Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Поиск




Льыоравэтльан: Новости

Поиск по этой теме:   
[ На главную | Выбрать новую тему | Архив статей]

 Совещание по координации деятельности с ФНКА и организациями, участвующими в реализации государственной национальной политики РФ

Новости

29 января 2021г на базе ФГБУ «Дом народов России» состоялось совещание по координации совместной деятельности с ФНКА и иными некоммерческими организациями, региональными учреждениями участвующими в реализации государственной национальной политики Российской Федерации.

Руководитель ФНКА и других некоммерческих организаций обсудили:
- вопросы укрепления конструктивного взаимодействия национально-культурных организаций друг с другом;
- обсуждение вопросов и предложений по дальнейшему взаимодействию с ФГБУ «Дом народов России»;
- формирование единого календаря мероприятий на 2021 год, направленных на реализацию Государственной национальной политики Российской Федерации;
- обсуждение вопросов размещения штабов ФНКА и общественных организаций в Доме народов России.

В 2021 году Дом народов России планирует провести массу мероприятий, направленных на укрепление совместной деятельности с ФНКА и иными некоммерческими организациями, на методическую поддержку их программной и проектной деятельности. Совместно с ФАДН будут проведены фестивали, конференции, круглые столы, семинары-совещания. Не останутся без внимания и коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Источник: МОО "Льыоравэтльан"
Фото: ФГБУ "Дом народов России"


Разместил: admin на 01/02/2021 (43 Прочтено)
(подробнее... | Всего: 0)

 Вышла электронная версия сборника методических материалов проекта «Особенности национального гостеприимства»

Новости«Молодежная Ассамблея народов России "МЫ-РОССИЯНЕ"» работает с 2000 года, имеет большой опыт реализации проектов для молодёжи, используя самые современные форматы. Эксперты Ассамблеи обратили внимание, что вне зависимости от темы мероприятий неизменным остаётся одно ― во время встреч между представителями разных национальностей возникает необходимость показать особенности своего народа, что не всегда совпадает с возможностями. Именно национальное гостеприимство может стать этим мостом между людьми. Таким образом появился проект «Особенности национального гостеприимства», который направлен на обеспечение функционирования и устойчивого развития этнокультурного сектора путем сохранения и популяризации традиций национального гостеприимства и реализации проектов в сфере национального гостеприимства. В рамках проекта создан сборник методических рекомендаций, который включает в себя теоретические и практические материалы, а также реальные кейсы организаций, работающих в сфере этнографии и укрепления межнационального согласия.

Партнером проекта является Общенациональный союз индустрии гостеприимства.

Проект осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Молодёжная ассамблея народов России "МЫ-РОССИЯНЕ"» является Общероссийским общественным движением, официально зарегистрировано 17 августа 2010 года. Основная цель Движения: консолидация молодёжи различных национальностей для сохранения и развития культур и языков народов Российской Федерации, гармонизация межнациональных отношений в молодежной среде.

Источник: Ассамблея народов России

Разместил: admin на 01/02/2021 (38 Прочтено)
(подробнее... | Всего: 0)

 С НОВЫМ ГОДОМ И РОЖДЕСТВОМ!

Новости

Дорогие друзья!

Вот и завершается 2020 год и мы, как никогда ранее,
с еще большими надеждами ждем наступления Года Нового!
Пусть 2021 год принесет в Ваши семьи побольше радостных моментов и хороших новостей!
Пусть Вы и Ваши близкие будут здоровы и счастливы!
Пусть благополучие, удача и успех будут вашими верными спутниками!

В канун Рождества Христова желаем всем светлого и праздничного настроения,
мира, добра, домашнего уюта!
Пусть родные и близкие, любимые и друзья всегда будут рядом,
Пусть исполнятся самые заветные и смелые мечты!

С наилучшими пожеланиями,
от имени коллектива МОО «Льыоравэтльан»
Гульвайра Куденовна Куценко


Разместил: admin на 31/12/2020 (79 Прочтено)
(подробнее... | Всего: 0)

 ПРОГРАММА "НАРОДНАЯ МОЗАИКА" ЗАВЕРШЕНА УСПЕШНО!

НовостиСегодня, 31 декабря 2020г, Межрегиональная общественная организации «Информационно-образовательная Сеть коренных народов «Льыоравэтльан» завершает Программу этнокультурных мероприятий «Народная мозаика». В достаточно короткий период с 31.07.2020 по 31.12.2020 организацией проведено 340 мероприятий в которых приняли участие 7550 школьников.
Реализация программы проходила на территории 8 (восьми) субъектов Российской Федерации: г. Москва, Московская область, Красноярский край, Алтайский край, Республика Алтай, Республика Калмыкия, Ленинградская область, Томская область. Мероприятия проводились на базе школ, детских домов, культурно-досуговых центров, а также во время культурных мероприятий, таких как День оленя (д. Анциферово Московской области) и день Села (с. Демихово Московской области).

Благодаря программе проведено:
- в Московской области 82 мероприятия с участием 1874 школьников,
- в Томской области - 68 мероприятий с участием 1378 школьников,
- в Красноярском крае - 22 мероприятия с участием 558 школьников,
- в Республике Алтай - 34 мероприятия с участием 864 школьников,
- в Алтайском крае - 72 мероприятия с участием 1556 школьников,
- в Республике Калмыкия - 40 мероприятий с участием 818 школьников,
- в Ленинградской области г.Кингисепп - 20 мероприятий с участием 464 школьника;
- в городе федерального значения Москве - 2 мероприятия с участием 38 школьников.

