контакт с Духами-хозяевами природы. Согласно поверьям, они помогают человеку во всех сферах жизни. Те, кто сохраняют традиции, начинают свой день с поднесением чая духам. На Алтае верят, что в пути, поднявшись на перевал, нужно задобрить хозяев невидимых гор, долин, рек. Коренные жители Алтая с радостью наливают в чашку немного араки, молочной водки, и кропят им корни священных деревьев. Помимо кропления, подношение сопровождается бросанием кусочков пищи в огонь.
Согласно древним поверьям, всех духов-хозяев объединяет божество Jер-суу (варианты произношения Дьер-Суу, Йер-Суу, в переводе дух Земля-Вода). Оно обитает на высоких снежных хребтах Алтая.
Легенда гласит: “Ульгень сражался с баатыром (богатырем) Мангды-шире из-за их разногласий с Эрликом. Баатыр пронзил Эрлика в правое плечо железом и, приподняв, свергнул его с небес вниз. Следом слуги Эрлика, как град и дождь, посыпались вслед за ним и пали: иной в воду, и стал он су-ээзи (водяной), другой – на камень и стал таш-ээзи (хозяин камней), на гору – туу-ээзи (горный), в лес – агаш-ээзи (лесной), на дом – уг-ээзи (домовой), на скот – мал-ээзи, на ровную землю – йэр-ээзи, на зверей, рыб, птиц и на все живущее и существующее. Кто куда попал, тому и хозяин стал.”
Дьер-Суу олицетворяет слияние земли и воды.
Еще в мифологии древних тюрков начинается восходить культ Йер-су. Тюрки одними из первых почитали «ыдук Йер-Суб», что в переводе означает «священная земля — вода». Йерсу - Дьер-Суу - это главное божество среднего мира, которое покровительствует тюркам. В мифологии коренных жителей Алтая Jер-су — это высшие духи, добрые божества, покровительствующие людям. По одной из легенд, Йер-су 17 духов, они живут на снежных вершинах горных хребтов и у истоков рек. Самый могущественный из них — Йо-кан. По легенде, он обитает в самом центре земли, где расположен её пуп и растёт гигантская ель, которая своей верхушкой достигает дом Ульгеня.
В числе других почитаемых Йер-су Сё-кан и Темир-кан (сыновья Йо-кана), Талай-кан (или Яйик-кан), Адам-кан, Мордо-кан (или Абакан-кан), Алтай-кан, Киргиз-кан, Ябаш-кан, Едер-кан и др.
Согласно другому мифу, глава Йер-су — дух Гери-су. Он же ведает душами — зародышами детей, скота и таёжных животных.
Божество земли и воды почитаются высоко. Каждую весну и осень на берегу реки или на холме собирались все члены родовой группы, чтобы принести жертвы Йер-су (жер-суу) с просьбой оградить людей и скот от болезней и несчастий.
Духи-хозяева (ээзи) - это приравненные к божеству объекты живой природы, образы Земли и Воды, о которых говорят как о выс­ших духах.
Нужно отметить, что Дьер-Суу была также встречается в мифологии у древних тюрков восточной части Центральной Азии. Её олицетворение мы можем видеть в древнетюркских рунических памятниках.

Разместил: admin на 16/11/2020 (233 Прочтено)
(подробнее... | 4586 байтов еще | Всего: 0)

 "НАРОДНАЯ МОЗАИКА" В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯЛИСЬ УРОКИ И МАСТЕР-КЛАССЫ В КОЛОМНЕ

НовостиС 5 по 12 ноября 2020г в г.Коломна на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21» 58 этнокультурных мероприятий (29 уроков и 29 мастер-классов) с участием 1238 школьников. Темы этнокультурных уроков: «Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока: культура и традиции», «Традиционный национальный костюм коренных малочисленных народов Севера», «Национальные куклы народов Севера». Мастер-классы были посвящены звукоподражанию народов Севера, их вокальному и хореографическому искусству.

Для справки: Программа «Народная мозаика» финансируется за счет субсидии из средств федерального бюджета, выделенной на поддержку федеральных национально-культурных автономий и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации на 2020г.
Организатор проекта - Межрегиональная общественная организация «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» (г.Москва).

Источник: МОО "Льыоравэтльан"

Разместил: admin на 14/11/2020 (195 Прочтено)
(подробнее... | Всего: 0)

   Язык/Language
Выберете язык интерфейса:


   Наши публикации











Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.22 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com