Содействие в организации мероприятий на территории Республики Калмыкия оказало Министерство культуры и туризма Республики.
Партнером программы «Народная мозаика» на территории Ленинградской области выступил Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области. Представители Комитета не только оказали содействие в организации мероприятий, но также присутствовали во время их проведения.

Таким образом, несмотря на трудности, связанные с пандемией, Межрегиональная общественная организация «Информационно-образовательная Сеть коренных народов «Льыоравэтльан» выполнила обязательства по проведению этнокультуных мероприятий полностью.

Напомним, что программа «Народная мозаика» финансировалась за счет субсидии из средств федерального бюджета, выделенной на поддержку федеральных национально-культурных автономий и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации на 2020г.
Организатор проекта - Межрегиональная общественная организация «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» (г.Москва).

Источник: МОО "Льыоравэтльан"

Разместил: admin на 31/12/2020 (80 Прочтено)
(подробнее... | Всего: 0)

 ИТОГИ ПРОГРАММЫ "НАРОДНАЯ МОЗАИКА" В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ

НовостиС августа по ноябрь 2020 в образовательных учреждениях Горно-Алтайска, а именно в лицеи № 6, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 им. А.Н. Ленкина, МБОУ «Гимназия №3 КОУ РА «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. Г.К. Жукова» были проведены этнокультурные уроки по темам «Значение символики и цветов в культуре коренных жителей Алтая», «Коренные малочисленные народы Республики Алтай: обычаи и традиции», «Древние наскальные рисунки Алтая», «Стихии природы в мифологии коренных малочисленных народов Алтая»», а также мастер-классы «Петроглифы Алтая», «Алтайские узоры» и «Орнаменты в одежде народов Алтая». Данные мероприятия были проведены в рамках проекта "Народная мозаика" при поддержке Федерального агентства по делам национальностей, организатором выступила Межрегиональная общественная организация «Информационно-образовательная Сеть коренных народов «Льыоравэтльан».

Во время мероприятий ученики открыли для себя интересные факты о мифах и обрядах коренных малочисленных народов Алтая. Детям очень понравился увлекательный формат и темы уроков. Подобные знания для них являются полезным стимулом для расширения кругозора и получения знаний о культуре нашей малой Родины.

На уроках дети принимали активное участие. С интересом слушали легенды своих предков: кумандинцев, телеутов, теленгитов, шорцев, тубаларов и челканцев. А также сами рассказывали те мифы, которые знали с раннего детства от своих бабушек и дедушек. Помимо этого, они окунулись в историю многовековой давности и познакомились с традициями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в частности с культурой коренных малочисленных народов Алтая.

Мы рассказали, что жизнь коренных жителей Алтая проникнута почтением окружающего мира и природы. Очень подробно поведали о разных мирах. Ведь коренный жители Алтая верят, что Вселенная состоит из трех миров: нижнего, срединного и небесного. И именно на этом мы заострили внимание. Теперь многие школьники еще больше знают о богах. Ульгене – боге верхнего мира. Он почитается как верховное божество, громовержец, глава светлых небесных духов. Бог-демиурга в сибирском шаманизме. Эрлике – боге нижнего или подземного мира. Также он известен, как бог смерти. Легенда гласит, что именно он создатель души. Шаманы во время камлания обращаются к Богу нижнего мира, как к отцу — “адам Эрлик”. Это дань уважения, память о том, что Эрлик был творцом души человека. От него же шаманы получают бесценный дар — искусство проникновения в другие миры. От-Эне – богине, или матери огонь. Огонь – это хранитель рода, символ счастья рода и семьи. Огню поклоняются и чтят свой очаг, с его культом было связано множество обрядов. От-Эне не пускает в жилище злых духов, рассеивает печальные мысли человека. Стихия огня сопровождает хозяев аила до их последних дней. Огонь в очаге не гасят даже при погребальных обрядах.

Мы рассказали, что вся природа Алтая – это святой храм. Об этом свидетельствуют ритуалы, обычаи, которые дожили до наших времен. А также о почитании четырех стихий: огня, воды, земли и воздуха. Через всю жизнь коренных жителей Алтая проходит сакральный смысл всех стихий. Они помогают и защищают. Каждое новолуние вместе со словами алкыш- благопожеланиями они возносят к Ульгеню благодарности. Каждый житель Алтая верит, что тем, кто соблюдает чистоту внутри себя и вокруг, в природе, духи дарят изобильную и счастливую жизнь.

Разместил: admin на 31/12/2020 (60 Прочтено)
(подробнее... | 4988 байтов еще | Всего: 0)

 НЕНЕЦКИМ ОЛЕНЕВОДАМ РАЗРЕШИЛИ НЕ СТРАХОВАТЬ ЖИВОТНЫХ

НовостиОленеводы Ненецкого автономного округа не будут обязаны страховать оленей. Соответствующее решение приняли в Министерстве сельского хозяйства РФ после обращения в ведомство Юрия Бездудного, сообщает портал органов государственной власти региона.

Об обращении рассказал руководитель Департамента природных ресурсов, экологии и АПК НАО Альберт Чабдаров на еженедельном совещании губернатора Ненецкого автономного округа. В профильный Департамент из федерального ведомства пришло письмо о том, что инициативу об исключении НАО из проекта по страхованию оленей рассмотрели и одобрили, соглашение будет действовать до 2023 года.

"Нам нужно сохранять отрасль, поддерживать оленеводов. Поэтому то, что нам удалось добиться отмены страхования — это большой успех. Думаю, все оленеводы это оценят и почувствуют, что их не перегружают дополнительными расходами", — подчеркнул Юрий Бездудный.

Альберт Чабдаров объяснил, что основные сложности при сельскохозяйственном страховании - удаленность пастбищ от населенных пунктов и финансовое положение оленеводческих хозяйств. При этом существуют риски падежа оленей и нападения на них хищников.

Источник: Национальный акцент

Разместил: admin на 31/12/2020 (40 Прочтено)
(подробнее... | Всего: 0)

 ИТОГИ ПРОГРАММЫ "НАРОДНАЯ МОЗАИКА" В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

НовостиМежрегиональная общественная организации «Информационно-образовательная Сеть коренных народов «Льыоравэтльан» завершила проведение этнокультурной программы "Народная мозаика" на территории Московской области.

За период с августа по ноябрь 2020г на территории Московской области организовано и проведено 82 мероприятия с участием 1874 школьников, а именно:
• на базе крестьянско-фермерского хозяйства «Северный олень» (01.08-02.08.2020, д. Анциферово г.о. Орехово-Зуево) состоялось 12 мероприятий с участием 250 чел.;
• в частной школе «School Vill» (14.08.2020, д. Власово) проведено 4 этнокультурных мероприятия с участием 84 чел.;
• на базе Муниципального учреждения культуры «Демиховский дворец культуры» (29.08.2020, д. Демихово г.о. Орехово-Зуево) проведено 8 этнокультурных мероприятий с участием 302 чел.;
• в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» (05.11.2020, 11.11.2020г, г. Коломна) проведено 40 этнокультурных мероприятий с участием 876 школьников;
• в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21» (12.11.2020, г. Коломна) проведено 18 этнокультурных мероприятийс участием 362 школьников.

Темы проведенных этнокультурных уроков: Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока: культура и традиции», «Традиционное жилище коренных малочисленных народов Севера», «Традиционный национальный костюм коренных малочисленных народов Севера», «Сказки народов Севера», «Национальные украшения народов Севера», «Традиционные детские национальные игры», «Национальные куклы народов Севера». Мастер-классы были посвящены игре на бубне, горловому пению и звукоподражанию птицам и животным тундры, плетению женских и мужских кос, изготовлению оберегов, вокальному и хореографическому искусству северных народов.
Таким образом, Московская область является лидером по количеству проведенных этнокультурных мероприятий.

Разместил: admin на 01/12/2020 (188 Прочтено)
(подробнее... | 2411 байтов еще | Всего: 0)

 ШКОЛЬНИКОВ В КИНГИСЕППЕ ПОЗНАКОМИЛИ С КУЛЬТУРОЙ ВЕПСОВ

Новости26 ноября 2020г на территории Ленинградской области в г.Кингисепп состоялись этнокультурные уроки и мастер-классы. Во время уроков особое внимание уделялось одному из малочисленных финно-угорских народов – вепсам. Так ребята узнали, что корни вепсского народа уходят в глубокую древность. Предки современных вепсов, могучее племя «весь» в конце I тысячелетия н.э. обосновалось на территории Межозерья – между Ладожским, Онежским и Белым озерами. Благодаря близости важнейших торговых путей, «весь» играла видную роль в осуществлении торговых связей со Скандинавией, Византией, странами арабского Востока. Кроме того, предки вепсов упоминаются среди народов, участвовавших в призвании Рюриковичей на Русь и, следовательно, в образовании Древнерусского государства.

Издревле одним из основных промыслов вепсов являлась рыбная ловля, кроме того вепсы традиционно были земледельцами, занимались охотой, сбором грибов и ягод. После того, как Петр I основал заводы близ Онежского озера, вепсы познакомились с фабрично-заводским трудом. Славились они как искусные ремесленники- гончары, бондари, резчики по дереву, камню. В конце 18 века в вепсском селе Шокша началась добыча «шокшинского порфира» - малинового кварцита, который был необходим растущему Санкт-Петербургу. «Царским камнем» украшен иконостас и ступени к алтарю в Исаакиевском соборе, некоторые элементы инженерного замка, парадные лестницы в Зимнем дворце. И еще один любопытный факт - для перезахоронения в Париже императора Наполеона, французским правительством было решено создать саркофаг из «шокшинского порфира».

Вепсы - первый финно-угорский народ на русском севере, принявший православие. Однако, дохристианские языческие верования сохраняются в народе и по сей день. Сильна вера в духов – хозяев природы, огня, домашнего очага. Самым почитаемым среди духов был хозяин леса mecižand, леший – по-русски. И сейчас, прежде чем войти в лес, нужно попросить разрешения у лесного царя, принести дары.

Еще один важный персонаж вепсской мифологии – домовой (pertinizand), от него зависит мир и достаток в доме. Готовя традиционные калитки ( ржаные ватрушки с творогом) или пироги-курники, вепсская хозяйка не забудет угостить и домового.

Посредником между людьми и духами в вепсской традиции выступает колдун ( нойд). Он может усмирить разбушевавшегося водяного (которому вепсы приписывают дурной и мстительный нрав), найти сбившихся с пути из-за происков лешего людей и скот, договориться с духами полей о хорошем урожае.

В Карелии ежегодно проводится праздник вепсской культуры и ремесел Древо Жизни «ELON PU»», где можно познакомиться с музыкальными традициями вепсов, попробовать национальные блюда, увидеть изделия вепсских мастериц: самобытную вышивку красными нитями по белому полотну и традиционные куклы – обереги. Название выбрано не случайно. Священное древо жизни в вепсской мифологии – мировая ось, связующая прошлое, настоящее и будущее, оно символизирует связь поколений и сохранение аутентичной культуры народа. Таким образом, школьники Ленинградской области познакомились с уникальной культурой вепсского народа. Этнокультурные уроки понравились как школьникам, так и педагогическому составу. Ведущих уроков и мастер-классов благодарили и приглашали провести подобные уроки в будущем.

Для справки: Программа «Народная мозаика» финансируется за счет субсидии из средств федерального бюджета, выделенной на поддержку федеральных национально-культурных автономий и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации на 2020г.
Организатор проекта - Межрегиональная общественная организация «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» (г.Москва).

Источник: МОО "Льыоравэтльан"

Разместил: admin на 01/12/2020 (187 Прочтено)
(подробнее... | Всего: 0)

 ИТОГИ ПРОГРАММЫ "НАРОДНАЯ МОЗАИКА" В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

НовостиНачиная с августа 2020 в Томске и Томской области проводились этнокультурные мероприятия в рамках программы "Народная мозаика". В мероприятиях активно приняли участие школьники из Томской школы №34 (г.Томск), Каргасокской школы-интерната №1 (с.Каргасок, Томской области), обучающиеся Томского Хобби-центра (г.Томск), воспитанники Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей “Росток” (г.Томск), воспитанники реабилитационного Центра для детей с онкологическими заболеваниями “Аленка” (г.Томск).
Мероприятия проводились в двух форматах - этнокультурный урок (теория) и мастер-класс (практика). Такой подход позволил не только познакомить участников с традициями, обычаями и культурой коренных малочисленных народов Томской области, но и изготовить собственными руками тематический сувенир, а также, в полной мере ощутить себя коренными жителями Сибири, примерив элементы национального костюма и поиграв в народные северные игры.

На мероприятиях ребята знакомились с традициями и обычаями коренных малочисленных народов Томской области. Ханты, манси, эвенки, селькупы, кеты - все эти народы когда-то давно осваивали территорию, на которой мы проживаем. Сейчас численность этих народов сокращается, но земля хранит легенды, обычаи, традиции, которые бережно передаются друг другу. Очень важно на уроках было рассказать участникам мероприятий о том, как бережно относились наши предки к природе, о том, что хоть и жили, в основном рыбалкой и охотой, но брали от природы ровно столько, сколько нужно для жизни, берегли и заботились, зная, что от отношения к окружающему миру зависит их жизнь.
Все уроки проводились творчески, знакомство с обычаями проходило через легенды, народные игры и сказки. Одним из самых запоминающихся мероприятий можно назвать мероприятие по народным играм. Северные народы на протяжении многовековой истории придавали большое значение физическому развитию личности, потому что жить приходилось в суровых условиях. И основными средствами воспитания в детях силы и смекалки являлись народные игры, состязания и самобытные спортивные упражнения. На таких уроках ребятишки не только смогли узнать особенности народных северных игр, но и попробовать свои силы в различных состязаниях, эстафетах, конкурсах. Мероприятия проводились на свежем воздухе, что, конечно же, добавило участникам здоровья и силы духа!

Участники также узнали, что такое орнамент, для чего и где он используется. О том, что у северных народов традиционно в орнаменте использовались изображения - символы живой природы и животных. Очень интересными ребятам показались названия. Например, орнамент может называться «выводок утят» или «заячьи уши». И, на самом деле, если внимательно посмотреть на изображения, то можно увидеть и «ушки» и «утят», и «оленьи рога» и, даже, «щучьи зубы». Орнаментами северные народы украшали одежду, предметы быта и украшения. Не менее полезными и познавательными для детей стали мероприятия по географическим названиям области, ведь почти все названия территории, на которой мы проживаем, происходят с языков коренных северных народов.

Мы живем в замечательном старинном городе с красивым названием Томск. Все мы знаем, что название Томск получил от реки Томь, но многие ли из нас знают, откуда река Томь получила такое название? А вот ребята теперь знают! Дело в том, что давным-давно на берегу реки Томь жили люди - кеты. Они и сейчас, конечно, живут, но в очень маленьком количестве, в основном в Красноярском крае, и относятся к малочисленным народам Севера и Сибири. Кеты охотились на лосей, северных оленей и соболей в лесу. Летом они ловили рыбу, некоторые были мелкими фермерами с лошадьми и быками. Кеты (самоназвание «кет» - человек) говорили на своем языке, и вот как раз в переводе с кетского языка Томь - означает «Темная». И правда, в том месте, где Томь впадает в могучую северную реку Обь, вода ее очень темная. Отсюда и название - Томь - «темная».

Разместил: admin на 01/12/2020 (183 Прочтено)
(подробнее... | 5825 байтов еще | Всего: 0)

 В КИНГИСЕППЕ ПРОШЛА СЕРИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ "НАРОДНАЯ МОЗАИКА"

Новости

Вчера, 26 ноября 2020г, МОО "Льыоравэтльан" провела серию этнокультурных мероприятий. Уроки и мастер-классы были посвящены культуре коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Участие в программе приняли 464 школьника. Мероприятия проводились на базе МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №4». Партнером программы «Народная мозаика» на территории Ленинградской области выступил Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области.
Особое внимание детей и подростков уделялось культуре коренных малочисленных народов Ленинградской области - вепсов.

Так ребята узнали, что издревле одним из основных промыслов, которым занимались селившиеся по берегам рек и озёр потомки летописного племени весь, являлась рыбная ловля. «Если ты не рыбак, то значит и не вепс», так можно обыграть одну из вепсских пословиц. Многочисленные реки и озёра голубоглазой Карелии, Вологодчины, Ленинградской области – мест компактного проживания вепсского народа – как нельзя более способствовали тому, что с детства вепсы учились постигать секреты рыбной ловли, плетения сетей и мерёж, изготовления различных рыболовных приспособлений. Важным обстоятельством является и тот факт, что для вепсов рыбалка, это не только удовольствие, спорт, но и в некоторые периоды нашей истории – способ добыть себе пропитание. Рыбаки и охотники – такова, пожалуй, основная характеристика мужской половины вепсского народа. Вепсы традиционно были земледельцами, занимались рыболовством, охотой, сбором грибов и ягод.

При обустройстве жилья огромное значение придавалось приметам. По поверьям нельзя было строить избу на тропе. Когда закладывали избу, поде углы клали серебряные и медные монеты. Хорошей приметой для вселения в новый дом считалось полнолуние. Порог дома первым переступал хозяин с иконой и ковригой хлеба, за ним хозяйка с петухом и кошкой. С порога отпускали петуха, если запоет, значит, жизнь в новой избе будет счастливой. Вселяясь, в новый дом хозяева приносили с собой березовые дрова из старой избы, чтобы теплее было и богато жилось избы строили с тремя окнами по фасаду. В Прионежье дома состоятельных вепсских крестьян походили на северорусские большие избы. Они строились в два этажа с большим количеством окон на фасаде и боковых стена Печь- сердце любого дома на русском севере.

Также школьникам рассказали о традиционной кухне вепсского народа. Кухня вепсов уникальна и разнообразна, начиная от щавелевого и крапивного супа и заканчивая сканцами и калитками. У многих слово «калитка» ассоциируется с деревянной дверкой в заборе, однако, есть иное значение этого слова. Калитка (от. Вепсского Kalitkad, robil'kad, suusinad) – это пирожок – ватрушка выполненный в форме ромбика и, на самом деле, похожий на дверку. Калитка является весьма распространенным и популярным блюдом у финнов и карел, хотя изначально его рецепт придумали вепсы.

Вепсы верили, что повсюду их окружает живая , сознательная сила По представлениям вепсов, посредниками между духами и людьми были колдуны - нойды. Колдунам приписывали сверхъестественные способности (как вредоносные, так и позитивные) воздействия на силы природы и людей. Вера в нойдов до сих пор не утрачена в вепсских деревнях Колдовской способностью издавна считалось умение находить в лесу людей и скот, которые из-за происков лешего теряли путь к дому и попадали на "дурной след" (hondole jalgele). Считалось, что во время поиска пропавших колдун вступал в непосредственное общение с хозяином леса, чего не могли делать обычные люди В представленных о лесном духе-хозяине отразилось двойственное отношение вепсов к лесу: с одной стороны, он был кормильцем крестьянина, с другой — таил всевозможные опасности. Хозяин леса мог послать охотнику много дичи, собирателю — много грибов и ягод, а пастуху обеспечить безопасность скота, но он мог и сбить путника или скот с дороги, напустить на него диких зверей. Чтобы не прогневать лесного духа, каждый вепсский крестьянин в прошлом знал различные магические обряды на случай встречи с ним в лесу, при ночевке под деревьями. Так, закончив сбор "даров леса", следовало принеси жертву в виде части ягод и грибов, которые оставляли на пне, у придорожного креста или на перекрестке дорог. Этим традициям многие сельские жители следуют при посещении леса до сих пор. В отличие от хозяина леса, способного как на добрые, так и на злые поступки, водяной в вепсской мифологии - всегда злой дух, жестокий и коварный. Егo неожиданное появление перед человеком всегда сулит несчастье. Он опрокидывает лодки, ловит и душит купающихся, не щадит даже детей, топит лошадей коров, останавливает мельницы, может насылать болезни. Будучи властелином рыб, водяной часто вредит рыбакам: отгоняет от их сетей и неводов свое "рыбье стадо " Для того чтобы задобрить водяного и получить хороший улов, вепсские рыбаки делали ему подношения в начале и в конце рыбного промысла, опускали в воду яйцо; пироги, табак и вино. По окончании промысла хозяину водоема жертвовали часть улова.

Этнокультурные уроки получились интересными и информативными. МОО "Льыоравэтльан" благодарит Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области. Представители Комитета не только оказали содействие в организации мероприятий, но также присутствовали во время их проведения.

Для справки: Программа «Народная мозаика» финансируется за счет субсидии из средств федерального бюджета, выделенной на поддержку федеральных национально-культурных автономий и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации на 2020г.
Организатор проекта - Межрегиональная общественная организация «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» (г.Москва).

Источник: МОО "Льыоравэтльан"

Разместил: admin на 27/11/2020 (190 Прочтено)
(подробнее... | Всего: 0)

 "НАРОДНАЯ МОЗАИКА": В ФОКУСЕ - КАРГАСОК!

Новости

С 20 по 24 ноября 2020г в Каргасокском районе Томской области состоялась серия этнокультурных мероприятий в рамках программы "Народная мозаика". Мероприятия проводились на базе МБОУ «КСОШ-интернат №1». Так, учащиеся четвертых классов, на уроке «Топонимы Томской области и Каргасокского района» (20 ноября 2020) познакомились с географическими названиями своего села и области, узнали об их происхождении. Конечно же, все ребята, живущие в Каргаске, знают с какого языка переводится название их села и что оно обозначает. Каргасок - в переводе с селькупского языка (селькупы - коренные жители Каргаска), означает Медвежий мыс. А вот о других поселках и реках, которые также носят селькупские названия, ребята не знали. Так, например, село Чажемто, известное всем ребятам, через него лежит путь из Каргаска в город Томск, на удивление всех, переводится с селькупского языка как Лягушачье озеро. Еще больше удивились ребята, что деревня Лозунга, расположенная недалеко от Каргаска, называется по названию таежной реки, протекающей рядом, и означает «Чертова река». И даже есть своя легенда о том, что давно жил в этой реке злой дух. Никому не разрешалось рыбачить на реке, злой дух утаскивал на дно всех рыбаков. На втором этапе мероприятия - мастер классе, ребята познакомились с орнаментами селькупов и изготовили закладку для книги из экокожи. Узнали, что такое орнамент, для чего он используется и где использовали орнаменты селькупы. О том, что в орнаментах селькупов, в основном, использовались геометрические фигуры. Много вопросов было от ребят, на которые они, конечно, получили ответы и пожелали встретиться еще. Красочные закладки, изготовленные своими руками, будут украшать книги и учебники ребятишек, и напоминать о добром мероприятии про селькупов - коренных жителей Каргаска, основавших родной поселок.

На этнокультурных уроках «Таинственные знаки и быт ханты», состоявшихся 23 и 24 ноября 2020 второклассники познакомились со знаками народа ханты. Знаки, которые со временем образовались в орнаменты и стали украшать одежду и предметы быта этого северного народа. В начале мероприятия ребята узнали, что же такое орнамент, для чего и где он используется. О том, что у северных народов традиционно в орнаменте использовались изображения - символы живой природы и животных. Очень интересными ребятам показались названия. Например, орнамент может называться «выводок утят» или «заячьи уши». И, на самом деле, если внимательно посмотреть на изображения, то можно увидеть и «ушки» и «утят», и «оленьи рога» и, даже, «щучьи зубы». Орнаментами северные народы украшали одежду, предметы быта и украшения.

На втором этапе мероприятия - мастер классе, ребята делали открытку из бумаги с северным рисунком и рисовали хантыйский орнамент. В выборе цвета школьники не были ограничены, хотя на уроке узнали, что ханты использовали только традиционные цвета, которые есть в природе. Открытки получились красочные, яркие и, по-северному, новогодние. Каждый, кто изготовил открытку, обещал подарить ее только самому близкому человеку. Открытки, изготовленные своими руками, будут напоминать о добром мероприятии про наших соседей - северный народ ханты.

По итогам реализации мероприятий в Каргаске, МОО "Льыоравэтльан" провела 7 уроков и 7 мастер-классов, в которых приняло участие 290 учеников МБОУ «КСОШ-интернат №1».

Для справки: Программа «Народная мозаика» финансируется за счет субсидии из средств федерального бюджета, выделенной на поддержку федеральных национально-культурных автономий и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации на 2020г.
Организатор проекта - Межрегиональная общественная организация «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» (г.Москва).

Источник: МОО "Льыоравэтльан"

Разместил: admin на 27/11/2020 (196 Прочтено)
(подробнее... | Всего: 0)

 "НАРОДНАЯ МОЗАИКА" НА АЛТАЕ: ОБРЯДЫ, СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ И ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ

НовостиДля того, чтобы понять культуру другого народа, необходимо прежде всего познакомится с ценностями, характерными для представителей этого народа. Одной из наиболее важных ценностей для коренных малочисленных народов являются дети. На этнокультурных уроках, проводимых в рамках программы "Народная мозаика", школьникам рассказывали о ценности семьи и детей.

У коренных жителей Алтая семья, род, дети – это одни из главных ценностей в жизни. Даже расселение по территориям у алтайских народов по сеокам, родам. Изначально главенствующую роль занимает мужчина, а женщина – хранительница очага. Хотя стоит отметить интересный факт: у кумандинцев, коренной малочисленный народ Алтая, считается, что матриархат как старинная традиция их народа до сих пор присутствует в некоторых родах.

В целом важная миссия в жизни женщины – рождение детей, особенно сыновей, которые продолжат род. Культ матери приравнен к культу Матери Земли. В древности был обычай на Алтае. Если ребенок в семье умирает, то родители воруют соседского ребенка и прячут его у себя. А через некоторое время настоящие родители выкупают дите. У телеутов немного проще обычай. Ребенка не воруют, а покупают. Затем кормят его у себя и возвращают домой.

Обряды, связанные с детьми, начинаются с самого рождения. Особенно уделяется большое внимание пуповине ребенка. Ее зашивали в специальные мешочки конскими сухожилиями. Мальчикам – в форме треугольника, девочкам в виде подушечки, игольницы. В мешочек обязательно добавляли зерно ячменя, можжевельник, крупицу золота, шелковую нитку. Иногда это были чай, пуговицу, раковину. В мешочек мальчика клали пульку и кусочек свинца. Обязательно этот мешочек украшали орнаментами. А затем, когда дети вырастали, мешочек-оберег передавали им. До тех пор его носила мать на металлической подвеске, прикрепленной к чегедеку, национальной женской одежде замужней женщины.

Сразу после родов нужно было захоронить послед. Мать не допускали к очагу и домашней утвари от 3 до 5 дней, также не мыли ребенка. Потом через 5 дней проводили обряд умывания и укладывания в колыбель. Кстати, колыбель использовали только отцовскую или изготавливали новую в день появления на свет. На умывание приглашали ребятишек примерно одного возраста, проводила этот обряд повитуха. Данный обряд действовал как приобщение к роду. Во время него наделяли нового члена семьи «жилищем» - колыбель и « имуществом» - подарки, включая домашних животных. Здесь же проходило наречение.
Омывание происходило в деревянном тазу, куда наливали 2-3 литра мясного бульона из баранины. Добавляли настой можжевельника. Повитуха обмывала новорожденного, заворачивала в шкурки и укладывала в колыбель. В это время рядом стояла женщина со сваренной берцовой костью барана. Повитуха спрашивала у детей : «Кого уложить в люльку? Ребенка или кость?». Дети дружно отвечали: «Ребенка». Также проходило с вопросом – как пеленать? Вверх головой или вниз? Потом начиналась процедура дарения подарков. Сама повитуха дарила белую овцу. Эту овцу не резали, а отпускали в стадо отца. Приплод также считался имуществом ребенка. В ответ повитуха получала от матери ребенка шкуру, плитку чая. По древней традиции в дальнейшем грудного ребенка купали не часто, больше смазывали грудным молоком.

Следующий этап – наречение имени. Имя мог дать дядя матери, первый гость, повитуха, старший в роду. В каждом имени был смысл и символ. Чтобы сохранить жизнь и спасти от болезней порой старались придумать, что похуже. В последнее время с развитием медицины и снижением детской смертности все-таки выбирают имена красивые и прославленные. Например, имена богатырей или названия хороших качеств характера. Для девочек подбирали имена – умная, красивая, связанных с природными явлениями, небесными светилами, с цветами, зверями, драгоценными металлами, с мудростью народа. В современное время используют как алтайские имена, так и русские или иностранные.

Разместил: admin на 23/11/2020 (194 Прочтено)
(подробнее... | 6105 байтов еще | Всего: 0)

 РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ: ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ УРОКИ "СТИХИИ ПРИРОДЫ В МИФОЛОГИИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ АЛТАЯ»

Новости18-19 ноября 2020 года в школе №8 г. Горно-Алтайска были проведены этнокультурные уроки на тему «Стихии природы в мифологии коренных малочисленных народов Алтая», а также мастер-классы «Географические мотивы в узорах народов Алтая».
Данные мероприятия были проведены в рамках проекта "Народная мозаика" при поддержке Федерального агентства по делам национальностей, организаторами выступила Межрегиональная общественная организация «Информационно-образовательная Сеть коренных народов «Льыоравэтльан».

На уроках дети познакомились с традициями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в частности с культурой коренных малочисленных народов Алтая. Ученики узнали легенды и мифы кумандинцев, телеутов, теленгитов, тубаларов и челканцев.
Дети с интересом слушали о том, что жизнь коренных жителей Алтая проникнута почтением окружающего мира и природы. Именно на теме четырех стихий мы и заострили внимание. Мы рассказали, что вся природа Алтая – это святой храм. Об этом свидетельствуют ритуалы, обычаи, которые дожили до наших времен. Коренные жители с почтением совершают обряды на перевалах, привязывает ленты на деревьях, окропляют святые места молоком, угощают едой духов Алтая.

Местные жители верят, что Вселенная состоит из трех миров: нижнего, срединного и небесного. Нижний мир относится к стихии Земли. По поверьям алтайских народов, под древнейшими курганами скифских и тюркских племен, обитает Эрлик – бог смерти и подземного мира. Он совместно с Кудаем участвовал в творении земли. Опустившись под воду, он достал оттуда первоначальный ил, из которого Кудаем была сотворена земля. Но Эрлик был очень хитрым и тщеславным, и утаил остаток ила во рту, а затем изрыгнул его на ровную поверхность, созданную Ульгенем. В результате на земле появились неровности - горы и болота. Также именно Эрлик сотворил душу человека. Поэтому при камлании шаманы обязательно отдают ему дань и называют его отцом – «адам Эрлик. Так как свой бесценный дар – искусство проникновения в другие миры - они получают от бога нижнего мира.

Разместил: admin на 23/11/2020 (257 Прочтено)
(подробнее... | 5283 байтов еще | Всего: 0)

 САКРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СВАДЕБНЫХ ОБРЯДОВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ АЛТАЯ

НовостиНачиная с августа 2020г на территории Алтайского края и Республики Алтай реализуется программа "Народная мозаика", в рамках которой Информационно-образовательная сеть коренных народов "Льыоравэтльан" знакомит школьников с обычаями и традициями коренных малочисленных народов Российской Федерации, в частности малочисленных народов Алтая - кумандинцев, тубаларов, телеутов, теленгитов, шорцев. Один из наиболее древних обрядов является свадебный. Свадебные ритуалы коренных малочисленных жителей Алтая восходит в своей истории к древнетюркским традициям.
По древним традициям, считается, что жениться нужно один раз и навсегда. Алтай той, свадебный обряд — это единение супругов навеки, духовная связь продолжается за пределами земной жизни.

Четыре формы заключения браков существует согласно старинным традициям:
- сватовство (куда),
- умыкание без согласия девушки (тудуп апарган),
- кража невесты (качып апарганы),
- брак малолетних (баланы тойлогоны).

Все свадебные обряды взаимосвязаны с мировоззрением жителей Алтая, которое восходит далеким временам. Оно основывается на трех мирах – Верхнем мире, где обитают Небесные боги и духи, Среднем мире, где живут люди, обитают различные духи Земли-воды и Нижнем мире, где обитают Подземные боги.

В начале свадебного обряда закалывается овца или лошадь – животные с теплым дыханием (jылу тынышту). Важная деталь: количество животных, должно быть четным. К примеру, две овцы или одна лошадь и три овцы. Тогда как животные с холодным дыханием не закалываются, так как по преданиям этих животных создал Владыка Нижнего мира. Однако после завершения свадьбы, существует обряд Развязывания Занавеса новобрачных (Кöжöгö чечери). С этим обрядом связано закалывание козы – животного с холодным дыханием (соок тынышту).
v Далее проходит обряд закрепления магической ткани Илÿ Бöс (Илÿ Бöс илери). Он проходит во время Сватовства (Кудалаш). Илÿ Бöс – знак благополучия и счастливой семейной жизни молодоженов. Его вешают на почетном месте аила. Эта ткань является подношением Матери-Огню, Духам-Покровителям аила, и символом связи между Верхним, Средним и Нижним мирами.

Разместил: admin на 16/11/2020 (194 Прочтено)
(подробнее... | 5115 байтов еще | Всего: 0)

 ЭТНОКУЛЬТУРЫЕ УРОКИ "ЕДИНЕНИЕ СТИХИЙ ЗЕМЛИ И ВОДЫВ МИФОЛОГИИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ АЛТАЯ. ДУХ JЕР-СУУ

НовостиСерия этнокультурных уроков, проводимых на Алтае, была посвящена духам земли и воды. Школьникам рассказали, что коренные малочисленные народы Алтая поддерживают постоянный контакт с Духами-хозяевами природы. Согласно поверьям, они помогают человеку во всех сферах жизни. Те, кто сохраняют традиции, начинают свой день с поднесением чая духам. На Алтае верят, что в пути, поднявшись на перевал, нужно задобрить хозяев невидимых гор, долин, рек. Коренные жители Алтая с радостью наливают в чашку немного араки, молочной водки, и кропят им корни священных деревьев. Помимо кропления, подношение сопровождается бросанием кусочков пищи в огонь.
Согласно древним поверьям, всех духов-хозяев объединяет божество Jер-суу (варианты произношения Дьер-Суу, Йер-Суу, в переводе дух Земля-Вода). Оно обитает на высоких снежных хребтах Алтая.
Легенда гласит: “Ульгень сражался с баатыром (богатырем) Мангды-шире из-за их разногласий с Эрликом. Баатыр пронзил Эрлика в правое плечо железом и, приподняв, свергнул его с небес вниз. Следом слуги Эрлика, как град и дождь, посыпались вслед за ним и пали: иной в воду, и стал он су-ээзи (водяной), другой – на камень и стал таш-ээзи (хозяин камней), на гору – туу-ээзи (горный), в лес – агаш-ээзи (лесной), на дом – уг-ээзи (домовой), на скот – мал-ээзи, на ровную землю – йэр-ээзи, на зверей, рыб, птиц и на все живущее и существующее. Кто куда попал, тому и хозяин стал.”
Дьер-Суу олицетворяет слияние земли и воды.
Еще в мифологии древних тюрков начинается восходить культ Йер-су. Тюрки одними из первых почитали «ыдук Йер-Суб», что в переводе означает «священная земля — вода». Йерсу - Дьер-Суу - это главное божество среднего мира, которое покровительствует тюркам. В мифологии коренных жителей Алтая Jер-су — это высшие духи, добрые божества, покровительствующие людям. По одной из легенд, Йер-су 17 духов, они живут на снежных вершинах горных хребтов и у истоков рек. Самый могущественный из них — Йо-кан. По легенде, он обитает в самом центре земли, где расположен её пуп и растёт гигантская ель, которая своей верхушкой достигает дом Ульгеня.
В числе других почитаемых Йер-су Сё-кан и Темир-кан (сыновья Йо-кана), Талай-кан (или Яйик-кан), Адам-кан, Мордо-кан (или Абакан-кан), Алтай-кан, Киргиз-кан, Ябаш-кан, Едер-кан и др.
Согласно другому мифу, глава Йер-су — дух Гери-су. Он же ведает душами — зародышами детей, скота и таёжных животных.
Божество земли и воды почитаются высоко. Каждую весну и осень на берегу реки или на холме собирались все члены родовой группы, чтобы принести жертвы Йер-су (жер-суу) с просьбой оградить людей и скот от болезней и несчастий.
Духи-хозяева (ээзи) - это приравненные к божеству объекты живой природы, образы Земли и Воды, о которых говорят как о выс­ших духах.
Нужно отметить, что Дьер-Суу была также встречается в мифологии у древних тюрков восточной части Центральной Азии. Её олицетворение мы можем видеть в древнетюркских рунических памятниках.

Разместил: admin на 16/11/2020 (261 Прочтено)
(подробнее... | 4586 байтов еще | Всего: 0)

   Язык/Language
Выберете язык интерфейса:


   Наши публикации











Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.13 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com